☨ 11 октября 2024 год.
Седмица 16-я по Пятидесятнице.
Православная Церковь вспоминает преподобного схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
С праздником!
______________________________________
https://azbyka.ru/propovedi/o-tainstve-braka-slovo-v-..
Слово митрополита Владимира (Икима) в день памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.
(полностью проповедь по ссылке)
Блаженств Христовых причастницы,
честнаго супружества и попечения
о чадех добрый образе…
(Из тропаря преподобным Кириллу и Марии)
____________________________________
Родительский дом для человека — это начало пути. Здесь он учится говорить и ходить, думать и чувствовать. Здесь чуткой детской душой вбирает он впечатления и учится правде или лжи, любви или ненависти - тому, чем живет и дышит родительский дом.
Ничем особенным не выделялась среди своих соседей боярская семья преподобных Кирилла и Марии, чье имение располагалось на берегу речушки Ишни, неподалеку от Ростова.
Так же, как все, праведные Кирилл и Мария часто ходили в храм Божий, так же подолгу молились у домашней божницы утром и вечером, так же растили детей, поучая их доброму.
Муж служил Ростовскому князю мечом, советом и имением своим. Жена сидела в терему, растила трех сыновей и занималась хозяйством. Были они страннолюбивы: любили приветить прохожего монаха или просто богомольца, идущего поклониться святым местам, любили угостить такого странника и усладиться духовной беседой с ним. Но и в этом не было ничего замечательного: гостеприимством русские люди славились испокон веков. Да, обычной была эта семья святорусская.
В жизни их хватало и сладкого, и горького.
Были тревоги и расставания.
Были разлуки любящих, так трогательно описанные в русских народных песнях. Но сквозь внешнюю разъединенность, словно ласковую руку, праведная Мария простирала молитву к Богу о хранении ее супруга на всех путях. Для молитвы нет расстояний, для любви нет пространств. В краях чуждых и враждебных, среди тягот и опасностей праведного Кирилла укрепляло сознание: на родине ждет и молится о нем его верная, добрая и любимая боярыня. Так смягчалась боль разлуки для них, предавших себя и друг друга в волю Божию. Покров Небесного Отца был над ними обоими.
И вдалеке, и вблизи праведные Кирилл и Мария умели беречь счастье взаимной любви, дарованное им от Господа. Их брак не покрывался паутиной привычки, не тонул в болоте скуки и пресыщения. Из яркой искры чувства, вспыхнувшей однажды в их юности, они смогли зажечь благодатный, согревающий сердца огонь семейного очага.
Молодая, горячая вспышка чувств - это только встреча, узнавание. Сама любовь, дело и труд любви, с венчания начинаются. Прекрасно, что Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство и вода претворяется в вино, - говорит святитель
Григорий Богослов. Да, лишь когда Господь благословляет брак, сладкий сироп земной влюбленности может превратиться в сладчайшее вино любви - не выдыхающееся и не портящееся, но становящееся все лучше с годами. Только нельзя забывать, что это земное чудо - дар Бога Всещедрого.
Дом праведных Кирилла и Марии не был каким-то замкнутым мирком, отгороженным от внешнего мира. Святые супруги прежде всего берегли свой семейный очаг, свою любовь взаимную.
Им был чужд тонкий бесовский соблазн, которому подпадают некоторые «ревнители» - прежде созидания собственной души и домашней малой церкви - начинать «светить миру», обращаться с проповедью к встречным и поперечным, пытаться просвещать дальних, в то время как самые близкие и родные люди остаются обделенными их любовью, как бы ограбленными.
Так и семьи таких деятелей мертвеют, и внешняя их активность не приносит добрых плодов, поскольку насквозь фальшива: не может «светить миру» тот, кто не умеет светить близкому человеку своей любовью. Такие «ревнители» похожи на юродивых дев из евангельской притчи, попусту расточивших масло в своих светильниках и не имеющих света, чтобы встретить Жениха - Христа.
Не таковы были праведные Кирилл и Мария: их семейную жизнь переполняли боголюбие и взаимная любовь, и вот от этого-то избытка изливал их союз свет и доброту во внешний мир.
Праведные Кирилл и Мария научились любить Бога и друг друга, обнимали любовью своих детей, потому умели любить и дальних, знакомых и незнакомых им детей Небесного Отца.
Двое сыновей праведных Кирилла и Марии, Стефан и Петр, женились, и родители радовались, что их сынам достались добрые жены, умилялись, видя своих внуков. Но все-таки, как говорят в народе, женатые сыновья — это «отрезанные ломти»: по слову Писания, оставляют они отца и мать и прилепляются к женам своим (См.: Быт.2:24). Не мирские семейные дети, а неотмирный Варфоломей сделался опорой праведных родителей. Старческие силы святых Кирилла и Марии уже не позволяли им вести хозяйство, а у благодатного юноши, послушного и работящего, любое дело горело в руках. Отец и мать любовались им, ревностным в труде и молитве, и ликовали, видя, как его душа расцветает в боголюбии. Поистине Варфоломей сбывался для них Сыном утешения — посохом старости и радостью духовной.
Но вот сравнялось Варфоломею (прп. Сергий Радонежский) двадцать лет, — и однажды затеял он разговор, которого старики-родители давно ждали и боялись. Он просил их благословения на принятие монашества. Выше любого звания ценили праведные Кирилл и Мария ангельский образ иноческий, ничего лучшего не хотели для любимого сына, понимали, что в этом его призвание, но горько было им остаться без поддержки среди немощей и болезней, перед лицом близящейся кончины. Варфоломей был еще молод, в таком возрасте, казалось, рановато приступать к иноческому подвигу: он мог подождать. И родители попросили жалобно:
- Помедли. Мы стары, немощны и скудны; братья твои заботятся о своих женах. Хорошо, что ты печешься, как угодить Богу; только послужи нам немного и проводи нас в гроб, тогда исполнишь твое желание.
Со страхом ждали они ответа сына. Варфоломей имел полное, священное право сказать «нет» и уйти: его звала любовь более высокая, чем сыновняя любовь. Но благодатный сын сказал «да» — он остался в отчем доме. Он превозмог пламенное свое желание уединиться с Богом - ради послушания и милосердия к родителям.
Он согласился подождать, до времени смирил порыв своего сердца, для того чтобы наследовать сокровище родительского благословения. Любовь небесная зиждется на любви человеческой: святой юноша смирился с промедлением на пути к высшему совершенству, чтобы не исказить этой священной основы.
Сын утешения оставался рядом с праведными Кириллом и Марией. Это было наградой им за заботу о его возрастании в боголюбии, за бережность к его высочайшим духовным стремлениям. Гармония семьи, основанная на воспитании детей в благочестии, осталась ненарушенной.
По сути, Варфоломей уже в родительском доме проводил жизнь монашескую. Никто не мешал его суровому постничеству и ночным молитвенным бдениям. Он был в послушании у праведных родителей, как монастырская братия послушествует игумену. Его рукоделием было ведение хозяйства семьи, как иноки трудятся ради нужд обители. У домашнего очага царило единодушие во взаимной любви и стремлении к Всевышнему.
Малая церковь праведной семьи была подобна и малой обители, домашнему общежительному монастырю. Недаром впоследствии Варфоломей, минуя обычно необходимую ступень общежительного монашества, сумел сразу подъять труднейший подвиг отшельничества.
Будущий Радонежский игумен в дивном согласии святой семьи, созданной его родителями, черпал уроки отцовства.
Имея перед глазами пример праведных Кирилла и Марии, их зрячей любви к детям, он воспринимал образ родительского чувства, необходимого для того, чтобы стать истинным духовным отцом иноческой братии, а затем воспринять в сердце как родных детей всех сыновей и дочерей Русской земли.
Подобно святым родителям, отличался Радонежский игумен и радушным гостеприимством-страннолюбием, и милосердием к бедным и страждущим.
И при всей неотмирности облика Преподобного Сергия - в нем будут сквозить черты семейственности: в смиреннейшем самоотверженном послушании старшему брату Стефану и трогательной привязанности к юному племяннику Феодору.
Иноческий настрой души Варфоломея сообщился и его праведным родителям. Незадолго до кончины праведные Кирилл и Мария приняли иноческий постриг в Хотьковском Покровском монастыре (в те времена высокого, недоступного никаким соблазнам благочестия еще бывали на Руси монастыри, имевшие мужское и женское отделения).
Для боголюбивых супругов облечение в монашеский образ было простым и легким переходом с одной ступени святости на другую: от мирской земной праведности - к ангельскому небесному преподобию. В уединенных келлиях предстоя Вселюбящему Богу, окончательно высветляли они свои души и готовились к счастливейшей встрече друг с другом в обителях Отца Небесного.
Скромен кажется подвиг честного брака... такое святое супружество ведет от любви человеческой к Божественной Любви, увенчивается вечным счастьем и славой на Небесах.
- Отечество наше в правоверии сохранити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасити души наша, — о всех наших нуждах молятся перед Всевышним дивные Небесные наши предстатели, подвижники честного брака преподобные Кирилл и Мария.
Их подвиг, супружество святорусское — путь к возрождению православной России, золотой ключ к благополучию земному и счастью на Небесах.
Припадем же к вечноблаженной двоице — преподобным родителям нашим духовным Кириллу и Марии с теплым прошением: Усердно молите Господа, низпослати нам дух любви и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную. Аминь.