Ошибки на исповеди

Основ­ные ошибки на испо­веди (Таин­стве пока­я­ния):

— Суще­ствует под­го­товка к Таин­ству Свя­того При­ча­ще­ния (молит­вен­ное После­до­ва­ние, евха­ри­сти­че­ский пост…). Она не рас­про­стра­ня­ется на Таин­ство Пока­я­ния (Испо­ведь). На испо­ведь доста­точно просто решиться и прийти, имея жела­ние очи­стить душу и осо­знав соде­лан­ные грехи

— На первую испо­ведь (или испо­ведь после дол­гого пере­рыва) лучше не при­хо­дить в вос­кре­се­нье или в дни боль­ших цер­ков­ных празд­ни­ков.

И обя­за­тельно пре­ду­пре­дите свя­щен­ника, если это Ваша первая испо­ведь, или о том, что Вы давно не испо­ве­до­ва­лись.

— Испо­ведь – это Таин­ство. Что значит Таин­ство? Это озна­чает, что в нём дей­ствует Бог. Мы не испо­ве­ду­емся свя­щен­нику – чело­веку, но Богу при сви­де­тель­стве свя­щен­ника. Слова пока­я­ния мы должны обра­щать к Богу, а не к свя­щен­нику, поэтому фраза: “Батюшка, согрешил(а) тем-то и тем-то” — неуместна.

— Сле­дует избе­гать само­оправ­да­ния. Кто первый этим согре­шил?  Адам и Ева. Поэтому необ­хо­димо испо­ве­до­вать только свои грехи, в любых ситу­а­циях, где мы согре­шили, – вино­ваты мы, кто бы нас не про­во­ци­ро­вал и какие бы обсто­я­тель­ства этому не сопут­ство­вали. Нико­гда не жалуй­тесь на испо­веди на других людей.

— Не пре­вра­щайте испо­ведь в беседу о своих недо­стат­ках, сомне­ниях, о своей нелёг­кой жизни. Испо­ведь — это пред­две­рие Страш­ного Суда.

— Не нужно пытаться «раз­ба­вить» грехи упо­ми­на­нием того, что каких-то грехов у нас точно нет или пере­чис­ле­нием своих заслуг.

— Испо­ведь всегда должна быть пред­мет­ной и кон­крет­ной. Бес­плодно каяться в том, что ты «горд» – это бес­смыс­ленно. Потому что после такого пока­я­ния в жизни ничего не меня­ется. Пра­вильно пока­яться в том, что мы высо­ко­мерно посмот­рели или ска­зали какие-то слова осуж­де­ния кон­крет­ному чело­веку. При этом избе­гайте лишних подроб­но­стей и повто­ре­ний одного греха в разных ситу­а­циях.

Един­ствен­ное исклю­че­ние – грехи в обла­сти пола, они испо­ве­ду­ются без подроб­но­стей, только име­ну­ются (напри­мер, блуд, пре­лю­бо­де­я­ние…). Причём, даже если свя­щен­ник просит Вас рас­ска­зать подроб­но­сти совер­ше­ния такого греха, Вы имеете право не делать этого.

— Испо­ве­до­вать нужно в первую оче­редь то, за что стыдно, а не пытаться бес­по­ря­дочно успеть пере­чис­лить как можно больше грехов. 

— Нельзя лука­вить, исполь­зо­вать эвфе­мизмы. Вместо укралобидел чело­века.

Осо­бенно это каса­ется алко­го­лизма. Один алко­го­лик на испо­веди гово­рит свя­щен­нику: «Ну, выпил я».  А тот его успо­ка­и­вает: «Да я тоже поза­вчера в гостях был, выпил». Но это гро­мад­ная раз­ница – немного выпить раз в месяц в гостях или зави­си­мость. Эту страсть сложно у себя диа­гно­сти­ро­вать.  Есть даже меди­цин­ский термин – анозогнози́я – состо­я­ние, при кото­ром у паци­ента отсут­ствует осо­зна­ние нали­чия болезни. Спро­сим у опу­стив­ше­гося алко­го­лика, пита­ю­ще­гося на помойке, пья­ница ли он? Он будет упрямо твер­дить, что пьёт только когда хочет. Но умол­чит, что хочет регу­лярно.

— Не «откла­ды­вайте» самые постыд­ные грехи на сле­ду­ю­щую испо­ведь. По словам одного свя­щен­ника: “Я служу уже 12 лет, и за это время прак­ти­че­ски не встре­чал ни одного «ори­ги­наль­ного» греха. Всё, о чем гово­рят на испо­веди, уже было в исто­рии, и было неод­но­кратно. Пора­зи­тельно, но после биб­лей­ских времен чело­ве­че­ство новых грехов не изоб­рело. Внеш­ние усло­вия жизни, ее темп и уклад пере­ме­ни­лись до неузна­ва­е­мо­сти, но стра­сти, одо­ле­ва­ю­щие чело­века, всё те же”.

Испо­ведь подобна бане, она омы­вает грехи, если кто моется в бане, тот моется сразу весь, а не по частям.

Если чело­век созна­тельно ута­и­вает на испо­веди грехи, то испо­ведь счи­та­ется недей­стви­тель­ной и, мало того, он вместо исце­ле­ния впа­дает в двой­ной грех – мало­ве­рия или недо­ве­рия к Богу, Кото­рый и так видит все грехи чело­ве­че­ские.

— Каждый грех имеет свое назва­ние. Если Вы не знаете зна­че­ние какого-либо слова из перечня грехов, вклю­чать его в испо­ведь «на всякий случай» не надо.

— Не нужно пере­кла­ды­вать на свя­щен­ника функ­ции по опре­де­ле­нию наличия/отсутствия греха в той или иной Вашей жиз­нен­ной ситу­а­ции. Если есть дей­стви­тельно слож­ный вопрос, лучше подойти с ним на беседу до испо­веди. Просьба у испо­ве­даль­ного аналоя: “Батюшка, ска­жите, а это грех или нет?” — часто гово­рит лишь о Вашей него­тов­но­сти к серьез­ному раз­го­вору. Абсурдна ситу­а­ция: — Батюшка, у меня вот что про­изо­шло, но я не знаю грех это или нет? Свя­щен­ник: — Это грех! … — Ой, каюсь… каюсь и в этом.

— Сле­дует раз­ли­чать Таин­ство Пока­я­ния и духов­ную беседу со свя­щен­ни­ком. Если Вы хотите что-то спро­сить или о чем-то посо­ве­то­ваться со свя­щен­ни­ком, то лучше это сде­лать после того, как ваша испо­ведь будет про­из­не­сена.

— Когда Вы под­хо­дите на испо­ведь, Вы обычно можете оце­нить коли­че­ство испо­вед­ни­ков. Если их много, то поста­рай­тесь не тра­тить время на беседу на обще­ду­хов­ные темы. Испо­ве­ду­ю­щий свя­щен­ник ста­ра­ется рас­пре­де­лить име­ю­ще­еся время рав­но­мерно на всех. Поэтому отне­си­тесь с пони­ма­нием к просьбе подойти с бесе­дой вне испо­веди.

— Не сму­щай­тесь, если свя­щен­ник не дал Вам воз­мож­но­сти про­из­не­сти (про­чи­тать) все грехи, в кото­рых Вы желали испо­ве­до­ваться. Обра­тите вни­ма­ние, Таин­ство име­ну­ется Таин­ством Пока­я­ния, а не “Таин­ством про­ще­ния про­из­не­сён­ных вслух грехов”.

— Иногда можно уви­деть, что испо­ведь совер­ша­ется перед самим При­ча­стием. Испо­ведь на запри­част­ном стихе неуместна и может допус­каться в исклю­чи­тель­ных слу­чаях. Поэтому, если Вы не гото­ви­лись ко При­ча­стию, то не нужно ста­раться испо­ве­даться непре­менно во время Литур­гии. Обычно испо­ведь совер­ша­ется вече­ром, после вечер­него бого­слу­же­ния. Но можно попро­сить свя­щен­ника об испо­веди в любое вне­бо­го­слу­жеб­ное время.

— Таин­ство пока­я­ния не ана­ло­гично обще­нию с пси­хо­ло­гом. Пси­хо­лог помо­гает решить пси­хо­ло­ги­че­ские про­блемы, пси­хи­атр лечит пси­хи­че­ские болезни, а свя­щен­ник помо­гает настро­ить пра­виль­ную духов­ную жизнь. Цель пас­тыр­ства – спа­се­ние души, а пси­хо­те­ра­пии – вра­че­ва­ние души в пре­де­лах земной жизни чело­века.

— Гово­рить: «У меня нет грехов, никому ничего пло­хого не делал» — без­рас­судно.  «Нет чело­века пра­вед­ного на земле, кото­рый делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20), «Если гово­рим, что не имеем греха, – обма­ны­ваем самих себя, и истины нет в нас. Если испо­ве­дуем грехи наши, то Он, будучи верен и пра­ве­ден, про­стит нам грехи наши и очи­стит нас от всякой неправды. Если гово­рим, что мы не согре­шили, то пред­став­ляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин.1:8–10).

