С чего начать чтение Святых отцов?

Россия
Православный христианин
А догматические вопросы - по определению не обсуждаются.
Вот именно, что обсуждаются. Теория теологуменов Болотова бьет по православной догматике, а Даниил Сысоев ее защищает. О небогословских вопросах мы вообще речи не ведем. Предостерегал против богословов, которые придерживаются, возможно, неосознанно, теории теологуменов Болотова.

Возьмите догматическое богословие Давыденкова. Яркий пример. Он там приводит «мнения» святых отцов, как будто противоположные одно другому, по самым важным догматическим вопросам (происхождение душ, например, которое обсуждаем в соседней теме). Он не стремится их понять до конца, пропустить все через себя, отвергнуть ложное и найти истину. А дает богословие в форме «мнений» святых отцов. Против такого богословия, богословской шизофрении, и предостерегаю новоначальных. Нам нужно богословие не книжников, приводящих чужие мнения, а святых, лично причастных Божественной истине и говорящих от нее.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
На каком языке служить - море мнений, и все верные. Стилистика архитектура храма - море мнений, и все верные. Стилистика пения - море мнений, и все верные. Традиции, местные особенности, приходская жизнь и т.д. и т.п.

Не все верные. А только те которые соответствуют Библии и Вселенским правилам Церкви.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Теория теологуменов Болотова...
...догматическое богословие Давыденкова
А при чем тут Болотов и Давыденков? Теологу́мен - частное богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан (Азбука). Догматика тут по определению ну никак не подходит (она даже не обсуждается). Отдельные люди вполне могут ошибаться, у нас порой и приходские батюшки в догматике "плавают".
важным догматическим вопросам (происхождение душ
До́гматы – богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законообязательную силу для всех христиан.
которые соответствуют Библии и Вселенским правилам Церкви.
По перечисленным вопросам нет никаких правил. Это несущественные вопросы, которые многократно менялись в Истории Церкви.
 
Православный христианин
По перечисленным вопросам нет никаких правил. Это несущественные вопросы, которые многократно менялись в Истории Церкви.

Бред не несите. К примеру Вселенскими правилами Церкви запрещено изображать Бога-Отца на иконе. Но, большинство приходов РПЦ МП нарушает это. И даже главный собор Христа Спасителя в Москве не избежал этого бесчинства.
 
Россия
Православный христианин
Теологу́мен - частное богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан (Азбука). Догматика тут по определению ну никак не подходит (она даже не обсуждается). Отдельные люди вполне могут ошибаться, у нас порой и приходские батюшки в догматике "плавают".
Антон, проблема в том, что богословие напрямую связано с догматикой. Богословский тезис при его развертывании может оказаться в противоречии с догматами. Поэтому разделять богословие и догматы, как вы делаете, не совсем правильно. Истина едина.
До́гматы – богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законообязательную силу для всех христиан.
Все так.
 
Святая Русь
Православный христианин
Поддержу! Относительная современность в сочетании с тем, что это канонизированный святой. Плюс - очень доступный язык, особенно для новоначального.
Согласен. Еще можно добавить письма духовным чадам игумена Никона (Воробьева).

Что касается святителя Игнатия (Брянчанинова), то за 150 лет так поменялись понятия, что уже его не все сейчас могут читать без разъяснений.

Хотя лично у меня был хаотичный порядок чтения первых книг. Сначала я прочитал "Духовные посевы", "Закон Божий" и Евангелие. Потом "Отечник" св. Игнатия (Брянчанинова), Киево-Печерский патерик, Житие преп. Серафима Саровского и святителя Василия Великого. Затем "Старец Силуан" и "Лествица". Потом про разных старцев 20 века. Затем снова "Жития Святых", Игумена N и разных святых Отцов.

Но как жить сейчас мирянину мне стало понятно только после прочтения книг "Слова Паисия Святогорца".
 
