По образу и подобию

Православный христианин
Верно!
А далее:
  • И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
То есть Бог Сам Себя обманул? Сказал и не сделал? ;)
Или просто в Книге не упомянуто, что и так ясно?
Конечно же второе! Бог есть Свет и тьмы(лжи) в Нём нет ни единыя.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
То есть Бог Сам Себя обманул? Сказал и не сделал? ;)
Или просто в Книге не упомянуто, что и так ясно?
Конечно же второе! Бог есть Свет и тьмы(лжи) в Нём нет ни единыя.

Не обманул! Но и не создал в "готовом варианте". Подобие Божие - всегда в потенциале. Синергия, соработничество Бога и Человека - вот что делает подобным Богу. Даже первозданный Адам стремился к богоуподоблению. Если бы он сразу был сотворен по подобию, то ошибки не сотворил. А так - лишь в потенциале.
 
Православный христианин
1) Не обманул! Но и не создал в "готовом варианте".
2) Подобие Божие - всегда в потенциале.
3) Синергия, соработничество Бога и Человека - вот что делает подобным Богу.
4) Если бы он сразу был сотворен по подобию, то ошибки не сотворил. А так - лишь в потенциале.
1) Если не создал как обещал, то и обманул. А Бог не может обманывать. Следовательно создал по образу и подобию, можете не сомневаться.
2) Не всегда, а после грехопадения.
3) Синергия термин туманный и похоже католический. Православные знают, что Бог виной всяческим, что Всё от Бога, через Него и Им. А человек немощен ни служить, ни работать Богу.
Это Бог всем служит и всем работает, дая всем и жизнь, и дыхание, и всё.
4) Отпали от Бога не потому что не были подобными, а потому что сами этого захотели. Так и святые согрешали по семь раз на день, оставляя молитву, увлекаясь помыслами и отпадая от подобия.
 
Православный христианин
Ну понятно что ваше видение духовное))
Эмоционально, но бездоказательно.
А в приведённой ссылки натолкнувшись на слово "мораль" и т.д, и т.п. забраковал сразу, потому что мораль не имеет ничего общего с Законом Божим. По которому мы живём. А по морали живут язычники.
ЗЫ: То что я говорил про очищение ума --- это слова святых отцов. Неужели Вы думаете, что я могу что-нибудь такое сам придумать?
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Если Бог сказал, что «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26), то значит Он так и сделал, то есть сотворил человека не только по образу, но и по подобию Своему. Это подтверждается тем, что после слов «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27) следуют такие слова: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт.5:1,2).

Миллард Эриксон (Христианское богословие) пишет: - «Основное направление в разграничении между образом и подобием, которому богословы следовали довольно долго, задал Ириней Лионский. Хотя его взгляды были достаточно противоречивыми и не вполне последовательными, мы находим в них четкое разграничение между образом и подобием. Под первым он понимал, что у Адама были разум и свободная воля; под вторым - некий сверхъестественный дар, полученный Адамом через Духа. В отличие от многих богословов после него, Ириней не имел в виду изначальную праведность. По его представлению, Адам был чем-то вроде невинного и неразвитого ребенка. До предназначенного ему Богом состояния, до полной праведности он должен был возрастать через долгий процесс реализации данной ему при сотворении свободной воли. В младенческом состоянии подобие Богу присутствовало у Адама лишь в зародыше, как потенциал того, чем он должен был стать».
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. Том 3:
«Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Под словом образ должно разуметь, что самое существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божия; а подобием выражается сходство в самых оттенках образа или его качествах. Очевидно, что образ и подобие, сопряженные вместе, составляют полноту сходства; напротив того, утратою или искажением подобия нарушается все достоинство образа».

Можно сказать, что образ это эталон, а подобие это степень того насколько близки к достижению образа. Даже грешники имеют отдельные элементы подобия Богу. Подобие это понятие относительное и имеет меру и степень. Подобие подразумевает совершенствование человека в богоподобии. Адам был создан подобным Богу, но это подобие подразумевало такое совершенствование его, чтобы он сам участвовал стяжанием Духа Святого в достижении данного Богом образа.

Можно также сказать, что образ это «Царствие Божие внутрь нас есть», а подобие отображает насколько мы близки к Царству Божиему. Надо заглянуть в свою душу, разглядеть образ Божий и очистив сердце, сделаться селением не только души, но Духа Святого. И тогда подобие Богу будет вечно и неизменно возрастать.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Если Бог сказал, что «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26), то значит Он так и сделал, то есть сотворил человека не только по образу, но и по подобию Своему. Это подтверждается тем, что после слов «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27) следуют такие слова: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт.5:1,2).

