Считаете ли вы, что свт. Игнатий "переложил на современный нам язык" св. Отцов без потерь?

Православный христианин
Алексей Ильич Осипов часто говорит, что свт. Игнатий (Брянчанинов) перевел для нас, точнее, переложил на наш "язык" (понятийный аппарат?) обширный ряд святых отцов древности.

Но у меня есть некоторая догадка, что, "перекладывая", он, если и не много допустил неточностей, но, возможно, расставил акценты по своим предпочтениям. Например, ужасы духовных ошибок он несколько преувеличил.

Никто не отрицает, что в духовной жизни нужна большая трезвость. Но, мне кажется, каждому надо понимать, что без духовных ошибок он не обойдется так или иначе. Альтернативой этому может быть страх вообще всего - на днях здесь была такая тема на форуме, кстати.

Здесь, мне кажется, важно не только уповать на свою осторожность, но более просить Господа от прелести, каковая молитва есть и у св. Игнатия.

В общем, вопрос в том, не придавал ли он некоторым сторонам духовной жизни преувеличенное значение?

Не приводит ли это к неким потерям в духовной жизни его читателей?
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Не приводит ли это к неким потерям в духовной жизни его читателей?
Например, ужасы духовных ошибок он несколько преувеличил.
А что, Вы изучали у преподобного? Какие его труды? Ведь если его деятельность приводит к духовным потерям, значит он и сам получается духовно несколько потерян. Ведь от подобного, родится подобное. Ужасы духовных ошибок Игнатий описывает не только черпая из Св.Отцов, но, и будучи пастырем всю свою жизнь, изучая и наблюдая воочию их на практике. Мне не показалось излишней суровости, наоборот, как раз истое желание уберечь от этих ошибок.
А когда к примеру мы говорим ребёнку не суй пальцы в розетку - убьёт током, или не ходи на красный - задавит машина, не портим мы -ли таким способом психику ребёнка? несколько преувеличивая ужасы того,что, может случиться? Ведь машина не всегда давит, а ток не всегда убивает.
 
Оренбург
Православный христианин
Некоторые так панически боятся "прелести" и "бесов", что вовсе отвергают или отрицают всякий мистический духовный опыт. Сами его не имеют и других не пускают. Читайте мученика Михаила Новосёлова лучше.


Он такой же святой, как и святитель Игнатий, да ещё и мученик.
 
Православный христианин
А что, Вы изучали у преподобного? Какие его труды? Ведь если его деятельность приводит к духовным потерям, значит он и сам получается духовно несколько потерян. Ведь от подобного, родится подобное. Ужасы духовных ошибок Игнатий описывает не только черпая из Св.Отцов, но, и будучи пастырем всю свою жизнь, изучая и наблюдая воочию их на практике. Мне не показалось излишней суровости, наоборот, как раз истое желание уберечь от этих ошибок.
А когда к примеру мы говорим ребёнку не суй пальцы в розетку - убьёт током, или не ходи на красный - задавит машина, не портим мы -ли таким способом психику ребёнка? несколько преувеличивая ужасы того,что, может случиться? Ведь машина не всегда давит, а ток не всегда убивает.
Никто, уважаемый Яков, не предлагает совать пальцы и ходить на красный. Я говорю не о том, что этого не должно быть - осторожности, но о мере в этом деле.

У Игнатия премного красочных эпических ужасаний, и тонким, очень тонким слоем по тексту - что спасение от всего этого - в Боге, Кто может всё. Для впечатлительных новоначальных женщин (не только, но к примеру) - самое то, чтобы уныть.

Я подруге говорю, что надо звать Духа Святого на помощь, не дожидаясь, пока станешь исправной, а она: нет! Я недостойна!

Начиталась.
 
