Кате­хи­за­ция

См. раздел КАТЕ­ХИ­ЗА­ЦИЯ

***

Катехиза́ция (от греч. слова кате­хи­зис – κατήχησις — (кате­хи­зис (кати­хи­зис)) — кате­хи­зис (от греч κατηχέω (кате­хео (кати­хео)) — настав­лять, огла­шать) — 1) настав­ле­ние в осно­вах пра­во­слав­ной веры лиц, гото­вя­щихся при­нять Кре­ще­ние; 2) настав­ле­ние лиц, уже при­няв­ших Кре­ще­ние и явля­ю­щихся чле­нами Церкви, в исти­нах пра­во­слав­ной веры (под­ра­зу­ме­вает более глу­бо­кое изу­че­ние основ веры). Кате­хи­за­ция – это обу­че­ние исти­нам пра­во­слав­ной веры и порядку цер­ков­ной жизни. Целью кате­хи­за­ции явля­ется воцер­ко­в­ле­ние – при­об­ще­ние людей к хри­сти­ан­ской бого­угод­ной жизни.

При целост­ном взгляде и под­ходе к кате­хи­за­ции можно выде­лить несколько вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щих её раз­де­лов.

а) при­об­ще­ние огла­ша­е­мых лиц, (гото­вя­щихся к созна­тель­ному при­ня­тию Кре­ще­ния) к хри­сти­ан­скому веро­учи­тель­ному знанию б) при­об­ще­ние к опыту цер­ков­ной жизни (молит­венно-евха­ри­сти­че­ская жизнь, духов­ное руко­вод­ство, пост, духов­ное чтение, мило­стыня);

в) как дея­тель­ная общин­но­устро­и­тель­ная жизнь на Цер­ков­ном при­ходе;

г) как соб­ствен­ная духовно-нрав­ствен­ная жизнь в цер­ков­ном укладе.

Все кано­ни­че­ские нормы Пра­во­слав­ной Церкви, каса­ю­щи­еся под­го­товки к таин­ству Кре­ще­ния, гово­рят о важ­но­сти изу­че­ния веры (2 пр. I Вс. Собора, 45и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, пра­ви­лами преду­смот­рено испы­та­ние пра­виль­но­сти усво­е­ния веры и искрен­но­сти жела­ний тех, кто наме­ре­ва­ется при­нять Кре­ще­ние (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также пред­пи­сы­вают ново­об­ра­щен­ным пре­бы­вать в Церкви и слу­шать поуче­ния (7 пр. II Вс. Собора).

Поня­тие «кате­хи­за­ция» по своему смыслу близко к поня­тию «огла­ше­ние». Его часто исполь­зуют как сино­ним огла­ше­ния. Однако надо пом­нить, что сего­дня смысл кате­хи­за­ции зна­чи­тельно шире, чем смысл катеху­ме­ната или огла­ше­ния в древ­ней Церкви, где прак­тика настав­ле­ния в вере имела опре­де­лен­ные осо­бен­но­сти, выте­ка­ю­щие из исто­ри­че­ского поло­же­ния Церкви:

  • в древ­ней Церкви огла­ше­ние было пре­иму­ще­ственно устным нази­да­нием, а сего­дня для настав­ле­ния ново­на­чаль­ных исполь­зуют кате­хи­зи­че­скую лите­ра­туру, в кото­рой систе­ма­ти­че­ски рас­кры­ва­ются основы хри­сти­ан­ского веро­уче­ния;
  • в древ­ней Церкви огла­ше­ние про­из­во­ди­лось только над хри­сти­а­ни­ном, жела­ю­щим при­нять кре­ще­ние, а сего­дня кате­хи­зи­че­ская работа может вестись с любым чело­ве­ком, жела­ю­щим изу­чить основы хри­сти­ан­ства;
  • в древ­ней Церкви огла­ше­ние («при­ня­тие в катеху­ме­нат») озна­чало при­ня­тие хри­сти­ан­ства, было первой сту­пе­нью в духов­ном ста­нов­ле­нии хри­сти­а­нина, веду­щей ко второй сту­пени – кре­ще­нию, а сего­дня  кате­хи­зи­че­ская работа ведется с кре­щен­ными и некре­ще­ными людьми, кото­рые могут отно­ситься как веру­ю­щим хри­сти­а­нам, так и к ищущим позна­ния Бога.

