Путь к вере: через ratio в irratio

Интересующийся
Вера в Бога. Каково соотношение в вере рационального и иррационального? Как это соотношение эволюционирует по мере обретения человеком веры? Возможно ли для истинно верующего отречение от веры?

Позвольте изложить моё мнение по этим вопросам. Прошу не судить строго, если оно покажется вам наивным, поверхностным или просто глупым. Если кто-то посчитает хотя бы в малой степени оскорблёнными свои религиозные чувства, заранее прошу простить меня.

Часть I

Если маленький ребенок живет в религиозной семье, то начало его пути к вере, конечно, иррационально. Главный источник - эмоциональные впечатления от поведения родителей дома и от обстановки и поведения людей в храме. Слово "впечатления" мне кажется здесь очень уместным - увиденные и услышанные образы буквально впечатываются в сознание и подсознание ребенка, минуя фильтр разума (в силу малости возраста).

По мере взросления наряду с эмоциями (irratio) всё большую роль начинает играть разум (ratio). Человек читает книги, смотрит картины, посещает театр, просто общается с другими людьми. При этом думающий человек практически неизбежно начинает интересоваться религией. Даже если в детстве это его никак не касалось.

Чем привлекает человека религия? Или - более определённо - что привлекательного в христианстве? Конечно, образ Бога. Он - Создатель всего, причина всех причин. Он - Всемогущий. Он указывает путь к бесконечной райской жизни. Он бесконечно любит всех (или, по крайней мере тех, кто идет по указанному Им пути). Он абсолютно совершенен, абсолютный идеал.

В общем, образ Бога способен произвести на человека сильнейшее, ни с чем не сравнимое эмоциональное впечатление. Это очень важный момент. До этого момента человек лишь "накапливал" религиозные знания (ratio) и религиозные переживания и эмоции (irratio). У разных людей соотношение этих рациональных и иррациональных "кирпичиков" общей "накопленной суммы" может быть очень разным. Главное, чтобы как можно больше рационального было конвертировано (через подсознание) в иррациональное и чтобы иррациональная составляющая достигла критического значения. Теперь для обретения веры нужен только "спусковой крючок", например, сильное эмоциональное переживание - положительное или (чаще) отрицательное. Как только критическая масса накоплена и спусковой крючок сработал, человек становится истинно верующим.

Оговорка: Конечно, процесс несколько сложнее. Некоторые кирпичики (как рациональные, так и иррациональные) могут быть "отрицательными", работающими против обретения веры. Просто их не должно быть слишком много в общей "накопленной сумме".

Часть II

При обретении веры у истинно верующего человека происходит качественное изменение сознания. Без преувеличения - переворот. Он ощущает, что обрел истинное понимание мира (или, по крайней мере, обрел "компас" на пути к пониманию). Он испытывает духовный подъем. А главное, он испытывает сильнейшую любовь к Богу. Он подобен пылкому юноше в период острой влюбленности. Только любовь истинного верующего человека к Богу сильнее и постояннее (навсегда).

А Вы были когда-нибудь по-настоящему влюблены? Вспомните себя в этот период. Ваша девушка - самая лучшая, самая хорошая, самая добрая. Вы не замечаете её недостатков. Идя с ней за руку по улице, Вы украдкой бросаете взгляды на лица встречных людей и удивляетесь, как же они не видят, что ОНА - совершенство! Какие странные люди - я вижу, как ОНА прекрасна, а они просто проходят мимо, не обращая никакого внимания.
Впрочем, прекрасный период острой влюбленности довольно быстро заканчивается. И часто переходит в долгую любовь. Вы с удовольствием, но и с некоторой иронией вспоминаете себя влюбленного, поскольку понимаете, что это был период некоторой "неадекватности".

Для человека, истинно верующего в Бога, люди неверующие тоже кажутся странными. (Можете заменить слово "странными" другими эпитетами. Например, к иноверцам и атеистам можно применить более "сильное" определение.)

Для истинно верующего любовь к Богу не может закончиться никогда. И никогда не может перейти в более "спокойную" фазу.

Истинно верующий органически не способен воспринимать критику Бога и канонов своей веры. Потому что после переворота сознания в той области, где локализована вера, наблюдается подавляющее доминирование эмоций над разумом, причем "отрицательные" "кирпичики" просто уничтожаются.
Irratio настолько сильно и необратимо вытесняет ratio, что восприятие критики, а тем более отречение от веры практически невозможно.
 
