Смирение в современном мире

Екатеринбург
Православный христианин
Хорошо почаще вспоминать свои прошлые грехи,смиряет,к настоящему относишься спокойнее.Да,и в духовной жизни лучше получается.Простота,естественность.Как,оно,смирение рождается в душе?Словами можно говорить,но из одних слов нельзя сему научиться.


Харита, прежде чем вспоминать свои грехи, надо их узнать. Сколько человек может назвать своих смертных грехов? Каждый смертный грех убивает душу по учению святителя Игнатия, а мы их все знаем? В перечне смертных грехов и страстей (Дневнике кающегося) их указано больше ста. А сколько из этих ста моих - каждый христианин знает это?

А когда узнаем грехи наши, надо в них еще искренне покаяться. А мы часто оправдываем себя в них, обвиняем кого-нибудь другого.

Не повторять более смертных грехов всегда ли у нас получается?

Простота, Харита, была у святых, а нам нужно много трудиться, чтобы прийти к такому состоянию.
Харита, чтобы на практике учиться смирению, нужно вначале освоить это в теории.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Хочется понять, что такое истинное духовное смирение. Мне кажется, что смирение бывает и недуховным. Это такое смирение, как неизбежность, когда кто-то или что-то тебя смиряет и нет иного выхода, как подчиниться. Хотя для человека гордого - это замечательное горькое лекарство, которое отрезвляет от снов мечтательности о себе. В духовном же смирении неприменно должна участвовать свободная личность,которую никто не подавляет, никто от нее ничего не требует, но человек сам себя смиряет ради любви к Богу или ближнему.

Лидия И., по учению святителя Игнатия начало смирения - это нищета духа. Как она обретается? Святой Отец писал, что борьба со страстями необыкновенно полезна, она более всего приводит к нищете духа. У Отцов еще встречается такое понятие, как промыслительное смирение. Это когда человек поставлен Богом в такие тяжелые обстоятельства, из которых не знает, как выбраться, никто ему помочь не может. Тогда многие пребывают в состоянии отчаяния. Но в таких обстоятельствах может сокрушиться гордый дух, осознает человек, что он никто и не что, осознает свою греховность и начнет вопить к Богу.

Святитель Игнатий также писал, что средина смирения - это мир сердечный. Когда человек все происходящее принимает с миром. И вершина смирения - это любовь. Как писал святитель Игнатий, любовь - это навершение всех добродетелей, то есть она обретается тогда, когда все прочие добродетели человек уже имеет.

Нам надо начинать с нищеты духа, не обретя эту добродетель, как мы можем иметь другие, как мы можем иметь любовь, которая есть совокупность всех добродетелей?
 
Екатеринбург
Православный христианин
Все просто. Смирение - иметь дух мирен.
За этим идет смиренномудрие.


Афанасий, святитель Игнатий писал, что смиренномудрие - это состояние ума, а смирение - это состояние сердца. Вначале исправляем ум, потом - сердце.
 
Екатеринбург
Православный христианин
А дух мирен бывает в прощении немощей ближнему и, когда верим, что все случающееся с нами от Бога бывает, по Его Промыслу или попущению, ради нашей же духовной пользы.


Любовь, "дух мирен бывает", когда мы уже с Божием помощью исправили ум, приобрели из Евангелия смиренные понятия о греховности своей и всего человечества. После исправления ума только начинается исправление сердца. Еще скажу и так: вначале нам нужно обрести нищету духа, а только потом трудиться над обретением мира сердечного.
 
Екатеринбург
Православный христианин
И это частенько повергает меня в уныние.:(


Афанасий, нам некогда унывать, нужно трудиться для обретения смирения. Для начала надо обрести правильные понятия о смирении, потом учиться применять их на практике.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Сегодня о. Александр Шаргунов говорил в проповеди, что если постоянно совершаем один и тот же грех, значит наше покаяние было не глубоким. А глубокое покаяние возможно лишь в любви к Богу, а когда человек кается почему-либо другому, например, стыдно быть плохим христианином, то покаяние это неглубокое, человек еще много раз упадет.


Любовь, "когда стыдно быть плохим христианином" - это не покаяние, это проявление страсти. А покаяние - это дар Бога, величайший дар и на пустое место он не дается. Вначале человеку необходимо правильно пройти оглашение. Только после этого может сокрушиться сердце, что является началом покаяния, а также нищета духа, искреннее сожаление о грехах, страх Божий, самоукорение. Одновременно это и начало смирения.

