Утренние и вечерние молитвы

"Сообщение от АртурМ: ...грехи исповедаю своей совести, Бог же всевидящий и всеслышащий..."
Аминь. "Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище."(Пс.61:9)
Спасибо, Дмитрий, за поддержку. Не думаю, что я поступаю правильно, возможно, это применительно для некоторых и на некотором этапе. Я не знаю. Как Бог даст, может, и посрамлён буду. Конечно, надо молиться о том, чтобы видеть свою гордыню. « Не введи нас во искушение» , не попусти забыть, что мнишь о себе. Всё хорошее только от Бога.
 
Святая Русь
Православный христианин
Получается, индивидуальный подход к молитвам всё же допустим? У меня с отдачей в душе получаются только «Отче наш» и свои молитвы, другие молитвы очень редко дословно звучат душой, только если своими словами на их основе и по желанию совместной молитвы. На Литургию я тоже иду только тогда, когда возникает желание совместной молитвы. Не причащался я уже года 3, нет желания, грехи исповедаю своей совести, Бог же всевидящий и всеслышащий, может, не даёт лично мне желания причащаться как Иуде.

В тоже время прот. Андрей Ткачев говорил, что нужно себя нудить по силам. Приводил пример как в древности добывали огонь, долгим трением разогревая. Так и мы должны разогревать.
 
Белгород
Православный христианин
Можно ли утренние и вечерние молитвы частично заменить:
1) другими молитвами;
2) чтением Нового Завета, святых отцов и старцев?

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО

Что такое молитвенное правило? Это молитвы, которые человек прочитывает регулярно, ежедневно. Молитвенное правило у всех разное. У одних утреннее или вечернее правило занимает несколько часов, у других – несколько минут. Все зависит от духовного устроения человека, от степени его укорененности в молитве и от того, каким временем он располагает.
Очень важно, чтобы человек исполнял молитвенное правило, пусть даже самое краткое, чтобы в молитве были регулярность, постоянство. Но правило не должно превращаться в формальность. Опыт многих верующих показывает, что при постоянном вычитывании, одних и тех же молитв их слова обесцвечиваются, утрачивают свежесть, и человек, привыкая к ним, перестает на них сосредотачиваться. Эту опасность нужно стараться всеми силами избегать.
Помню, когда я принял монашеский постриг (мне тогда было двадцать лет), я обратился за советом к опытному духовнику и спросил его, какое у меня должно быть молитвенное правило. Он сказал: "Ты должен ежедневно вычитывать утренние и вечерние молитвы, три канона и один акафист. Что бы ни случилось, даже если ты очень устал, ты обязан их прочитать. И если даже ты вычитаешь их поспешно и невнимательно – не важно, главное – чтобы правило было вычитано". Я попробовал. Дело не пошло. Ежедневное чтение одних и тех же молитв привело к тому, что эти тексты быстро надоедали. К тому же, каждый день я много часов проводил в храме на службах, которые меня духовно питали, насыщали, окрыляли. А вычитывание трех канонов и акафиста превращалось в какой-то ненужный "довесок". Я начал искать другой совет, более мне подходящий. И нашел его в творениях святителя Феофана Затворника, замечательного подвижника XIX века. Он советовал молитвенное правило исчислять не количеством молитв, а тем временем, которое мы готовы посвятить Богу. Например, мы можем взять себе за правило молиться утром и вечером по полчаса, но эти полчаса должны быть полностью отданы Богу. И не так важно, читаем ли мы в течение этих минут все молитвы или только одну, или, может быть, один вечер мы целиком посвятим чтению Псалтири, Евангелия или молитве своими словами. Главное, чтобы – мы были сосредоточены на Боге, чтобы внимание наше не ускользало и чтобы каждое слово доходило до нашего сердца. Этот совет мне подошел. Я, впрочем, не исключаю, что для других более подходящим окажется полученный мною совет духовника. Здесь многое зависит от индивидуальности человека.
Мне кажется, что для человека, живущего в миру, не только пятнадцати, но даже и пяти минут утренней и вечерней молитвы, если, конечно, она произносится с вниманием и с чувством, достаточно, чтобы быть настоящим христианином. Важно только, чтобы мысль всегда соответствовала словам, сердце отвечало на слова молитвы, а вся жизнь соответствовала молитве.
Попробуйте, следуя совету святителя Феофана Затворника, выделить какое-то время для молитвы в течение дня и для ежедневного исполнения молитвенного правила. И вы увидите, что это очень скоро принесет плоды.

