- Интересующийся
Вера в Бога. Каково соотношение в вере рационального и иррационального? Как это соотношение эволюционирует по мере обретения человеком веры? Возможно ли для истинно верующего отречение от веры?
Позвольте изложить моё мнение по этим вопросам. Прошу не судить строго, если оно покажется вам наивным, поверхностным или просто глупым. Если кто-то посчитает хотя бы в малой степени оскорблёнными свои религиозные чувства, заранее прошу простить меня.
Часть I
Если маленький ребенок живет в религиозной семье, то начало его пути к вере, конечно, иррационально. Главный источник - эмоциональные впечатления от поведения родителей дома и от обстановки и поведения людей в храме. Слово "впечатления" мне кажется здесь очень уместным - увиденные и услышанные образы буквально впечатываются в сознание и подсознание ребенка, минуя фильтр разума (в силу малости возраста).
По мере взросления наряду с эмоциями (irratio) всё большую роль начинает играть разум (ratio). Человек читает книги, смотрит картины, посещает театр, просто общается с другими людьми. При этом думающий человек практически неизбежно начинает интересоваться религией. Даже если в детстве это его никак не касалось.
Чем привлекает человека религия? Или - более определённо - что привлекательного в христианстве? Конечно, образ Бога. Он - Создатель всего, причина всех причин. Он - Всемогущий. Он указывает путь к бесконечной райской жизни. Он бесконечно любит всех (или, по крайней мере тех, кто идет по указанному Им пути). Он абсолютно совершенен, абсолютный идеал.
В общем, образ Бога способен произвести на человека сильнейшее, ни с чем не сравнимое эмоциональное впечатление. Это очень важный момент. До этого момента человек лишь "накапливал" религиозные знания (ratio) и религиозные переживания и эмоции (irratio). У разных людей соотношение этих рациональных и иррациональных "кирпичиков" общей "накопленной суммы" может быть очень разным. Главное, чтобы как можно больше рационального было конвертировано (через подсознание) в иррациональное и чтобы иррациональная составляющая достигла критического значения. Теперь для обретения веры нужен только "спусковой крючок", например, сильное эмоциональное переживание - положительное или (чаще) отрицательное. Как только критическая масса накоплена и спусковой крючок сработал, человек становится истинно верующим.
Оговорка: Конечно, процесс несколько сложнее. Некоторые кирпичики (как рациональные, так и иррациональные) могут быть "отрицательными", работающими против обретения веры. Просто их не должно быть слишком много в общей "накопленной сумме".
Часть II
При обретении веры у истинно верующего человека происходит качественное изменение сознания. Без преувеличения - переворот. Он ощущает, что обрел истинное понимание мира (или, по крайней мере, обрел "компас" на пути к пониманию). Он испытывает духовный подъем. А главное, он испытывает сильнейшую любовь к Богу. Он подобен пылкому юноше в период острой влюбленности. Только любовь истинного верующего человека к Богу сильнее и постояннее (навсегда).
А Вы были когда-нибудь по-настоящему влюблены? Вспомните себя в этот период. Ваша девушка - самая лучшая, самая хорошая, самая добрая. Вы не замечаете её недостатков. Идя с ней за руку по улице, Вы украдкой бросаете взгляды на лица встречных людей и удивляетесь, как же они не видят, что ОНА - совершенство! Какие странные люди - я вижу, как ОНА прекрасна, а они просто проходят мимо, не обращая никакого внимания.
Впрочем, прекрасный период острой влюбленности довольно быстро заканчивается. И часто переходит в долгую любовь. Вы с удовольствием, но и с некоторой иронией вспоминаете себя влюбленного, поскольку понимаете, что это был период некоторой "неадекватности".
Для человека, истинно верующего в Бога, люди неверующие тоже кажутся странными. (Можете заменить слово "странными" другими эпитетами. Например, к иноверцам и атеистам можно применить более "сильное" определение.)
Для истинно верующего любовь к Богу не может закончиться никогда. И никогда не может перейти в более "спокойную" фазу.
Истинно верующий органически не способен воспринимать критику Бога и канонов своей веры. Потому что после переворота сознания в той области, где локализована вера, наблюдается подавляющее доминирование эмоций над разумом, причем "отрицательные" "кирпичики" просто уничтожаются.
Irratio настолько сильно и необратимо вытесняет ratio, что восприятие критики, а тем более отречение от веры практически невозможно.
Позвольте изложить моё мнение по этим вопросам. Прошу не судить строго, если оно покажется вам наивным, поверхностным или просто глупым. Если кто-то посчитает хотя бы в малой степени оскорблёнными свои религиозные чувства, заранее прошу простить меня.
Часть I
Если маленький ребенок живет в религиозной семье, то начало его пути к вере, конечно, иррационально. Главный источник - эмоциональные впечатления от поведения родителей дома и от обстановки и поведения людей в храме. Слово "впечатления" мне кажется здесь очень уместным - увиденные и услышанные образы буквально впечатываются в сознание и подсознание ребенка, минуя фильтр разума (в силу малости возраста).
По мере взросления наряду с эмоциями (irratio) всё большую роль начинает играть разум (ratio). Человек читает книги, смотрит картины, посещает театр, просто общается с другими людьми. При этом думающий человек практически неизбежно начинает интересоваться религией. Даже если в детстве это его никак не касалось.
Чем привлекает человека религия? Или - более определённо - что привлекательного в христианстве? Конечно, образ Бога. Он - Создатель всего, причина всех причин. Он - Всемогущий. Он указывает путь к бесконечной райской жизни. Он бесконечно любит всех (или, по крайней мере тех, кто идет по указанному Им пути). Он абсолютно совершенен, абсолютный идеал.
В общем, образ Бога способен произвести на человека сильнейшее, ни с чем не сравнимое эмоциональное впечатление. Это очень важный момент. До этого момента человек лишь "накапливал" религиозные знания (ratio) и религиозные переживания и эмоции (irratio). У разных людей соотношение этих рациональных и иррациональных "кирпичиков" общей "накопленной суммы" может быть очень разным. Главное, чтобы как можно больше рационального было конвертировано (через подсознание) в иррациональное и чтобы иррациональная составляющая достигла критического значения. Теперь для обретения веры нужен только "спусковой крючок", например, сильное эмоциональное переживание - положительное или (чаще) отрицательное. Как только критическая масса накоплена и спусковой крючок сработал, человек становится истинно верующим.
Оговорка: Конечно, процесс несколько сложнее. Некоторые кирпичики (как рациональные, так и иррациональные) могут быть "отрицательными", работающими против обретения веры. Просто их не должно быть слишком много в общей "накопленной сумме".
Часть II
При обретении веры у истинно верующего человека происходит качественное изменение сознания. Без преувеличения - переворот. Он ощущает, что обрел истинное понимание мира (или, по крайней мере, обрел "компас" на пути к пониманию). Он испытывает духовный подъем. А главное, он испытывает сильнейшую любовь к Богу. Он подобен пылкому юноше в период острой влюбленности. Только любовь истинного верующего человека к Богу сильнее и постояннее (навсегда).
А Вы были когда-нибудь по-настоящему влюблены? Вспомните себя в этот период. Ваша девушка - самая лучшая, самая хорошая, самая добрая. Вы не замечаете её недостатков. Идя с ней за руку по улице, Вы украдкой бросаете взгляды на лица встречных людей и удивляетесь, как же они не видят, что ОНА - совершенство! Какие странные люди - я вижу, как ОНА прекрасна, а они просто проходят мимо, не обращая никакого внимания.
Впрочем, прекрасный период острой влюбленности довольно быстро заканчивается. И часто переходит в долгую любовь. Вы с удовольствием, но и с некоторой иронией вспоминаете себя влюбленного, поскольку понимаете, что это был период некоторой "неадекватности".
Для человека, истинно верующего в Бога, люди неверующие тоже кажутся странными. (Можете заменить слово "странными" другими эпитетами. Например, к иноверцам и атеистам можно применить более "сильное" определение.)
Для истинно верующего любовь к Богу не может закончиться никогда. И никогда не может перейти в более "спокойную" фазу.
Истинно верующий органически не способен воспринимать критику Бога и канонов своей веры. Потому что после переворота сознания в той области, где локализована вера, наблюдается подавляющее доминирование эмоций над разумом, причем "отрицательные" "кирпичики" просто уничтожаются.
Irratio настолько сильно и необратимо вытесняет ratio, что восприятие критики, а тем более отречение от веры практически невозможно.