Православный христианин
Никогда раньше ничего из Святых отцов не читал, и в этом не разбираюсь. А между тем есть знакомый, который очень любит читать Златоуста и много про него рассказывает.Но я за Златоуста не берусь, потому что это как начинать книгу с середины. У Златоуста обязательно будут отсылки к другим Святым отцам, которые мне абсолютно непонятны.
Александр, братья написали очень много полезного, поддерживаю их рекомендации. Но хотелось бы понять, с какой целью Вы собираетесь читать Святых отцов. Одно дело для общего христианского образования - тогда придется хотя понемногу знакомиться и с Дионисием Ареопагитом, и с Василием Великим, и с Григорием Богословом, и с тем же Ионном Златоустом. И т.д. Небольшой комментарий - на самом деле у Иоанна Златоуста не так уж и много отсылок к другим отцам, но сам стиль может быть сложен: тогда любили говорить обстоятельно, рассматривая вопрос с разных сторон, прибегая к образным примерам.
Если же Вы хотите читать, чтобы проникнутся духом отцов - то всё то, что уже порекомендовали братья - очень хорошо Вам подойдет. Почему-то никто не упомянул письма оптинских старцев (Макария, Антония, Амвросия)- они тоже очень хорошо на душу ложатся. По языку к нам ближе письма старца Амвросия, но это лишь нюанс.
 
Православный христианин
Сам задал подобный вопрос нашему священнику, он посоветовал Серафима Слободского "Закон Божий", мне это очень помогло.
Тоже с этого начинала. Потом известные книги "Отец Арсений" и об архимандрите Павле Груздеве, о Серафиме Саровском авва Дорофей, Исаак Сирин и др. Еще очень нравились сборники цитат святых отцов. В этих книгах встречала упоминания о каком-то святом и его произведениях и начинала это читать. Так и по цепочке шла. Святители очень нравятся: Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Оптинские старцы, Патерики. Всего не перечислить. Знакомилась с православием. Немного читала и о других религиях. Поняла одно - наша вера православная -это жемчужина, которую я отыскала или которая мне открылась. Я ее выстрадала.
А читать можно и нужно до конца своих дней.
Здравствуйте. Никогда раньше ничего из Святых отцов не читал, и в этом не разбираюсь.
Читайте, по ходу чтения у Вас душа сама подскажет, что еще почитать.
 
Беларусь
Православный христианин
Здравствуйте. Никогда раньше ничего из Святых отцов не читал, и в этом не разбираюсь. А между тем есть знакомый, который очень любит читать Златоуста и много про него рассказывает.Но я за Златоуста не берусь, потому что это как начинать книгу с середины. У Златоуста обязательно будут отсылки к другим Святым отцам, которые мне абсолютно непонятны. Контекст, в котором Златоуст писал свои труды, тоже непонятен для меня. Посоветуйте пожалуйста, с чего начать читать Святых отцов. Библию и основы православия я знаю.
Творения святых отцов основывались на священном писании и личном опыте, поэтому сначала надо изучать Евангелие.
Настоящее издание является частью собрания «Троицких листков», издаваемых в XIX столетии Троице-Сергиевой Лаврой. Здесь содержится очень подробное изъяснение Евангелия от Матфея, составленное на основании изученных и собранных воедино различных святоотеческих толкований. Высокая духовная наполненность и учительность содержания позволяет, по общему мнению, считать его одним из лучших толкований Священного Писания.

Лучше купите книгу https://zyorna.ru/catalog/item/svya...ckim-listkam-lavry-prepodobnogo-sergiya-87695
Библию и основы православия я знаю.
Библию знать и понимать как должно невозможно без участия в богослужении и таинствах православной Церкви, без святоотеческого толкования, без понуждения себя жить по заповедям.

Но точного и совершенного раскрытия Евангелия не возможно стяжать в себе собственными усилиями: это – дар Христов. (Святитель Игнатий (Брянчанинов))
 
Последнее редактирование:
Сверху