Слушайте Даже у Нас на Азбуке Это Книга Есть ГДЕ В ПУХ И В ПРАХ КРИТИКУЕТЬСЯ ФИЛИОКВЕ _ НО АВТОР ВСЕ ТАК ВЫДЕЛИЛ ЭТОТ МОМЕНТ _
Предположение, что в δια τοΰ Yίοϋ всегда и везде содержится мысль
только о временном послании Св. Духа в мир для облагодетельствован™ тварей, ведет к
натяжкам736 при объяснении некоторых святоотеческих мест.
§ 1. Известно,
737 что патриарх Константинопольский
Григорий II Кипрский (1283—1289), несмотря на свой антагонизм против униониста Иоанна Векка,
считал решительно невозможным, чтобы свв. отцы понимали под εκλαμψις738 только временное воссияние Св. Духа чрез Сына.
§ 2. Также известно,
739 что и преосв. Сильвестр («Ответ православного на схему о Святом Духе». Киев, 1874. С. 72—75) признает, что св.
Григорий Нисский говорит (Contra Eunom. L. I//
Migne. PG. Т. 45. Col. 336D, 416C) о «
предвечном чрез Сына явлении Св. Духа в действительности» (έν τω δί αύτοΰ Yίοΰ πεφηνέναι, δί αύτοΰ μέν έκλάμπον),
740 об «обнаружении или выявлении уже готового, полученного Св. Духом от Отца бытия, и, если угодно, бытия, если можно так выразиться, представляемого с того мгновения вечности, с какого должен быть мыслим существующим Св. Дух», «о явлении Св. Духа «чрез Сына» безусловно, независимо от Его временного посольства в мир».
§ 3.
В «Определении православия святейшего и блаженнейшего Вселенского патриарха Тарасия» - как отцы Седьмого Вселенского собора назвали синодику св. Тарасия - δια τοΰ Yίοΰ стоит в таком контексте:741 «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия и Бога нашего, рожденного от Отца безвременно и вечно, καί εις τό Πνεΰμα τό αγιον, τό κύριον καί ζωοποιοΰν, τό έκ τοΰ Πατρός δί Yίοΰ έκπορευόμενον, и в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца чрез Сына исходящего, Бога истинного, - в Троицу единосущную, единочестную, единопрестольную, вечную, несозданную, Зиж-дительницу всех творений. Верую во едино начало,742 во едино божество и господство, во едино царство, во едину силу и власть, в трех Ипостасях нераздельно разделяемую и раздельно объединенную». ( прим мое Вот так вот На третьем Вселенском Соборе Кирилла Александрийского ругали за такие формулировки , а на 7 Вселенском Патриарх Констатинопольский читает символ Веры -через Сына и 4 Патриарха Подтверждают это Как Вера Православная и не кито уже не ругает)
Так как об отношении Сына Божия к миру в этом отделе не сказано ни одного слова (слова Константинопольского символа «Им же вся быша» в синодике
не приведены),
743 и о Воплощении говорится в следующем отделе, то, очевидно, мысль св. Тарасия держится здесь в пределах специального «богословия», θεολογία, имеет перед собой вечные и всегда настоящие отношения божественных Ипостасей.
§ 4. У св. Дамаскина
(Migne. PG. Т. 94. Col. 1512В. Dialog, contra Ма-nichaeos, ε᾿) на возражение манихея: «Как?! Разве, по-твоему, Бог не изменился, родив Сына и изведши Духа?» - дан такой ответ: Ουδαμώς· ού γάρ λέγω, μή ών πρότερσν Πατήρ, ύστερον γεγονε Πατήρ· άλλ᾿ αεί ήν εχων έξ έαυτοΰ τόν αύτσΰ Λόγον καί δια τοΰ Λόγου αύτοΰ έξ αύτοΰ τό Πνεύμα αύτοΰ έκπορευόμε-νον. «
Нисколько! Ибо я не говорю, что Бог, не будучи прежде Отцом, потом сделался Отцом, но Он всегда был (Отцом), имея из Себя Самого Свое Слово, и через Свое Слово исходящего из Него (Отца) Своего Духа».
744
Вся сила ответа здесь лежит в том, что эти отношения вечны, безначальны и потому неизменны.
§ 5. Настаивать, что слова προϊόν, έκλάμψαν, πεφηνός, προελθόν, не говоря уже об έκπορευόμενον, означают только временные отношения Св. Духа, значит ставить себя в безвыходное противоречие с тем фактом, что и у свв. отцев, и в церковных песнопениях этими терминами обозначается и довременное отношение Духа, иногда и Сына, к Богу Отцу.
а) Например, у св.
Григория Богослова (Migne. PG. Т. 36. Col. 348В. Orat. 39, п. 12): Πνεΰμα αγιον αληθώς τό Πνεΰμα, προϊόν μέν έκ τοΰ Πατρός, ούκ υίϊκώς δέ· ούδέ γάρ γεννητώς, άλλ᾿ έκπορευτώς. β) У него же: ίδιον δέ, Πατρός μέν ή άγεννησία, Yίοΰ δέ ή γέννησις, Πνεύματος δέ ή εκπεμψις. γ) У св.