Такое раз­ли­чие вызвано тем, что жизнь древ­ней Церкви про­ис­хо­дила среди гоне­ний и огла­ше­ние часто слу­жило не только при­го­тов­ле­нием ко кре­ще­нию и уча­стию в евха­ри­стии, но и при­го­тов­ле­нием к подвигу муче­ни­че­ства и испо­вед­ни­че­ства.

В тоже время совре­мен­ная прак­тика кате­хи­за­ции сохра­няет пре­ем­ствен­ность с прак­ти­кой огла­ше­ния в древ­ней Церкви, ибо служит одним и тем же зада­чам науче­ния в вере. Поэтому совре­мен­ную прак­тику кате­хи­за­ции можно рас­смат­ри­вать как огла­ше­ние в иной исто­ри­че­ской ситу­а­ции.

***

Вве­де­ние в основы кате­хи­за­ции

про­то­и­е­рей Алек­сандр Зеле­ненко,
пред­се­да­тель Епар­хи­аль­ного Отдела рели­ги­оз­ного
обра­зо­ва­ния и духов­ного про­све­ще­ния СПб Епар­хии

Поня­тие о кате­хи­за­ции

Слово «кате­хи­за­ция» воз­никло от гре­че­ского слова «кате­хи­зис», про­ис­хо­дя­щего от гре­че­ского гла­гола katecheo, что значит «гово­рить кому-то», «устно настав­лять», «огла­шать». Выра­же­ние это пер­во­на­чально озна­чало «воз­ве­щать с воз­вы­шен­ного места» (лат. ex alto), а также «про­из­во­дить эхо, вызы­вать отклик» (kate – «с горы», есhеo«зву­чать, раз­да­ваться, гре­меть»).

Более позд­нее зна­че­ние – «настав­лять» (голос учи­теля явля­ется как бы осо­знан­ным откли­ком на вопрос уче­ника, а ответ уче­ника – откли­ком на слова учи­теля). Именно во встрече или диа­логе, заклю­ча­ется смысл слова «кате­хи­за­ция». Такое зна­че­ние поня­тия «кате­хи­за­ция» сле­дует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому кате­хи­за­ция осу­ществ­ля­ется в виде диа­лога, собе­се­до­ва­ния.

В XIX веке свя­ти­те­лем Фила­ре­том, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским был состав­лен Кате­хи­зис – учеб­ное посо­бие, содер­жа­щее свод веро­учи­тель­ных истин, поня­тий и опре­де­ле­ний для настав­ле­ния в пра­во­слав­ной вере в форме вопро­сов и отве­тов.

Поэтому, Кате­хи­зис это веро­учи­тель­ное содер­жа­ние того, что нужно гово­рить при настав­ле­нии в вере, а кате­хи­за­ция – это мето­дика того, кому и как гово­рить; это обу­че­ние исти­нам пра­во­слав­ной веры и чину цер­ков­ной жизни для уго­жде­ния Богу и спа­се­ния души.

Кате­хи­за­ция (в узком смысле) – это про­ве­де­ние огла­си­тель­ных бесед по осно­вам веры с людьми, гото­вя­щи­мися при­нять святое Кре­ще­ние.

Кате­хи­за­ция (в широ­ком смысле) – это осу­ществ­ле­ние от лица Пра­во­слав­ной Церкви духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти в раз­лич­ных слоях обще­ства с целью при­об­ще­ния людей к нормам хри­сти­ан­ской жизни, кото­рые даны нам Твор­цом.

Кате­хи­за­тор – это спе­ци­а­лист, полу­чив­ший систе­ма­ти­че­ское бого­слов­ское обра­зо­ва­ние, необ­хо­ди­мые умения, навыки и пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние для про­ве­де­ния на своём уровне духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти.