В обоих стихах в греческом варианте стоит слово εἰκόνα (икона=образ)

https://azbyka.ru/biblia/?Gen.1:27&cgr

https://azbyka.ru/biblia/?Gen.5:1,2&cgr&ucs
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
В обоих стихах в греческом варианте стоит слово εἰκόνα (икона)
https://azbyka.ru/biblia/?Gen.1:27&cgr
https://azbyka.ru/biblia/?Gen.5:1,2&cgr&ucs
В варианте на ЦСЯ тоже говорится об образе Божием.
Тогда получается, что у Адама от создания ум был уже повреждён грехом и не был чист?
И люди сейчас могут не очищать ум, потому что такими были созданы?
Человеческий ум --- образ Божий.
Чистота человеческого ума --- подобие Божие.
Каждый должен вернуть себе подобие Божие. Это очень трудно, это в Таинствах и молитве, это возможно только в Православной Церкви, а что делать? Надо очищать ум.
 
Последнее редактирование:
Прочее
Бог, т.е. Троица, создал человека по образу и подобию Своему. То есть мы внешне (образ) и внутренне (подобие) на Него похожи?
Во первых:"Единородный Сын Сущий в недре Отчем Он /Отец/ явил". Недро - Вселенная, в которой Господь Творец и Хозяин. Им и Воинство Небесное, и Ангелы и Силы сотворены. А человек после.
Во вторых:почив в седьмой день, для воскресения первого на земле в теле от Духа Святого от веры Марии. И второго воскресения, уже Духом. Получив с детства душевный опыт ведущий к бескнечному совершенству. Тысяча через тысячу.
 
Православный христианин
Во первых:"Единородный Сын Сущий в недре Отчем Он /Отец/ явил". Недро - Вселенная, в которой Господь Творец и Хозяин. Им и Воинство Небесное, и Ангелы и Силы сотворены. А человек после.
Во вторых:почив в седьмой день, для воскресения первого на земле в теле от Духа Святого от веры Марии. И второго воскресения, уже Духом. Получив с детства душевный опыт ведущий к бескнечному совершенству. Тысяча через тысячу.
Т.е. сначала сотворена Вселенная, а потом Христос? А ангелы сотворены ДО или ПОСЛЕ сотворения материального мира - Вселенной?
Уточню, падение Денницы было до или после сотворения человека?
 
Прочее
Т.е. сначала сотворена Вселенная, а потом Христос? А ангелы сотворены ДО или ПОСЛЕ сотворения материального мира - Вселенной?
"...лишь только Дух Божий носился над водою". Сущего в Недре Отчем, рожденного прежде всякой твари! "Да будет Свет..."-и часть Отца явилась. "Я Свет миру...". При земном рождении звезда тоже зажглась! Без Света и жизни ни какой! "И звезда от звезды разнится в Славе". После Единородного всё остальное.
 
Православный христианин
"...лишь только Дух Божий носился над водою". Сущего в Недре Отчем, рожденного прежде всякой твари! "Да будет Свет..."-и часть Отца явилась. "Я Свет миру...". При земном рождении звезда тоже зажглась! Без Света и жизни ни какой! "И звезда от звезды разнится в Славе". После Единородного всё остальное.
Так я немного не поняла - Кто для вас Христос? Бог второго порядка? тварный бог? Если Христос видел падение Денницы, то когда Он сотворен и сотворен ли вообще?
 
Прочее
Так я немного не поняла - Кто для вас Христос? Бог второго порядка? тварный бог? Если Христос видел падение Денницы, то когда Он сотворен и сотворен ли вообще?
У Христа есть Отец Бог. Для меня Христос отец Бог, познал Духом Святым.
Денницы падение не видел Сущий, почил в седьмой день. Тот Воинством свергнут!
Господь рождённый, остальное Его творение, а более рождение Свыше от Него.
 
Последнее редактирование:
Санкт Петербург
Православный христианин
В обоих стихах в греческом варианте стоит слово εἰκόνα (икона=образ)

https://azbyka.ru/biblia/?Gen.1:27&cgr

https://azbyka.ru/biblia/?Gen.5:1,2&cgr&ucs
Спасибо, Евгений, за пояснение. То, как переведен Быт.5:1, это даже не ошибка, а похоже на намеренное искажение оригинала. Есть ли церковные литературные источники, в которых подробно рассматриваются ошибки и неточности синодального перевода Библии?
 