Иоанна Дамаскина (Migne. PG. Т. 95. Col. 60. Epistola de hymno trisagio, n. 27): Πνεΰμα αγιον τό Πνεΰμα τό άγιον-έκ τοΰ Πατρός γάρ, διά τοΰ Yίοΰ καί Λόγου προϊόν, ούκ υίϊκώς δέ. Ср.:
Богородский Η. Μ. Указ. соч. С. 64, прим. 1. δ) У него же
(Migne. PG. Т. 94. Col. 816С. De fide orthodoxa. I, cap. 8): ό Yιός есть Μονογενής δέ, οτι μόνος έκ μόνου τοΰ Πατρός μόνως έγεννήθη. ε) У него же
(Migne. PG. Т. 96. Col. 833. Ирмос 4-й песни канона на Пятидесятницу):
745 «Αναξ άνάκτων οιος έξ οιμόνος Λόγος προελθών Πατρός έξ αναίτιου. Следует обратить внимание на точный параллелизм не терминологического προελθών в ε, и бесспорно терминологического, совершенно ясного έγεννήθη в δ.
746 ζ) У св.
Кирилла Александрийского (Migne. PG. Т. 76. Col. 1157АВ, 1160ВС. De recta fide ad Theodosium imp. nn. 16, 18): τοΰ πεφηνότος έκ Θεοΰ κατά φύσιν Yίοΰ, τουτέστι τοΰ Μονογενοΰς. τον αύτόν είναι καί Μονογενή πιστεύοντες καί πρωτότοκον Μονογενή μέν, ώς Θεοΰ Πατρός Λόγον καί έκ της ούσίας αύτοΰ πεφηνότα, πρωτότοκον δ᾿ αυ, καθό γέγονεν άνθρωπος. καί τοΰ έκ Θεοΰ Πατρός πεφηνότος Λόγου τον έκ Θεοΰ Λόγον νοήσομεν ενα καί τον αύτόν, φύσει μέν όντα Θεόν καί έξ αύτης πεφηνότα της ούσίας τοΰ Θεοΰ καί Πατρός· έν έσχάτοις δέ τοΰ αιώνος καιροΐς γενόμενον ανθρωπον. η) У св.
Григория Богослова (Migne. PG. Т. 36. Col. 141C. Oratio 31, n. 9): »Τί ουν έστι, φησίν (духоборец), δ λείπει τω Πνεύματι προς τό είναι Yίόν; Εί γάρ μή λεΐπόν τι ήν, Yιός άν ήν«. Ού λείπειν φαμέν· ούδέ γάρ έλλειπης Θεός· τό δέ της έκφάνσεως, ϊν᾿ ούτως ε᾿ίπω, ή της προς άλληλα σχέσεως διάφορον, διάφορον αύτών καί τήν κλήσιν πεποίηκεν.
http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Brilliantov/trudy-po-istorii-drevnej-tserkvi/13
Второй Журнал Электронный Православный Статья не помню кто написл Тоже Филюкове в Пух и Прах -Еретики Католики
Если историческая роль filioque представляется достаточно ясной,
то его богословская оценка затрудняется тем, что некоторые восточные отцы, в частности, св. Максим Исповедник, чьи слова были приведены выше, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский и св. Григорий Богослов, а также св.Иоанн Дамаскин допускали выражения, предполагавшие исхождение Св.Духа от Отца чрез Сына. Например, св. Иоанн Дамаскин писал “Бог … всегда был Отцом, имея из Себя Самого Свое Слово и чрез Свое Слово исходящего из Него Своего Духа”. В “Определении православия … патриарха Тарасия”, одобренном VII Вселенским Собором и папой Адрианом, говорится: “Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия … и в Духа Святаго, Господа животворящего, от Отца чрез Сына исходящего”.
Догматический смысл формулировки “чрез Сына” состоит в том, что такого рода исхождение Св. Духа “от Отца чрез Сына” отличается по своей природе от Его вневременного исхождения “от Отца”, в котором Он обретает Свое троическое бытие. Исхождение от Отца есть исхождение от Первопричины в пределах Св. Троицы, тогда как исхождение “чрез Сына”
понимается православным богословием как “энергийное сияние”, исхождение Св. Духа из пределов Св. Троицы для благодатного освящения мира.
Вот Как теперь нам Сказали что современное Богословие Толкует-что это под разумеваеться "Энергетическое Бытье" , а не сам Святой Дух исходить через Сына правда подчеркивают , -
богословская оценка затрудняется
http://www.pravmir.ru/uchenie-rimo-...-duxa-ne-tolko-ot-otca-no-i-ot-syna-filioque/
А где В этой Фразе у
Максима Исповедника исходить энергетическое Бытье - Св.
Максим Исповедник говорит: «По природе (jusei) Святой Дух в соответствии со своей сущностью (kat' ousian) сущностно (ousiodwV) исходит (ekporeuomenon) через рожденного Сына (di Uiou gennhqentoV)» ( (Вопросы к Фалассию», LXIII)"
Я боюсь что одни (Католики) извратили древне Православное учение от исхождение Святого Духа через Сына переделав его в ДВУХНАЧАЛИЕ - и от Сына,
а Вторые в борьбе с Католиками вместе с водой и вылели младенца и стали трактовать про "энергетическое бытье"- временном исхождение Святого Духа , а Сергей Калайда трактуя мне Григория Нисского ,где он говорить об Ипостаси трактует
Соединенный с Сыном, по связи несотворенности и по восприятию Своего бытия от Бога всего, Он в то же время отстоит от Него Своим личным свойством, именно — происходит от Отца не единородно (как Сын происходит от Отца) и тем, что Он является чрез Сына
.- Причем без Комментариев оставил тот ФАКТ как многт он знает Личных Ипостасных свойств Святого Духа ( - Я ЗНАЮ ОДГО ИСХОЖДЕНИЕ) и не прокометирова далее
происходит от Отца не единородно (как Сын происходит от Отца) и тем, что
Он является чрез Сына
Конечно Вот если Так идти , Хорошо что Вы мне не стали еще рассказывать -что под этим понимается Энергетическое Бытье