Магистр богословия, катехизатор, религиовед
1. Форма поста. Во времена Иисуса Христа пост означал полное воздержание от пищи и питья. Во время важных постов также не разрешались купание, умащение, ношение обуви и интимные отношения, а также различные виды работы. Идея, что можно поститься, но при этом есть определенную растительную пищу, была бы для древнего иудея странной. В современной православной практике поста верующие обычно воздерживаются от определенных видов (скоромной) пищи, остальные ограничения принимаются на себя по желанию.
2. Продолжительность поста. Во времена Иисуса Христа посты были однодневные (суточные), поэтому была возможность соблюдать их по всей строгости. Сорокодневный пост Христа, описанный в Евангелии, это исключительный подвиг. В православной практике существуют как однодневные, так и многодневные посты.
3. Обязательность поста. Во времена Иисуса Христа было 5 обязательных дней поста в году, главным из которых был Йом Киппур (День Искупления) — единственный пост, установленный Законом Моисеевым. Фарисеи также постились дважды в неделю. Эта практика не была обязательной для всех, но была широко распространена среди наиболее ревностных иудеев. В Евангелии от Луки также упоминается пример частной практики поста (Лк.2:37). У православных в современной практике количество постных дней превышает в совокупности половину года. Есть как многодневные, так и однодневные посты.
4. Смыслы поста. Во времена Иисуса Христа основными смыслами поста были следующие: выражение крайнего горя и скорби, знак покаяния и смирения перед Богом, способ усиления молитвы, память о трагических событиях в истории народа Божия. Пост не воспринимался как средство духовного совершенствования. В современной православной традиции основными смыслами поста являются: воспоминание событий, связанных со страданиями Христа, аскетическое упражнение для борьбы со страстями и тренировки воли, форма покаяния и искупление грехов, подготовка к церковным праздникам.
2. Продолжительность поста. Во времена Иисуса Христа посты были однодневные (суточные), поэтому была возможность соблюдать их по всей строгости. Сорокодневный пост Христа, описанный в Евангелии, это исключительный подвиг. В православной практике существуют как однодневные, так и многодневные посты.
3. Обязательность поста. Во времена Иисуса Христа было 5 обязательных дней поста в году, главным из которых был Йом Киппур (День Искупления) — единственный пост, установленный Законом Моисеевым. Фарисеи также постились дважды в неделю. Эта практика не была обязательной для всех, но была широко распространена среди наиболее ревностных иудеев. В Евангелии от Луки также упоминается пример частной практики поста (Лк.2:37). У православных в современной практике количество постных дней превышает в совокупности половину года. Есть как многодневные, так и однодневные посты.
4. Смыслы поста. Во времена Иисуса Христа основными смыслами поста были следующие: выражение крайнего горя и скорби, знак покаяния и смирения перед Богом, способ усиления молитвы, память о трагических событиях в истории народа Божия. Пост не воспринимался как средство духовного совершенствования. В современной православной традиции основными смыслами поста являются: воспоминание событий, связанных со страданиями Христа, аскетическое упражнение для борьбы со страстями и тренировки воли, форма покаяния и искупление грехов, подготовка к церковным праздникам.