Катеху­мен (katechemenos – «настав­ля­е­мый, поуча­е­мый»– в нашем кон­тек­сте, чело­век, кото­рого «настав­ляют» в исти­нах веры и в пра­ви­лах хри­сти­ан­ского образа жизни. В древ­но­сти слово «катеху­мен», отно­си­лось, прежде всего, к тем, кто гото­вился при­нять кре­ще­ние, согласно запо­веди Христа.

Катеху­ме­на­том в древ­ней Церкви назы­ва­лась система огла­си­тель­ной под­го­товки кан­ди­да­тов к при­ня­тию Кре­ще­ния и поэтап­ного вхож­де­ния в общин­но­устро­и­тель­ную жизнь Церкви с соот­вет­ству­ю­щей мето­ди­кой пере­дачи кате­хи­зи­че­ского знания и цер­ков­ного опыта.

Цель и задачи кате­хи­за­ции

Целью кате­хи­за­ции явля­ется воцер­ко­в­ле­ние – при­об­ще­ние людей к хри­сти­ан­ской бого­угод­ной жизни по запо­ве­дям в лоне святой Церкви. Цер­ковь есть сокро­вищ­ница, в кото­рой содер­жится вся пол­нота жизни, неоску­де­ва­е­мый источ­ник всех благ и нашего спа­се­ния.

Под воцер­ко­в­ле­нием разу­ме­ется не набор знаний и раз­лич­ных цер­ков­ных внеш­них дей­ствий, а реаль­ное пре­об­ра­же­ние духа, нрава, отно­ше­ний и образа жизни чело­века сооб­разно Еван­гель­скому образу лич­но­сти Иисуса Христа.

Воцер­ко­вить – значит ввести в орга­низм Церкви, усво­ить чело­века бла­го­дат­ному духу жизни Церкви, помочь обре­сти нрав­ствен­ные и духов­ные связи с осталь­ными людьми цер­ков­ной общины, сде­латься хри­сто­выми по своему духу, нраву, отно­ше­ниям, и через это – живой кле­точ­кой бого­че­ло­ве­че­ского орга­низма Хри­сто­вой Церкви.

Можно про­ве­сти срав­ни­тель­ные парал­лели, откры­ва­ю­щие нам смысл и высо­кое назна­че­ние Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каж­дого из нас фор­ми­ро­ва­лось наше тело и зачи­на­лась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Кото­рой мы вошли от купели Кре­ще­ния, в тече­ние всей земной жизни под Её води­тель­ством должно идти фор­ми­ро­ва­ние, а точнее «вызре­ва­ние» души для буду­щей жизни – жизни вечной.

Цер­ковно-при­ход­ская община имеет в себе четыре важ­ней­ших свой­ства Церкви, бла­го­даря кото­рым она и при­над­ле­жит ей: един­ство, свя­тость, собор­ность и апо­столь­ность.

Един­ство – целост­ность лич­но­сти и непо­ко­ле­би­мость в испо­ве­да­нии веры в Бога и Цер­ковь;

Свя­тость – хра­не­ние цело­муд­рен­но­сти (нрав­ствен­ной чистоты и непо­роч­но­сти) и бла­го­че­стия (хри­сти­ан­ской чести, досто­ин­ства, чест­но­сти и бого­бо­яз­нен­но­сти) в отно­ше­ниях, пове­де­нии и жизни.

Собор­ность – еди­но­мыс­лие и еди­но­ду­шие цер­ков­ной общ­но­сти в испо­ве­да­нии, делах и слу­же­нии.

Апо­столь­ность – сора­бот­ни­че­ство Христу в рас­про­стра­не­нии веры и сви­де­тель­ство­ва­нии бого­угод­ной хри­сти­ан­ской жизни в окру­жа­ю­щем мире.

Таким обра­зом, воцер­ко­вить – значит ввести в жизнь цер­ков­ной общины, дабы усво­иться свой­ствам цер­ков­ного орга­низма, стать их носи­те­лем.

