"здоровый гнев"

Православный христианин
Да. Боль. Но хотела бы окружить себя людьми, с которыми я бы чувствовала себя в безопасности. Я не вижу в этом ничего антихристианского. Если человек знает, что у него хронический ревматизм, то он старается избегать сквозняков. А я знаю про себя, что у меня ранимая душа. И кто будет виноват, когда в следующий раз я снова получу "ниже пояса"? Одно дело, первый раз, а другое - позволять этому быть и дальше.
Это да...Но...Тут у вас тоже множество субьективных установок-"чувствовать себя в безопасности"-а опасность в чем?..
Насколько я понял главная опасность-не упасть лицом в грязь перед самой собой?Сгенерировать некую психологическую конструкцию,конечным продуктом которой являетесь вы-хотя в чем то и виноватая,но в общем "белая и пушистая",а если еще глубже-опасность-какое то действие (покаяние,прощение),к которому вас подталкивает ситуация,но от которого вы всячески "отбрыкиваетесь"?..
Вы как бы подсознательно ищите лазейки от этого и хватаетесь как тонущий за соломинку,за любую возможность этого избежать.Вот для этого вам и нужен "праведный гнев".
 
Православный христианин
Таким образом, если человек не научился правильно переживать те состояния, которые у него возникают в момент стресса, но идет по пути борьбы со страстями, он неминуемо пострадает и будет болеть?
Мир Вам Юлия.
Все правильно Вы пишите, неправильный подход к борьбе со страстями не полезен человеку, поэтому по мнению аввы Дорофея бороться нужно не столько со страстями,сколько с самыми причинами возникновения этих страстей, которые он выводит три - это , славолюбие, сластолюбие, сребролюбие.
Вот туда направить основные усилия.
Я Вам советую купить книгу преподобного аввы Дорофея "Душеполезные поучения" и иметь ее настольной книгой для постоянного изучения, так как эта книга духовная и писалась для монахов, то сразу многое будет непонятно и трудно воспринимаемо.
Некоторые вещи непонятны, так как требуют изучения других святых, в общем и целом нужно понимать, что тема борьбы со страстями очень емкая и с "наскока" ее не понять, это требует глубокого и длительного изучения.
Так-же в помощь борящимся со страстями, на этом сайте есть некоторая памятка - цитаты из этой книги, но они то-же могут быть непонятны если саму книгу не читать.
Вот Вам ссылки
https://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dushepoleznye-pouchenija-i-poslanija/
https://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/kak_vozrastat_duxovno/
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вы все время забываете, что здесь не исповедь и не сеанс у психоаналитика. А общедоступный форум, в котором множество любительских советов.
Ну мне же тоже можно давать любительские советы?..
 
Крещён в Православии
Я говорю Вам --- не бывает праведного гнева. Гнев всегда грех и беззаконие
Праведного гнева не существует также, как противопожарного бензина.
Олег, а когда Иисус Христос переворачивал столы меновщиков и прогонял торгующих в храме, это что было? Или на это имеет право только Иисус Христос? Вообще-то я с вами согласен, но как-то не все так просто.
 

Мария

другиня
Команда форума
Православный христианин
Мир Вам, Юлия!
Почему, когда "приятельница, которую я уже готова была считать своей подругой, без всяких оснований позволила себе сделать мне выговор в крайне унизительной форме" и была "превышена всякая мера" Вы не спросили просто и прямо: "Люся, почему ты ты решила сказать мне это (эти слова)? И еще в такой... форме?"

меня ранимая душа
Раскройте, пожалуйста, что Вы подразумеваете под этим?
 