Крещён в Православии
Алексей! Как точно Вы выразили и моё отношение к религии. С одной стороны стремление познать Бога, попытки идти к Нему, а с другой стороны опасность впасть в фанатизм. Вся моя церковная жизнь в Храме ограничивается молитвами перед иконами Спасителя и Богородицы. Многие советуют мне больше читать Святых Отцов и соблюдать все обряды, а я боюсь, что вместо обретения осознанной Веры в Бога, превращусь в религиозного фанатика уничтожающего отрицательные кирпичики.
 
С

Светлана Нико*

Guest
Алексей! Как точно Вы выразили и моё отношение к религии. С одной стороны стремление познать Бога, попытки идти к Нему, а с другой стороны опасность впасть в фанатизм. Вся моя церковная жизнь в Храме ограничивается молитвами перед иконами Спасителя и Богородицы. Многие советуют мне больше читать Святых Отцов и соблюдать все обряды, а я боюсь, что вместо обретения осознанной Веры в Бога, превращусь в религиозного фанатика уничтожающего отрицательные кирпичики.
Евгений Борисович, Вам уже 54 года, большая часть жизни прожита. А Вы все оглядываетесь на детские впечатления и боитесь... Чего боитесь-то?! Стать фанатиком от религии? Так сейчас Вы фанатик своего страха и своих переживаний - это что, лучше?
Идите уже на исповедь, кайтесь в своих страхах и начинайте ЖИТЬ! Жить жизнью, наполненной Христом, верой, радостью духовной! Остается-то всего ничего, 54 года пролетело, остаток еще быстрй пройдет! А Вы так и будете бояться всю оставшуюся жизнь?
 
Крещён в Православии
Светлана! Так был я на исповеди и в своём страхе превратиться в фанатика от Веры каялся, вот только или я не смог донести до священника свой страх, толи он меня не захотел меня понять. Да и как он мог уделить мне достаточно времени на исповеди, если за шторкой еще три десятка кающихся в очереди стоят? Нас много, а священник один и он тоже человек, вот я и каюсь перед иконами Господу без посредников. Зачем мне психотерапевт в рясе, тем более, что я и сам знаю, чем закончится такая исповедь. Вот такие странные у меня взаимоотношения с Богом. Я ЗНАЮ, что БОГ ЕСТЬ, и доказательств Его существования не ищу, а с другой стороны церковную службу воспринимаю как набор определённых ритуалов и обрядов. Поэтому долгий и обстоятельный разговор с Богом перед иконой считаю более полезным для души, нежели скоропалительный разговор со священником, под гул очереди из ожидающих исповеди. Уж лучше я свои отношения с Богом переведу в сферу личного.
Видимо формализм мероприятий с периода Советской власти привил мне стойкое отвращение ко всем формам обязательного.
P.S. Вера в Бога (на мой взгляд) должна быть глубоко личной и даже интимной. Только тогда она становится настоящей.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Так был я на исповеди и в своём страхе превратиться в фанатика от Веры каялся, вот только или я не смог донести до священника свой страх, толи он меня не захотел меня понять.
видите,вам нужно признание ваших мыслей в правильности,то есть вы ждали своего, а получили другое,не вписывающееся в ваши представления.Вы ищите удобную веру... Вы искренний человек - это видно по вашему посту,но лукавый дух обхитрил вас и вашу простоту он использовал против вас же. Вы священство воспринимаете, как посредника...Вы не видите в священнике Христа...а представьте, что в этот момент Христос вошел в священника,и Он принимает вашу исповедь,ведь такое Христу под силу, верно? И из уст священника вы услышите то, что хочет вам сказать Христос...Готовность принять это творит чудеса веры.Тогда исповедь превращается в истинное покаяние сердца со слезами раскаяния и надежды на милость Божью.
 
