Сразу отмечу. Я не «гружу» людей догматами, не комментирую символ веры, не рассказываю через какое плечо свечи передавать и т.п. Как я понял с годами, это всё контрпродуктивно.
Мы «жуем» эти 2 часа всего одну фразу Спасителя – «Кто будет веровать, и креститься, спасен будет»
Стараемся осмыслить эти три понятия - вера, спасение и крещение.
Для современного человека главную ценность представляют две вещи - практическая польза и здоровье. Это нужно использовать.
Начинаю говорить о вере с самого близкого для слушателей – с их личной, семейной жизни, с воспитания их детей.
Этот блок беседы выглядит примерно так:
«Нормальные люди стараются создать семью, чтобы родить и воспитать детей умными, добрыми, заботливыми. Как этого добиться?
Раньше государство помогало в воспитании добрых качеств у детей, а сегодня «наставниками» молодежи стали интернет, телевизор с «Домом 2», реклама и прочая «попса».
В результате такого «воспитания» мы получим эгоистов, которые легко нас сдадут в дом престарелых, потому что мы им будем мешать «брать от жизни всё» и «не дать себе засохнуть»! И только вера в Бога может помочь воспитать доброго человека.
Нужно сделать акцент на то, что верующий человек, имея с детства навыки послушания, терпения, самоограничения и самодисциплины, способен воздержаться от необдуманных поступков, тем самых сохранить свою семью от измены и предательства.
В последнее время, говоря о вере, я еще добавляю два момента:
1. Можно ли себя считать культурным человеком вне Христианской религии, если вся наша Европейская и Российская классическая культура - лучшие её образцы "замешаны" на Христианстве.
Можно ли считать себя культурным человеком ни разу не прочитав Евангелие? (так, задевая самолюбие людей, провоцирую их на чтение Евангелия и интерес к Церковной культуре)
2. Как настоящая Церковная вера с её литургической жизнью, с подготовкой к исповеди, таинствами, борьбой со страстями приводит к познанию своей души, движению помыслов, чувств и желаний.
А поскольку мы люди все примерно одинаковы в этом смысле, то самопознание ведет и к познанию других людей.
Что, во-первых, помогает общению и вовремя дать верный и нужный совет ближнему, если он к тебе обратился за ним, а во-вторых, самому уберечься от недоброго, заранее понимая тайные намерения недруга.
Короче, подвожу людей к мысли, что верить «всяко» полезнее, чем не верить. Ведь, повторюсь, современный человек прислушивается только к тому, что ему полезно.
Но потом отметить, что главный результат веры это спасение бессмертной человеческой души и только правильная вера приводит человека к спасению.
Кратко раскрываю основные понятия о Боге, увязывая их с нашей жизнью (неременно всё надо корреспондировать с нашей жизнью)
Например, для иллюстрации единства Троицы достаточно привести пусть и детский, но понятный и наглядный аналог: как от Солнца рождаются лучи, и исходит тепло, так Отца рождается Сын и исходит Дух Святой.
Но главное подчеркнуть, что для христиан Бог — это не безликая космическая энергия, а наш Небесный Отец. Поэтому все свои отношения мы должны строить с Богом только так - как дети с Отцом
И мы опять возвращаемся к словам Христа: «Кто будет веровать, и креститься, спасен будет».
Это требуется, чтобы выяснить несколько важных вопросов :
– от чего нам нужно спасаться;
- откуда взялись зло и грех;
- в чем заключается первородный грех;
- каковы его последствия;
Ключевые моменты тут такие:
- В результате отпадения от Бога наших прародителей повредилась человеческая природа;
- Мы все стали страстными, тленными, смертными и не своими силами спастись не можем.
Кто и как нас спасет?
На этом «интригующем» вопросе заканчивается первая беседа.
Вторая беседа начинается с краткого напоминания первой беседы и далее:
Кто такой Христос и как Он нас спасает.
Раскрываем, как Господь соделывает наше исцеление и спасение через воплощение, страдания, смерть на Кресте и воскресение.
И подвожу заключительному блоку беседы, что спасенная человеческая природа во Христе доступна и нам через Таинство Крещения.
Делая упор на то, что Крещение не магический обряд, автоматически спасающий человека, что для принятия Крещения необходимы вера и покаяние.
Привожу и раскрываю слова прп.
Симеона Нового Богослова: «Уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних своих грехах и очищается от них в таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы. и пребывает в нем как семя»
Основанием для крещения младенцев является вера их родителей и крестных.
Но когда ребенок повзрослеет, его нужно духовно просветить и воспитывать в Православной вере.
Говорю об обязанности и ответственности крестных и родителей.
В контекстах крещальных обетов.
В необходимости их «актуализировать», когда чадо подрастет.
"Пугаю", если нарушите обет верности Христу, выпадете из ограды Его Церкви. И тогда сатана припомнит вам, как вы ругались и плевали на него…
Еще от прп. Симеона» «…с продолжением времени, они (дети), мало-помалу, изменяются и переходят на сторону худа, и Благодать Святого Крещения в иных погасает и совсем теряется"
Слушатели опять задумываются и не хотят, чтобы Крещение их детей совсем потерялось.
Для взрослых крещаемых сказать, что после Крещения у них начинается новая жизнь и надо постараться воздерживаться от грехов.
Можно привести им сравнение –
что до Крещения в душе человека бесчинствовали злые духи как грабители, а сам хозяин лежал связанный, подвергаясь всяческому насилию и оскорблениям.
А после Крещения демоны изгнаны из души.
И человеку легче с ними бороться, имея возможность укрепить входы в дом своей души Благодатью Св. Духа.
Но если после Крещения, человек будет продолжать нагло грешить, то тем самым он откроет все входы для демонов и они, вернувшись, каждый приведет с собой еще семь злейших себя. И как написано в Евангелии «и бывает для человека того последнее хуже первого
Но если, случаются падения в грех по немощи и неведению, то отчаиваться не следует.
Церковь, как чадолюбивая Мать, предвидя это, установила Таинство Покаяния и те люди, которые искренне приступают к нему, получают прощение грехов и крещальную чистоту души.
Беседа заканчивается еще раз напоминанием об ответственности крестных и родителей перед Богом за духовное воспитание своих детей.