Подготовка к Причастию

Православный христианин
Здравствуйте, братья и сестры. Я в Церкви не так давно, вопросов немало. Сейчас готовлюсь к принятию Святых Христовых Тайн.

1. Читал, что перед Причастием (или даже перед Исповедью) нужно простить своих обидчиков, испросить прощения, примириться. Дело в том, что давным-давно в детстве, юности надо мной издевались, унижали, травили в школе, колледже. Я в основном это терпел, редко отвечая кому-либо. Бывало и школу прогуливал, и колледж, только бы не сталкиваться со всем этим, даже до отчисления себя довел. С обидчиками же, никакого общения после школы/колледжа не было, и сейчас нет. Обижался, прокручивал плохие моменты, вел мысленно диалог с обидчиками, считал это несправедливым и т.д, (да и сейчас периодически вспоминается плохое, обида порой всплывает, но уже не так часто). Сразу скажу: я этих людей не провоцировал на такое отношение к себе, не подстрекал, вел себя тихо, мирно. Ну вот так вот бывает в жизни. Я мало что еще знаю и понимаю в церковной жизни, каяться и исповедоваться толком не научился. Исповедовался в жизни четыре раза, причащался два, последний раз летом. Был момент, когда я в школе предал человека, которого тоже травили, а я от него отвернулся, он меня тогда назвал предателем (совершенно справедливо), потом он ушел из школы, перевелся, и мы не общались. Но рана от того что я тогда так поступил во мне периодически всплывала. И вот, перед прошлым Причастием я его нашел в соцсети и попросил прощения за то что поступил так тогда. И стало легче, особенно после Причастия было такое приятное ощущение, вообще, я как будто груз с души сбросил тогда. Благодать такая. Но, возвращаясь к сейчас. Сказано: "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5, 23-26)" Посоветуйте, что мне делать? В данный момент у меня ни с кем никаких конфликтов нет, я со всеми в мире, стараюсь быть. Что там у обидчиков в головах я не знаю, но врят ли они что-то сейчас ИМЕЮТ против меня, раньше то понятно, но сейчас... я думаю им все равно. С теми, кого я сам в жизни когда-либо обижал, расстраивал, с кем были конфликты, я в итоге либо расстался в мире, либо позже попросил прощения. Вот у меня вопрос: если я сейчас со всеми в мире, ни с кем не конфликтую и т.д. я могу исповедоваться, причащаться? Или мне нужно искать тех, кого я обидел когда-то давно, при том что у нас потом все нормализовалось, и расстались мы на мирной ноте (молча прощали друг другу бывало)? И нужно ли мне искать обидчиков своих, писать им? и... писать что? Что я их прощаю? Или просить у них прощения? За то что я им не сделал ничего плохого? За то что они меня унижали? Я правда хочу понять, разобраться наконец. Я хочу простить в душе, пытаюсь, но не могу сказать что простил. Лицемером быть не хочу. Прошу Бога научить меня прощать, бывает молюсь за обидчиков своих. Что же делать все-таки? Как лучше поступить?

2. Распространенная, как я понимаю, проблема - мнительность при подготовке к Исповеди. Каждый раз приношу по несколько тетрадных страниц со списком грехов, обычно не меньше 4 (бывало 5, 6 вроде даже). И думаешь больше о том, как бы чего не пропустить, не утаить. В субботу исповедовался, страниц 5 было. После чего попытался по книге "Опыт построения Исповеди", и опять вышел большой список, на 4,5 страницы примерно. Как же все-таки нормально подготовиться? Есть желание вообще без бумажек, но с памятью есть определенные проблемы (хотя самые очевидные для себя грехи, я и так помню). Понимаю, что важнее всего сердце, но покаянное чувство далеко не всегда бывает (я молюсь, прошу Бога дать мне его, чувствовать грехи свои, плакать о них, и слезы бывают иногда, но не уверен, что о грехах).

3. И еще: когда-то давно в детстве, мой друг дал мне журналы, диски, но не говорил что в долг или временно, у нас хорошие отношения были, и он по-дружески давал мне некоторые вещи свои, при этом никогда не требовал назад и т.д. Я не просил их, он сам давал. Я их не удерживал, не утаивал, в любой момент бы вернул. С этим человеком давно не общаюсь (однажды в детстве я наговорил ему гадостей, за что до сих пор стыдно, но я в первые же дни попросил прощения и мы помирились, потом несколько лет хорошо общались, потом перестали, но расстались в итоге мирно), в соцсетях из друзей меня он не так давно удалил (думаю потому что давно не общались, общих тем сейчас похоже для нас нет), я на днях заявку в друзья отправил, чтобы спросить о вещах, и вернуть если он скажет что надо вернуть, но он в сети был несколько дней назад, а заявку я кинул после. Как мне быть? Ждать, пока ответит? Это я к тому, чтобы отдать долги. Хотя долг ли это, так пока понять и не могу. Больше у меня долгов вроде ни перед кем нет, давно рассчитался.

