Злоречивые Царства Божия не наследуют. Что вы понимаете под злоречием?

Интересующийся
Мне больше понятны ответы на примерах. Вот, например, когда говорят "разведенка с прицепом" ну это явно уничижительная злая речь, а когда говорят просто "разведенка" это уже констатация факта ? Или к примеру : мой сосед "алкаш/алкоголик" - это факт или следует говорить "сосед страдает алкоголизмом".
Или мои примеры вообще не про злоречие?
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Администратор
Санкт-Петербург
Православный христианин


В Синодальном переводе Библии как «злоречие» на русский переведено три греческих слова:

• власфимия (βλασφημία) (см. Еф.4:31; Кол.3:8 и 2Тим.3:2) – в отношении к людям: явное злословие, прямая клевета, желание уязвить, поношение; в отношении к Богу: богохульство, кощунство (ц.-сл. хула),
• лидория (λοιδορία) (см. 1Кор.5:11, 6:10) – словесное оскорбление: брань, поношение, порицание (ц.-сл. досадители);
• псифиризмос (ψιθυρισμός) (см. Рим.1:30; 2Кор.12:20) – тайное злословие: плетение интриг, клеветническое нашептывание, тайное наушничество (ц.-сл. шептания).
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Администратор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Православный христианин
Мне больше понятны ответы на примерах. Вот, например, когда говорят "разведенка с прицепом" ну это явно уничижительная злая речь, а когда говорят просто "разведенка" это уже констатация факта ? Или к примеру : мой сосед "алкаш/алкоголик" - это факт или следует говорить "сосед страдает алкоголизмом".
Или мои примеры вообще не про злоречие?
это зависит от цели - унизить, опозорить, посмеяться - это злоречие и осуждение.
 
Интересующийся

Из второй ссылки:
Преподобный Авва Дорофей подчеркивает существенное различие между злословием (порицанием) и осуждением:

«Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать – значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого – а это тяжкий грех»

А как тогда сказать не впадая в злословие и осуждение? Как я поняла о другом говорить в негативном ключе третьему лицу для христианина в принципе недопустимо, либо впадешь в злословие либо в осуждение .
 
Православный христианин
А как тогда сказать не впадая в злословие и осуждение?
Чтобы не впадать в злословие и осуждение - не нужно говорить попусту; обсуждать других людей кроме как хорошее.

Если не ошибаюсь то у того же аввы Дорофея написано что "Лучше испортить дело, чем отношения". Тем не менее, если вы помогаете немощному по участку, в школе, а то и епископу, то не нужно объяснять что это уже не Ваше дело... и портить его низя. Соответственно припоминаем Евангелие по части описанного о суде (сначала лично, потом с собратом, потом с обществом).

Необходимо возыметь привычку: осуждать, злословить только себя, но наедине, нечего окружающих смущать, иначе это уже юродство. Так постепенно должно отойти.
 
Православный христианин
Мир Божий вам и благословение!
"разведенка с прицепом"
По-моему это уже жаргон. А жаргон (грязный язык) – грех, разновидность сквернословия. Да убережёт нас Господь от этого.
"алкаш/алкоголик"
Если человек страдает алкоголизмом, то можно его назвать алкоголиком. Это не совсем то же самое что пьяница. Не вижу здесь осуждения. А вот в слове "алкаш" чувствуется какой-то тривиальный юмор. Я бы не стал это слово употреблять.

Да поможет нам Господь, раба Божия Марина.
 
Интересующийся
Мне больше понятны ответы на примерах. Вот, например, когда говорят "разведенка с прицепом" ну это явно уничижительная злая речь, а когда говорят просто "разведенка" это уже констатация факта ? Или к примеру : мой сосед "алкаш/алкоголик" - это факт или следует говорить "сосед страдает алкоголизмом".
Или мои примеры вообще не про злоречие?
Конечно злословие. Когда невинного ребенка называют "прицепом"
 
Православный христианин
По-моему это уже жаргон. А жаргон (грязный язык) – грех, разновидность сквернословия. Да убережёт нас Господь от этого.
Может странно прозвучит, но я предполагаю что слово "Разведёнка" и аббревиатура РСП появилась ни где иначе как в церковной среде. Когда сначала моя подруга, а потом и я попали в разряд разведёнок, нас ни где так не унижали как в церковной среде: на приходе, священноначалие, мне высказались даже слушатели миссионерских занятий, хотя я не много ни мало преподаватель. На сайтах православных знакомств когда я писал первым мне в ответ часто разве что не плевали... цитируя Евангелие.