Это дости­жимо лишь при реше­нии целого ряда задач, а именно:

  • помочь обре­сти Еван­ге­лие как книгу жизни и в свете его при­нять Пре­да­ния Пра­во­слав­ной Церкви, идущее от апо­столь­ских времен и святых отцов;
  • помочь обре­сти хри­сти­ан­ское веро­уче­ние и миро­воз­зре­ние, осно­ван­ное на Свя­щен­ном Писа­нии и дог­ма­ти­че­ских осно­вах Пра­во­сла­вия, нахо­дя­щихся, прежде всего, в Сим­воле Веры;
  • помочь обре­сти базо­вые знания о цер­ков­ной жизни и при­зна­ние того, что жизнь хри­сти­а­нина при­звана нахо­диться в рамках кано­ни­че­ских правил и цер­ков­ной дис­ци­плины;
  • спо­соб­ство­вать воцер­ко­в­ле­нию, как поэтап­ному вхож­де­нию в прак­ти­че­ское осво­е­ние чина цер­ков­ной жизни;
  • спо­соб­ство­вать при­об­ще­нию к Евха­ри­сти­че­ской жизни общины с при­зна­нием того, что цен­тром всей жизни пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина явля­ется Евха­ри­стия;
  • помочь при­нять иерар­хи­че­скую струк­туру Церкви;
  • помочь обре­сти личную духов­ную жизнь под пас­тыр­ским руко­вод­ством и свое место в посиль­ном слу­же­нии Церкви;
  • помочь чело­веку взять ответ­ствен­ность перед Богом и Цер­ко­вью за цер­ков­ную жизнь, как форму, в кото­рой может раз­виться и вырасти личное бла­го­че­стие.

При целост­ном взгляде, про­цесс воцер­ко­в­ле­ния посред­ством кате­хи­за­ции, вклю­чает в себя:

а) при­об­ще­ние чело­века к цер­ков­ному веро­учи­тель­ному знанию, спо­соб­ству­ю­щему воцер­ко­в­ле­нию его созна­ния и жизни;

б) при­об­ще­ние к опыту цер­ковно-устав­ной дис­ци­плины и молит­венно-евха­ри­сти­че­ской бого­слу­жеб­ной жизни, более всего спо­соб­ству­ю­щему пре­об­ра­же­нию чело­ве­че­ского духа в срод­ность Хри­стову духу: «…Если кто Духа Хри­стова не имеет, тот и не Его…» (Рим. 8:9);

в) духов­ное руко­вод­ство, помо­га­ю­щее хри­сти­ан­скому совер­шен­ство­ва­нию в доб­ро­де­тели и отсе­че­нию своей при­страст­ной воли, пре­одо­ле­нию само­уго­дия, само­лю­бия, свое­нра­вия, само­чи­ния, само­ра­зу­ме­ния и свое­ко­ры­стия;

г) соб­ствен­ную духовно-нрав­ствен­ную, аске­ти­че­скую жизнь (молитва, пост и мило­стыня) в своей семье, в цер­ков­ном укладе;

д) дея­тель­ную общин­но­устро­и­тель­ную жизнь на Цер­ков­ном при­ходе, спо­соб­ству­ю­щую обре­те­нию нрав­ствен­ных и духов­ных связей и брат­ских отно­ше­ний, образ­цом кото­рых явля­ются отно­ше­ния пер­во­хри­сти­ан­ской общины в еван­гель­ском духе (Деян. 2:42–47).

Таким обра­зом, в наше время под кате­хи­за­цией необ­хо­димо пони­мать работу по содей­ствию в воцер­ко­в­ле­нии тех, кто принял реше­ние стать цер­ков­ным чело­ве­ком и вести бла­го­че­сти­вый хри­сти­ан­ский образ жизни. Кате­хи­за­ция при­звана побуж­дать чело­века к осо­знан­ной цер­ков­ной жизни в том слу­же­нии, к кото­рому чело­век при­зван, к чему имеет дар от Бога (врач, учи­тель, руко­во­ди­тель, вос­пи­та­тель, свя­щен­ник, монах, и т.д.) (1Кор. 7:20).

