Главная » Алфавитный раздел » Ошибка
Распечатать

Ошибки на исповеди

AAA

Основные ошибки на исповеди (Таинстве покаяния):

— Существует подготовка к Таинству Святого Причащения (молитвенное Последование, евхаристический пост…). Она не распространяется на Таинство Покаяния (Исповедь). На исповедь достаточно просто решиться и прийти, имея желание очистить душу и осознав соделанные грехи

— На первую исповедь (или исповедь после долгого перерыва) лучше не приходить в воскресенье или в дни больших церковных праздников.
И обязательно предупредите священника, если это Ваша первая исповедь, или о том, что Вы давно не исповедовались.

— Исповедь – это Таинство. Что значит Таинство? Это означает, что в нём действует Бог. Мы не исповедуемся священнику – человеку, но Богу при свидетельстве священника. Слова покаяния мы должны обращать к Богу, а не к священнику, поэтому фраза: «Батюшка, согрешил(а) тем-то и тем-то» — неуместна.

— Следует избегать самооправдания. Кто первый этим согрешил?  Адам и Ева. Поэтому необходимо исповедовать только свои грехи, в любых ситуациях, где мы согрешили, – виноваты мы, кто бы нас не провоцировал и какие бы обстоятельства этому не сопутствовали. Никогда не жалуйтесь на исповеди на других людей.

— Не превращайте исповедь в беседу о своих недостатках, сомнениях, о своей нелёгкой жизни. Исповедь — это преддверие Страшного Суда.

— Не нужно пытаться «разбавить» грехи упоминанием того, что каких-то грехов у нас точно нет или перечислением своих заслуг.

— Исповедь всегда должна быть предметной и конкретной. Бесплодно каяться в том, что ты «горд» – это бессмысленно. Потому что после такого покаяния в жизни ничего не меняется. Правильно покаяться в том, что мы высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. При этом избегайте лишних подробностей и повторений одного греха в разных ситуациях.
Единственное исключение – грехи в области пола, они исповедуются без подробностей, только именуются (например, блуд, прелюбодеяние…). Причём, даже если священник просит Вас рассказать подробности совершения такого греха, Вы имеете право не делать этого.

— Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно, а не пытаться беспорядочно успеть перечислить как можно больше грехов. 

— Нельзя лукавить, использовать эвфемизмы. Вместо укралобидел человека.
Особенно это касается алкоголизма. Один алкоголик на исповеди говорит священнику: «Ну, выпил я».  А тот его успокаивает: «Да я тоже позавчера в гостях был, выпил». Но это громадная разница – немного выпить раз в месяц в гостях или зависимость. Эту страсть сложно у себя диагностировать.  Есть даже медицинский термин – анозогнози́я – состояние, при котором у пациента отсутствует осознание наличия болезни. Спросим у опустившегося алкоголика, питающегося на помойке, пьяница ли он? Он будет упрямо твердить, что пьёт только когда хочет. Но умолчит, что хочет регулярно.

— Не «откладывайте» самые постыдные грехи на следующую исповедь. По словам одного священника: «Я служу уже 12 лет, и за это время практически не встречал ни одного «оригинального» греха. Всё, о чем говорят на исповеди, уже было в истории, и было неоднократно. Поразительно, но после библейских времен человечество новых грехов не изобрело. Внешние условия жизни, ее темп и уклад переменились до неузнаваемости, но страсти, одолевающие человека, всё те же».
Исповедь подобна бане, она омывает грехи, если кто моется в бане, тот моется сразу весь, а не по частям.
Если человек сознательно утаивает на исповеди грехи, то исповедь считается недействительной и, мало того, он вместо исцеления впадает в двойной грех – маловерия или недоверия к Богу, Который и так видит все грехи человеческие.

— Каждый грех имеет свое название. Если Вы не знаете значение какого-либо слова из перечня грехов, включать его в исповедь «на всякий случай» не надо.

— Не нужно перекладывать на священника функции по определению наличия/отсутствия греха в той или иной Вашей жизненной ситуации. Если есть действительно сложный вопрос, лучше подойти с ним на беседу до исповеди. Просьба у исповедального аналоя: «Батюшка, скажите, а это грех или нет?» — часто говорит лишь о Вашей неготовности к серьезному разговору. Абсурдна ситуация: — Батюшка, у меня вот что произошло, но я не знаю грех это или нет? Священник: — Это грех! … — Ой, каюсь… каюсь и в этом.

— Следует различать Таинство Покаяния и духовную беседу со священником. Если Вы хотите что-то спросить или о чем-то посоветоваться со священником, то лучше это сделать после того, как ваша исповедь будет произнесена.

— Когда Вы подходите на исповедь, Вы обычно можете оценить количество исповедников. Если их много, то постарайтесь не тратить время на беседу на общедуховные темы. Исповедующий священник старается распределить имеющееся время равномерно на всех. Поэтому отнеситесь с пониманием к просьбе подойти с беседой вне исповеди.

— Не смущайтесь, если священник не дал Вам возможности произнести (прочитать) все грехи, в которых Вы желали исповедоваться. Обратите внимание, Таинство именуется Таинством Покаяния, а не «Таинством прощения признесённых вслух грехов».

— Иногда можно увидеть, что исповедь совершается перед самим Причастием. Исповедь на запричастном стихе неуместна и может допускаться в исключительных случаях. Поэтому, если Вы не готовились ко Причастию, то не нужно стараться исповедаться непременно во время Литургии. Обычно исповедь совершается вечером, после вечернего богослужения. Но можно попросить священника об исповеди в любое внебогослужебное время.

— Таинство покаяния не аналогично общению с психологом. Психолог помогает решить психологические проблемы, психиатр лечит психические болезни, а священник помогает настроить правильную духовную жизнь. Цель пастырства – спасение души, а психотерапии – врачевание души в пределах земной жизни человека.

— Говорить: «У меня нет грехов, никому ничего плохого не делал» — безрассудно.  «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20), «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин.1:8-10).
Желательно заранее осмыслить свою жизнь и прочитать пособия к Исповеди. Если же Вы понимаете, что другой возможности исповедоваться уже не будет, или она будет не скоро, то честно скажите священнику: «Помогите мне, я не осознаю за собой грехов».

— Шаблонные фразы: «Грешен всеми грехами, каюсь», или «Согрешил делом, словом, помышлением и всеми своими чувствами», или «Согрешил против 4-й заповеди, против 7-й заповеди» – очевидный формализм. Причиной его является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно – малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полной мелких, ставших привычными слабостей и грехов. Такая исповедь превращается не в целительное самоосуждение, но в греховное самооправдание.

— Священник ни при каких обстоятельствах не может раскрыть то, что услышал на исповеди. Но желательно и исповеднику понимать, что полученный им на исповеди совет касается только его конкретной ситуации и для того чтобы делиться этим советом с другими нужно спросить разрешения у священника.

— Старайтесь исповедоваться одному священнику, а не бегать по разным, стыдясь духовника. Священник – врач духовный, чем лучше он будет Вас знать, тем лучше сможет помочь в борьбе со страстями.

— Таинство Покаяния и Таинство Причащения – это два разных Таинства. Перед Причащением принято очищать душу исповедью. Но если Вам необходима только исповедь, то достаточно прийти в храм и обратиться к священнику или вызвать его на дом (в больницу) в случае тяжёлой болезни.

— Покаяние должно совершаться не только в Церковном Таинстве – это процесс всей жизни, именуемый духовной борьбой. В Таинстве Покаяния мы получаем разрешение от грехов, но это не значит, что выйдя из храма мы не должны внимательно следить за своими мыслями и поступками.

— Не избегайте исповеди по причине того, что придётся повторять уже исповеданные ранее и повторённые грехи. Говорят: «зачем каяться всё равно согрешу». Тогда и руки не нужно мыть, ведь всё равно испачкаются…

— Что делать если происходит охлаждение к исповеди? Можно услышать рассуждения о том, что «исповедь не билет к Причастию» и поэтому можно исповедоваться гораздо реже приступания к Чаше. На самом деле, если интенсивность Вашей духовной жизни предполагает причастие более одного раза в неделю, тогда вопрос об обязательности трехдневного поста и обязательности исповеди перед Причастием решается совместно с духовником в индивидуальном порядке. Если же человек причащается раз в месяц, и на этом основании хотел бы исповедоваться, допустим, раз в два месяца (ну не каждый же раз перед причастием), то это может говорить о серьезных духовных искажениях, о нерадении в деле спасения.

— О грехах следует не только сокрушаться, с ним следует деятельно бороться, используя опыт Церкви, изучаемый Аскетикой.

***

Для того чтобы исповедь совершилась, от исповедующегося необходимо соблюдение следующих условий: сокрушение о своих грехах, твердое намерение исправить жизнь, вера в Господа нашего Иисуса Христа, надежда на Его милосердие.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Рейтинг@Mail.ru