С

Светлана Нико*

Guest
Светлана! Так был я на исповеди и в своём страхе превратиться в фанатика от Веры каялся, вот только или я не смог донести до священника свой страх, толи он меня не захотел меня понять. Да и как он мог уделить мне достаточно времени на исповеди, если за шторкой еще три десятка кающихся в очереди стоят? Нас много, а священник один и он тоже человек, вот я и каюсь перед иконами Господу без посредников. Зачем мне психотерапевт в рясе, тем более, что я и сам знаю, чем закончится такая исповедь. Вот такие странные у меня взаимоотношения с Богом. Я ЗНАЮ, что БОГ ЕСТЬ, и доказательств Его существования не ищу, а с другой стороны церковную службу воспринимаю как набор определённых ритуалов и обрядов. Поэтому долгий и обстоятельный разговор с Богом перед иконой считаю более полезным для души, нежели скоропалительный разговор со священником, под гул очереди из ожидающих исповеди. Уж лучше я свои отношения с Богом переведу в сферу личного.
Видимо формализм мероприятий с периода Советской власти привил мне стойкое отвращение ко всем формам обязательного.
P.S. Вера в Бога (на мой взгляд) должна быть глубоко личной и даже интимной. Только тогда она становится настоящей.
Читая Ваши посты, невольно убеждаюсь в правоте катехизаторов, утверждающих, что человек должен понимать, во что он крестится. Вы приняли Крещение, но не приняли все, чему учит Святая Церковь, да и саму Церковь. И такое Ваше Крещение только усугибило Ваше положение и добавило грехов.
А что касается Ваших взглядов на веру - они глубоко ошибочны, и Вы знаете это, если читали Святых Отцов. Знаете, где Истина, но верите только себе. Вы гибнете и отвергаете спасение.
Прошу прощения у автора темы за оффтоп.
 
С

Светлана Нико*

Guest
Алексей, св.преп.Варсонофий Оптинский говорил, что к Богу приходят двумя путями: путем пастухов и путем волхвов. Путь пастухов - это путь чистого сердца, когда Сам Бог или Ангелы Его говорят с человеком, и человек в простоте сердцв слышит, верит и исполняет все сказанное ему.
А путь волхвов - путь разума. Разум тоже приводит к Богу, но этот путь долгий, часто путаный, со многими трудностями. А когда уже разум привел человека к Богу, к вере, здесь начинает действовать сердце. И доводы сердца становятся сильнее гласа разума.
 

Мария

другиня
Новосибирск
Православный христианин
Видимо формализм мероприятий с периода Советской власти привил мне стойкое отвращение ко всем формам обязательного.
21 сентября 1993 года президент РФ Б. Ельцин подписал указ о разгоне Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Формально тогда-то Советская власть закончила и свое существование. Половину вашей жизни этой власти уже нет, а вы все вспоминаете. Пора уж вырваться из оков))
 
Интересующийся
Алексей, св.преп.Варсонофий Оптинский говорил, что к Богу приходят двумя путями: путем пастухов и путем волхвов. Путь пастухов - это путь чистого сердца, когда Сам Бог или Ангелы Его говорят с человеком, и человек в простоте сердцв слышит, верит и исполняет все сказанное ему.
А путь волхвов - путь разума. Разум тоже приводит к Богу, но этот путь долгий, часто путаный, со многими трудностями. А когда уже разум привел человека к Богу, к вере, здесь начинает действовать сердце. И доводы сердца становятся сильнее гласа разума.
Светлана, абсолютно с Вами согласен: "И доводы сердца становятся сильнее гласа разума". Я только выразил сомнение - а хорошо ли это?
С точки зрения приверженцев веры - безусловно, хорошо. Веришь сердцем - и верь! Во славу Господа. А сомнения, идущие от лукавого разума - гони.
Весьма последовательная и честная позиция. Уважаю.
Я же, в свою очередь, честно признаюсь, что не иду к вере. Ни путем пастухов, ни путем волхвов. Вы, Светлана, привели слова св.преп.Варсофония Оптинского, а я приведу известный факт.
Когда утята вылупляются из яиц, инстинкт заставляет их считать первый увиденный движущийся предмет матерью и следовать за ним. Почти наверняка это будет мама-утка и всё будет нормально. Но жестокие экспериментаторы поставили опыт: вместо утки только что вылупившиеся утята увидели катящийся мяч. И дружно последовали за "мамой"-мячиком.
Мне кажется, что люди - не утята. И не овцы. Хорошо ли будет, если люди будут бездумно следовать за мячиком-язычеством? Вы, Светлана, наверняка скажете: "Конечно, нет!". А за мячиком-православием? Конечно, да?
 