Пло­дами кате­хи­за­ции явля­ются позна­ние цер­ков­ного веро­уче­ния, обре­те­ние пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния и созна­тель­ное вхож­де­ние в жизнь Церкви, регу­ляр­ное уча­стие в ее таин­ствах и, прежде всего, в святой Евха­ри­стии.

Кроме того, важ­ней­шей состав­ля­ю­щей под­лин­ной цер­ков­но­сти явля­ется духовно-нрав­ствен­ная, бого­угод­ная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто гово­рит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3:19–20).

Для при­не­се­ния плода более всего не хва­тает нам сего­дня при­ме­ров пра­вед­ной жизни. О пре­ве­ли­кой важ­но­сти этого в свое время гово­рил свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Ни Кре­ще­ние, ни отпу­ще­ние грехов, ни знание, ни при­ча­стие Таинств, ни свя­щен­ная Тра­пеза, ни при­ня­тие Тела, ни при­ча­стие Крови, ничто другое из этого не в состо­я­нии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и уди­ви­тель­ной, и сво­бод­ной от вся­кого греха».

Назна­че­ние и место кате­хи­за­тор­ского слу­же­ния.

Каждое из четы­рех основ­ных видов цер­ков­ного слу­же­ния (мис­си­о­нер­ское, кате­хи­за­тор­ское, учи­тель­ное и пас­тыр­ское) имеет своё место в цер­ков­ной жизни, свою направ­лен­ность, назна­че­ние и содер­жа­ние.

Мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность при­звана про­бу­дить в чело­веке веру, обра­тить ко Христу и Его Церкви.

Кате­хи­за­тор­ская дея­тель­ность направ­лена на воцер­ко­в­ле­ние, как вве­де­ние через огла­ше­ние и Кре­ще­ние в лоно святой Церкви, и даль­ней­шее при­об­ще­ние ко всем сферам цер­ковно-общин­ной жизни.

Дело цер­ков­ного педа­гога, зако­но­учи­теля заклю­ча­ется пре­иму­ще­ственно в том, чтобы пре­по­дать пред­мет­ное содер­жа­ние цер­ков­ного веро­уче­ния и основы хри­сти­ан­ского миро­воз­зре­ния.

Дело же пас­тыря уни­вер­сально и более ответ­ственно – зало­жить основу духовно-цер­ков­ной жизни и верно руко­вод­ство­вать пасо­мых в устро­е­нии, под­дер­жа­нии и совер­шен­ство­ва­нии духов­ной жизни во спа­се­ние, в лоне святой Церкви.

В каком состо­я­нии ока­зы­ва­ется чело­век, кре­стив­шийся без огла­ше­ния?

Чело­век, кре­щён­ный без огла­ше­ния (то есть без пред­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции), не знает суще­ства своей веры, цер­ков­ного веро­уче­ния, пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния!

Знать свою веру (хотя бы в объёме Сим­вола веры и Закона Божьего) и обре­тать жизнь по вере, кото­рую принял кре­стив­шийся чело­век, явля­ется его свя­щен­ным долгом и хри­сти­ан­ским при­зва­нием. Только зна­ю­щий спо­со­бен ценить, любить, хра­нить, пре­умно­жать и пере­да­вать другим это сокро­вище. Уте­рять пре­ем­ство веры не про­сти­тельно, ибо без веры невоз­можно уго­дить Богу и спа­стись! (Евр. 11:6), (Мк. 16:16).

Такой чело­век не знает:

  • сущ­но­сти и содер­жа­ния кре­щаль­ного обета, и тех обя­зан­но­стей, кото­рые на него воз­ла­гает от купели Кре­ще­ния святая Цер­ковь;
  • что он обрёл теперь Ангела Хра­ни­теля и небес­ного покро­ви­теля, в лице одно­имён­ного, про­слав­лен­ного Цер­ко­вью свя­того;
  • Боже­ствен­ной при­роды Церкви и Её бого­слу­жеб­ного чина и пред­на­зна­че­ния;
  • какая ответ­ствен­ность воз­ла­га­ется на него как хри­сти­а­нина и члена Церкви;
  • почему необ­хо­димо молиться, какие молитвы читать, когда и сколько;
  • какую духов­ную лите­ра­туру читать и в какой после­до­ва­тель­но­сти;
  • с какой регу­ляр­но­стью посе­щать храм, как пра­вильно поститься;
  • почему важно иметь духов­ное руко­вод­ство в лице свя­щен­но­слу­жи­теля и как обре­сти духов­ника;
  • как пра­вильно гото­виться к святым Таин­ствам Испо­веди и При­ча­ще­ния, и как часто к ним при­сту­пать;
  • как вести себя и стро­ить отно­ше­ния с людьми неве­ру­ю­щими (в семье, с род­ствен­ни­ками, на работе);
  • в чём отли­чие Пра­во­сла­вия от других ино­слав­ных кон­фес­сий, ино­вер­ных испо­ве­да­ний и сект.