Санкт Петербург
Православный христианин
1) Если не создал как обещал, то и обманул. А Бог не может обманывать. Следовательно создал по образу и подобию, можете не сомневаться.
2) Не всегда, а после грехопадения.
3) Синергия термин туманный и похоже католический. Православные знают, что Бог виной всяческим, что Всё от Бога, через Него и Им. А человек немощен ни служить, ни работать Богу.
Это Бог всем служит и всем работает, дая всем и жизнь, и дыхание, и всё.
4) Отпали от Бога не потому что не были подобными, а потому что сами этого захотели. Так и святые согрешали по семь раз на день, оставляя молитву, увлекаясь помыслами и отпадая от подобия.
http://bible.optina.ru/old:gen:01:27

Свт. Василий Великий
«И создал Бог человека; по образу Божиему создал его»… Почему не сказано: «И создал Бог человека по образу Божиему и по подобию». Что же, Создающий бессилен? — Нечестивая мысль! Что же, Устроитель раскаялся? Рассуждение еще более нечестивое! Или Он сначала сказал, а потом переменил мнение? — Нет! Писание не говорит этого; Творец не бессилен и решение не было пустым. Так какой же смысл в умолчании?

«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. Тем, что зависит от нашей воли, мы распоряжаемся в полную силу; добываем же мы это себе благодаря своей энергии. Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: «Сотворим» и «по подобию», если бы нам не была дарована возможность стать «по подобию», то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божиего. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение, чтобы мы не были инертными вещами, подобно портретам, созданным рукой художника, чтобы плоды нашего уподобления не принесли похвалы кому-нибудь другому. В самом деле, когда видишь портрет, в точности передающий модель, то не портрету воздаешь хвалу, а художником восхищаешься. Итак, чтобы восхищение относилось ко мне, а не к кому-то другому, Он предоставил мне самому позаботиться о достижении подобия Божиего. Ведь, «по образу» я обладаю бытием существа разумного, «по подобию» же я делаюсь, становясь христианином...

Таким образом, ты обладаешь тем, что «по образу», будучи (существом) разумным, «по подобию» же становишься, стяжевая благость. Если бы Он создал тебя и «по подобию», то в чем была бы твоя заслуга? Ради чего ты увенчан? Если бы Создатель все тебе даровал, то как бы открылось тебе Царство Небесное? И вот одно тебе дано, а другое оставлено незавершенным, дабы ты совершенствовался и стал достойным исходящего от Бога воздаяния.

Лопухин А.П.
Обращает здесь на себя внимание также и то, что человек сотворен лишь «по образу» Божию, а не добавлено и «по подобию», чем окончательно утверждается правильность вышеуказанного нами мнения, что только один образ Божий составляет врожденное свойство его природы, богоподобие же - нечто отличное от сего и состоит в той или другой степени свободного, личного человеком развития свойств этого божественного образа по пути их приближения к Первообразу...
«По образу Нашему, (и) по подобию Нашему…» Здесь употреблены два родственных по значению слова, хотя и заключающие в себе некоторые оттенки мысли: одно означает идеал, образец совершенства; другое - реализацию этого идеала, копию с указанного образца. «Первое (κατ εικονα - по образу) - рассуждает святой Григорий Нисский - мы имеем по сотворению, а последнее (κατ ομοιωσιν - по подобию) мы совершаем по произволению». Следовательно, образ Божий в человеке составляет неотъемлемое и неизгладимое свойство его природы, богоподобие же есть дело свободных личных усилий человека, которое может достигать довольно высоких степеней своего развития в человеке (Мф 5.48; Еф 5.1-2), но может иногда и отсутствовать совершенно (Быт 6.3-23; Рим 1.23; Рим 2.24).

Прп. Иоанн Дамаскин
Таким образом, Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подобию. Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением. Это мы и называем образом Божиим, ибо выражение: по образу, указывает на способность ума и самовластности; тогда как выражение: по подобию, означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека.
 
Прочее
"Бог /Отец/ - огонь поядающий". Мы не в Отца, а в Господа Славы Его! Господь Сущий в Недре Отчем Творец всего Сущего. "Всё от Него, Им, и к Нему".
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спасибо, Евгений, за пояснение. То, как переведен Быт.5:1, это даже не ошибка, а похоже на намеренное искажение оригинала. Есть ли церковные литературные источники, в которых подробно рассматриваются ошибки и неточности синодального перевода Библии?
С этим вопросом к отцу Олегу Стеняеву:)
 
Православный христианин
Избранные творения в двух томах. Том 1. Брянчанинов Святитель Игнатий
Об образе и подобии Божиих в человеке


Об образе и подобии Божиих в человеке

Человек – образ и подобие Бога. Бог, неприступный в величии Своем, Бог, превысший всякого образа, изобразился в человеке, изобразился с ясностию и славою.
 
Сверху