Простите меня если написал очень много, может не в тот раздел, постарался ничего не упустить. Был еще такой момент: с одним из тех, кто меня унижал, я раньше дружил, потом как-то обидел его в детстве, а потом в школе он вместе с другими меня унижал. Как мне тут быть? Попросить у него прощения попробовать или как? Надеюсь, поможете. Пост соблюдаю уже несколько дней, три канона прочитал, но вот вопрос прощения для меня как камень преткновения. Не хочу Причащаться в осуждение. Хотя и со здоровьем есть проблемы, не хочу оттягивать. Надеюсь, поможете.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Администратор
Православный христианин
Прошу Бога научить меня прощать, бывает молюсь за обидчиков своих.
На мой взгляд, больше ничего не нужно. Молитесь чаще.
2. Распространенная, как я понимаю, проблема - мнительность при подготовке к Исповеди. Каждый раз приношу по несколько тетрадных страниц со списком грехов, обычно не меньше 4 (бывало 5, 6 вроде даже). И думаешь больше о том, как бы чего не пропустить, не утаить. В субботу исповедовался, страниц 5 было. После чего попытался по книге "Опыт построения Исповеди", и опять вышел большой список, на 4,5 страницы примерно. Как же все-таки нормально подготовиться? Есть желание вообще без бумажек, но с памятью есть определенные проблемы (хотя самые очевидные для себя грехи, я и так помню). Понимаю, что важнее всего сердце, но покаянное чувство далеко не всегда бывает (я молюсь, прошу Бога дать мне его, чувствовать грехи свои, плакать о них, и слезы бывают иногда, но не уверен, что о грехах).
Что на это количество говорит Ваш духовный отец? Тот священник, который принимает исповедь.
Я когда то, написал большой лист. Так монах слушал-слушал, потом ненавязчивое и аккуратно у меня его забрал.
Ошибки на исповеди
И еще: когда-то давно в детстве, мой друг дал мне журналы, диски, но не говорил что в долг или временно, у нас хорошие отношения были, и он по-дружески давал мне некоторые вещи свои, при этом никогда не требовал назад и т.д. Я не просил их, он сам давал. Я их не удерживал, не утаивал, в любой момент бы вернул. С этим человеком давно не общаюсь (однажды в детстве я наговорил ему гадостей, за что до сих пор стыдно, но я в первые же дни попросил прощения и мы помирились, потом несколько лет хорошо общались, потом перестали, но расстались в итоге мирно), в соцсетях из друзей меня он не так давно удалил (думаю потому что давно не общались, общих тем сейчас похоже для нас нет), я на днях заявку в друзья отправил, чтобы спросить о вещах, и вернуть если он скажет что надо вернуть, но он в сети был несколько дней назад, а заявку я кинул после. Как мне быть? Ждать, пока ответит? Это я к тому, чтобы отдать долги. Хотя долг ли это, так пока понять и не могу. Больше у меня долгов вроде ни перед кем нет, давно рассчитался.
На мой взгляд, Вы подходите формально, уделяя много времени внешней форме вопроса, ведь в то время, это не считалось дать или взять в долг.
Если Вас это беспокоит, то получится- отдайте. А не получиться, ну что-же делать? Но, не делайте из мухи - слона.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Димитрий, спасибо за ответ! Да, есть у меня проблема с тем, что я зачастую формально подхожу, тут вы правы. Но в последнее время чувствую, что надо не так. Сам хочу исповедоваться без бумажек, листов и т.д, с сердцем, но боюсь забыть что-то, бывает волнуюсь еще.