митр. ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ). О МОЛИТВЕ


Молитва самый трудный подвиг, и она до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы. Все же Господь, по своему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы он не ослабевал. Молитвенное свое домашнее правило определи сама, сообразуйся со временем; в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежание торопливости.

Из писем Валаамского старца
 
Россия
Православный христианин
Попробуйте, следуя совету святителя Феофана Затворника, выделить какое-то время для молитвы в течение дня и для ежедневного исполнения молитвенного правила. И вы увидите, что это очень скоро принесет плоды.
Какие именно плоды? Стяжать благодать Святаго духа очень непросто, ежедневный настрой на продолжение дня- да, конечно. Наверно насчет того, что "скоро"- можно посомневаться, но уверен, что другого пути не придумано, как пытаться молиться с сердцем.
 
Россия
Православный христианин
Всё хорошее только от Бога.
Это неправда. Лукавый искушает и попервоначалу именно и дает "много хорошего". Зато потом берет душу человека со всеми его слабостями и порабощает. Яркий пример- процветание нацисткой Германии перед войной. Почти вся германская нация была уверена что Гитлер - это благодетель для государства и нации. Поражение в войне показало всю тяжесть такого заблуждения. Так что от Бога - ВСЕ СУЩЕЕ, а не только "хорошее"
 
с-петеребург
Православный христианин
Можно ли утренние и вечерние молитвы частично заменить:
1) другими молитвами;
2) чтением Нового Завета, святых отцов и старцев?

Странная постановка вопроса: "частично"-это как? Если заменять другими молитвами то что и чем?. Почему вообще такая необходимость возникает,если,например, можно читать и утреннее и вечернее правило и ДОПОЛНИТЕЛЬНО то, о чём вы пишете. Тем более, что правила то НЕБОЛЬШИЕ,по сути, и времени занимают гораздо меньше, чем чтение Нового завета, Святых отцов и старцев. Тут, всё-таки,наверное другое, а именно, наступил тот момент, когда надо выбрать, всё-таки, Вы с "правилами", или "правило" для Вас
 
Одинцово
Православный христианин
Помогите пожалуйста в моей ситуации.
У меня не всегда получается читать полностью утреннее и вечернее правило из-за недостатка времени. Можно ли вместо чтения слушать его в наушниках, например по пути на работу и домой, равноценно ли это чтению? Добавлю, что молитвенное правило Серафима Саровского читаю утром и вечером по памяти каждый день.
 
Сибирь
Православный христианин
Можно ли вместо чтения слушать его в наушниках, например по пути на работу и домой, равноценно ли это чтению?
Надо молиться, а не слушать молитвы. Какой в слушании молитв толк? Это Господь их слушает.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Хочу заметить... Что читая молитвы сами вы их слушаете... Внутренним слухом... Да и в храме на службе священник для кого молитвы произносит в слух?
Господь в сердце смотрит...
 
Сибирь
Православный христианин
Да и в храме на службе священник для кого молитвы произносит в слух?
Для Господа. В храме может не быть ни одного прихожанина, богослужение от этого не отменят. Это не театр, а служение Богу.

Что читая молитвы сами вы их слушаете...
Мы слышим как мы молимся, но не в слушании смысл, а в произнесении.
Если человек слушает молитвы как шпаргалку, подсказку, чтобы самому произносить молитвы, то это уже другое дело. Так думаю можно.
 