Важ­ней­шим пока­за­те­лем готов­но­сти к Кре­ще­нию явля­ется пони­ма­ние основ духов­ной жизни, выра­жен­ное в кон­крет­ных зна­ниях. Кано­ни­че­ские источ­ники наста­и­вают также на изу­че­нии веры как сред­стве про­фи­лак­тики укло­не­ния в ереси.

Кре­стить без пред­ва­ри­тель­ной кате­хи­за­ции (за исклю­че­нием особых слу­чаев) запре­щено 78 пра­ви­лом VI Все­лен­ского, и 46 пра­ви­лом Лаоди­кий­ского Собо­ров.

Усло­вия при­ня­тия Кре­ще­ния и вхож­де­ния в цер­ков­ную жизнь.

Согласно древ­не­цер­ков­ной прак­тике, опи­ра­ю­щейся на Ново­за­вет­ное Откро­ве­ние и цер­ков­ное Пре­да­ние, к уве­ро­вав­шим во Христа людям и жела­ю­щим кре­ститься предъ­яв­лялся ряд непре­лож­ных усло­вий и тре­бо­ва­ний. Пять глав­ных из них можно особо выде­лить:

  1. Вера, согласно пра­во­слав­ному Сим­волу веры.
  2. Доб­ро­воль­ное и созна­тель­ное жела­ние кре­ститься.
  3. Пони­ма­ние истин веры (дог­ма­тов) в цер­ков­ном духе.
  4. Пока­я­ние за про­шлую гре­хов­ную жизнь.
  5. Усер­дие в прак­ти­че­ских делах веры.

От тех же, кто совер­шает Кре­ще­ние, тре­бу­ется сугу­бая забота об огла­ша­е­мых, выра­жен­ная в молитве за них в чине Литур­гии, в тща­тель­ном науче­нии исти­нам веры и пред­ва­ри­тель­ном испы­та­нии их веры перед Кре­ще­нием.

Не следуя в этом вопросе Цер­ков­ному авто­ри­тету и чину, крестя без долж­ного огла­ше­ния, мы духовно порож­даем заве­домо нецер­ков­ных, «номи­наль­ных хри­стиан», лишён­ных жиз­ненно важных знаний и духов­ных ори­ен­ти­ров.

Кре­ще­ние, поис­тине, должно стать «не плот­ской нечи­стоты омы­тием, но обе­ща­нием Богу доброй сове­сти» (1Петр. 3:21).

Глав­ным делом Церкви на Земле всегда было откры­тие Благой вести о Христе и руко­вод­ство хри­стиан в обре­те­ние бого­угод­ной жизни во спа­се­ние.

Итак, лишь верно следуя запо­ве­дан­ным Богом, Цер­ко­вью и ука­зан­ным их авто­ри­те­том усло­виям в деле кате­хи­за­ции, пре­одо­ле­вая име­ю­щи­еся труд­но­сти, мы будем на спа­сен­ном пути.

Санкт–Петербургская епар­хия, отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и духов­ного про­све­ще­ния. Епар­хи­аль­ная кон­фе­рен­ция Насущ­ные вопросы кате­хи­за­ции: Тра­ди­ции и совре­мен­ность.

***

См. ОГЛА­ШЕ­НИЕ, ОГЛА­ШЕН­НЫЕ, МИС­СИ­О­НЕР­СТВО

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки