В
Виктор Михайлов
Guest
По обсуждаемой теме
Конечно большинство Святых Отцов равенство дней творения обычным дням чем-то самим собой разумеющимся, но св. Афанасий Великий http://simvol-veri.ru/xp/afanasiie-velikiie.-na-arian-slovo-vtoroe.html указывает, что "ни одно творение не старше другого", то есть весь Шестоднев - это единый и единственный творческий акт: "но в один день одним и тем же повелением все призваны в бытие" Скорее здесь речь идет о мгновенном творении, а не 24 часах.
Св. Ириней Леонский допускал допускал несколько различных вариантов толкований и пониманий слова «день» (Против ересей. Книга 5. Глава XXIII. 2) http://mystudies.narod.ru/library/i/irenaeus/5adv_haer/5ah23.htm
Св. Киприан Карфагенский считал, что день творения равен тысячи лет: "В мучении семь братьев были соединены так, как в божественном домостроительстве семь первых дней, содержащих семь тысяч лет,..." (св. Киприан Карфагенский. Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству Гл. XI.) http://pagez.ru/lsn/0143.php З Здесь он пишет о божественном домостроительстве, то есть о днях Творения – первых днях мира. И никто ему не возражал, значит у Отцов были различные мнения по данному вопросу.
Конечно, в пользу дня творения равного обычным дням можно рассматривать установление семидневной недели. Но согласно Библии не только каждый седьмой день, но и каждый седьмой год является субботним годом (Исх. 23:10–11; Лев. 25:1–7, 18–22; Втор. 15:1–11), а по истечении 7 субботних годов, т.е. по прошествии 49 лет необходимо было праздновать юбилейный год (Лев. 25:8-16,23-55; 27:16 и след.; Чис. 36:4). Праздник кущей необходимо было праздновать в седьмой - священный месяц (Лев. 23; 34-36). Значит, день творения вообще стал прообразом или первообразом семичастности времени в любых временных промежутках.
А многие святые, комментируя Шестоднев, критически относились к собственным возможностям его понять. Например, св. Феофил Антиохийский в Послание Автолику кн. 2 толковал Шестоднев в основном аллегорически, точнее, он видел в нем буквальность иного порялка. В частности он отмечал: "12. Этого семидневного творения никто из людей не может надлежащим образом объяснить, ни изобразить всего домостроительства Его, хотя бы имел тысячу уст и тысячу языков; даже хотя бы кто жил тысячу лет на этом свете и тогда не будет в состоянии об этом сказать что-нибудь достойным образом, по причине превосходного величия и по богатству премудрости Божией, присущей в этом шестидневном творении. Многие писатели, подражая сему, пытались рассказать творение мира, и хотя они пользовались этим пособием к объяснению создания мира и природы человеческой, однако, не сказали даже искры похожего на истину. Конечно то, что сказано вашими философами, историками и поэтами, по-видимому, достойно веры по изукрашенности их речи, но глупость и пустота их изложения обнаруживается из того, что у них много бредней, а истины не находится ни малейшей частицы, ибо и то, что, по-видимому, сказано ими справедливого, смешано с заблуждением. Как смертоносный яд, смешанный с медом или вином, делает все смешение вредным и негодным, так и их красноречие оказывается напрасным трудом или скорее – пагубою для тех, которые верят ему" http://azbyka.ru/otechnik/?Feofil_Antiohijskij/poslanie_k_avtoliku=2
И вообще Святых Отцов надо читать полностью, не вырывая ничего из контекста. И тогда понятно. Что не везде, где стоит слово «день» подразумеваются именно астрономические сутки в 24 часа. Блаж. Августин в своем труде «О книге Бытия» http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-knige-bytija/1_9 в книге 1-й главах с 9 по 17 тоже всестороннее рассматривает вопрос о днях Творения и пишет, почему они не могут быть астрономическими сутками. Итоги он подводит в 18 главе 1-й книги. В частности он пишет: «Главное, однако, мы не должны забывать, – о чем мы уже не раз говорили, – что Бог действует не во времени, не с помощью, если так можно выразиться, движений Своего духа или тела, как действуют ангелы и люди, а в вечных и неизменных идеях совечного Своего Слова и, я бы сказал, согреваниях Своего, также совечного, Духа Святого <…> Итак, не следует трактовать изречения Божий плотским образом, как сказанные во времени в течение каждого дня Божественных действий.».