г.Иваново
Православный христианин
Стареньким монахам, слепым, или с больными глазами читает утренние и вечерние молитвы келейник, и многим отнюдь не старым архиереям молитвенное правило читает тоже келейник.
А тут келейника заменяет плеер, главное что бы не только слушать, но и понимая смысл внутренним голосом молиться синхронно с читаемым текстом.
 
Сибирь
Православный христианин
главное что бы не только слушать, но и понимая смысл внутренним голосом молиться синхронно с читаемым текстом
Ну вот для того, чтобы молиться, пусть и внутренним голосом, думаю слушать можно. Но чтобы просто слушать, это уже не молитва будет.
 
Сибирь
Православный христианин
Стареньким монахам, слепым, или с больными глазами читает утренние и вечерние молитвы келейник, и многим отнюдь не старым архиереям молитвенное правило читает тоже келейник.
Михаил, наверно все же келейник читает молитвы не монахам и архиереям, а Богу за них? Так?
 
г.Иваново
Православный христианин
нет, наверно не за них, но именно им, чтоб они этими молитвами молились Богу...типа шпаргалки. Вы же когда читаете молитву, написанную на бумаге, но в Вашей голове рождается своя молитва с этим текстом. Так и тут, человек слышит текст молитвы, и у него в голове рождается молитва с услышенным текстом. Нет разницы - читать или слушать. Никто не может молиться Богу вместо другого человека. За -можно, вместо- нельзя.
 
Сибирь
Православный христианин
Наверно все же так:
Келейник сам молится Богу, но при этом служит неким суфлером для старых людей.

Никто не может молиться Богу вместо другого человека. За -можно, вместо- нельзя.
Да, разумеется. Просто не подумал. Это же молитвы от первого лица.
 
Одинцово
Православный христианин
Михаил Р.Б. вот у меня как Вы и сказали, плеер для подсказки. Еще несколько месяцев и я выучу полностью текст молитв и тогда буду произносить их синхронно с голосом в наушниках. А плеер нужен будет для того, чтобы внимание не переключалось.
Был недавно в Вашем городе в командировке, уютно у вас:)
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Часто приходилось раньше рано утром выезжать, в 4 утра... включал утреннее правило и ехал,повторяя слова молитвы...Акафист Николаю Угоднику..., потом каке нибудь песнопения, хор Покровского монастыря...дорога в 4-5 часов превращалась в короткий быстрый путь.
 
А подскажите, какие молитвы надо читать вечером главные, выроботать пока вечерние чтение.
Мне надо еще за ребенка читать, чтоб была здоровенькой, она отстает в развитии.
Подскажите пожалуста.
Можно ли слушать аудио запись, имеет ли она значение, или лучше самому читать?
Спасибо.
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
А подскажите, какие молитвы надо читать вечером главные, выроботать пока вечерние чтение.
Мне надо еще за ребенка читать, чтоб была здоровенькой, она отстает в развитии.
Подскажите пожалуста.
Можно ли слушать аудио запись, имеет ли она значение, или лучше самому читать?
Спасибо.
1)краткое молитвенное правило; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;
2) За доченьку - об исцелении болящего; молитва родителей за детей; своими словами - это тоже обязательно! Только помните, что не в многословии будем услышаны. Часто достаточно только: "Господи, помилуй!" От всего сердца, вкладывая то, что хотите попросить у Бога.
3) Если Вам аудиозапись помогает сосредоточиться и молиться вам удобнее, то почему бы и нет. Но надо себя приучать молиться без аудио, видео и т.д. В самом начале духовного пути - это нормально. Потом, поверьте - это уже будут помехи. Главное - молиться от всего сердца. Лучше - одну молитву, но со вниманием, чем все правило, но кое как.
Спаси Вас Господи!
 
Подскажите пожалуста, правильно ли расставлены по порядку молитвы, может чего то не достает, я выбрал пока короткую молитву.
Подредактируйте пожалуста.
Спасибо.
 

Вложения

  • МОЛИТВЫ ВЕЧЕРНИЕ.doc
    52 KB · Просмотры: 492
Сверху