Православный христианин
Олег, а когда Иисус Христос переворачивал столы меновщиков и прогонял торгующих в храме, это что было? Или на это имеет право только Иисус Христос? Вообще-то я с вами согласен, но как-то не все так просто.
Внешнее проявление гнева, не означает того, что Христос был ведомым страстью, или если выразится по другому, попал под действие этой страсти - было бы странно это утверждать.
Вот например, если маленький ребенок совершает шалость, то родители могут на него раздражаться и проявлять гнев, тогда родители ведомы страстью гнева, а могут не раздражаться, но внешне выразить недовольство поведением ребенка и даже его наказать. Могут наказать без раздражения и даже со слезами на глазах - потому, что нельзя спускать многие шалости, но это совершенно не значит того, что в этот момент присутствует раздражение, злоба(злопамятность) и мстительность (жажда мщения).
Так раздражение, злоба(злопамятность) и мстительность - это три вида гнева которые выводит Иоанн Дамаскин.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_12
Прочитать наверное нудно с 12 по 16 главы, чтобы воспринять в некотором объеме.
Поэтому понятие "праведный гнев" по моему разумению очень сомнительное, так как действовать можно либо по гневу, либо по любви.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Внешнее проявление гнева, не означает того, что Христос был ведомым страстью, или если выразится по другому, попал под действие этой страсти - было бы странно это утверждать.
Вот например, если маленький ребенок совершает шалость, то родители могут на него раздражаться и проявлять гнев, тогда родители ведомы страстью гнева, а могут не раздражаться, но внешне выразить недовольство поведением ребенка и даже его наказать. Могут наказать без раздражения и даже со слезами на глазах - потому, что нельзя спускать многие шалости, но это совершенно не значит того, что в этот момент присутствует раздражение, злоба(злопамятность) и мстительность (жажда мщения).
Так раздражение, злоба(злопамятность) и мстительность - это три вида гнева которые выводит Иоанн Дамаскин.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_12
Прочитать наверное нудно с 12 по 16 главы, чтобы воспринять в некотором объеме.
Поэтому понятие "праведный гнев" по моему разумению очень сомнительное, так как действовать можно либо по гневу, либо по любви.
Тогда дайте название этому чувству, когда человек только делает вид и так далее. И что Иисус Христос "делал вид", мне кажется он был возмущен (при этом конечно не желал зла этим людям)
 
Православный христианин
Тогда дайте название этому чувству, когда человек только делает вид и так далее. И что Иисус Христос "делал вид", мне кажется он был возмущен (при этом конечно не желал зла этим людям)
Дело в том,что когда мы слышим или употребляем слова "праведный гнев", то мы вкладываем в это выражение свое собственное толкование, возможно такое выражение (праведный гнев) употребляли святые, но нам не понятно, что они вкладывали в это понятие. Не нужно забывать о том, что мы это не они.
Поэтому когда мы употребляем слова "праведный гнев", то нужно уточнить, чью праведность мы имеем в виду и на каком основании. Возможно собственную праведность, на непонятном совершенно основании, думая о себе как о праведнике соответственно о своем поведении как о праведном.
Либо указывая на Христа и на себя и ставя почему-то знак равно.
В Евангелии написано
Ин.2:17. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
Эти слова взяты из Пс. 68, 10
  • Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,
  • ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;
  • и плáчу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне; Пс.68:10-12
Вот поэтому, на Ваш вопрос я не могу дать ответа, потому, что речь идет о духовной ревности, не той плотской ревности о которой мы говорим сейчас, а о духовной.
Да, возможно Христос был возмущен, но возмущение тут другого качества, а какого, я толком объяснить не могу, так как сам не понимаю. Понимаю только то, что другого качества.
 
Последнее редактирование:
город Минск
Православный христианин
Мир Вам, Юлия!
Почему, когда "приятельница, которую я уже готова была считать своей подругой, без всяких оснований позволила себе сделать мне выговор в крайне унизительной форме" и была "превышена всякая мера" Вы не спросили просто и прямо: "Люся, почему ты ты решила сказать мне это (эти слова)? И еще в такой... форме?"


Раскройте, пожалуйста, что Вы подразумеваете под этим?
Вот почему я прямо не стала выяснять отношения, теперь мне ясно: я ей давно простила и даже забыла, что уже не раз в прошлом она мне наносила такие удары "ниже пояса", но, видимо, подсознательно где-то опасалась, что будет ссора, поэтому и ушла от прямого разговора. Вчера мы наконец-то обсудили, что произошло, и даже спустя неделю, она начала с оправдания себя и обвинений в мой адрес, и мне понадобилось около часа, чтобы убедить ее в том, что так нельзя разговаривать с людьми. И что? Мы снова расстались с миром, однако, теперь я в больших сомнениях насчет продолжения близкого общения. Мне оно стоит колоссального нервного напряжения, и это я поняла лишь утром, проснувшись с болью в спине, которая у меня стала хронической, и с ощущением судорожного страха в теле.
 
город Минск
Православный христианин
Братья и сестры! Всех с праздником! Благодарю Вас, что приняли активное участие в этой теме. Поскольку меня действительно РАЗДРАЖАЕТ то, что отдельные участники начинают домысливать по поводу меня всякие небылицы, хочу обратить Ваше внимание, что тема не называется "прощение обид" или "покаяние". Здесь я предлагаю обсудить простым смертным христианам (тем, кто еще не достиг бесстрастия и святости!), как быть с чувством злости: как научиться управлять им с пользой для себя и своих ближних. Свою личную ситуацию я снимаю с повестки дня. У меня есть другая история. Пару лет назад пришлось полежать в отделении неврозов. Со мной в палате оказалась пожилая женщина (старше 70 лет). У нее случилось нервное расстройство на почве горя об умершем муже. Пообщавшись ближе, мне стало известно, что реальной причиной ее заболевания стало грубое обращение с ней двух взрослых сыновей. Дело в том, что она была замужем за алкоголиком, который всю жизнь ее унижал и оскорблял, а дети явились невольными свидетелями. Тогда я была глубоко потрясена ее положением, мне стало так обидно за нее: всю жизнь мучилась от неуравновешенного мужа, а к старости не имеет утешения и от детей, которых родила и вырастила. Как Вы думаете, если бы я начала петь ей песни о том, что она "не умеет прощать" или "сама виновата, что согласилась жить в таких условиях", это было бы правильно? Мне такое даже в голову не пришло, потому что есть очевидные вещи: кто-то приносит вред, а кто-то вынужден терпеть и защищаться. Слава Богу, мое состояние здоровья улучшилось, но я буквально зареклась, что сделаю все возможное, чтобы не стать такой жертвой наглых и бессовестных людей. Конечно, каждому из нас от природы (и от Бога) достается разный тип нервной системы, душевной организации, степень чувствительности и болевой порог. Думаю, мы обязаны это учитывать и заботиться о самих себе в меру сил и прибегать к помощи Божией и других людей, которые готовы понять и принять нас такими, какие мы есть. А кто не готов? С ними и проблема. Можно продолжить с ними жить и во всем себя уничижать, можно попробовать их изменить, можно попытаться сделать так, чтобы они захотели измениться, а можно разумно рассудить и пойти поискать тех, кто ближе по духу. Выбор за каждым из нас.
 
Православный христианин
Братья и сестры! Всех с праздником! Благодарю Вас, что приняли активное участие в этой теме. Поскольку меня действительно РАЗДРАЖАЕТ то, что отдельные участники начинают домысливать по поводу меня всякие небылицы, хочу обратить Ваше внимание, что тема не называется "прощение обид" или "покаяние". Здесь я предлагаю обсудить простым смертным христианам (тем, кто еще не достиг бесстрастия и святости!), как быть с чувством злости: как научиться управлять им с пользой для себя и своих ближних. Свою личную ситуацию я снимаю с повестки дня.
Так у каждого свои мотивы для злости.Боюсь,что без конкретики(так вами нелюбимой)- мы попадем пальцем в небо.Ну а с конкретикой-прийдется таки ставить на повестку какую то личную ситуацию.Поскольку вопрос поставлен вами-вас это повидиму волнует,ну и соответственно,было бы логично,что бы эта ситуация была ваша)))
 
город Минск
Православный христианин
Конкретика важна всегда. В моей жизни было несколько лицемеров, которые жили как они хотят, и каждый раз, когда шло не по их, - они вставали в позу обиженных, примерно с такой же формулировкой - как смеет говорить в "такой унизительной форме". Меняться такие люди не хотят, и даже наоборот, встав в позу обиженного, начинают молиться, ходить в храм, еще и подчеркивая то, что я в храм хожу, а ты - нет, поэтому ты не прав. Тоже хочется услышать конкретики - за что наехала?
У нее было плохое настроение, а у меня - радость! За это я и получила.

Так у каждого свои мотивы для злости.Боюсь,что без конкретики(так вами нелюбимой)- мы попадем пальцем в небо.Ну а с конкретикой-прийдется таки ставить на повестку какую то личную ситуацию.Поскольку вопрос поставлен вами-вас это повидиму волнует,ну и соответственно,было бы логично,что бы эта ситуация была ваша)))
Агрессоры, у которых всегда есть виноватые в том, почему они нападают и психуют, не нуждаются ни в каких мотивах, чтобы злиться. Также как алкоголик или наркоман всегда готов дать Вам исчерпывающий ответ, по какой причине он пьет, курит, нюхает и т.п. Между прочим, действительно есть люди, которые получают удовольствие от того, что испытывают гнев. И с какой стати я буду лезть в душу к человеку и требовать с нее отчета или, что еще хуже, думать-гадать о ее побуждениях? Я пытаюсь разобраться в себе и решить, как мне действовать, чтобы был позитивный результат. А ее поведение я принимаю как свершившийся факт, как данность.

Зачем ей Вам звонить? Опять сказать "гадость"? Зачем Вам такое общение, уходите от него. Не отвечайте на звонки и не выясняйте отношений. Это затянет Вас в треугольник Карпмана. Чтобы не болеть от невыраженных эмоций и неотреагированные ситуации - обратитесь к Господу с молитвой, в которой в покаянной форме Вы сможете выразить свои эмоции (плач) - таким образом ситуация будет отреагирована. Она будет между Вами и Богом. Вы почувствуете облегчение. Что касается Вашей "подруги" и гадостей, которые она возможно еще будет Вам говорить - то мой совет, реагируйте на все это так как получится и не корите себя за то, что поступили так, а не иначе.
Ирина, я задумалась: может быть, Вы правы, и я болею не от страсти гнева, а от того, что продолжаю во всем этом годами копаться... У меня на самом деле постоянно какие-то "треугольники", я без них просто жить не могу: не успею выкарабкаться из одного - как уже оказалась в другом! Теперь это сестры-близнецы, которые "капают" мне друг на друга...

Вы все время забываете, что здесь не исповедь и не сеанс у психоаналитика. А общедоступный форум, в котором множество любительских советов.

Ну надо же. Я ведь тоже была уверена, что нужно создать себе безопасную обстановку. Оказалось, что бесполезно. В смысле не приносит реальной пользы. Тепличные условия - всегда зависимость от них.
Хорошая мысль! Действительно, не стоит искать опору где-то вне себя. Это - опасный обман. Спасибо.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Ирина, я задумалась: может быть, Вы правы, и я болею не от страсти гнева, а от того, что продолжаю во всем этом годами копаться... У меня на самом деле постоянно какие-то "треугольники", я без них просто жить не могу: не успею выкарабкаться из одного - как уже оказалась в другом! Теперь это сестры-близнецы, которые "капают" мне друг на друга...
Ничего особенного. Просто Вы теперь побольше углубитесь в отношения между людьми и будете в этом хорошо разбираться. Проанализируйте как общаются с Вами близнецы с позиции трансактного анализа :) - примерно полчаса лекции.
 
Православный христианин
Агрессоры, у которых всегда есть виноватые в том, почему они нападают и психуют, не нуждаются ни в каких мотивах, чтобы злиться. Также как алкоголик или наркоман всегда готов дать Вам исчерпывающий ответ, по какой причине он пьет, курит, нюхает и т.п. Между прочим, действительно есть люди, которые получают удовольствие от того, что испытывают гнев. И с какой стати я буду лезть в душу к человеку и требовать с нее отчета или, что еще хуже, думать-гадать о ее побуждениях? Я пытаюсь разобраться в себе и решить, как мне действовать, чтобы был позитивный результат. А ее поведение я принимаю как свершившийся факт, как данность.
Простите,"о ее","с нее"-это вы о ком?О вашей знакомой?..Так мы вроде о ней и не говорили,а как раз о вас,что собственно и совпадает с вашим же стремлением разобраться в вас же?..
Вообще с точки зрения теории-бороться со злобой (в себе) надо прощением.Но почему то эта тема-прощения,покаяния у вас под запретом.Почему вы ее так старательно обходите?
 
Православный христианин
Агрессоры, у которых всегда есть виноватые в том, почему они нападают и психуют, не нуждаются ни в каких мотивах, чтобы злиться. Также как алкоголик или наркоман всегда готов дать Вам исчерпывающий ответ, по какой причине он пьет, курит, нюхает и т.п. Между прочим, действительно есть люди, которые получают удовольствие от того, что испытывают гнев. И с какой стати я буду лезть в душу к человеку и требовать с нее отчета или, что еще хуже, думать-гадать о ее побуждениях? Я пытаюсь разобраться в себе и решить, как мне действовать, чтобы был позитивный результат. А ее поведение я принимаю как свершившийся факт, как данность.
А.Пардон.Я вероятно не понял вопроса.Корректнее было бы сформулировать-"как управлять злобой других людей?".Ну я думаю,вы уже сами и ответили-никак не управлять-"И с какой стати я буду лезть в душу к человеку и требовать с нее отчета или, что еще хуже, думать-гадать о ее побуждениях?".Совершенно верно-не надо лезть туда и думать за других-просто прощать и все.
А насчет "разобраться в себе'-очень хорошо.Хорошее стремление.
Если все таки в привязке к конкретной ситуации(уж простите за назойливость)-думаю,достаточно проанализировать всю ситуацию от начала до конца логически-уверен,в итоге выяснится,что и зла держать,собственно не за что... Я имею ввиду-от самого-самого начала.
 
Последнее редактирование:
город Минск
Православный христианин
Это да...Но...Тут у вас тоже множество субьективных установок-"чувствовать себя в безопасности"-а опасность в чем?..
Насколько я понял главная опасность-не упасть лицом в грязь перед самой собой?Сгенерировать некую психологическую конструкцию,конечным продуктом которой являетесь вы-хотя в чем то и виноватая,но в общем "белая и пушистая",а если еще глубже-опасность-какое то действие (покаяние,прощение),к которому вас подталкивает ситуация,но от которого вы всячески "отбрыкиваетесь"?..
Вы как бы подсознательно ищите лазейки от этого и хватаетесь как тонущий за соломинку,за любую возможность этого избежать.Вот для этого вам и нужен "праведный гнев".
Опасность снова не попасть в "треугольник". Я ищу подлинной близости. Психологическими играми сыта по горло!
 
город Минск
Православный христианин
Простите,"о ее","с нее"-это вы о ком?О вашей знакомой?..Так мы вроде о ней и не говорили,а как раз о вас,что собственно и совпадает с вашим же стремлением разобраться в вас же?..
Вообще с точки зрения теории-бороться со злобой (в себе) надо прощением.Но почему то эта тема-прощения,покаяния у вас под запретом.Почему вы ее так старательно обходите?
Потому что у меня с этим все в порядке. А если возникают сложности, то обсуждаю с духовником. Эта тема не для чатов.
 
Православный христианин
Опасность снова не попасть в "треугольник". Я ищу подлинной близости. Психологическими играми сыта по горло!
Гм...Треугольник возникает тогда,когда кто то начинает отталкивать от себя свое счастье.Кто то обязательно его подберет.Вот это единственная вина "третьего".
Не думаю,что вам это неизвестно...
 
Сверху