«Подумай о детях!»

Православный христианин
Перечитываю небольшое письмо святителя Николая Сербского к одной женщине. В письме очень важная мысль о необъяснимом страдании. «Но не следует отчаиваться из-за этого, ибо ни в чем нет слепой фатальности...»
Впрочем, прочтите сами. Есть над чем подумать. В любом возрасте.
 
Православный христианин
"Тогда, возможно, следует искать причину в грехе ее родителей...".

В описанном случае вину можно много в чём поискать, не только в грехах родителях. Бывает, что человек безосновательно и вопреки Заповедям Божиим оправдывает смертный грех человека нечестивого и не кающегося, и сам потом по попущению Божию страдает от последствий подобного же греха, дабы не уклоняться ему от правильного различения добра и зла, и других своей ложью не соблазнять.

"Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом". (Прит. 17,15).

Оправдание нечестивых стало в нашем мире обыденностью, причём оправдывают их как с позиций возведения греха в норму, так и с позиций ложной, всепрощающей, благостности, тогда как различение греха должно всегда оставаться точным и строгим, в полном подчинении букве Священного Писания.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
В описанном случае вину можно много в чём поискать, не только в грехах родителях
Там написано :"Вы, зная ее как благородную и благочестивую женщину".
А дальше объяснение этому "феномену", в православной традиции раньше было благочестивое правило иметь синодики, в которых записывались поминальные имена уходящие в глубь времен, а может быть столетий... в свете " наказую до третьего и четвёртого поколения ненавидящих Меня", возникает вопрос а нужно ли поминать глубже, да и что означает "ненавидящих Меня" Тоже интересный вопрос
 
Православный христианин
Перечитываю небольшое письмо святителя Николая Сербского к одной женщине. В письме очень важная мысль о необъяснимом страдании. «Но не следует отчаиваться из-за этого, ибо ни в чем нет слепой фатальности...»
Впрочем, прочтите сами. Есть над чем подумать. В любом возрасте.
Когда-то я этот вопрос ставила на обсуждение. И в той ветке пришли к выводу, что дети не отвечают за грехи своих отцов (родителей). Хотя я придерживалась мнения, что правило о родовом проклятии и благословении потомков работает, поэтому грех и беззаконие набирает силу. Этим и объясняется почему общество в целом деградирует, шествуя к своему концу. В письме Н. Сербский косвенно "подтверждает" это. Есть вариант развития событий на почве пренебрежения Второй Заповедью (Синодальный перевод), тут указаны причины наказания, в том числе, и детей:

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

1. Не сотвори себе кумира и не поклоняйся ему как Богу...
2. Наказание детей за вину родителей до 3/4 колена;
3. Ненавидящих Меня (наверное, сознательно хулящих Имя Божье, т.е., Св. Духа и откровенных сатанистов).

Или нарушения Пятой Заповеди, где упоминаются родители: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (то есть, почитай родителей, хорошие ли они или плохие, не имеет разницы). Если мы непослушны и нарушаем эту заповедь, осуждаем родителей или еще что-то хуже, то несем наказание за этот грех. Мы чаще всего не ведаем причин своих страданий, тем паче из-за грехов родительских. Поэтому и складывается впечатление, что страдают невинные без причины, а причина всегда есть. Вместе с тем покаяние, добрые дела и молитва за родителей могут отвратить такие (необъяснимые) скорби.

Кстати не стоит так же осуждающе отзываться о наших праотцах Адаме и Еве, что свойственно некоторым личностям. Хотя мы не вписываемся в 3/4 поколение, но Господь любит Адама до ревности как первенца, причем практически безгрешного в сравнении с нами. А правильнее вообще никого не осуждать кроме себя. Самый легкий путь спасения - Не суди и не судим будешь. Поэтому и сказано, что осуждать следует сам грех, а не человека его совершившего. Этим обезопасим себя от "невинного страдания".
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Это давно разъяснено святыми отцами. Преподобный Ефрем Сирин даёт такой комментарий:

"Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его. Но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим".

То есть речь идёт о тех случаях, когда дети и внуки шествуют теми же грехами, что и их отцы, уподобляясь им, возводя грех в норму, делая его традиционным.

Эту же мысль высказывает блаженный Феодорит Кирский:

"Посему и здесь, как чадолюбивых и заботящихся о чадолюбии, устрашает угрозами и говорит: отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене. А что неблагочестиво останавливать внимание на одной букве, сему учит Сам Бог, постановляя законом противное. Ибо говорит: да не умрут и сынове за отцы; и отцы за сыны; кийждо за свой грех да умрет (Втор. 24:16). И чрез пророка Иезекииля говорит: что вам притча сия глаголющим: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша? Живу Аз, глаголет Господь, аще будет притча сия. Позобавшаго пародки зубы оскоминны будут, яко вся души Моя суть (Иез. 18:2—4). Тот же смысл имеют и последующие слова. Думаю же, что угроза показывает паче Божественное человеколюбие. Ибо присовокуплено ненавидящим Мене, т. е. долготерпелив Я к отцам согрешившим, долготерпелив и к сынам. Но если внуки и правнуки поревнуют лукавству отцов и предков, то наложу наказание".
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Это давно разъяснено святыми отцами. Преподобный Ефрем Сирин даёт такой комментарий:

"Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его. Но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим".

То есть речь идёт о тех случаях, когда дети и внуки шествуют теми же грехами, что и их отцы, уподобляясь им, возводя грех в норму, делая его традиционным.

Эту же мысль высказывает блаженный Феодорит Кирский:

"Посему и здесь, как чадолюбивых и заботящихся о чадолюбии, устрашает угрозами и говорит: отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене. А что неблагочестиво останавливать внимание на одной букве, сему учит Сам Бог, постановляя законом противное. Ибо говорит: да не умрут и сынове за отцы; и отцы за сыны; кийждо за свой грех да умрет (Втор. 24:16). И чрез пророка Иезекииля говорит: что вам притча сия глаголющим: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша? Живу Аз, глаголет Господь, аще будет притча сия. Позобавшаго пародки зубы оскоминны будут, яко вся души Моя суть (Иез. 18:2—4). Тот же смысл имеют и последующие слова. Думаю же, что угроза показывает паче Божественное человеколюбие. Ибо присовокуплено ненавидящим Мене, т. е. долготерпелив Я к отцам согрешившим, долготерпелив и к сынам. Но если внуки и правнуки поревнуют лукавству отцов и предков, то наложу наказание".
То есть, в зависимости от поведения детей следует или нет наказание. Но в этом случае дети наказываются уже за "свое" так сказать, не без вины. А вот младенцы, которые еще ничего не совершили злого? Эти уж точно по вине родителей получают наказание вплоть до смерти. Хотя, предвидя их неблаговидные поступки, Бог посылает смерть в раннем детстве, пресекая это зло, что является благом для самого малыша. Воистину пути Божьи нам неведомы, и точного ответа о причине скорбей дать не сможем, только предположения.
 
Православный христианин
А вот младенцы, которые еще ничего не совершили злого? Эти уж точно по вине родителей получают наказание вплоть до смерти. Хотя, предвидя их неблаговидные поступки, Бог посылает смерть в раннем детстве, пресекая это зло, что является благом для самого малыша.
О смерти младенцев святитель Николай Сербский говорит, что Бог берёт дитя, чтобы спасти его от грешного родителя в Раю, попуская тому скорбь для очищения и покаяния. Дитя отнимается, как отнимается опора в старости, такое сравнение приводит Ефрем Сирин. А иногда это просто способ спасения души с меньшим количеством скорбей, как в известной истории с матерью декабриста Рылеева.

Тем не менее, болезни детей это не всегда наказание родителей, как не была таковой слепота евангельского слепца, но всегда часть Промысла Божия о Домостроительстве спасения, иногда очень существенная часть, поскольку эти скорби очень велики, и это тяжелейший крест и путь к святости. Болезнь воздействует на развитие и формирование определённым способом, где-то постоянно ограничивая страстные движения души, угашая темперамент, где-то давая труд и поводы к размышлению всем причастным, а где-то она даётся как опыт, соотносимый с чужими страданиями в будущем. Иногда хронический тяжёлый недуг уберегает от укоренения во грехе, сам знаю людей с очень явной склонностью ко греху, которых Бог спасает именно так.

Есть ещё вещи неочевидные, например естественные последствия конкретного греха родителя, которые дети несут как вызванные этим грехом наследственные болезни или особенности развития и поведения. Они могли не сказаться только если бы люди призвали Бога и просили у Него помощи, поэтому нужно очень много молиться за ещё не родившихся детей, чтобы Господь исправил то, что можно исправить.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Неуверен, что только четвёртый будет отвечать...до четвёртого колена, тоесть грехи первого, могут откликнуться до четвертого поколения... Если взять "ненавидящих меня" и прочитать в контексте - "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне", можно предположииь, что проклятие насылают не только грехи на Духа (в привычном понимании) , но и любое принебрежение к ближнему
 
Москва
Православный христианин
Думаю ... - если Господь призвал тех, кто сейчас в Церкви Христовой то, с Божией помощью, нужно и идти к Богу. Исполняя Его Заповеди, читая Его Слово в Священном Писании и прилагая всё прочитанное, в Нём, в меру своих сил, к своей жизни. И не думать о грехах потомков которые могут лечь на наши плечи. Исправляя свои жизни мы тем самым помогаем и нашим потомкам которые уже отошли в мир иной.
Я как-то отпустила уже эту мысль: - Что ляжет на меня, что не ляжет на меня... - от моих потомков (наших потомков - про семью).
По-моему, Cвятому Августину приписывают слова: - Люби Бога, и делай что хочешь... Я бы сказала: - Люби Бога и делай что можешь... не греши в меру своих сил. Старайся исполнять Заповеданное Богом. Оступился покайся... исповедуйся, причастись и иди дальше.
Так думаю, легче будет эту жизнь здесь прожить, хоть и со cвоими скорбями и искушениями, - для каждого человека.
 
Православный христианин
Воистину пути Божьи нам неведомы, и точного ответа о причине скорбей дать не сможем, только предположения.
Знаю ребятишек, сестрёнку и братишек. Все славные ребята. Но одному из них с самых малых лет достаётся больше всех остальных. Ожоги, шишки, синяки, травмы - это всё к нему). Создается впечатление, что прилетает ему всё это, потому, как он всё переносит на удивление терпеливо. Можно сказать, со смирением.
 
Православный христианин
Очень хороший отрывок есть у святителя Иоанна Златоуста о благодарении в несчастьях в "Толковании на послание к колоссянам":

«Итак, будем благодарить (Бога) во всех случаях: в этом и состоит благодарение. Благодарить в счастье нетрудно, здесь самая природа вещей побуждает к тому; достойно удивления то, если мы благодарим, находясь в крайних обстоятельствах. Если мы за то благодарим, за что другие злословят, от чего приходят в отчаяние, – смотри, какое здесь любомудрие: во-первых, ты возвеселил Бога; во-вторых, посрамил дьявола; в-третьих, показал, что случившееся (с тобою) ничто. В то самое время, когда ты благодаришь, и Бог отъемлет печаль, и дьявол отступает. Если ты приходишь в отчаяние, то дьявол, – как достигший того, чего хотел, становится возле тебя; а Бог, как оскорбленный хулой, оставляет тебя и увеличивает твое бедствие. Если же ты благодаришь, то дьявол, как не получивший никакого успеха, отступает; а Бог, как приявший честь, в воздаяние награждает тебя большей честью.

И не может быть, чтобы человек, благодарящий в несчастии, страдал. Душа его радуется, делая благое, имя чистую совесть, – она услаждается своими похвалами, а (душе) веселящейся нельзя быть печальной. Там (в отчаянии), вместе с бедствием, еще наказывает совесть; а здесь она венчает и провозглашает нет ничего святее того языка, который в несчастьях благодарит Бога, он, поистине, ничем не отличается от языка мучеников и получает такой же венец, как и тот. Ведь и у него стоит палач, принуждающий отречься от Бога богохульством, стоит дьявол, терзающий мучительными мыслями, помрачающий (душу) скорбью. Итак, кто перенес скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический.

Если, наприм., болит дитя, а (мать) благодарит Бога, это – венец ей. Не хуже ли всякой пытки скорбь ее? Однако же она не заставила ее сказать жестокое слово. Умирает дитя, (мать) опять благодарит (Бога). Она сделалась дочерью Авраама. Хотя она не заклала (дитяти) своей рукой, но радовалась над закланной жертвой; а это все равно; она не скорбела, когда брали у ней дар (Божий). Заболело другое (дитя)? Она не сделала волшебных повязок, и это вменено ей в мученичество, потому что мыслью она принесла сына в жертву. Что за дело до того, что эти (повязки) не приносят никакой пользы, что это – дело обмана и насмешки? Есть и такие, которые верят, что он полезны. Но она лучше согласилась видеть свое дитя мертвым, чем предаться идолослужению. И, как эта (мать) есть мученица, с собою ли она, с дитятею ли поступила так, с мужем, или с кем бы то ни было из наиболее любимых, так другая есть идолослужительница, потому что она, очевидно, и жертву принесла бы, если бы только могла принести, а лучше сказать, она уже сделала то, что составляет жертву».
 
Православный христианин
То есть, в зависимости от поведения детей следует или нет наказание. Но в этом случае дети наказываются уже за "свое" так сказать, не без вины. А вот младенцы, которые еще ничего не совершили злого? Эти уж точно по вине родителей получают наказание вплоть до смерти. Хотя, предвидя их неблаговидные поступки, Бог посылает смерть в раннем детстве, пресекая это зло, что является благом для самого малыша.
Наказание — жесткое слово в отношении младенцев. Оно уместно скорее в отношении родителей ребенка, которые ведут жизнь вне Бога. Это мое личное мнение.
 
Сверху