Верующие и неверующие, взаимные искушения

***М***
Настоящее сообщение перенесено из другой темы.


...Человек спросил: что делать, когда сослуживец, всех замордовал, нести как Крест? или можно от этого избавиться? Надо избавиться. Утром, идя на работу, прочесть молитву Оптинских старцев. Защита, на целый день. Вечером, перед сном, прочесть "вечернии молитвы". Все моменты, где не сдержались в течении дня и возмутились - перед Богом покаяться. Приобретете душевное равновесие.
 
Москва
Православный христианин
Тема называется: Верующие и неверующие, взаимные искушения
А разве верующие искушают? Как например? Или я не поняла что-то?
 
Москва
Крещён в Православии
Тема называется: Верующие и неверующие, взаимные искушения
А разве верующие искушают? Как например? Или я не поняла что-то?
Очень часто так бывает, что верующие искушают, когда неверующих людей оценивают теми же мерками, что и верующих. Говорят, например, своим домашним или сотрудникам на работе о духовной жизни, которая однозначно выше их понимания (им бы понять пока, что Бог есть) или высоко богословствуют. Неверующему человеку, который элину подобен, православное богословие кажется совершенно безумным.

А еще не лучше, когда верующий человек в своем доме выступает в роли диктата и требует от своих сродников строгого исполнения всех заповедей Божиих, настаивает, чтобы они в пост прекратили есть мясо или же насильно тянет своих родных (людей неверующих) в храм. Еще недавно этот человек сам был таким же неверующим, а теперь с ним что-то случилось, он вдруг стал человеком не от мира сего. Это настороживает, как это всегда бывает - инакомыслие пугает, приводит в недоумение, рождает неприятие и неприязнь. С ним (инакомыслием) начинают бороться.

И вот уже неверующий человек соблазнившись, сам себя искушает:
Если верующий строго соблюдает посты, ходит постоянно в храм, стал малоразговорчив – значит, он не имеют любви; если он еще и глаза прячет, не желает поддерживать пустой и осудительный разговор, значит он лицемер, паче, если он еще и о любви к ближним говорит, то уж непременно лицемер. Если смотрит прямо и говорит обличительно, то он дерзок, осуждает и не имеет любви (плохой христианин); если верующий веселый человек, то он просто легкомысленен; грустный – ага, плохо ему там в своей Церкви; скудно трапезничает – дурак, морит себя голодом, а если ест обильно – то какой же он постник!Тут и про живот батюшки вспомнят и про машину во дворе храма и много что еще.
 
россия
Православный христианин
Искушение - осуждение

Каждый пусть поразмыслит, хорошо ли мы самих себя знаем, какого свойства наши сердечные движения, можем ли мы в них сами разобраться: добрая ли пришла мысль или злая, действую я по заповеди Божьей или нет? Тем более мы не можем знать, что делается в сердце другого человека. Поэтому, когда мы видим что-то хорошее в окружающих, должны благодарить Бога за то, что есть добро в мире, когда же мерещится что-нибудь плохое, должны устраняться от осуждения и вообще от всякого суда, но все предавать в руки Божьи.
 
Москва
Крещён в Православии
Спасибо! Очень интересно. Никогда не задумывалась об этом.
А стоило бы :)

Особенно много искушений встречают новоначальные при воцерковлении, как при входе в Церковь, так и в самой Церкви. Почему это происходит? Очевидно потому, что человек еще не знает, что такое Церковь и создает какой-то свой идеалистический образ верующих людей и церковной жизни. Нередко бывает так, что только человек переступил порог храма, как уже громко начинает заявлять - В Церкви всё плохо, всё не так, нужна реформация, а далее идут конкретные предложения, что менять и какими должны быть священники и все христиане вкупе. То есть, человек только вошел в храм и уже лучше всех знает, как должно быть в доме Божьем. А в конечном счете получается "палка об двух концах", кто искушается сам, тот искушает других и возникает новая проблема: Особенно много искушений в Церкви бывает от новоначальных.

Так как же следует относиться к Церкви и верующим, чтобы не искушаться? Возможно ли это вообще? Вот, что пишет о нашем нестроении в Церкви богослов о.Андрей Кураев:

В Церкви есть болезни, и очень серьезные. Но болезни могут быть только у живого существа. Труп не болеет. А Церковь болеет, и, –– значит, она жива. Более того — за всю историю Церкви не было времени, когда в ней не было бы серьезнейших проблем. Но эти “актуально-насущные” проблемы оставались каждая в своем времени. А Церковь переходила в следующий век.

Церковь –– больница. Она полна людьми не очень здоровыми. И среди тех, кому Церковь может дать свое врачевство, есть и те, кто страдает болезнями веры. Этих больных не надо отождествлять со всей Церковью. Их болезни не надо отождествлять с тем лекарством, которым Церковь их исцеляет. Их не надо вообще выгонять из Церкви. Но надо обратить их собственное внимание на то, что их вера немощна, больна, поражена спорами язычества.

Православие молчит. Оно не зовет и не зазывает. И это тихое православие проповедует самой своей неслышностью, неагрессивностью… Ненавязчивое православие вызывает больше доверия у тех людей, которые стремятся защитить свое сознание от идеологической обработки, чем агрессивное миссионерское поведение протестантов.

Я вначале хотела удалить последний абзац о миссионерстве, но потом подумала, что ведь неправильная агрессивная проповедь - это одно из мощнейших искушений для души необращенных, а по существу антипроповедь. И как часто мы прибегаем к ней:
- Смотри, не делай то-то и то-то, а то Бог накажет!
- Вот, поэтому ты и болеешь!
- Это потому что ты в Бога не веришь!

И так далее...

...когда же мерещится что-нибудь плохое, должны устраняться от осуждения и вообще от всякого суда, но все предавать в руки Божьи.
Вот именно! Часто нам просто мерещится что-то, а на самом деле всё может обстоять не так, как нам представляется, но если мы искусились кем-то или чем-то, то непременно впадем в осуждение, а через осуждение в еще более тяжкий грех. Например, в ненависть, неприязнь, озлобление, брань, клевету, непрощение и, прочее, прочее.
 
Москва
Православный христианин
Вот еще с другого форума.

Застревание в неофитстве.

Попробую изложить свои размышления о признаках застревания в неофитстве.

Первое. Романтизм и очарование. Идеализация и ожидание святости от всех и каждого в Церкви.
Подробно на этой проблеме останавливается д.А.Кураев в статье "В поисках золотого века"
http://lib.eparhia-saratov.ru/book/10k/kuraev/tradition/68.html

Вот что пишет о.А.Ельчанинов:
Цитата:
Одна из типичных ошибок, ведущих к осуждению, унынию, неправильным оценкам — «руссоизм» в религии, мысль, что здесь, на нашей земле, до всеобщего суда и осуждения, могут быть явления безукоризненные — в нас самих, в других людях, в человеческих отношениях.
Тогда от себя требуешь полной святости и унываешь, находя в самые святые минуты нечистоту в своем сердце, тщеславие, двойственность; тогда злишься, заметив в людях, которых считал безукоризненными, — малодушие, лукавство, ложь; тогда отчаиваешься, видя даже в Церкви Божией расколы, ссоры, ревность, зависть — разгул человеческих страстей.
Между тем «надлежит сему быти», весь мир заражен грехом; сверху донизу проходит страшная трещина — язва растления и смерти, и никто и ничто не свободно от нее. Если в самой совершенной общине — среди учеников Христа, был Иуда, то что же нам ужасаться, что в русской церкви есть Введенский, а свой маленький Иуда, как и свой кроткий, духоносный Иоанн и верный, деятельный Петр — есть в каждом приходе.
Все это от неопытности и "витания в облаках".
Как следствие - разочарование: "так вот вы какие!!!!"
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Помню давно еще женщина рассказывала, что она первое время ужасно болезненно реагировала на все замечения в храме, ее тут же начинали душить слезы и она думала про себя: Какая же я окаянная, мне просто нет места в церкви Божей, ну, и все такое.В общем, целый комплекс неполноцености у нее образовался на этой почве, так что она в храме даже дышать боялась. Но вот однажды она вместе с сынишкой, который был еще маленьким, но уже школьником, поехала за город в монастырь. День был жаркий и она решила одеть ему шортики. Они ехали на электричке, они устали, но в монастырь их не пустили, так как мальчик в шортах. Неположено и все тут.