В мiру люди использующие упомянутые сокращения как-раз проще относятся к разведённым и с детьми. Обращаясь так м/у собой о разведённых констатируется ряд особенностей таковых в контексте заключения нового брака. Не думаю что нужно объяснять что если молодой мужчина собирается жениться на женщине с чадом, то от него требуется особая ответственность и понимание что супруга будет от него требовать больше чем если ребёнка бы не было. Тем не менее на таковую в мiру не стали бы коситься и тем более говорить нечто из разряда: "Поди покайся" или "Живи до смерти одна", а ещё "Сказал бы я тебе что про это Бог говорит".

Вспоминается интервью о.Великанова Валерии Гай Германике. Она его спросила почему в Церкви нехорошо относятся к замечательным разведённым женщинам с ребёнком. Мне до сих смешно, но отец Павел ответил из разряда "Ну... вот...". Так что бескультурье, сквернословие - пусть уж так чем крестясь плюют в след.
 
Интересующийся
Если человек страдает алкоголизмом, то можно его назвать алкоголиком
А не будет ли это приговором его жизни по Авве Дорофею?

Когда сначала моя подруга, а потом и я попали в разряд разведёнок, нас ни где так не унижали как в церковной среде
Ого, не думала, что и мужчинам достаётся. Сам термин только женщину предполагает.
 
Православный христианин
Ого, не думала, что и мужчинам достаётся. Сам термин только женщину предполагает.
После развода думал что буду нарасхват, называл себя "горячий пирожок", но реальность оказалась неприятной. У православных женщин как будто галочка стоит на "единобрачие" и уже к концу года я понял что не просто называюсь разведёнка, но вообще некондиция. Работа, квартира, детей нет, казалось бы бери-хватай, а Евангелие на первом месте у них `xD

Я не сразу понял почему будущая супруга даже вопроса мне не задавала про первый брак, а оказалось что она сама от второго брака рождена - тесть от другой женщины к ним пришёл. Кстати, как это не смешно, как она позже сказала, её во мне удивило что я не спрашивал ещё на этапе переписки девственница ли она. Такие вот традиции православных знакомств...

Сейчас бывает у меня проскользнёт, но назову себя разведёнкой и ничего плохого в этом не вижу, для меня в этом даже есть чувство солидарности с женщинами, потому что на себе испытал какого это выслушивать гадости в своей адрес, причём от мужчин же.
 
Православный христианин
Любое слово со злостью есть проклятие, да и думаю мысль то же.

Одно дело что оно помогает скинут на кого то груз и потому оно легко, но все что легко есть грех.
Тяжело это потом.

Вот Христос говорит бремя мое легко- это о добре потому что оно легко потом.
 
Православный христианин
Если человек страдает алкоголизмом, то можно его назвать алкоголиком. Это не совсем то же самое что пьяница.
Алкоголиков не бывает. Как и "алкогоголизма".

Бывают пьяницы двух видов:

1. Пьяница добрый - это тот, кто пьёт вино в меру и когда следует.
2. Пьяница горький - тот, кто пьёт без меры, всегда, и даже, тогда, когда пить не хочет.

Отдельный "подвид" - трезвенники. Они также бывают двух видов:

1. Трезвенник обыкновенный - тот, который не пьёт по причине болезни.
2. Трезвенник религиозный - тот, который гнушается вина в силу запретов на его употребление в исповедуемой им религии.

"Алкоголизм", оттого и не лечится, что лечить можно только болезнь. А он, то есть "пьянство" болезнью не является. Он(точнее - оно)относится к страстям и порокам, которые, как известно, медикаментозными методами лечить весьма нецелесообразно. Я бы даже сказал - бесполезно. Что и показывает практика. То же и с остальными "зависимостями" известными со времён Адама и "изобретенными" в наши дни.

Любая из этих "проблем" лечится только противоположной добродетелью. И не я это придумал...
 
Православный христианин
Есть и трезвенники духовные, хранящие своё сердце от помыслов:

Редко очень можно найти безмолвствующих умом. Это есть принадлежность только тех, которые все средства употребляют к тому, чтоб привлечь к себе Божественную благодать и исполниться истекающим от нея духовным утешением. – И так если, подобно им, хотим проходить умное делание, сию философию Христову, в хранении ума и в трезвении, начнём путь сей воздержанием от многих яств, положив принимать пищу и питие, сколько возможно, малою мерою. Трезвение справедливо называется путём, потому что оно ведёт в Царствие, – и то, которое внутрь нас, и в будущее, – и умным детелищем (мысленной мастерской), потому что оно выделывает и убеляет (полирует) нравы ума и страстное переделывает в бесстрастное. Оно подобно также световому оконцу, чрез которое Бог приникши является уму.

- св. Филофей Синайский, Добротолюбие
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Есть и трезвенники духовные, хранящие своё сердце от помыслов:

Редко очень можно найти безмолвствующих умом. Это есть принадлежность только тех, которые все средства употребляют к тому, чтоб привлечь к себе Божественную благодать и исполниться истекающим от нея духовным утешением. – И так если, подобно им, хотим проходить умное делание, сию философию Христову, в хранении ума и в трезвении, начнём путь сей воздержанием от многих яств, положив принимать пищу и питие, сколько возможно, малою мерою. Трезвение справедливо называется путём, потому что оно ведёт в Царствие, – и то, которое внутрь нас, и в будущее, – и умным детелищем (мысленной мастерской), потому что оно выделывает и убеляет (полирует) нравы ума и страстное переделывает в бесстрастное. Оно подобно также световому оконцу, чрез которое Бог приникши является уму.

- св. Филофей Синайский, Добротолюбие
Всё верно, Даниил. Только я в своём комментарии имел в виду не " трезвение", как состояние ума и души, о котором говорил св.Филофей, а именно "трезвый образ жизни", как полный отказ от употребления вина. А это не одно и то же.
К тому же я, как правило стараюсь выразить свои мысли своими словами. Не прибегая к дословному копированию чужих, хотя и великих мыслей. Поэтому принципиально не пользуюсь ссылками и (по возможности) цитатами.
Ведь используя цитату нужно всегда точно знать не только кто это сказал, но и когда, кому и по какому поводу.
 
Православный христианин
Отдельный "подвид" - трезвенники. Они также бывают двух видов:

1. Трезвенник обыкновенный - тот, который не пьёт по причине болезни.
2. Трезвенник религиозный - тот, который гнушается вина в силу запретов на его употребление в исповедуемой им религии.
Видите ли, раб Божий Йохана́н, есть ещё и другие трезвенники - те, кто не пьют, потому что им это не нужно. Я один из них.
Было время когда я сам увлекался алкоголем. Это началось когда я прочитал в брошюрах свидетелей Иеговы, что по мнению пьющих алкоголь помогает им на время уйти от тревог и страданий обыденной жизни. В этих брошюрах свидетели Иеговы наоборот хотели донести до сознания людей, что пить не надо, что это не помогает в долгосрочной перспективе, что это не выход из проблем в реальности. И в этом они были совершенно правы и здравомысленны, но на меня эта информация оказала плохое влияние как ни странно: я сам начал пить вино, чтобы найти в алкоголе облегчение для себя. Я помню всего лишь один раз когда мне это принесло какое-то утешение и помогло забыть о своём неспокойном состоянии. Я тогда пил пиво за компанию. В целом застолье было приличным, все соблюдали умеренность, и не было того, чтобы кто-то хотел нажраться и напиться.
Во всех же остальных случаях алкоголь не приносил мне никакой существенной пользы, хотя и позже я умеренно пил как один, так и за компанию. Смысл в водке я вообще никакого никогда не видел. Впервые я попробовал водку в своей русской деревне когда был ещё ребёнком. Мне один гость налил тогда водку, сказав "я хочу посмотреть как ты матом ругаешься," чего к сожалению и добился чуть позже. :( Грех то какой постыдный был!

После одного случая упоения вином до пьяного состояния я твёрдо решился больше никогда не пить, чего не делаю и по сей день, за что благодарю нашего любимого Господа. Если человек не нуждается в алкогольных напитках, то лучше ему от них держаться подальше. Ни в коем случае не надо пить чтобы угодить пьющим и дать им комфортное чувство, что весь мир с ними пьёт, поэтому всё хорошо; или из-за страха, что тебя заклеймят мусульманином. Это будет грехом человекоугодия.

Я же не пью чтобы сохранять трезвость ума и памяти и не подвергать себя снова опасности пьянства. Если кто-то скажет, что мол раз Христос пил и был на свадебном пиру, значит и всем нормально пить и в полную веселиться, то я вовсе не думаю, что сам Господь всех призывает к праздному и нетрезвому образу жизни.

Те, кто вместе пьют в дискотеках, других увеселительных заведениях или просто за столом, по-моему делают это для того, чтобы на время избавиться от подсознательных барьеров, которые мешают ихнему свободному общению. Я имею ввиду, что человек под воздействием алкоголя раскрепощается на время от своего воспитания, личных моральных принципов, манер и правил поведения, а также гордости своего эго и его мнимой репутации и славы; под действием алкоголя выходят наружу все те мысли и эмоции, которые человек скрывает в своём сердце (подсознании). Таким образом группа пьющих людей добивается благодаря алкоголю некоего духовного сближения и общего духовного пространства (или общей духовной пустоты), лишившись трезвого сознания.

Этим я не объявляю алкоголь как нечто дьявольское. На Афоне в общежительный монастырях всегда есть вино во время трапезы, но напиться там легко не получится, потому что вы всегда будете сознавать, что ваши соседи по столу всегда заметят ваше выделяющееся поведение за столом и их присутствие понудить вас вести себя прилично. Гостя на Афоне я, тем не менее, никогда не нуждался ни в вине, ни в греческий анисовой водке, поэтому никогда это не пил.

Позитивный смысл вина, как алкогольного напитка, я вижу в употреблении его для таинства причастия. Именно так мы можем добиться Богоугодного братского или сестрического единства и духовного сближения, не жертвуя трезвым состоянием. Во всех же остальных случаях нет теперь смысла пить вино или другие алкогольные напитки. Лучше от них совсем отказаться и искать успокоение своим нервам другим, трезвым и добродетельным образом, даже если он будет более трудным.
Я также стараюсь не есть мяса, чтобы не отягощать желудок и не толстеть, но это не всегда получается.
Но если вы пьёте, то я не осуждаю вас. Это между вами и Богом. Спаси вас Господь.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Всё верно, Даниил. Только я в своём комментарии имел в виду не " трезвение", как состояние ума и души, о котором говорил св.Филофей, а именно "трезвый образ жизни", как полный отказ от употребления вина. А это не одно и то же.
К тому же я, как правило стараюсь выразить свои мысли своими словами. Не прибегая к дословному копированию чужих, хотя и великих мыслей. Поэтому принципиально не пользуюсь ссылками и (по возможности) цитатами.
Ведь используя цитату нужно всегда точно знать не только кто это сказал, но и когда, кому и по какому поводу.
Давно не читал столь возвышенную речь об уважении к слову ... Цитаты я использую, как первоисточники, ибо все вербальные построения в религии опираются на фразы авторитетов.
 
Православный христианин
Мне больше понятны ответы на примерах. Вот, например, когда говорят "разведенка с прицепом" ну это явно уничижительная злая речь, а когда говорят просто "разведенка" это уже констатация факта ? Или к примеру : мой сосед "алкаш/алкоголик" - это факт или следует говорить "сосед страдает алкоголизмом".
Или мои примеры вообще не про злоречие?
Слово, рождённое от любой из греховных страстей есть злоречие. Надо смотреть на движения сердца, чем рождены те или иные слова и что мы вкладываем в них. Побудительный мотив тоже сразу выдаёт злоречие, которое не всегда является очевидной руганью. Это может быть вроде и нейтральное слово, не направленное даже на конкретного человека, или простая шутка, но дурной мотив сделает их злоречием. Чаще всего, и легко, к злоречию нас увлекают цинизм, возмущение, досада, дерзость и желание надсмеяться — то есть состояния, когда утрачивается душевный мир, и ветхий человек ищет наслаждения в потворстве страсти.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Видите ли, раб Божий Йохана́н, есть ещё и другие трезвенники - те, кто не пьют, потому что им это не нужно. Я один из них.
Было время когда я сам увлекался алкоголем. Это началось когда я прочитал в брошюрах свидетелей Иеговы, что по мнению пьющих алкоголь помогает им на время уйти от тревог и страданий обыденной жизни. В этих брошюрах свидетели Иеговы наоборот хотели донести до сознания людей, что пить не надо, что это не помогает в долгосрочной перспективе, что это не выход из проблем в реальности. И в этом они были совершенно правы и здравомысленны, но на меня эта информация оказала плохое влияние как ни странно: я сам начал пить вино, чтобы найти в алкоголе облегчение для себя. Я помню всего лишь один раз когда мне это принесло какое-то утешение и помогло забыть о своём неспокойном состоянии. Я тогда пил пиво за компанию. В целом застолье было приличным, все соблюдали умеренность, и не было того, чтобы кто-то хотел нажраться и напиться.
Во всех же остальных случаях алкоголь не приносил мне никакой существенной пользы, хотя и позже я умеренно пил как один, так и за компанию. Смысл в водке я вообще никакого никогда не видел. Впервые я попробовал водку в своей русской деревне когда был ещё ребёнком. Мне один гость налил тогда водку, сказав "я хочу посмотреть как ты матом ругаешься," чего к сожалению и добился чуть позже. :( Грех то какой постыдный был!

После одного случая упоения вином до пьяного состояния я твёрдо решился больше никогда не пить, чего не делаю и по сей день, за что благодарю нашего любимого Господа. Если человек не нуждается в алкогольных напитках, то лучше ему от них держаться подальше. Ни в коем случае не надо пить чтобы угодить пьющим и дать им комфортное чувство, что весь мир с ними пьёт, поэтому всё хорошо; или из-за страха, что тебя заклеймят мусульманином. Это будет грехом человекоугодия.

Я же не пью чтобы сохранять трезвость ума и памяти и не подвергать себя снова опасности пьянства. Если кто-то скажет, что мол раз Христос пил и был на свадебном пиру, значит и всем нормально пить и в полную веселиться, то я вовсе не думаю, что сам Господь всех призывает к праздному и нетрезвому образу жизни.

Те, кто вместе пьют в дискотеках, других увеселительных заведениях или просто за столом, по-моему делают это для того, чтобы на время избавиться от подсознательных барьеров, которые мешают ихнему свободному общению. Я имею ввиду, что человек под воздействием алкоголя раскрепощается на время от своего воспитания, личных моральных принципов, манер и правил поведения, а также гордости своего эго и его мнимой репутации и славы; под действием алкоголя выходят наружу все те мысли и эмоции, которые человек скрывает в своём сердце (подсознании). Таким образом группа пьющих людей добивается благодаря алкоголю некоего духовного сближения и общего духовного пространства (или общей духовной пустоты), лишившись трезвого сознания.

Этим я не объявляю алкоголь как нечто дьявольское. На Афоне в общежительный монастырях всегда есть вино во время трапезы, но напиться там легко не получится, потому что вы всегда будете сознавать, что ваши соседи по столу всегда заметят ваше выделяющееся поведение за столом и их присутствие понудить вас вести себя прилично. Гостя на Афоне я, тем не менее, никогда не нуждался ни в вине, ни в греческий анисовой водке, поэтому никогда это не пил.

Позитивный смысл вина, как алкогольного напитка, я вижу в употреблении его для таинства причастия. Именно так мы можем добиться Богоугодного братского или сестрического единства и духовного сближения, не жертвуя трезвым состоянием. Во всех же остальных случаях нет теперь смысла пить вино или другие алкогольные напитки. Лучше от них совсем отказаться и искать успокоение своим нервам другим, трезвым и добродетельным образом, даже если он будет более трудным.
Я также стараюсь не есть мяса, чтобы не отягощать желудок и не толстеть, но это не всегда получается.
Но если вы пьёте, то я не осуждаю вас. Это между вами и Богом. Спаси вас Господь.
То, что вы, друг мой, не пьёте вина - это хорошо. А вот то, что стараетесь "не есть мяса, чтобы не отягощать желудок и не толстеть" - это, простите - блажь... Общепринятое заблуждение. "Отяготить желудок" с большей вероятностью можно скорее капустой или, к примеру, бобовыми. Фасолью, горохом и т.п... А чтобы не толстеть - лучшее средство - физическая нагрузка и строгий режим. Говорю это исходя из собственного опыта. В свои почти 60 - ни грамма лишнего веса, никакого "пивного животика" , несмотря на то, что пиво я люблю(в умеренном количестве). Мясо ем(когда это позволено по Уставу). Встаю в строго определённое время, зависимости от смены, в которую работаю(работаю на производстве в три смены, несмотря на то, что я уже пенсионер). Непременная утренняя зарядка 20 минут. Утреннее молитвенное правило(те же 20 минут). Если 2-я или 3-я смена - часы по часослову. Затем - чашка кофе и "в борозду".
Я привык к этому с детства(за исключением молитвенного правила - к нему приучил себя значительно позже). Я рос и воспитывался в интернате. Затем - армия. Сначала срочная, потом - школа прапорщиков. Затем - служба. Гвардии прапорщик Воздушно-десантных войск... Но это к делу не относится... Относится к делу режим и самодисциплина. И, конечно, Божия помощь... Ведь не сам же я себе выбрал подобную "конституцию". У кого-то, возможно просто генетическая предрасположенность к полноте, а у меня её нет.
У меня друг детства в школе был весьма тучный пацан. А сейчас - вообще давно уже "второй центнер разменял"... А в армии оба мы были "одного размера"... Режим и "условия труда". Я и сейчас в том же режиме, хоть и в других "условиях", а у него так не выходит... Так что, думаю, что "предрасположенность" - это тоже из сферы заблуждений...
 
Сверху