Крещён в Православии
Алексей! Спасибо Вам за решимость поднять такую тему. Действительно, так ли хорошо для человека следовать за мячиком словно утята или идти словно овцы, на поля указанные пастухом. Кроме Веры у человека должны быть и знания для осознанного выбора пути. Тогда и только тогда человек будет стремиться к Богу, а Вера человеческая будет крепка и непоколебима. Сегодня часто задают вопрос священнику - почему подросток перестаёт ходить в Храм, хотя ребёнком с нетерпением ждал каждого воскресного дня. Так чему же так удивляются вопрошающие? Ответ очевиден - Вы уподобились маме-утке и повели ребёнка к Вере привлекая его блеском одежд и красотой Храма, а ребёнок подчиняясь природному инстинкту самосохранения последовал за мамой-уткой. Ведь мама не может делать плохое, она делает только хорошее, а значит и полезное для ребёнка. Подросток же уже не воспринимает окружающий его мир только глазами родителей, он видит его своими глазами и хочет осмыслить окружающее своими мозгами. Возможно и зрение его имеет ещё не совсем правильный фокус и слух его часто подводит, и ум недостаточно натренирован, чтобы правильно осмыслить окружающее, да вот только полностью полагаться на родительские зрение, слух и ум ему недостаточно, да и не хочет он уже зависеть от зрения, слуха и ума окружающих.
P.S. Безусловно хорошо, когда человек ходит в Храм и соблюдает все Божественные установления, да вот только не увидят ли родители в послушном сыне и покорной дочери, молящихся рядом с ними, обычных роботов выполняющих заложенную в них программу. Возможно лучше столкнувшись с сопротивлением и нежеланием выполнять программу, дать возможность ищущим, найти свой путь к Богу, и помочь им осознать правильность выбора родителей, а значит и правильность собственного пути. Вот только как помочь другому в правильном выборе пути, какие слова подобрать, какие поступки совершить? Я сказать не могу. Как бы родительский пример не стал для детей подтверждением бездумного выполнения программы заложенной в систему робота.
 
Интересующийся
Я ЗНАЮ, что БОГ ЕСТЬ, и доказательств Его существования не ищу <...>
...Вера в Бога (на мой взгляд) должна быть глубоко личной и даже интимной. Только тогда она становится настоящей.
Евгений Борисович, со-чувствую Вам. Видимо, Вы по своей природе - отшельник. А быть одиночкой всегда трудно.
Может быть, Вам поможет "лучшая практика" от Вадима Ламзикова:
...Вы не видите в священнике Христа...а представьте, что в этот момент Христос вошел в священника,и Он принимает вашу исповедь,ведь такое Христу под силу, верно? И из уст священника вы услышите то, что хочет вам сказать Христос...
Воображение, фантазия и самовнушение - мощнейшие инструменты разума (разума ли? думаю, что всё-таки да, именно разума).
Решайте сами, готовы ли Вы ими воспользоваться.
 
Крещён в Православии
Вадим и Алексей! Попробую воспользоваться советом и при помощи воображения, фантазии и самовнушения постараюсь представить себе на месте священника САМОГО ХРИСТА. Возможно и поможет. Хотя сама эта мысль кажется мне кощунственной.
Одно только смущает - предсказуемый результат такой исповеди. Список литературы и неизменные слова - Отпускаю тебе грех.
P.S. И всё же в ближайший воскресный день обязательно пойду на исповедь. А там уж как Бог даст... Да будет Воля Его!
 