Сели они у стен монастыря прямо на землю и давай оба плакать, только ей в этот раз за сына было очень обидно. В чем он-то виноват? - думала она. Потом стала ребенка утешать, к себе прижала и ласково так говорит ему: Ты не плач, не плач! Бог тебя любит, Матерь Божия любит, а люди они и есть люди, им сказали не пускать никого в собор с голыми ногами, они и не пускают. А то что же это будет, если в монастыре все с голыми ногами будут на службе стоять? Это же не пляж!.. И в друг поняла она, что никто ее и сына ее не отталкивает, ни Бог, ни люди, ну, просто в церкви существуют свои порядки, своя дисциплина и нужно эти порядки знать и следовать им и тогда все будет хорошо... И вдруг она почувствовала такую радость на душе, какую прежде не знала даже будучи в храме.

Вот, такой урок даровал ей Господь, а потом и утешил радостью.
 
россия
Православный христианин
Чем больше для людей делаешь, тем больше они садятся тебе на шею. Но это же не значит, что нужно перестать творить добро. Если мы живем по принципу ты - мне, я - тебе, это не по-христиански. Христианский принцип - это когда ты совершаешь добрые дела, а тебе за них дают по шее. Тогда, значит, человек делает добро ради него самого и не боится, что получит по шее, а если даже и боится, то этот страх преодолевает. Вот в этом преодолении, в этом мужестве и есть христианство.
 
Краснодар
Православный христианин
Где есть загруженность работой искушений мало, чаще общее для всех - добраться до постели, поесть нормально. Среда белых воротничков это уже другое
 
Москва
Православный христианин
Очень часто так бывает, что верующие искушают... неверующих людей...
Оказывается не только верующие могут искушать неверующих, но и сама Церковь Христова является соблазном для мира сего. Но «Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:6), - говорит Христос.

Православие как соблазн

Православная Церковь - это соблазн, особенно для современного человека, который хочет использовать любую идеологию, даже религиозную, в корыстных и утилитарных целях.

Греческое слово соблазн, или скандал, этимологически намекает на силки и западню, которые готовит какой-то враг. Кроме того, это слово означает искушение, препятствие.

В этом смысле Православие является соблазном для тех, кто не знает его внутренней глубины и его внутренней полноты: оно есть и все время становится силками, западней, помехой и камнем преткновения.
* * *​
Православие - соблазн для тех, кто под влиянием религиозной и мистической традиции Востока ставит его в один ряд с другими религиями, стараясь получить для себя выгоды религиозного или духовного характера, и игнорирует то, что речь идет не о религии, а о Церкви, Богочеловеческом общении, которое избавляет человека от болезни Религии.

Православие - соблазн для тех, кто под влиянием католической схоластики и протестантского морализма считают, что Православие тоже предлагает философско-идеологические истины и систему морали для некой в условном смысле слова "счастливой" жизни, и игнорирует то, что Православие проникает и исцеляет саму суть человеческой личности.

Православие - соблазн для тех, кто видит его через призму западной метафизики, "феодального" образа мысли, и поэтому борется с ним, как это делали просветители, романтики и модернисты, игнорируя, однако, то, что Православие - антиметафизично по своей сути и находится по другую сторону "феодального мировоззрения". Поэтому Православие и не беспокоят стрелы разных западноевропейских течений, и в недрах Православия никогда не рождались подобные враждебные ему течения.

Православие - соблазн для тех, кто хочет перенести в него свои страсти, особенно тщеславие, сладострастие и сребролюбие, и использовать его в социальных и политических целях, забывая, что суть Православного Предания - это претворение самолюбия в боголюбие и человеколюбие.

Православие - соблазн для тех, кто использует его для созидания своеобразных "духовенств" и "епископатов" и пренебрегает тем, что Православной Церкви чужды все те системы, которые говорят о господстве клира или народа.

Православие - соблазн для тех, кто считает его группкой благочестивых людей, не зная, что группы кафаров ("чистых"), начиная от манихейства и заканчивая огромным количеством религиозных движений Средних веков, не имеют никакого отношения к Православной Церкви, которая есть место искренне кающихся, не преследующих корысти или личной выгоды.

Православие - соблазн для тех, кто хочет видеть в нем опору национализма и капитализма, игнорируя то, что Православная Церковь - вселенская, и один из главных ее признаков - любовь к человеку, в каком бы месте, в какой бы стране он ни находился, а особенно любовь к человеку страждущему и измученному любой тиранической властью.

Православие - соблазн для тех, кто считает его юридическим лицом общественного права и придатком государственных или социальных учреждений или глашатаем разных политических образований, пусть и необходимых в демократическом обществе. Такие люди не принимают во внимание то, что Церковь обнимает всех людей, к каким бы партиям они ни принадлежали, как наседка укрывает всех своих птенцов, независимо от их цвета.

Православие - соблазн для тех, кто ищет в нем разного рода и степени соблазны и скандалы, потому что соблазн самого Православия - это то, что оно любит всех и не считает других своими врагами. У Православия нет врагов.

* * *

Кто смотрит на Православную Церковь через такие деформированные стекла, соблазняется им. По сути, Православная Церковь - соблазн в том же смысле, в каком смысле может стать соблазном солнце, которое принадлежит всем, всех освещает и греет, но никто не может присвоить его и смотреть на него открытым взглядом, ибо ослепнет.

Кто хочет познать свет и тепло Православия, может прочитать тексты святого Симеона Нового Богослова и святого Григория Паламы, или прекрасную книгу Владимира Лосского "Мистическое богословие Восточной Церкви". Если же нет времени и возможности читать такие книги, можно познакомиться с известной книгой "Отечник", или "Патерик". Стоит также прочитать книги Достоевского и Пападиамантиса. В них можно найти смиренных выразителей Православного Предания, увидеть людей, воспевающих "песнь Божию", которые скромно, без фанфаронства, ханжества и театральности живут в Церковной ограде, каются и воспринимают Православную Церковь не как место философствования и не как социальную или моральную систему, а как общество смиренных и освящающихся людей, как духовную врачебницу, подающую елей и вино, чтобы исцелить человеческие раны. Это можно было увидеть в отце Паисии[1], в старце Порфирии[2], в старце Иакове[3], в отце Ефреме[4], в отце Софронии[5].

Православная Церковь - жизнь для них всех, но соблазн - для самонадеянных, "религиозных", для ханжей, для всякого рода "чистых", "истинных", для "пользователей" и "добытчиков", а также для тех, кто хочет превратить Православие в социальную, моральную и политическую систему - именно потому, что никакое государство не может стать и быть Христианским, и, тем более, не может стать православным. И там, где предпринимались такие попытки, - человек потерпел неудачу.
Это настоящие соблазны для Церкви. И люди, которые неправильно относятся к Православной Церкви, - либо соблазненные, либо соблазнители. Но и они становятся объектом ее любви и ее заботы, потому что Церковь - мать, а не учение, Врачебница, исцеляющая раны, а не система, загоняющая в угол и убивающая безличными идеологиями.

Православная Церковь - "место", где слышатся и переживаются, как сказал бы святой Симеон Новый Богослов, "божественной любви (ερώτων) гимны". Для того, кто может выдержать. Для других - Православие соблазн и безумие.

Перевод с новогреческого Владимира Телиженко

http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1245/
 
Красногорск
Православный христианин
А стоило бы :)

Особенно много искушений встречают новоначальные при воцерковлении, как при входе в Церковь, так и в самой Церкви. Почему это происходит? Очевидно потому, что человек еще не знает, что такое Церковь и создает какой-то свой идеалистический образ верующих людей и церковной жизни. Нередко бывает так, что только человек переступил порог храма, как уже громко начинает заявлять - В Церкви всё плохо, всё не так, нужна реформация, а далее идут конкретные предложения, что менять и какими должны быть священники и все христиане вкупе. То есть, человек только вошел в храм и уже лучше всех знает, как должно быть в доме Божьем. А в конечном счете получается "палка об двух концах", кто искушается сам, тот искушает других и возникает новая проблема: Особенно много искушений в Церкви бывает от новоначальных.
Наблюдала такую сцену. После вечерней службы,когда в дальней части храма шла исповедь,в церковь с шумом и криком заходит дама с двумя малолетними детьми.Перекрикиваясь как на детской площадке малыши поползли на амвон, солею,забрались на клирос,что-то по пути роняя...Свечница подошла к спокойно за этим наблюдавшей матери и тихо попросила забрать детей оттуда.На что продвинутая мамаша разразилась бранью:,,Как вы смеете делать мне замечания в церкви?Я сама знаю как себя вести!,,На этот шум батюшка окликнул свечницу и сказал,что слишком шумно.Мамаша громко всех укоряя,забрала детей,и ушла в другой придел,и дети опять полезли на солею...Что прикажете тут делать?
 
Москва
Крещён в Православии
Параллельно на другом форуме так же обсуждается эта тема и вот что ответил на это Виктор Судариков:
...проблема агрессии приходящих тоже есть. Это называется "мне тут должны..." ("я заплатил деньги" или просто "я пришел"). И происходит это от восприятия Церкви как некого магазина по удовлетворению культовых потребностей. Ценники (против которых выступал Святейший Патриарх Алексий) только этому способствуют.
 
Красногорск
Православный христианин
Я соглашусь с этим мнением.Остаётся вопрос,как правильно поступить,когда это происходит на ваших глазах?Лучше не вмешиваться?
 
Москва
Крещён в Православии
Я соглашусь с этим мнением.Остаётся вопрос,как правильно поступить,когда это происходит на ваших глазах?Лучше не вмешиваться?
В нашем храме, например, у некоторых прихожан есть благословение делать замечание неблагоговейно ведушим себя в храме захожанам. В основном это люди давно уже находящиеся в церкви, знающие все уставы и к тому же известно, что сами они хорошо воспитаны. Отец настоятель имеет все основания верить, что, если они сделают замечание, то обязательно очень корректно, тихо и с христианской любовью. Другие же прихожане, кто не имеет такого благословения, в случае бесчиния в храме, должны обратьться к сторожу, к матушкам за свечной ящик или свечнице, с тем, чтобы те уже приняли соответствующие для данной ситуации меры.
Наш опыт мне кажется весьма позитивным - мы не видим в нашем храме злых бабушек и прихожане-захожане ведут себя довольно скромно. :)
 
Москва
Крещён в Православии
Спасибо,я тоже так думаю.Поэтому и заставила себя молчать,хоть всё внутри кипело.
Наш батюшка в этих случаях советует молиться о согрешающем, ведь он во-истину не знает, что творит. Но если мы не будет молиться о них, а только молчать, то благодать от храма может отойти, особенно в дни больших праздников, когда внешних людей очень много и они почти все ведут себя несоответствующим для храма образом.
 
Сверху