Что на это количество говорит Ваш духовный отец? Тот священник, который принимает исповедь.
Духовного отца как такового нет, хотя я таковым считаю того, кто меня крестил и однажды исповедовал и дал некоторые советы, за что я ему благодарен. В последнее время я его не наблюдаю в храме. Исповедуюсь у разных священников, у тех, кто принимает исповедь когда я приезжаю в храм. В основном никаких вопросов не было, но в последний раз священник, который принимал исповедь (у него я впервые исповедовался), сказал что я должен каяться в грехах, а не рассказывать, ему похоже не понравилось то ли то что я читал, то ли что-то другое. Вообщем, тут по-разному у всех.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Администратор
Православный христианин
Димитрий, спасибо за ответ! Да, есть у меня проблема с тем, что я зачастую формально подхожу, тут вы правы. Но в последнее время чувствую, что надо не так. Сам хочу исповедоваться без бумажек, листов и т.д, с сердцем, но боюсь забыть что-то, бывает волнуюсь еще.
Без бумажек исповедоваться сложно, не бумажка вопрос, а качество - изложенного на бумажке.
Грех - есть зло, само по себе, так как отделяет человека от Творца. Чтобы избежать формального подхода, попробуйте анализировать, что Вам реально мешает идти к Творцу. Ищите именно, этой духовной реальности, а не перечня проступков.
Духовного отца как такового нет, хотя я таковым считаю того, кто меня крестил и однажды исповедовал и дал некоторые советы, за что я ему благодарен. В последнее время я его не наблюдаю в храме. Исповедуюсь у разных священников, у тех, кто принимает исповедь когда я приезжаю в храм. В основном никаких вопросов не было, но в последний раз священник, который принимал исповедь (у него я впервые исповедовался), сказал что я должен каяться в грехах, а не рассказывать, ему похоже не понравилось то ли то что я читал, то ли что-то другое. Вообщем, тут по-разному у всех.
В классическом понимании духовного отца, это сейчас сложно. В этом понимании, его нет почти ни у кого. Поэтому, духовным отцом, можно считать, того священника, у которого Вы исповедуетесь.
Дело в том, что проповедь апостолов, включала в себя и создания общины. Христиан одиночек не должно быть. Вам надо проработать этот вопрос, стать членом общины и определится со священником для исповеди. Это не совсем просто, на самом деле. Попробуйте поговорить о своей исповеди с тем, последним батюшкой. Разговор, со священником, "весит" больше, чем советы на форуме.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Найдите в телеге канал Православный мотор, там в закрепе висит короткая памятка для тех, кто не знает, с какого края браться за покаяние. И там же самый краткий шаблон генеральной исповеди, чтобы правильно потом поисповедоваться. Не надо выискивать в интернете и использовать длиннющие списки грехов и их оттенков. Что касается деятельного покаяния, когда вы действиями пытаетесь изгладить какое-то причинённое зло - если не всегда получается, то можно Бога попросить помочь с кем-то пересечься, пообщаться, найти контакт и т.д., и если Богу угодно, эта встреча/общение состоится. Но если не получается, нужно просто перед Богом исповедовать этот грех мысленно, как только он пришёл на ум, и всё, даже если совесть подталкивает к действию. Главное не унывать. В покаянии не должно быть уныния. ;)

"Не советовал бы я Вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств Ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь, оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит саму греховность нашу, то есть греховные навыки, качества сердца. Грехи, сделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному, а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших..." Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Всё зло мира лишь капля в огромном океане милосердия Божия. Помните об этом.

И бояться причащаться не надо. Каждое ваше недоумение Бог слышит, Он слышит каждую вашу мысль, знает каждое движение сердца и каждое ваше намерение. И если вы уже сокрушили своё сердце, памятуя о грехах своих, Господь знает это, и ваше Причащение уже не будет в осуждение, если вы чистосердечно исповедуете перед Богом каждый свой грех и не лицемерите и не оправдываете себя, но сурово себя осуждаете перед Богом. А я вижу, что вы честны перед собой, и делаете всё верно. Значит никаких препятствий нет. Бояться не надо. Враг конечно будет внушать ложные страхи, но принимать не надо, это обычное бесовское воздействие. Мы уповаем на милость Божию, это наш единственный путь.

Чтобы уменьшить количество написанного для исповеди, записывайте только грехи, совершённые действием. Не надо писать все борения и страсти. Тогда будет проще. В вечерних молитвах есть ежедневная исповедь грехов, можно добавлять к ней совершённые за день (повторяющиеся) грехи, либо исповедовать их сразу по совершении, не дожидаясь вечерней молитвы.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Брат, мирянину не стоит заострять сильного и глубокого внимания на своих грехах, иди на исповедь смело и говори как на сердце, главное искренно исповедоваться, постись, молись, говори Богу, и не бойся причащаться, когда ты уже все сделал, что в твоих силах, причащайся смело. Все мы, брат, недостойны причащаться, главное искренне исповедоваться и лучше приложить слезы( если Бог даст, будешь подходить к чаше иногда даже со злезами покояния), молись о слезах. Христос Воскресе!
 
Православный христианин
И вот, перед прошлым Причастием я его нашел в соцсети и попросил прощения за то что поступил так тогда. И стало легче, особенно после Причастия было такое приятное ощущение, вообще, я как будто груз с души сбросил тогда. Благодать такая.
Призывающая благодать, это подлинное свидетельство духовно здорового человека ...
Димитрий, спасибо за ответ! Да, есть у меня проблема с тем, что я зачастую формально подхожу, тут вы правы. Но в последнее время чувствую, что надо не так. Сам хочу исповедоваться без бумажек, листов и т.д, с сердцем, но боюсь забыть что-то, бывает волнуюсь еще.
Меня бесы через одного каббалиста (прельщённый был в облике старца - архимандрита, меня не исповедывал, но знал меня "духом") обличали, что формально "сдавал" грехи без покаянного чувства :) ... мы под детальным наблюдением днём и ночью ... но покаянное чувство - трудное дело, заменяю самоиронией, но в ней есть самолюбование аналитического ума, а он мешает в вопросах веры, правильное покаяние могу показать в образе:
1672436015429.png
 
Сверху