1) Если не создал как обещал, то и обманул. А Бог не может обманывать. Следовательно создал по образу и подобию, можете не сомневаться.
2) Не всегда, а после грехопадения.
3) Синергия термин туманный и похоже католический. Православные знают, что Бог виной всяческим, что Всё от Бога, через Него и Им. А человек немощен ни служить, ни работать Богу.
Это Бог всем служит и всем работает, дая всем и жизнь, и дыхание, и всё.
4) Отпали от Бога не потому что не были подобными, а потому что сами этого захотели. Так и святые согрешали по семь раз на день, оставляя молитву, увлекаясь помыслами и отпадая от подобия.
http://bible.optina.ru/old:gen:01:27
Свт. Василий Великий
«И создал Бог человека; по образу Божиему создал его»… Почему не сказано: «И создал Бог человека по образу Божиему и по подобию». Что же, Создающий бессилен? — Нечестивая мысль! Что же, Устроитель раскаялся? Рассуждение еще более нечестивое! Или Он сначала сказал, а потом переменил мнение? — Нет! Писание не говорит этого; Творец не бессилен и решение не было пустым. Так какой же смысл в умолчании?
«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. Тем, что зависит от нашей воли, мы распоряжаемся в полную силу; добываем же мы это себе благодаря своей энергии. Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно:
«Сотворим» и
«по подобию», если бы нам не была дарована возможность стать
«по подобию», то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божиего. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение, чтобы мы не были инертными вещами, подобно портретам, созданным рукой художника, чтобы плоды нашего уподобления не принесли похвалы кому-нибудь другому. В самом деле, когда видишь портрет, в точности передающий модель, то не портрету воздаешь хвалу, а художником восхищаешься. Итак, чтобы восхищение относилось ко мне, а не к кому-то другому, Он предоставил мне самому позаботиться о достижении подобия Божиего. Ведь,
«по образу» я обладаю бытием существа разумного,
«по подобию» же я делаюсь, становясь христианином...
Таким образом, ты обладаешь тем, что
«по образу», будучи (существом) разумным,
«по подобию» же становишься, стяжевая благость.
… Если бы Он создал тебя и
«по подобию», то в чем была бы твоя заслуга? Ради чего ты увенчан? Если бы Создатель все тебе даровал, то как бы открылось тебе Царство Небесное? И вот одно тебе дано, а другое оставлено незавершенным, дабы ты совершенствовался и стал достойным исходящего от Бога воздаяния.
Лопухин А.П.
Обращает здесь на себя внимание также и то, что человек сотворен лишь
«по образу» Божию, а не добавлено и «
по подобию», чем окончательно утверждается правильность вышеуказанного нами мнения, что только один образ Божий составляет врожденное свойство его природы, богоподобие же - нечто отличное от сего и состоит в той или другой степени свободного, личного человеком развития свойств этого божественного образа по пути их приближения к Первообразу...
«По образу Нашему, (и) по подобию Нашему…» Здесь употреблены два родственных по значению слова, хотя и заключающие в себе некоторые оттенки мысли: одно означает идеал, образец совершенства; другое - реализацию этого идеала, копию с указанного образца. «Первое (κατ εικονα - по образу) - рассуждает святой
Григорий Нисский - мы имеем по сотворению, а последнее (κατ ομοιωσιν - по подобию) мы совершаем по произволению». Следовательно, образ Божий в человеке составляет неотъемлемое и неизгладимое свойство его природы, богоподобие же есть дело свободных личных усилий человека, которое может достигать довольно высоких степеней своего развития в человеке
(Мф 5.48;
Еф 5.1-2), но может иногда и отсутствовать совершенно
(Быт 6.3-23;
Рим 1.23;
Рим 2.24).
Прп. Иоанн Дамаскин
Таким образом, Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подобию. Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением. Это мы и называем образом Божиим, ибо выражение:
по образу, указывает на способность ума и самовластности; тогда как выражение:
по подобию, означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека.