Малоизвестный, малозаметный архиерей, фактически не участвовавший в управлении епархиями, постоянно живший в монастыре. Возможно, достиг святости.
Епископ Мамадышский Андроник (Богословский)
Андрей Георгиевич Богословский родился в 1845 году в Ставропольской губернии в семье диакона. В 1869 году окончил Ставропольскую духовную семинарию и 4 декабря того же года был рукоположён в сан священника к Михаило-Архангельской церкви станицы Темнолесской Ставропольской епархии.
Служил на приходах, был настоятелем, экономом архиерейских домов. Овдовев, 24 марта 1908 года пострижен в монашество с именем Андроник. 10 апреля возведён в сан архимандрита. В это время произошла неприятная история в Седмиезерной пустыни.
Её наместник схиархимандрит Гавриил (Зырянов) организовал хозяйственную жизнь обители, сделав её преуспевающей.
Высочайший духовный авторитет архимандрита и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах, в Синод направлялись на него жалобы.
В 1908 году в Синод поступил донос, в котором наместник обвинялся в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиепископ Никанор (Каменский) произвел ревизию в монастыре, 15 мая 1908 года наместник Гавриил и казначей иеромонах Тихон были отстранены от должностей. Вместо Гавриила главой монастыря был назначен архимандрит Андроник. Казалось бы, такая ситуация должна была повести к его неприятию в монастыре, однако несмотря на эту неприглядную историю, он пользовался большим уважением братии Седмиозерного монастыря и верующих. Управлял пустынью до конца жизни.
Схиархиманрит Гавриил впоследствии он был оправдан, пользовался огромным духовным авторитетом. Его руководством пользовались будущие архиереи священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский).
В 1981 г. по благословению Казанского еп. Пантелеимона (Митрюковского) изображение прп. Гавриила было помещено на иконе Собора Казанских святых, находящейся в кафедральном Никольском соборе. В 1996 г. Синодальная комиссия по канонизации рассмотрела материалы к прославлению старца, 25 декабря 1996 г. канонизация прп. Гавриила была утверждена патриархом Алексием II. 9 июля 2019 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви вопрос об общецерковном прославлении прп. Гавриила Седмиезерного включён в повестку дня очередного Архиерейского Собора Русской Церкви.
В июне 1921 года по указу митрополита Кирилла (Смирнова), находившегося в заключении, епископы Иоасаф (Удалов) и Афанасий (Малинин) рукоположили отца Андроника во епископа Спасского, викария Казанской епархии (на 76-м году его жизни). Тем же указом епископ Андроник был назначен настоятелем Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря, однако владыка Андроник просил оставить его в Седмиозерном монастыре, и его просьба была удовлетворена.
С 12 апреля 1922 года носил титул епископа Мамадышского, викария Казанской епархии. Занимал активную антиобновленческую позицию, не признавая обновленческих ВЦУ и епархиального управления. В июле 1922 года в числе прочих викариев принимал покаяние у отпавшего в обновленчество духовенства.
Статья Епископы Мамадышские на сайте Кряшенской духовной миссии рассказывает:
"Управлявший Казанской епархией епископ Иоасаф, руководствуясь указаниями находящегося в заключении митрополита Кирилла, не желал открытой конфронтации с обновленцами. 1 октября 1922 года Казанское епархиальное управление, находившееся в Иоанно-Предтеченском монастыре, было реорганизовано. В его состав были включены казанские обновленческие священники Евгений Сосунцов и Степан Спирин. При этом владыка Иоасаф не заявлял о подчинении ВЦУ. Такая «примиренческая» позиция объяснялась, очевидно, тем, что в случае резкого конфликта власти могли пойти на массовое закрытие «тихоновских» храмов или на передачу их обновленцам. Владыка Кирилл и владыка Иоасаф возлагали надежды на то, что ситуацию разрешит ожидаемый Поместный собор. Таким образом, для духовенства и прихожан городских и сельских храмов епархии тяжкий выбор между признанием самозванцев и возможными жесткими репрессиями был на какое то время отложен. Узнав, что обновленцы работают с владыкой в одном епархиальном управлении, руководители ВЦУ решили, что Казанская епархия находится в их руках, и назначили на место сосланного митрополита Кирилла своего архиерея Алексия (Баженова). Теперь он именовался архиепископом Казанским и Свияжским.
Епископ Алексий (Баженов) прибыл в Казань четвертого апреля 1923 года, в Великий Четверг, в 8 часов. Владыка Иоасаф в это время служил в соборе Богородицкого монастыря. Епископ Алексий сразу отправился в Иоанно-Пред-теченский монастырь, где занял покои митрополита Кирилла, а оттуда отправился в Богородицкий монастырь. Иоасаф продолжал совершать Литургию и в надлежащих случаях кадил Алексию как архиерею. Но когда во время запричастного стиха Алексий сообщил владыке Иоасафу, что он архиепископ Казанский и должен совершать чин омовения ног, то владыка отказался, заявив, что назначение является неканоническим, и совершал чин омовения ног сам. Между тем многие священники, участвовавшие в богослужении, подходили к епископу Алексию под благословение. Признали его и священники Богородицкого монастыря. Уже вечером он служил здесь всенощную. Уже через несколько дней верными владыке Кириллу и владыке Иоасафу остались только Петропавловский собор и Покровская церковь. Правда, в уездах больше половины священников отказались признать Алексия. На стороне владыки Иоасафа остались епископы Афанасий (Малинин), Андроник (Богословский), Седмиезерный и Раифский монастыри, а в самой Казани – Феодоровский женский. Но подавляющее большинство православных казанцев разобрались в ситуации, и обновленческие храмы во время служб были полупустыми."
Скончался 26 января 1928 года в Седмиозерном монастыре на 84-м году жизни. По свидетельству очевидцев, тело скончавшегося епископа Андроника несколько дней оставалось нетленным до погребения. Похоронен около Вознесенского собора Седмиозерного монастыря, могила не сохранилась.
Епископ Мамадышский Андроник (Богословский)
Андрей Георгиевич Богословский родился в 1845 году в Ставропольской губернии в семье диакона. В 1869 году окончил Ставропольскую духовную семинарию и 4 декабря того же года был рукоположён в сан священника к Михаило-Архангельской церкви станицы Темнолесской Ставропольской епархии.
Служил на приходах, был настоятелем, экономом архиерейских домов. Овдовев, 24 марта 1908 года пострижен в монашество с именем Андроник. 10 апреля возведён в сан архимандрита. В это время произошла неприятная история в Седмиезерной пустыни.
Её наместник схиархимандрит Гавриил (Зырянов) организовал хозяйственную жизнь обители, сделав её преуспевающей.
Высочайший духовный авторитет архимандрита и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах, в Синод направлялись на него жалобы.
В 1908 году в Синод поступил донос, в котором наместник обвинялся в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиепископ Никанор (Каменский) произвел ревизию в монастыре, 15 мая 1908 года наместник Гавриил и казначей иеромонах Тихон были отстранены от должностей. Вместо Гавриила главой монастыря был назначен архимандрит Андроник. Казалось бы, такая ситуация должна была повести к его неприятию в монастыре, однако несмотря на эту неприглядную историю, он пользовался большим уважением братии Седмиозерного монастыря и верующих. Управлял пустынью до конца жизни.
Схиархиманрит Гавриил впоследствии он был оправдан, пользовался огромным духовным авторитетом. Его руководством пользовались будущие архиереи священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский).
В 1981 г. по благословению Казанского еп. Пантелеимона (Митрюковского) изображение прп. Гавриила было помещено на иконе Собора Казанских святых, находящейся в кафедральном Никольском соборе. В 1996 г. Синодальная комиссия по канонизации рассмотрела материалы к прославлению старца, 25 декабря 1996 г. канонизация прп. Гавриила была утверждена патриархом Алексием II. 9 июля 2019 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви вопрос об общецерковном прославлении прп. Гавриила Седмиезерного включён в повестку дня очередного Архиерейского Собора Русской Церкви.
В июне 1921 года по указу митрополита Кирилла (Смирнова), находившегося в заключении, епископы Иоасаф (Удалов) и Афанасий (Малинин) рукоположили отца Андроника во епископа Спасского, викария Казанской епархии (на 76-м году его жизни). Тем же указом епископ Андроник был назначен настоятелем Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря, однако владыка Андроник просил оставить его в Седмиозерном монастыре, и его просьба была удовлетворена.
С 12 апреля 1922 года носил титул епископа Мамадышского, викария Казанской епархии. Занимал активную антиобновленческую позицию, не признавая обновленческих ВЦУ и епархиального управления. В июле 1922 года в числе прочих викариев принимал покаяние у отпавшего в обновленчество духовенства.
Статья Епископы Мамадышские на сайте Кряшенской духовной миссии рассказывает:
"Управлявший Казанской епархией епископ Иоасаф, руководствуясь указаниями находящегося в заключении митрополита Кирилла, не желал открытой конфронтации с обновленцами. 1 октября 1922 года Казанское епархиальное управление, находившееся в Иоанно-Предтеченском монастыре, было реорганизовано. В его состав были включены казанские обновленческие священники Евгений Сосунцов и Степан Спирин. При этом владыка Иоасаф не заявлял о подчинении ВЦУ. Такая «примиренческая» позиция объяснялась, очевидно, тем, что в случае резкого конфликта власти могли пойти на массовое закрытие «тихоновских» храмов или на передачу их обновленцам. Владыка Кирилл и владыка Иоасаф возлагали надежды на то, что ситуацию разрешит ожидаемый Поместный собор. Таким образом, для духовенства и прихожан городских и сельских храмов епархии тяжкий выбор между признанием самозванцев и возможными жесткими репрессиями был на какое то время отложен. Узнав, что обновленцы работают с владыкой в одном епархиальном управлении, руководители ВЦУ решили, что Казанская епархия находится в их руках, и назначили на место сосланного митрополита Кирилла своего архиерея Алексия (Баженова). Теперь он именовался архиепископом Казанским и Свияжским.
Епископ Алексий (Баженов) прибыл в Казань четвертого апреля 1923 года, в Великий Четверг, в 8 часов. Владыка Иоасаф в это время служил в соборе Богородицкого монастыря. Епископ Алексий сразу отправился в Иоанно-Пред-теченский монастырь, где занял покои митрополита Кирилла, а оттуда отправился в Богородицкий монастырь. Иоасаф продолжал совершать Литургию и в надлежащих случаях кадил Алексию как архиерею. Но когда во время запричастного стиха Алексий сообщил владыке Иоасафу, что он архиепископ Казанский и должен совершать чин омовения ног, то владыка отказался, заявив, что назначение является неканоническим, и совершал чин омовения ног сам. Между тем многие священники, участвовавшие в богослужении, подходили к епископу Алексию под благословение. Признали его и священники Богородицкого монастыря. Уже вечером он служил здесь всенощную. Уже через несколько дней верными владыке Кириллу и владыке Иоасафу остались только Петропавловский собор и Покровская церковь. Правда, в уездах больше половины священников отказались признать Алексия. На стороне владыки Иоасафа остались епископы Афанасий (Малинин), Андроник (Богословский), Седмиезерный и Раифский монастыри, а в самой Казани – Феодоровский женский. Но подавляющее большинство православных казанцев разобрались в ситуации, и обновленческие храмы во время служб были полупустыми."
Скончался 26 января 1928 года в Седмиозерном монастыре на 84-м году жизни. По свидетельству очевидцев, тело скончавшегося епископа Андроника несколько дней оставалось нетленным до погребения. Похоронен около Вознесенского собора Седмиозерного монастыря, могила не сохранилась.