Почему много званых, а мало избранных?

Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий.

Почему одни люди слышат Слово Божие, а другие нет? Это предопределено или нет? Фарисеи Христа так и не услышали. А могли ли они Его услышать? Никодим тоже был фарисеем, но Бога принял, а Каиафа нет.

(Откр.,III:20)
3.20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Почему кто-то может отворить сердце своё и последовать Истине, а кто-то, в силу своей гордыни, не может и остаётся в духовной слепоте? Ведь гордыня есть у всех, но одни свободно отвергаются себя и следуют за Христом, а другие также свободно остаются в рабстве своих страстей, слепоте и неведении.

(Ин.,X:26-29)
10.26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
10.27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
10.28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
10.29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
(1Ин.,IV:6)
4.6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас.По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
(Ин.,VIII:43-44)
8.43 Почему вы не понимаете речи Моей?
8.44 Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего.
(Ин.,VIII:47)
8.47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
(Ин.,VI:37)
6.37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон.
(Ин.,VI:44)
6.44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
(Ин.,VI:65)
6.65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
"Но когда ты слышишь: дал, не думай, чтобы было раздаяние просто по жребию, а веруй, что получает тот, кто оказывается достойным принять" - Иоанн Златоуст.
(Рим.,VIII:28-31)
8.28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
8.29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
8.30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
8.31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
(Ин.,XV:19)
15.19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
(Ин.,XII:37-40)
12.37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
12.38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
12.39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
12.40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
(Ин.,XVII:6-9)
17.6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
17.7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
17.8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
17.9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
(Мф., ХХII:14)
22.14 ...Ибо много званых, а мало избранных.

«Много званных», то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных», немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет — это наше дело.
Так слышать Его голос или не слышать предопределено Богом или нет?
Одному Бог дает два таланта, другому пять, а иному десять и спросит с каждого соответственно. Но хоть лепту, но даст Бог стремления к Нему. А уж как мы будем эти таланты использовать, в том наша свобода. Свободно преступить гордыню свою и уверовать каждый ли может?
 
Последнее редактирование модератором:
Почему одни люди слышат Слово Божие, а другие нет? Это предопределено или нет? …Почему кто-то может отворить сердце своё и последовать Истине, а кто-то, в силу своей гордыни, не может и остаётся в духовной слепоте? Так слышать Его голос или не слышать предопределено Богом или нет?
Свободно преступить гордыню свою и уверовать каждый ли может?

По множеству цитат вижу, что, Вы, дорогой Евгений, основательно поработали с Писанием – вопрос свой детально обосновали, но почему-то не заметили, что там же есть и ответ, данный самим Христом в притче о сеятелях:

«И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто». (Мк. 34: 3-8)

«И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым ,когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат»
.(Мк.34: 12-20)

А в другом месте Евангелие говорит нам о том, как Христос всенародно воспротивился прославлению Своей Матери. В ответ на возглас женщины из толпы: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», Он говорит: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 27–28).

Но почему же так мало среди нас таких избранных блаженных? И на это дан нам ответ: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».(Мф.5:8) Много ли мы делаем для очищения своего сердца? Для этого нужно немало потрудиться и приложить силу, ведь сказано; «Царство Небесное (которое внутри нас есть (Лк. 17, 20-21) силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). То есть наше духовное бессилие воображается нами для оправдания нашего бездействия. Что-то мы все-таки можем, но очень этого не хотим – с горы всегда легче катиться, чем идти вверх: «Все чувства телесные сопротивляются вере...» - говорил блаженный Диадох. Конечно, встречаются отдельные люди, и даже нравственно одаренные, которые как бы изначально обделены «религиозным слухом», но это не означает, что его нельзя развить – просто таких людей невозможно этим заинтересовать. Не про таких ли сказаны жестокие слова: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».(Откр.3: 15-16)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
По множеству цитат вижу, что, Вы, дорогой Евгений, основательно поработали с Писанием – вопрос свой детально обосновали, но почему-то не заметили, что там же есть и ответ, данный самим Христом в притче о сеятелях:

«И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто». (Мк. 34: 3-8)

«И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым ,когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат»
.(Мк.34: 12-20)

А в другом месте Евангелие говорит нам о том, как Христос всенародно воспротивился прославлению Своей Матери. В ответ на возглас женщины из толпы: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», Он говорит: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 27–28).

Но почему же так мало среди нас таких издранных блаженных? И на это дан нам ответ: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».(Мф.5:8) Много ли мы делаем для очищения своего сердца? Для этого нужно немало потрудиться и приложить силу, ведь сказано; «Царство Небесное (которое внутри нас есть (Лк. 17, 20-21) силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). То есть наше духовное бессилие воображается нами для оправдания нашего бездействия. Что-то мы все-таки можем, но очень этого не хотим – с горы всегда легче катиться, чем идти вверх: «Все чувства телесные сопротивляются вере...» - говорил блаженный Диадох. Конечно, встречаются отдельные люди, и даже нравственно неплохие, которые как бы изначально обделены «религиозным слухом», но это не означает, что его нельзя развить – просто таких людей невозможно этим заинтересовать. Не про таких ли сказаны жестокие слова: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».(Откр.3: 15-16)
 
Сверху