И далее он продолжает: «Но когда речь идет о предметах таинственных и удаленных от нашего взора, то что бы мы умного об этом не прочли, что могло бы, подкрепленное одушевляющей нас спасительной верой, породить новые и новые мнения, мы не должны излишне твердо прилепляться к какому-нибудь из них, чтобы не рухнуть вместе с ним, если более тщательное исследование истины ниспровергнет его. Особенно же следует остерегаться, чтобы, ратуя за свое собственное мнение, мы не подменили им мнения Писания, желая при этом, чтобы наше мнение было и мнением Писания; напротив, мы должны желать, чтобы мнение Писания было и нашим мнением».
Причисленный к лику святых епископ Лука (Войно-Ясенецкий) в своем труде «Наука и религия» настаивает на том, что день Творения не равен 24 часам. Он обращает внимание и на то, что в Быт. 1:5 и Быт. 2:4 в подлиннике один день и все шесть дней творения обозначаются один и тем же словом http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/luka/luka_g03_2.html#s2
Священномученик Михаил Чельцов также писал: "Не мало способствовало уничтожению розни между наукой и религией и более проникновенное, осмысленное и духовное разъяснение и понимание многих мест Библии. Стоило только получше вчитаться в текст Библии о сотворении мира, как стало ясно, что Библия не дает оснований считать день творения за двадцатичетырехчасовой период времени, и рушилась стена между библейскими сказаниями и данными науки о неопределенно долгом периоде жизни Земли до появления человека". http://www.foma.ru/svyatyie-ob-evolyuczii.html
И это показывает, что длительность дней творения не является догматическим вопросом для Церкви. И тех, кто считает, что дни Творения не равны 24 часам, не считают еретиками, а некоторых даже причисли к лику святых. Спасение не зависит от знаний. Спастись могут и ничего не знающие младенцы. И у святых встречаются ошибочные мнения в области естествознания. Если, например, по поводу формы земли у них не было единого мнения (поскольку в Библии под землей подразумевается, как правило, не планета, а либо весь видимый вещественный мир, либо суша, континет, эйкумента, страна), то по поводу того, что земля неподвижна, как мининмум до Коперника писали практически все.
Конечно большинство Святых Отцов равенство дней творения обычным дням чем-то самим собой разумеющимся, но св. Афанасий Великий http://simvol-veri.ru/xp/afanasiie-velikiie.-na-arian-slovo-vtoroe.html указывает, что "ни одно творение не старше другого", то есть весь Шестоднев - это единый и единственный творческий акт: "но в один день одним и тем же повелением все призваны в бытие" Скорее здесь речь идет о мгновенном творении, а не 24 часах.
Св. Ириней Леонский допускал допускал несколько различных вариантов толкований и пониманий слова «день» (Против ересей. Книга 5. Глава XXIII. 2) http://mystudies.narod.ru/library/i/irenaeus/5adv_haer/5ah23.htm
Св. Киприан Карфагенский считал, что день творения равен тысячи лет: "В мучении семь братьев были соединены так, как в божественном домостроительстве семь первых дней, содержащих семь тысяч лет,..." (св. Киприан Карфагенский. Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству Гл. XI.) http://pagez.ru/lsn/0143.php З Здесь он пишет о божественном домостроительстве, то есть о днях Творения – первых днях мира. И никто ему не возражал, значит у Отцов были различные мнения по данному вопросу.
Конечно, в пользу дня творения равного обычным дням можно рассматривать установление семидневной недели. Но согласно Библии не только каждый седьмой день, но и каждый седьмой год является субботним годом (Исх. 23:10–11; Лев. 25:1–7, 18–22; Втор. 15:1–11), а по истечении 7 субботних годов, т.е. по прошествии 49 лет необходимо было праздновать юбилейный год (Лев. 25:8-16,23-55; 27:16 и след.; Чис. 36:4). Праздник кущей необходимо было праздновать в седьмой - священный месяц (Лев. 23; 34-36). Значит, день творения вообще стал прообразом или первообразом семичастности времени в любых временных промежутках.