Жела­тельно зара­нее осмыс­лить свою жизнь и про­чи­тать посо­бия к Испо­веди. Если же Вы пони­ма­ете, что другой воз­мож­но­сти испо­ве­до­ваться уже не будет, или она будет не скоро, то честно ска­жите свя­щен­нику: «Помо­гите мне, я не осо­знаю за собой грехов».

— Шаб­лон­ные фразы: «Грешен всеми гре­хами, каюсь», или «Согре­шил делом, словом, помыш­ле­нием и всеми своими чув­ствами», или «Согре­шил против 4‑й запо­веди, против 7‑й запо­веди» – оче­вид­ный фор­ма­лизм. При­чи­ной его явля­ется и ложный стыд перед духов­ни­ком, и нере­ши­тель­ность, но осо­бенно – мало­душ­ный страх все­рьез начать раз­би­раться в своей жизни, полной мелких, став­ших при­выч­ными сла­бо­стей и грехов. Такая испо­ведь пре­вра­ща­ется не в цели­тель­ное само­осуж­де­ние, но в гре­хов­ное само­оправ­да­ние.

— Свя­щен­ник ни при каких обсто­я­тель­ствах не может рас­крыть то, что услы­шал на испо­веди. Но жела­тельно и испо­вед­нику пони­мать, что полу­чен­ный им на испо­веди совет каса­ется только его кон­крет­ной ситу­а­ции и для того чтобы делиться этим сове­том с дру­гими нужно спро­сить раз­ре­ше­ния у свя­щен­ника.

— Ста­рай­тесь испо­ве­до­ваться одному свя­щен­нику, а не бегать по разным, сты­дясь духов­ника. Свя­щен­ник – врач духов­ный, чем лучше он будет Вас знать, тем лучше сможет помочь в борьбе со стра­стями.

— Таин­ство Пока­я­ния и Таин­ство При­ча­ще­ния – это два разных Таин­ства. Перед При­ча­ще­нием при­нято очи­щать душу испо­ве­дью. Но если Вам необ­хо­дима только испо­ведь, то доста­точно прийти в храм и обра­титься к свя­щен­нику или вызвать его на дом (в боль­ницу) в случае тяжё­лой болезни.

— Пока­я­ние должно совер­шаться не только в Цер­ков­ном Таин­стве – это про­цесс всей жизни, име­ну­е­мый духов­ной борь­бой. В Таин­стве Пока­я­ния мы полу­чаем раз­ре­ше­ние от грехов, но это не значит, что выйдя из храма мы не должны вни­ма­тельно сле­дить за своими мыс­лями и поступ­ками.

— Не избе­гайте испо­веди по при­чине того, что при­дётся повто­рять уже испо­ве­дан­ные ранее и повто­рён­ные грехи. Гово­рят: «зачем каяться всё равно согрешу». Тогда и руки не нужно мыть, ведь всё равно испач­ка­ются…

— Что делать если про­ис­хо­дит охла­жде­ние к испо­веди? Можно услы­шать рас­суж­де­ния о том, что “испо­ведь не билет к При­ча­стию” и поэтому можно испо­ве­до­ваться гораздо реже при­сту­па­ния к Чаше. На самом деле, если интен­сив­ность Вашей духов­ной жизни пред­по­ла­гает при­ча­стие более одного раза в неделю, тогда вопрос об обя­за­тель­но­сти трех­днев­ного поста и обя­за­тель­но­сти испо­веди перед При­ча­стием реша­ется сов­местно с духов­ни­ком в инди­ви­ду­аль­ном порядке. Если же чело­век при­ча­ща­ется раз в месяц, и на этом осно­ва­нии хотел бы испо­ве­до­ваться, допу­стим, раз в два месяца (ну не каждый же раз перед при­ча­стием), то это может гово­рить о серьез­ных духов­ных иска­же­ниях, о нера­де­нии в деле спа­се­ния.

— О грехах сле­дует не только сокру­шаться, с ним сле­дует дея­тельно бороться, исполь­зуя опыт Церкви, изу­ча­е­мый Аске­ти­кой.

***

Для того чтобы испо­ведь совер­ши­лась, от испо­ве­ду­ю­ще­гося необ­хо­димо соблю­де­ние сле­ду­ю­щих усло­вий: сокру­ше­ние о своих грехах, твер­дое наме­ре­ние испра­вить жизнь, вера в Гос­пода нашего Иисуса Христа, надежда на Его мило­сер­дие.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки