- Православный христианин
Дорогой, Сергей. Дам Вам совет, не делайте таких совершенно поспешных и необоснованных выводов. Я Вам сказала, про то, что спасает меня Христос и что кроме Него ни на кого я не надеюсь, а Вы мне ни с того ни с сего про савеллианство. Глупость какая. И плохой признак, если Вы во всех кругом видите еретиков и в самом начале беседы говорите, что я в плену савеллианства. Это не здраво. И не разумно. И как связаны модализм и спасения я плохо понимаю. Вопросы то вроде разные.Если у Вас вера уже спасает,то Вы увы находитесь в плену савелианства.
В общем советую не смотреть на людей через стекло предубеждений и бросать им такие обвинения. Это не душеполезно.
Во-первых никогда не слышал, чтобы Савеллий учил, что все религии ведут к одному Богу. Савеллий учил, что Отец, Сын и Дух не Ипостаси, а модусы Бога, Его проявления, грани. В определённом, своём смысле, и в Православии, у отцов можно найти немало таких "модалистких" образов и примеров, как например в сравнении Троицы с Солнцем от которого свет и тепло, неотделимые от него. Определённый "модализм" в Православии можно найти. Но для отцов ипостась это не модус, а бытие. Тем более, что судя по всему для Савеллия его модусы вообще вечного Бытия Бога не касались, у Савеллия эти модусы сменялись исторически, де мол, Бог сначала был Отцом, потом стал Сыном, а потом обратился в Духа, то есть на текущий момент для Савеллия Бог это только Дух, а Отец и Сын это прошлые личины, роли Бога. И верно отцы о нём говорили "бог Савеллия, бог меняющий личины". А вот, чтобы Савеллий учил, что к его богу-модусу ведут все религии, этого я никогда не слышал.Там как раз тот бог-модус к которому ведут разные конфессиональные образования.Начиная с мусульман и кончая буддистами,с внутренним полным спектром язычества.Только в таком восприятии модусности можно говорить о спасаемости коптов,протестантов,несториан и прочая.
Во-вторых, я совсем не считаю, что к Богу ведут все религии. Есть только одна истинная религия, для меня это Православие. А все остальные религии в той или иной степени говорят неправду. А неправда мешает Богопознанию, а часто вообще уводит от Бога.
Так, если Вы читали, на соседнем форуме я очень радикально доказываю, что Аллах ислама это ложный бог, это не Бог, в которого верят христиане. А вера мусульман в Иисуса, это во-первых вера не в Иисуса, а в Ису (у коранического Исы даже имя другое, и биография другая, и нравственные качества (особенно по хадисам видно) другие; это не настоящий, а ложный христос), а во-вторых это скорее не вера, а неверие. Причём довольно активное отрицание Истины. Не говоря уже о том, что заповеди ислама во-многом просто противоположны христианским. И вот мне сложно представить, как мусульмане бы могли с Христом примириться и что им делать в Его Царстве, куда они совсем похоже и не хотят.
Но вот копты и протестанты хотят. Они во многом заблуждаются, но считаю, что вот они Иисуса всё-таки знают. Поэтому и Церковь копта в сущем сане примет, а не крестить заново будет. Подробно я уже разбирал всё это в прошлой теме. Повторяться уж не буду. Тем более, если всё это разбирать внимательно, по существу, там будет куча дополнительных вопросов и подтем, это будет большая тема, а по-хорошему если, то это бы диссертация бы была.
Конечно. Я бы не был православным, если бы не считал православные догматы истинными. Но спасают не догматы, а Христос. Я и сам тот ещё кабинетный богослов. И со страхом понимаю, что знание догматов меня не спасёт.Наши же догматы,которые Вы небрежно отторгаете от дела спасения,делая их вспомогательным инструментом,яв-ся истинами православной веры
22 Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» 23 И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Спасают не догматы, а Христос. Всё о чём я сказал выше, говорят про блаженные слова блаженного Апостола Павла и благословенного Апостола Иакова.
Догматы же следствие познания Христа. Не было бы Христа, не было бы и догматов. Если бы не говорил Христос, то не было бы и выводов из Его слов. Если бы не познавали Ученики Христа, то не было бы догматов.
Худиев совершенно прав, говорит совершенно разумно и правильно. И очень важно, что он говорит.
Худиев прав. Никакая вера не может быть адогматичной. Это невозможно.Это личное упование не может существовать без догматической веры. Христианство догматично именно потому, что оно личностно. Разве нельзя – иногда спрашивают люди – просто следовать учению Иисуса, без всех этих догматов? В реальности нельзя, потому что как только мы откроем Евангелие, мы обнаружим, что значительная часть учения Иисуса – это Его учение о Самом Себе. Более того, Он требует веры именно в Него самого.
...
«Кем я считаю этого Человека и что из этого следует?» – вопрос, который неизбежно возникает у каждого, кто знакомится с новозаветными свидетельствами, и любой ответ на этот вопрос неизбежно будет догматичным.
Более того, первое и самое простое христианское действие – молитва – неизбежно ставит перед человеком, подходящим к вере, ряд именно догматических вопросов. Следует ли мне молиться Иисусу? Первомученик Стефан (Деян.7:59) и Апостол Павел (2Кор.12:9) молились. Но тогда как соотносятся Иисус и Бог-Отец? И Святой Дух – «другой Утешитель», которого Иисус обещает послать от Отца (Ин.14:16)?
Произнести «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» – значит уже исповедать веру в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий и Судия – раз я обращаюсь именно к Нему с просьбой о помиловании. Отказаться произнести эти слова или произнести какие-то другие – значит тоже неизбежно исповедать какие-то догматы, только другие, дать те или иные ответы на вопросы, которые неизбежно ставит перед нами вера в Иисуса.
...
Любая попытка исповедовать «адогматичную веру» (как некоторые пытаются) просто приводит к тому, что люди, на деле, исповедуют ложные догматы, которые приводят к ошибочному образу Бога.
В самом деле, если Иисус – не Бог, а просто одно из многих сотворенных существ, Его жертва перестает быть жертвой со стороны Бога, и тогда никак невозможно сказать (как говорят апостолы), что в Жертве Христа проявилась именно Божия любовь. Ведь Бог в таком случае ничем не пожертвовал. Если Иисус – не человек, Он не может быть нашим Искупителем.
...
Вера в новозаветное послание неизбежно приводит нас к догматике – причем именно к такой, какая и сложилась в истории Церкви.
В эпоху Реформации люди, которые желали порвать с традицией и прочитать Библию заново, приходили к признанию того же Халкидонского догмата и Троицы.
Вера в Иисуса также неизбежно связана с традицией – ибо мы и узнаем имя Христово не иначе, как от предыдущих поколений христиан. Вера – это то, что мы воспринимаем от других людей.
Поэтому не существует личного упования на Христа без догматики и без традиции.
...
«Существует благой Бог, который желает привести нас к вечному спасению» – это уже заявление догматическое, которое предполагает, что, например, атеисты, буддисты и политеисты неправы. Если человек полагает, что Бога нет и вечного спасения искать бессмысленно, он проходит мимо важнейшего блага, и любовь требует постараться убедить его переменить его точку зрения. В таком случае вы неизбежно вступите в спор относительно вероучения – причем побудительным мотивом к этому будет именно любовь.
Но если мы согласились на том, что существует Бог и вечное спасение, мы окажемся перед вопросом о том, как именно человек его обретает.
Любой ответ на этот вопрос, любое предложение пути спасения неизбежно будет содержать провозглашение каких-то вероучительных представлений – то есть будет догматическим. Даже ответ «неважно, каких догматических представлений вы придерживаетесь, важно верить в некоего обобщенного Бога и проявлять доброту к людям» будет догматическим. Он будет предполагать, что те, кто с ним не согласен – неправы, и им стоит изменить их мнение.
...
Делая какие бы то ни было содержательные утверждения о духовной реальности, надежде, которая выходит за рамки земной жизни, духовных основаниях этики, мы неизбежно объявляем противоположное мнение ошибочным. Такова логическая неизбежность – из того, что А истинно, неизбежно следует, что отрицание А – ложно.
Любые попытки создать «адогматическое» учение неизбежно приводят просто к созданию учения с другим набором догматов.
Любая ересь ничуть не менее догматична, чем ортодоксия – она что-то утверждает, а что-то оспаривает. Поэтому вопрос не в том, придерживаемся ли мы каких-то догматов – каких-то догматов мы неизбежно придерживаемся – а в том, верны ли они, откуда мы их взяли, на чем они основаны.