С

Светлана Нико*

Guest
Светлана, абсолютно с Вами согласен: "И доводы сердца становятся сильнее гласа разума". Я только выразил сомнение - а хорошо ли это?
С точки зрения приверженцев веры - безусловно, хорошо. Веришь сердцем - и верь! Во славу Господа. А сомнения, идущие от лукавого разума - гони.
Весьма последовательная и честная позиция. Уважаю.
Я же, в свою очередь, честно признаюсь, что не иду к вере. Ни путем пастухов, ни путем волхвов. Вы, Светлана, привели слова св.преп.Варсофония Оптинского, а я приведу известный факт.
Когда утята вылупляются из яиц, инстинкт заставляет их считать первый увиденный движущийся предмет матерью и следовать за ним. Почти наверняка это будет мама-утка и всё будет нормально. Но жестокие экспериментаторы поставили опыт: вместо утки только что вылупившиеся утята увидели катящийся мяч. И дружно последовали за "мамой"-мячиком.
Мне кажется, что люди - не утята. И не овцы. Хорошо ли будет, если люди будут бездумно следовать за мячиком-язычеством? Вы, Светлана, наверняка скажете: "Конечно, нет!". А за мячиком-православием? Конечно, да?
Алексей, но ведь не зря дан человеку разум и способность к критическому анализу своих действий:). Даже идя за мячиком, человек вскоре задумается: а почему этот мячик катится, какая сила им движет, куда он, собственно, катится и зачем мне туда идти? Ваша тема как раз пример такого критического мышления.:)
И невозможно долгое время следовать за бездушным, мертвым идеалом. Доказательство этому - крах идеалов коммунизма. Ведь были искренне верящие Павки Корчагины, беззаветно отдающие себя, свои силы ради "светлого будущего". Но, увы! Все, что не от Бога, а от разума человеческого разрушается, и коммунистическая идеология рухнула.
А Православная Церковь, начало которой дала проповедь простых рыбаков, существует уже 2000 лет. Дух Святой живет в ней, и врата адовы не одолеют ее.
А почему? Потому что верим мы в ЖИВОГО Бога, понимаете? Не знаю, как это выразить, но, поверьте, что молитва не уходит в пустое пространство; ты понимаешь, чувствуешь сердцем, что тебя слушают и слышат. И сердцем получаешь ответ, отзыв на свою молитву. Не будь этой живой связи между Богом и верующим человеком, не было бы и Церкви, не было бы и такой веры, за которую шли на самые страшные муки.
Дай Вам Бог это прочувствовать и поверить!
 
Интересующийся
Алексей! Спасибо Вам за решимость поднять такую тему...
Уважаемый Евгений Борисович! По-моему, Вам придется сделать выбор, иначе Вы себя замучаете.
Либо полностью подавить в себе критику РПЦ и полностью ей довериться.
Либо констатировать, что Вы "не такой как все" и отойти от Церкви. Может быть, поискать единомышленников.
Либо совершить "обратный переворот" сознания и прийти к отказу от веры в Бога.
 
Интересующийся
...Не знаю, как это выразить, но, поверьте, что молитва не уходит в пустое пространство; ты понимаешь, чувствуешь сердцем, что тебя слушают и слышат. И сердцем получаешь ответ, отзыв на свою молитву. Не будь этой живой связи между Богом и верующим человеком, не было бы и Церкви, не было бы и такой веры, за которую шли на самые страшные муки.
Светлана, Вы - прекрасный образец Веры. Чувствуется в Вас жизненная сила, искреннее желание творить добро. Но (трижды извиняюсь) причем здесь Бог как реальное существо? (Ещё раз извиняюсь, на этот за слово "существо", не могу побрать другого, может, Вы подскажете).
Вы говорите, что обращаетесь к Богу и Он Вам отвечает. А по моим представлениям, Вы просто ведете внутренний диалог с той частью Вашего мозга, которая моделирует образ Бога. Человеку вообще это свойственно - создавать мысленные модели реальных или абстрактных объектов, приводить их в движение и смотреть, что получается.
Почему коммунистическая идеология потерпела крах? Можно обсудить, если захотите.
Почему религия столь жизнеспособна на протяжении тысячелетий? Потому что она удовлетворяет целый набор потребностей, присущих людям. И, обратите внимание, кроме Православия успешно и в сопоставимом диапазоне времени существует еще ряд мировых религий.
 
Потому что после переворота сознания в той области, где локализована вера, наблюдается подавляющее доминирование эмоций над разумом
Как раз наоборот.

Христианская аскетика учит о восстановлении правильной иерархии: власть воли Бога над разумом, власть разума (духа) над волею, а воли над чувствами (эмоциями).

Irratio настолько сильно и необратимо вытесняет ratio
Путь к вере лежит через увиление рацио

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего... всем разумением твоим (Матф.22:37)
 
Интересующийся
Как раз наоборот.
Христианская аскетика учит о восстановлении правильной иерархии: власть воли Бога над разумом, власть разума (духа) над волею, а воли над чувствами (эмоциями).