Православный христианин
Я всегда удивляюсь той легкости современных христиан, в своих суждениях вообще о ком то и в частности о св. отцах.
Что можно сказать по этому поводу?
Первое, это может лишь говорить, что они достигли высочайших высот в духовном делании, ибо только в этом состоянии возможно не претыкаясь видеть ошибки других.
Но как правило, достигшие этих высот, не дерзают противоречить словам Спасителя:
Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего”
Второе, и более правильное, говорит лишь о том, что такие люди находятся в прелести духовной.
Ибо св. отцы нам оставили назидание-постоянное покаяние, видеть только СЕБЯ и свои ГРЕХИ.
Пример Сисоя Великого, который достиг таких духовных высот, что, по благодати Божией, изгонял бесов и воскрешал мертвых.
Когда преподобный Сисой уже лежал на смертном одре, а рядом находились его ученики и последователи, его лицо вдруг просветлело и засияло каким-то особым, неземным светом. На вопрос учеников, что происходит, он ответил, что к нему пришел преподобный Антоний Великий. После этого он сообщил, что видит пророков, апостолов и, наконец, ангелов, которые пришли забрать его душу. Дальше между Сисоем и учениками состоялся следующий диалог:
— Ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, дабы они оставили меня на короткое время, чтобы я мог покаяться.
— Тебе нет нужды в покаянии, отче, — удивились ученики.
— Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего, — был ответ старца.
Вот истинный пример для нас!!!
А кто хочет узнать о епископе Игнатии, то может услышать слова святого отца:
«…Путь унижений, смирения и терпения – тяжел. Многие за него брались, решались идти им и не выдерживали.
Хотел идти этим путем и епископ Игнатий (Брянчанинов) и не выдержал. Ведь он был и в Оптиной. Хотя он и считается наставником современного монашества, ибо желающий понять сущность монашества в настоящее время без его сочинений этого сделать не может (его сочинения дают ясное понятие об иночестве), а все-таки он не Арсений Великий. Правда, святой, а все же не Арсений. У нас сохраняется предание, что батюшка отец Лев сказал про епископа Игнатия (Брянчанинова):
– Если бы пошел иным путем, то он был бы второй Арсений Великий…».
(Варсонофий Оптинский (1845–1913)).
Читать подробнее
А вот как учил преподобный Арсений:
«...Есть много таких людей, которые всячески стараются соблюдать чистоту телесную и для этого умерщвляют тело свое постом, бдением и многими трудами; но мало таких, которые ревниво оберегают душу свою от греха тщеславия, гордости, сребролюбия, зависти, братоненавидения, гнева, памятозлобия, осуждения. Таковые снаружи чисты телом, но душа их грязна, они подобны гробам, снаружи разукрашенным, внутри же полным костей смердящих. Блажен тот, кто старается сохранить от скверны как тело, так и душу свою, истинно блаженны чистые сердцем (а не только телом), потому что они Бога узрят».
О себе великий авва часто говорил такие слова: «Арсений! Для чего ты сюда пришел? Ты пришел сюда не для отдыха, а для трудов, не для лености, а для подвига. Подвизайся же, трудись и не ленись». Часто говорил также преподобный и такие слова: «Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда...».
Источник
Так давайте братия и сестры плакать о своих грехах, и не пытаться судить дела св. отцов.
 
сомневающийся
Никто, уважаемый Яков, не предлагает совать пальцы и ходить на красный. Я говорю не о том, что этого не должно быть - осторожности, но о мере в этом деле.
Не так выразился, не точно. Мне хотелось сказать, чем, строже наказ, последствиями, тем легче выполняется.
Преподобный конечно на серьёзные вещи, порой даже суровые указывает. Но, это не желание напугать, и загнать в мрак, это желание реально указать и уберечь от гибельных последствий. В плане трудов преподобного, которые он оставил для нас, это неоценимое сокровище. Просто возможно, на каком - то раннем периоде воцерковления они могут показаться несколько суровыми. Возможно нужно подождать пока, подсозреть для такой науки. Потом конечно нужно учитывать, что, обращает он, это, в основном для монашества. Ну тяжеловато пока изучать, отложите до времени, найдите святого который будет более по сердцу. Когда мне случается изучать темы серьёзных авторов. Я всегда читаю вначале об авторе, биографию обязательно подробней, пытаюсь понять, какой человек это написал, и по характеру конечно. Люди все разные, и святые то-же разные. Когда узнаёшь какой человек сам автор, всегда потом легче понять то, о чём он пишет.
 
Сверху