Любовь к Богу обретается после любви к ближнему. А любить ближнего мы сможем тогда, когда научимся с Божией помощью любить себя, то есть исполнять в отношении себя заповеди Евангельские.
 
Курск
Православный христианин
"Смирение – это правда о себе и о своих отношениях с Богом, миром, другими людьми.
И, будучи правдой, смирение не может быть неадекватным, ибо оно ищет, чувствует и находит Бога не в прекрасном, но ушедшем прошлом, а «здесь и сейчас». Смирение как адекватность поворачивает человека лицом к Богу, который близ (Фил. 4, 5); а где Бог, там радость, мир и бодрость."
Игумен Петр (Мещеринов) http://www.pravmir.ru/tainstvo-poslushaniya-v-chem-opasnost/

Для меня смирение - это в первую очередь честность перед самой собой и Богом. Это жизнь по заповедям блаженства, особенно прибывать постоянно в первой заповеди блаженства "Блажении нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное"

«Блажени нищии духом» (Мф.5:3) — то есть счастливы предельно бедные духом... Что это такое — быть бедным духом? Это значит «...иметь смиренное понятие о своих духовных качествах, уничижать себя, считать себя грешником». Это значит иметь в себе качества, противоположные гордости, тщеславию, самолюбию. Почему им, то есть нищим духом, принадлежит Царство Небесное? Да потому, что смиренный духом, «сознавая свою греховность и недостоинство, вполне предается водительству Божественной благодати, нисколько не надеясь на свои духовные силы, и благодать приводит его к Царству» (архимандрит Михаил. Толковое Евангелие. Евангелие от Матфея).
http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/opyt-postroenija-ispovedi/2

Нравится как пишет святитель Николай Сербский
http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/tolkovanie_zapovedej_blazhenstva/
 
Православный христианин
Смирение?

Какое оно смирение в повседневной и семейной жизни? Если тебя оскорбили, унизили, ты молча все это глотаешь, а в душе буря, это смирение или просто трусость и слабость? Люди смиренные всегда всем довольны? Давить в себе естественную реакцию защиты, со всем соглашаться, это правильно? Но ведь при этом мы теряем себя.Я вот перенесла сильнейший конфликт на работе, сначала терпела, потом сорвалась, сказала все что думаю, потом извинилась за бурную реакцию. Сейчас ситуация холодной войны. Я сделала все возможные попытки к примирению, безрезультатно. Вот как любить и смиряться, зная, что тебя ненавидят? Как же правильно идти к смирению, как вы считаете. У кого есть живой выстраданный опыт, а не просто цитаты святых отцов?
Тут важно осознавать свой духовный рост ,если терпеть и молчать не по росту ,то очень быстро можно нажить себе кучу болезней, лучше начинать с наполненности себя ,научиться себя любить и уважать, понимать свои границы за которые нельзя пускать некоторых людей,побороть страх и слабость ,научиться давать достойный отпор хамам ,а потом уже по немногу и смиряться, при этом на исповеди говорить что не смогла сдержаться, дала отпор и стало мне легче ,прошу у бога помощи в смирении ..Я считаю это правильным путем ,прежде чем начать смиряться нужно научиться не бояться
 
Православный христианин
"Смирение – это правда о себе и о своих отношениях с Богом, миром, другими людьми.
И, будучи правдой, смирение не может быть неадекватным, ибо оно ищет, чувствует и находит Бога не в прекрасном, но ушедшем прошлом, а «здесь и сейчас». Смирение как адекватность поворачивает человека лицом к Богу, который близ (Фил. 4, 5); а где Бог, там радость, мир и бодрость."
Игумен Петр (Мещеринов) http://www.pravmir.ru/tainstvo-poslushaniya-v-chem-opasnost/

Для меня смирение - это в первую очередь честность перед самой собой и Богом. Это жизнь по заповедям блаженства, особенно прибывать постоянно в первой заповеди блаженства "Блажении нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное"

«Блажени нищии духом» (Мф.5:3) — то есть счастливы предельно бедные духом... Что это такое — быть бедным духом? Это значит «...иметь смиренное понятие о своих духовных качествах, уничижать себя, считать себя грешником». Это значит иметь в себе качества, противоположные гордости, тщеславию, самолюбию. Почему им, то есть нищим духом, принадлежит Царство Небесное? Да потому, что смиренный духом, «сознавая свою греховность и недостоинство, вполне предается водительству Божественной благодати, нисколько не надеясь на свои духовные силы, и благодать приводит его к Царству» (архимандрит Михаил. Толковое Евангелие. Евангелие от Матфея).
http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/opyt-postroenija-ispovedi/2

Нравится как пишет святитель Николай Сербский
http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/tolkovanie_zapovedej_blazhenstva/
Так и есть , только это путь, часто в целую жизнь,путь опыта и ошибок .А люди спрашивают что им делать сейчас, на данный момент ,как им правильно проходить этот путь на данный момент.

