Конечна ли Вселенная?

В советское время нам внушали, что Вселенная безначальна и бесконечна. Действительно, если Бога нет, то мир безначален и бесконечен, на Вселенную проецируются свойства Бога. Если же Бог есть, то мир имеет начало во времени и мир конечен. Бесконечность же и безначальность – свойства Бога. Все дело в том, что нам тяжело представить «конец» Вселенной, не спросив «что за ним?»

Однако современная наука может стать союзником христианского богословия в этом вопросе.
Еще в 1917 г. А. Эйнштейн выступил с гипотезой о конечной, но безграничной (в смысле отсутствия четко фиксируемых пространственных пределов, границ) Вселенной. С этого времени в науке начали развивать модели конечной Вселенной. В таких моделях у Вселенной нет четко фиксируемого барьера, «за которым» она заканчивается, но в тоже время такая Вселенная и не бесконечна. Эти модели подтвердилась общепринятой в науке теорией Большого взрыва (согласно которой Вселенная имеет начало), а также конечной скоростью света. Следуя наиболее распространенной на данный момент, конечной модели расширяющейся Вселенной, Вселенная не имеет пространственных границ, но может быть пространственно конечна.

Чтобы понять, как может существовать конечная Вселенная без шлагбаумов и знаков «Вселенная завершена» можно привести пример пассажира, бегущего по платформе за первым вагоном отходящего сверхскоростного поезда. Выйдя на перрон, опоздавший пассажир попытается догнать или хотя бы увидеть первый вагон, но скорость поезда намного превосходит его собственную. Пытаясь догнать и увидеть вагон он сделает несколько шагов, но за каждый шаг поезд проделает путь на такой скорости, что постепенно исчезнет из видимости пассажира. В то же время, не увидав первого вагона пассажиру нет смысла делать предположения, что его вообще нет и поезд бесконечен. Просто движение поезда не соизмеримо с его движением. Так и скорость движения вещества во Вселенной может быть несоизмерима с восприятием человека, желающим «остановить» ее движение, и посмотреть «что же за находится за ним». Находясь в состоянии непрестанного расширения, Вселенная, не дает человеку «поймать» ее границу с помощью телескопов и всех форм эмпирического наблюдения. Другой пример, приводимый для понимания конечной Вселенной это аналогия сферы: ее поверхность не имеет границ, но имеет ограниченную площадь, причём кривизна сферы постоянна.

Конечную модель Вселенной подтверждают исследования, полученные космическим аппаратом НАСА (американский зонд WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe)). Эти данные «озадачили астрономов и с новой остротой поставили вопрос о возможной ограниченности Вселенной. Имеются свидетельства того, что она, кроме того, неожиданно мала (по астрономическим, естественно, масштабам), и только вследствие своеобразного "оптического обмана зрения" нам кажется, что нет ей конца и края». (ссылка)

По мнению ученых, данные WMAP говорят о неожиданно малых размерах Вселенной (в астрономических масштабах) и о том, что пространство в ней «замкнуто само на себя». Несмотря на свою конечность, края как такового Вселенная не имеет и луч света, распространяясь в пространстве, должен через определенный (большой) промежуток времени возвратиться в исходную точку.
Комментируя эти данные, отечественный физик, доктор физико-математических наук М. Прохоров пишет:
«В стародавние времена люди думали» что 3емля плоская и стоит на трех китах, затем выяснилось, что наша ойкумена круглая и, если плыть все время на запад, то через некоторое время вернешься в исходную точку с востока. Похожим образом изменялись и воззрения на Вселенную. В свое время Ньютон полагал, что пространство плоское и бесконечное. Эйнштейн разрешил нашему Миру быть не только безграничным и кривым, но и замкнутым. Новейшие данные, полученные в процессе исследования реликтового излучения, свидетельствуют о том, что Вселенная вполне может быть замкнута сама на себя. Получается, что если все время лететь от Земли, то в какой-то момент начнешь к ней приближаться и, в конце концов, вернешься назад, обойдя всю Вселенную и совершив кругосветное путешествие, подобно тому, как один из кораблей Магеллана, обогнув весь земной шар, приплыл в испанский порт Санлукар-де-Баррамеда». (ссылка)

053.jpg

Если Вселенная замкнута на себя, конечна, то безначальное и бесконечное существование не совпадает с ней. Бесконечность – не Вселенная, а особое, отдельное от Вселенной бытие. Об этом свидетельствует и здравый разум. Ведь если бы Вселенная была безначальна и бесконечна, то она была бы вечной и неизменной, в ней не было бы процессов изменения, которыми наполнен весь окружающий нас мир и сам человек. Мы рождаемся, стареем, умираем, т. е. непрестанно изменяемся, как сама Земля, галактики, планеты. В одном только бесконечном бытии Бога, у «Отца светов нет ни изменения, ни тени перемены» (Иак. 1:17). Еще Моисею Он открылся с именем «Я есть Тот, Кто Я есть», то есть вечно равный Себе, Сущий, неизменный.

«Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть, — говорит святой Григорий Богослов, — ибо слова: был и будет, означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему: а Сущий — всегда. И сим именем именует Он сам Себя, беседуя с Моисеем на горе (Исх. 3:14); потому что сосредоточивает в Себе самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится».

Комментарии

Понимаете, конечное и бесконечное, ещё сложно к восприятию из-за отсутсвия вообще понимания бесконечного. По Кантору все счётные множества равномощны, в смысле натуральных чисел делимых без остатка на 2 равно натуральным числам делимым таким образом на 100000. Кантор ввёл трансфинитные ординальные числа. Но там в понимании бесконечного, на мой взгляд, больше непонятного чем понятного.
Все Ваши вопросы упираются в одну задачу. В ряд выложено бесконечное множество яблок. Один красный, другой зелёный. А теперь если все зелёные переложить вначало а красные за ними, то какой номер будет у первого красного? Так и у Вселенной. Пусть она бесконечна и бесконечен вакуум (место где ничего нет). Так на каком километре от нас расположен первый километр вакуума?
Кратко изложил свою мысль. Надеюсь меня поняли.
 
Все дело в том, что существуют различные парадигмы математики. Действительно, если мы всецело примем учение Кантора о трансфинитном, а затем и примем актуальную бесконечность в математические исчисления, то запутаемся во всем.
Напомню, что сам Кантор страдал тяжелым психозом, видел видения, которые объявляли ему, что он мессия, при этом подобные видения жестоко искажали христианскую догматику. Есть прекрасное исследование Н. Катасонова «Боровшийся с бесконечным. Философско-религиозные аспекты генезиса теории множеств Георга Кантора». В этой книге описаны квази-откровения Кантора, руководствуясь каковыми Кантор оспаривает непорочное зачатие Иисуса Христа и объявляет его плотским сыном Иосифа Аримафейского. Последний же оказывается воплощением самого Бога Отца... Причем свою мессианскую роль Г. Кантор обосновывает именно открытием актуально бесконечного в математике.
См. ссылку
Но слава Богу, помимо теорий Кантора есть и иные направления в математике. Я имею в виду интуиционистское и конструктивистское направление. Эти направления ставят под сомнение актуальную бесконечность (причем, конструктивизм более строго и последовательно). Иными словами, отказ от абстракции актуальной бесконечности провозглашается как один из принципов интуиционизма и конструктивизма.
С позиции конструктивизма, математика может иметь дело только с конструктивными объектами, на базе отказа от применения абстракции актуальной бесконечности. Конструктивизм вводит принцип потенциальной осуществимости. При этом абстракция потенциальной осуществимости не позволяет рассматривать как своего рода завершенные объекты, например, «бесконечные» слова и совокупность «всех» слов в данном алфавите (в частности, не рассматривается как завершенный объект и натуральный ряд).
Если взять вашу задачу (про яблоки), с точки зрения конструктивизма и интуиционизма, то ее можно прокомментировать приблизительно так:
В ряд выложено бесконечное множество яблок.
1. Нигде в природе мы не наблюдаем и не можем наблюдать бесконечное множество яблок. Бесконечное множество яблок – это не онтологическое явление, его построение невозможно ни людьми, ни природой.
2. В нашем воображении мы тоже (даже перенапрягшись) не сможем представить бесконечное множество яблок. Мы можем представить только непрестанно растущее число яблок – к огромному (конечному) ряду яблок добавить больший (тоже конечный) и еще больший. Иными словами мы получим лишь некое движение к актуальной бесконечности, но не бесконечный ряд как таковой. Воображение человека, по сути, не дает никаких представлений о бесконечном ряде яблок как завершенном объекте.
Вывод: бесконечный ряд яблок изначально неконструктивный объект и операции с ним невозможны. Так изгоняется актуальная бесконечность из конечного мира и воображения человека. Разумеется, остается потенциальная бесконечность, но это и не бесконечность в точном смысле слова.

Среди православных святых принципы сходные с конструктивизмом отстаивал Свт. Игнатий Брянчанинов, будучи инженером и неплохим математиком. Он указывал, что бесконечность как актуальность есть бытие, есть Существо – Бог, а не числа. Собственно, он противопоставил число как отражение относительного и ограниченного мира явлений и бесконечное как внечисловое, абсолютное бытие Бога.

«Вселенная есть число, и все составные части ее суть числа. Непосвященный в таинства математики никак не совместит в себе понятия, что все числа, столько различные между собою, вместе совершенно равны одно с другим в отношении к бесконечному. Причина такого равенства очень проста и ясна: она заключается в бесконечной, следовательно, постоянно равной разнице между бесконечным и каким бы то ни было числом. При посредстве неоспоримых выводов математики делается очевидным, что понятие о числе есть понятие относительное, а не существенное. Это понятие, составляя естественную принадлежность ограниченных разумных тварей, составляя неотразимое последствие впечатлений, под влияние которых твари вступают вместе с вступлением в существование, никак не может быть принадлежностию существа бесконечного. Бесконечное, объемля собою все числа, вместе с этим пребывает превыше всякого числа по свойству совершенства, не имеющего ни в чем никакого недостатка и не способного подвергнуться недостатку».