А многие святые, комментируя Шестоднев, критически относились к собственным возможностям его понять. Например, св. Феофил Антиохийский в Послание Автолику кн. 2 толковал Шестоднев в основном аллегорически, точнее, он видел в нем буквальность иного порялка. В частности он отмечал: "12. Этого семидневного творения никто из людей не может надлежащим образом объяснить, ни изобразить всего домостроительства Его, хотя бы имел тысячу уст и тысячу языков; даже хотя бы кто жил тысячу лет на этом свете и тогда не будет в состоянии об этом сказать что-нибудь достойным образом, по причине превосходного величия и по богатству премудрости Божией, присущей в этом шестидневном творении. Многие писатели, подражая сему, пытались рассказать творение мира, и хотя они пользовались этим пособием к объяснению создания мира и природы человеческой, однако, не сказали даже искры похожего на истину. Конечно то, что сказано вашими философами, историками и поэтами, по-видимому, достойно веры по изукрашенности их речи, но глупость и пустота их изложения обнаруживается из того, что у них много бредней, а истины не находится ни малейшей частицы, ибо и то, что, по-видимому, сказано ими справедливого, смешано с заблуждением. Как смертоносный яд, смешанный с медом или вином, делает все смешение вредным и негодным, так и их красноречие оказывается напрасным трудом или скорее – пагубою для тех, которые верят ему" http://azbyka.ru/otechnik/?Feofil_Antiohijskij/poslanie_k_avtoliku=2
И вообще Святых Отцов надо читать полностью, не вырывая ничего из контекста. И тогда понятно. Что не везде, где стоит слово «день» подразумеваются именно астрономические сутки в 24 часа. Блаж. Августин в своем труде «О книге Бытия» http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-knige-bytija/1_9 в книге 1-й главах с 9 по 17 тоже всестороннее рассматривает вопрос о днях Творения и пишет, почему они не могут быть астрономическими сутками. Итоги он подводит в 18 главе 1-й книги. В частности он пишет: «Главное, однако, мы не должны забывать, – о чем мы уже не раз говорили, – что Бог действует не во времени, не с помощью, если так можно выразиться, движений Своего духа или тела, как действуют ангелы и люди, а в вечных и неизменных идеях совечного Своего Слова и, я бы сказал, согреваниях Своего, также совечного, Духа Святого <…> Итак, не следует трактовать изречения Божий плотским образом, как сказанные во времени в течение каждого дня Божественных действий.».
И далее он продолжает: «Но когда речь идет о предметах таинственных и удаленных от нашего взора, то что бы мы умного об этом не прочли, что могло бы, подкрепленное одушевляющей нас спасительной верой, породить новые и новые мнения, мы не должны излишне твердо прилепляться к какому-нибудь из них, чтобы не рухнуть вместе с ним, если более тщательное исследование истины ниспровергнет его. Особенно же следует остерегаться, чтобы, ратуя за свое собственное мнение, мы не подменили им мнения Писания, желая при этом, чтобы наше мнение было и мнением Писания; напротив, мы должны желать, чтобы мнение Писания было и нашим мнением».
Причисленный к лику святых епископ Лука (Войно-Ясенецкий) в своем труде «Наука и религия» настаивает на том, что день Творения не равен 24 часам. Он обращает внимание и на то, что в Быт. 1:5 и Быт. 2:4 в подлиннике один день и все шесть дней творения обозначаются один и тем же словом http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/luka/luka_g03_2.html#s2
Священномученик Михаил Чельцов также писал: "Не мало способствовало уничтожению розни между наукой и религией и более проникновенное, осмысленное и духовное разъяснение и понимание многих мест Библии. Стоило только получше вчитаться в текст Библии о сотворении мира, как стало ясно, что Библия не дает оснований считать день творения за двадцатичетырехчасовой период времени, и рушилась стена между библейскими сказаниями и данными науки о неопределенно долгом периоде жизни Земли до появления человека". http://www.foma.ru/svyatyie-ob-evolyuczii.html
И это показывает, что длительность дней творения не является догматическим вопросом для Церкви. И тех, кто считает, что дни Творения не равны 24 часам, не считают еретиками, а некоторых даже причисли к лику святых. Спасение не зависит от знаний. Спастись могут и ничего не знающие младенцы. И у святых встречаются ошибочные мнения в области естествознания. Если, например, по поводу формы земли у них не было единого мнения (поскольку в Библии под землей подразумевается, как правило, не планета, а либо весь видимый вещественный мир, либо суша, континет, эйкумента, страна), то по поводу того, что земля неподвижна, как мининмум до Коперника писали практически все.
Последнее редактирование модератором: