Правильное дыхание при молитве

Православный христианин
Мир Вам, отец Сергий.
Проблема следующая. У меня подозрение на соматоформное болевое расстройство F45. Выражается в виде болей под лопаткой правой. Когда встаю на молитву, уже по привычке, вне зависимости от того болит сильно или нет, начинаю торопиться при чтении молитвы вслух. Чтобы быстрее лечь успокоиться от боли... Так как читаю быстро, начинаю задыхаться, "читать огрызками и слогами". Чувствуется что не хватает дыхания, потому что, если вдохнуть в полную грудь, то читается более легко, так как выдох получается более длинный. Это проблема дыхания? Если да есть какие-нибудь упражнения чтобы проблему решить? Может из опыта семинарии у Вас есть...
Спаси Господи!

Под молитвой имел ввиду утреннее и вечернее молитвенное правило. Не ИМ.
 
Дорогой Алексей!
Во временя духовной юности вокальным педагогом у меня была мудрая наставница Валентина Вячеславовна Мизина. Ее педагогический опыт и уникальная вокальная школа основывались на глубокой личной вере и превосходном знании человеческой души. Секрет ее вокальной педагогики заключался в том, что классическое пение она ассоциировала с плетением тончайшей ткани музыкальной молитвы. Фундаментальной аксиомой её школы было золотое правило: «Человек начинает петь (т. е. молиться), когда забывает про себя». Св.Тихон Задонский говорит про это более обобщенно: «Всякая внешность без внутренности ничтоже есть! Все таковые солгали Богу». То есть у человека молитвенно поёт не глотка, а душа – когда незримо встречается с Ангелом Божиим.
Могу засвидетельствовать, что делая акцент на "постановке" души, Валентина Вячеславовна успешно решала не только сугубо фониатрические проблемы, но и исцеляла рядовые терапевтические недуги, справедливо считая что, «если человек поёт (= молится) ПРАВИЛЬНО, он не болеет»! Именно поэтому у певцов (и чтецов!) многие проблемы часто носят психосоматический характер. О существовании психосоматической связи впервые заговорил французский фониатр и оперный певец Рауль Юссон, создавая свою нейрохронаксическую теорию звукоизвлечения. Поэтому Валентина Вячеславовна категорически запрещала во время пения сосредотачиваться на своих физиологических ощущениях - дыхании, диафрагме, гортани и пр. , а исходить только из читаемого слова. Хорошо об этом написал богослов Сергей Фудель:

"И в этот миг – сладчайший миг!
Я на земле, согретой снова,
Читаю Огненное Слово
На белизне пасхальных книг!"

При такой духовной позиции психофизическая "вздернутость" уходит сама собой, дыхание сразу становится г диафрагмальным, низким и глубоким, гортань автоматически занимает правильное сверхнизкое положение как бы в положении "скрытого зевка". Т.е. нужно не свои ощущения любить в молитве, а молитву в себе! И при молении нельзя думать, напряженно нахмуриваясь о своих проблемах , а как бы не зацикливаясь только вдумываться, безостановочно скользя умом по тексту, воспринимая содержание поэтическим чутким сердцем !
Ибо всегда есть вероятность, что молитва не освободит человека от страстей, а, как пьянящий напиток в горделивом молитвенном предстоянии углубит и усугубит их, и что только чистый сердцем человек с его евангельским мировосприятием может увидеть и выразить сущность и цель звучащей молитвы.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Спасибо. Вообще "достать" свой голос можно вне семинарии православной? Не будет ли это чем-то вроде самочиния?
 
Спасибо. Вообще "достать" свой голос можно вне семинарии православной? Не будет ли это чем-то вроде самочиния?
Может ли человек поставить себе голос? Для большинства это невозможно, разве только в результате можно безвозвратно испортить глотку. Дело в том, что мы слышим себя по-другому, чем окружающие, так как звук распространяется внутри тела иначе, чем в воздухе. Поэтому начинающему певцу обязательно необходим внимательный внешний слушатель - опытный учитель пения, который бы поправлял певческие недостатки. Точно также невозможно себе "поставить душу" Тут-то и нужен хороший духовник, чутко слышащий "фальшивые ноты" и объективно оценивающий состояние души, помогающий разбираться в помыслах и мотивации... А православная семинария - лишь форма организации педагогического процесса, причем не самая лучшая. Может помочь, но может и погубить..
 
Сверху