Путь к вере лежит через увеличение рацио.
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего... всем разумением твоим (Матф.22:37)
Здравствуйте, Павел.
Приведите, пожалуйста, пример осуществления власти разума (духа) человека над его волей.
И ещё. Как соотносится эта триада (разум, воля, чувства) с сомой (телом) человека? Кто кем управляет?
 
Крещён в Православии
Алексей! Вы даже не представляете себе, насколько Вы правы! Вот только если бы это было так просто - сделать выбор! Я словно Тяни-Толкай. С одной стороны Тяни (знание существование Бога) тянет меня на широкую, открытую и залитую Солнцем, светлую дорогу к Богу, а с другой стороны Толкай (неверие в необходимость и важность соблюдения церковных установлений) а также в искреннюю и осознанную Веру соблюдающих, тянет меня в болото, выдавая бледное и холодное свечение гнилушек за путеводные огни к Богу. А ведь само ужасное, что я ведь сам осознаю гибельность пути Толкая, искренне стараюсь дотянуться до Бога, делая шаги по пути Тяни, да вот только десять шагов к Богу, неизменно сменяются десятью шагами по пути Толкая. Сорок лет (до Крещения) в моём сознании спокойно уживались и Вера в существование Бога, и коммунистические идеалы. Они словно существовали в параллельных мирах, не соприкасаясь друг с другом и не мешая друг другу. Для меня "Кодекс строителя коммунизма" никак не противоречил десяти Божьим Заповедям и мне было всё понятно и абсолютно ясно в жизни. Вместе с Крещением я получил холодный, липкий и неодолимый страх Божьего Суда и Гиены Огненной. Ведь не может здравомыслящий человек утверждать, что он безгрешен и ему не придётся отвечать перед Богом. Вот и разрываюсь между ЗНАНИЕМ о существовании БОГА и леденящим страхом Страшного Суда. Отрицать существование Божье (подобно атеисту) я не могу, а убедить себя в отмене (лично для меня) Страшного Суда тоже не получается. Вот и мечусь между желанием убедить Спасителя и Богородицу в своей искренней Вере (подкреплённой знанием) в их существование, и желанием избежать Страшного Суда. Надеюсь, что строгость Страшного Суда компенсируется необязательностью исполнения его решения.
P.S. Иногда я сам удивляюсь, как (за последние 15 лет) ещё не сошёл с ума от таких противоречивых желаний. Обрести Бога в сердце своем и избегнуть Гиены Огненной. Пятнадцать лет постоянного страха! Какая уж тут исповедь....
 
Здравствуйте, Павел.
Приведите, пожалуйста, пример осуществления власти разума (духа) человека над его волей.
Это когда человек позволяет себе волить (желать) только то, что его разум признает соответствующим воле Бога.

Грешник: чувства (эмоции) пленяют волю

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно (Быт.3:6)

воля указывает разуму разработать способ добыть вожделенное, а заодно подыскать и оправдание:

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела (Быт.3:13)

Праведник: чувства дают некий запрос в разум, разум производит анализ на предмет соотношения с волей Бога
bible.gif
и дает приказ воле хотеть или не хотеть увиденное ..

Пример:

берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано
bible.gif
: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи
(Матф.4:8-10)
 
Православный христианин
Слово "впечатления" мне кажется здесь очень уместным - увиденные и услышанные образы буквально впечатываются в сознание и подсознание ребенка, минуя фильтр разума (в силу малости возраста).
Хорошо, это верно, но хочется узнать, что есть этот фильтр? Что он должен фильтровать, а что пропускать?
Для человека, истинно верующего в Бога, люди неверующие тоже кажутся странными. (Можете заменить слово "странными" другими эпитетами. Например, к иноверцам и атеистам можно применить более "сильное" определение.)
Евангелие говорит, что само наличие таких людей логично. И более того, Иисус вполне говорил, что иноверцы будут поносить и гнать христиан. Не думаю, что эпитет "странные" и прочее могут относится к христианству. Скорее это люди, которым требуется любовь и сострадание, люди за которых Христос страдал.
Истинно верующий органически не способен воспринимать критику Бога и канонов своей веры.
Опять-же, в чем заключается эта критика? Лично я не видел ни одной логичной критики христианства, скорее это была либо полемика уровня "Наличие Бога научно не доказано", либо критика суеверий и народно-христианских верований, которые слабо сочетаются с современными представлениями о вере.
 
Сверху