Особенно очевидным противоречием было бы говорить (как иногда говорят), что «мне нет дела до догматов, я хочу следовать простому учению Иисуса». Дело в том, что учение Иисуса резко догматично – Он не просто говорит, что такие-то мнения верны, а такие-то ошибочны (это-то подразумевает любое содержательное высказывание), Он говорит, что те, кто отказывается поверить в Его свидетельство о Себе, подвергают свое вечное спасение опасности. Вот например:
«Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8:24,25).
Чтобы обрести спасение, нужно верить в Иисуса – что включает веру в определенные истины о Нем. Греческий текст тут содержит явную отсылку к «Я Сущий» – имя Божие, с которым Бог открылся Моисею в Исх. 3:14. Вера в Иисуса предполагает веру в то, что Он говорил. Говорить «я верю в Иисуса, но вот эти Его слова из Евангелий не принимаю» – полная бессмыслица. Никакого другого Иисуса, кроме Иисуса Евангелий, у нас нет.
А Иисус Евангелий говорит о Себе как о Том, Кто был с Отцом прежде бытия мира (Ин. 17:5), как о Том, Кто придет судить все народы в последний день (Мф. 25), как о Том, Кто посылает Пророков (Мф. 23:34).
Рассмотрение этого учения неизбежно ставит перед нами вопрос о том, как Иисус соотносится с Отцом, как в Нем человек соотносится с Богом – и Догматы, принятые Вселенскими Соборами, на эти вопросы отвечают. Например, Халкидонский Догмат утверждает, что Иисус Христос обладает двумя природами. Он есть совершенный Бог и совершенный Человек. Эти догматы прочно укоренены в Писании – неслучайно в ходе протестантской Реформации, когда люди решительно отвергли Предание, чтобы перечитать Писание заново, они пришли к тем же догматам относительно Троицы и двух природ во Христе.
Можно ли отказаться верить в эти догматы? Можно. Но это будет означать – логически неизбежно – что вы принимаете одну из осужденных Соборами ересей, которые ничуть не менее догматичны.
Верить в Иисуса – значит верить в догматы. И любовь требует их держаться – и их проповедовать. Напомним – любовь есть желание своему ближнему блага; высшее благо есть вечное спасение; это спасение, по словам Иисуса, обретается верой в Него; такая вера неизбежно догматична.
Поэтому противопоставлять «любовь» и «догматы» – очевидная ошибка.
В том числе не может не быть догматическим ответ на вопрос:
Это тоже догматический вопрос.На что мы надеемся?
И от ответа на него будет зависеть то как мы будем смотреть на вещи и какая у нас будет логика самой веры и мотивов ну и т.д.
Это основной вопрос христианства: на что надеемся, во что верим.Вера в Иисуса также неизбежно связана с традицией – ибо мы и узнаем имя Христово не иначе, как от предыдущих поколений христиан. Вера – это то, что мы воспринимаем от других людей.
Поэтому не существует личного упования на Христа без догматики и без традиции. Однако здесь возможно – и происходит – определенное смещение. Чтобы обозначить его, нам стоит поставить вопрос: «Что именно является содержанием спасительной веры?»
На что мы надеемся? На Господа нашего Иисуса Христа – о Котором свидетельствует нам традиция – или на традицию как таковую?
В первом случае грешника спасает Христос, Он лично, непосредственно. Во втором – грешник спасается следованием правильной традиции – основанной Иисусом Христом и с тех пор соблюдаемой истинной Церковью.
В первом случае ответом на вопрос о нашем уповании является Христос; во втором – созданная Им спасительная традиция. В первом мы видим Христа, скорее, как пожарника, вытаскивающего людей из горящего здания или спасателя, вытаскивающего их из воды – каждого лично и непосредственно.
Во втором – как врача, который пришел в район, пораженный эпидемией, привез лекарства, установил медицинское оборудование, проинструктировал местных жителей, как всем этим пользоваться, и удалился. Спасает людей не врач непосредственно, а верное следование установленной им технологии лечения; если эта технология нарушена, а медицинские приборы из-за неумелого обращения выведены из строя, увы, наследие врача делается бесполезным – даже если люди призывают его имя и полагают себя его учениками.
В первом случае традиция есть средство, через которое нас достигает Христос; ибо Он достигает нас не иначе, чем через традицию, и мы не знали бы и имени Христова, если бы оно не было передано нам от предыдущих поколений христиан. Она спасительна, потому (и только потому) что вводит нас в спасительные отношения с Христом. Во втором – спасительны именно отношения с традицией, хотя она и черпает свою спасительность от Христа.
В этих случаях мы по-разному отвечаем на вопрос «на что я надеюсь». В первом случае ответ «я надеюсь на Иисуса Христа»; во втором – «я надеюсь на то, что я принадлежу к истинной традиции».
Невозможно иметь личную веру – и не иметь догматической. Однако обратное неверно – догматическая вера может существовать без личного упования.
Можно исповедовать правильные догматы, приступать к таинствам и вести в целом нравственную жизнь, не имея личного упования на Христа – и даже не зная, что оно нужно. Используя известную аналогию, невозможно пить без чаши, но можно иметь самую прекрасную чашу – которая остается пустой.
Более того, можно сделать саму чашу предметом поклонения. Можно поставить ее в шкафу за стеклом. Можно, хуже того, бить ею ближнего по голове. Пугающий парадокс Евангелия состоит в том, что наиболее яростно воспротивились Господу люди, которых точно нельзя назвать неверующими или индифферентистами.
Это были люди, которые, несомненно, имели глубокую преданность Священному Писанию (которое мы сейчас называем Ветхим Заветом) и Священному Преданию народа Божия. Это были люди, несомненно, принадлежавшие к истинному народу Божию, имевшие подлинное Откровение, ревностно ему следовавшие.
Они твердо отстаивали свое духовное наследие перед лицом мощного давления эллинистической культуры. Они точно знали, как Бог должен и как не должен Себя вести. И поэтому не узнали Его, когда Он пришел к ним. Они обратили в средство противления Богу именно то, что было дано им как средство богопознания.
Конфликт между Господом и фарисеями – это не конфликт между хорошим человеком и плохими, безбожными людьми. Это конфликт между Богом и людьми хорошими и набожными – более того, людьми, которые рвались послужить Богу. Так, как они сами считали нужным и правильным.
Для чего этот конфликт в Евангелии занимает столько места? Чтобы мы узнали о заблуждениях каких-то людей, которые жили очень давно и далеко и уже скоро две тысячи лет как умерли? Очевидно, этот конфликт должен от чего-то предостеречь нас здесь и сейчас.
Возможно, от того, что нам стоит опасаться этого, на первый взгляд, незаметного переноса акцентов – с Бога, о Котором свидетельствует традиция, на традицию как таковую.
Содержанием нашей веры и упования является именно Иисус Христос – Он лично.
Для Апостолов ответ очевиден: я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
Для Апостола Павла его вера - это вера в Кого.
И Апостолы больше ни о чём так особо не говорили, как о Христе. Сначала Христос, а уже потому всё остальное. Сначала Христос, а уже потом Заповеди, потом Церковь, потом догматы. Христос - причина всего этого. Догматы из познания Христа и ради познания Христа. Зачем нужны догматы? Чтобы мы не заблуждались о Христе. А как догматы появились, почему они вообще появились? Да потому, что Христос настоящий, реальный и конкретный. Из Откровения Христа о Себе из познания Христа и проистекли догматы.
И хорошо Худиев замечает, что вот протестанты, которые отказались от Предания и решили перечитать Писание заново, неожиданно, сделали те же выводы, что Церковь, что Бог это Троица, что Христос это Бог, что Он Бог и человек. Протестанты оказались достаточно адекватными людьми и прочитав Писание сделали адекватные выводы. А вот Арий не знаю каким местом читал Писание, что додумался до такого бреда, что будто бы Сын сотворённый бог, и стал многобожником. Идиотизм какой-то.
Так вот, все догматы от Иисуса Христа. И самое главное, догматы не нужны, если не нужен Христос.
Нужда во Христе - самый главный догмат. Основной догмат. Краеугольный камень.
Нет смысла верить в Халкидонский догмат, если самим предметом веры не будет Сам Христос. Если Сам Христос не будет предметом веры и надежды никакие догматы не нужны. По отношению к вере во Христа догматы вторичны. Они бесполезны без веры во Христа, упования на Него.
Вера во Христа не может быть не догматической. Но первый, основной догмат, из которого проистекают и которому подчинены все остальные догматы - это сама вера во Христе, необходимость Христа, Сретение. А вот к вере во Христа вел ВЗ, ветхозаветные ещё догматы, факты Священной Истории. Так, если нет грехопадения, не нужен и Спаситель. Вот так из одного проистекает другое. Православие очень логичная и последовательная вера.
Вот так.