Ответить
Жалоба Изменить Удалить
 
Православный христианин
непонимания себя
Здравствуйте Светлана Геннадьевна. Реально смиренных не встречал, к сожалению. Из своего не большего опыта, не много могу сказать.
Нужно твердо понимать, что все мы люди находимся во власти греха. Что, я, любимый (или любимая) ни чуть не лучше тех, кто меня окружает. В любой конфликтной ситуации, не позволять себе разбирать ошибки других, а искать свои. Нельзя судить других. Прежде всего, нужно изменять себя, в своих грехах копаться, а не в чужих. Если мне память не изменяет то, по-моему, Серафим Саровский сказал – сначала спаси себя, а потом вокруг тебя спасутся тысячи.
У нас люди приходят в церковь ,такие израненные, истощенные душевно ,что только на то чтоб восстановить себя уходит пол жизни.Ведь вся эта зависть , осуждение ,желание самоутвердиться за счет другого идет от неверия в себя, от чувства неполноценности .Церковь нам на то и дана чтоб мы стали цельными(любовь к себе, самоуважение ) и я считаю что очень важны и беседы с батюшками и хорошие психологи и просто мудрые люди, Смирение должно идти от наполненности человека самоуважением ,тогда оно истинное
 
Православный христианин
Беру выдержку из книги "Письма Баламута".
PS: это художественная литература.
Письмо пишет бес своему племяннику.
"Враг" здесь - это Бог.

Смирением, как и любыми другими добродетелями, наш Враг хочет отвлечь внимание человека от самого себя и направить на Него и на ближних. Всякий отказ от самого себя и самоуничижение существуют, в конце концов, именно для этого: пока они не служат этой цели, от них мало вреда. Они даже могут быть нам полезны, если из-за них человек интересуется преимущественно собой. Кроме того, самоуничижение можно использовать как исходную точку для презрения к другим, для угрюмости, цинизма и жестокости. Поэтому ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под смирением подразумевает особое (а именно плохое) мнение о своих способностях и своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у него действительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобы ставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менее ценны, чем он думает. Но не в этом дело. Самое главное - чтобы он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хоть крупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случае угрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячи людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины - считать себя дураком. А поскольку то, во что они старались верить,- явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются достичь невозможного.

Чтобы предупредить выпады Врага, мы должны знать Его цели. Враг хочет привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться тому, но не больше и не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, Враг хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду. Он хочет, чтобы каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам) великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человеке животное самообожание, но, боюсь, конечная Его цель - в том, чтобы восстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению, включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, как самого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего. Мы никогда не должны забывать самую отталкивающую и необъяснимую черту нашего Врага: Он действительно любит этих безволосых двуногих, которых Он создал, и правая рука Его всегда возвращает им то, что отнимает левая.

Поэтому Он будет всячески стараться, чтобы твой подопечный вообще перестал думать о том, какая ему цена. Он не рад, если люди считают себя скверными. В ответ на твои старания подсунуть ему тщеславие или ложную скромность Он напомнит, что от человека вообще не требуется никакого мнения о своем таланте, так как он прекрасно может им пользоваться, не решая точно, какая же из ниш в храме славы предназначена для него. Ты во что бы то ни стало должен исключить эту Вражью мысль из сознания пациента. Кроме того, Враг будет убеждать еще в одной истине, которую они все признают, но которую им трудно почувствовать: что они не создали самих себя, что все их способности дарованы Им и гордиться талантами так же глупо, как гордиться цветом волос. Враг всегда старается отвлечь человека от такой гордости, а ты должен фиксировать на ней его внимание. Враг даже не хочет, чтобы они сверх меры копались в своих грехах - чем скорее человек после покаяния займется делом, тем Врагу лучше.
 
Сверху