«Естественно действию бесконечного быть превыше постижения человеческого. Всякое число есть явление. Одно бесконечное постоянно пребывает неизменным, оно не изменяется ни от присовокуплений к нему, ни от вычитаний из него. Одно бесконечное совмещает в себе всю жизнь; одно оно есть в точном смысле Существо».

«Таково свойство бесконечного: оно, одно оно, живет в себе и собою. Оно – саможизнь. Действия его на числа, как бы ни были громадны, не имеют и не могут иметь никакого влияния на образ существования бесконечного, отделенного от всех тварей бесконечным различием, существующего среди тварей вполне независимо от тварей и несмесно с ними. Нет никакого сходства между существованием и существованием". Опять гремит Богослов: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть. И опять отвечает математика: "Истина, всесвятая Истина! явления, как и числа, должны иметь свой источник, источник неиссякаемый, – и такой источник есть бесконечное, есть Бог!"

Приведенные мною цитаты заимствованы из работы Свт. Игнатия «Слово о смерти». Как видим, Свт. Игнатий последовательно отделяет бесконечное от числа, что роднит его с конструктивизмом и интуиционизмом.
К этому можно добавить, что у человека есть интуиция бесконечного как априорная идея. И изгнать идею актуальной бесконечности он не может. Но эту идею необходимо спроецировать на истинно бесконечный Объект, каковым является только Бог.
 
Последнее редактирование модератором:
В советское время нам внушали, что Вселенная безначальна и бесконечна. Действительно, если Бога нет, то мир безначален и бесконечен, на Вселенную проецируются свойства Бога. Если же Бог есть, то мир имеет начало во времени и мир конечен. Бесконечность же и безначальность – свойства Бога. Все дело в том, что нам тяжело представить «конец» Вселенной, не спросив «что за ним?»
Мир сотворённый Богом начален и бесконечен. У Бога нет свойств. Бог себя проявляет миру Ипостасно, и эту Божественную реальность человек должен воплотить в себе. Логическими интелектуальными конструкциями, это совершить невозможно. Человек воспитывается для свободы, которая существенна лишь в том случае, если она стремится к сущностной Воле, которая и являет собой Любовь.

Будучи причиной чувственного бытия, Бог сверхчувствен; будучи причиной умопостигаемого (интеллегибельного, ноуменального) бытия, Бог не умопостигаем, и к нему неприложимы ни логические определения и закономерности, ни философские категории:
"...по отношению к Нему совершенно невозможны ни положительные, ни отрицательные суждения, и когда мы что-либо отрицаем или утверждаем о Нем по аналогии с тем, что Им создано, мы, собственно, ничего не опровергаем и не определяем, поскольку совершенство единственной причины всего сущего превосходит любое утверждение и любое отрицание, и обобщая:- Превосходство над всей совокупностью сущего Того, Кто запределен всему сущему, – беспредельно". (Послание к Тимофею святого Дионисия Ареопагита. С. 10.)
 
Сергей Калайда написал(а):
;Мир сотворённый Богом начален и бесконечен

Если мир сотворен как бесконечный, то для чего нужда в его обновлении в будущем веке? Зачем Богу прелагать уставы естества и говорить «се творю все ново» и «времени уже не будет»?

«И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны"» (Откр.21:5)
«И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр.10:6)

«1. О том, что мир имел начало, и природа научает, и история удостоверяет; это же ясно подтверждают и изобретения ремесел, и учреждения законов, и полезные устроения государств. Ибо мы знаем изобретателей почти всех ремесел, законодателей и учредителей государственной власти. Кроме того, мы знаем и писателей, которые [в своих сочинениях] так или иначе касались начала [всего], но из них мы не видим никого, кто бы превзошел Моисея в его повествовании о происхождении мира и времени. Он, описавший начало происхождения мира, представил столь неоспоримые доказательства истинности написанного им посредством необыкновенных слов и дел своих, что убедил почти весь род людской, побудив [человечество] изгнать и подвергнуть осмеянию софистов, утверждающих противоположное. Поскольку природа этого мира такова, что она в каждом отдельном случае нуждается в новом начале и без него никак не может существовать, то этим доказывается [бытие] Первого Начала данной природы - того Начала, которое не производится от другого.
2. А о том, что мир не только имел начало, но будет иметь и конец, свидетельствует и природа сущих в этом мире вещей, поскольку она постоянно погибает в отдельных своих частях. Твердым и неоспоримым доказательством [гибели мира] является пророчество Христа, Бога всяческих, и других богодухновенных [мужей] - и не только людям благочестивым, но даже и нечестивым необходимо доверять им, как [изрекающим непреложную] истину, поскольку очевидно, что и все другое, предреченное ими, соответствует действительности. От них мы можем узнать, что мир сей не отойдет в небытие в своей всецелой совокупности, но, подобно нашим телам, расторгнувшись и изменившись, преобразится силой Божиего Духа в мир более божественный».
Святитель Григорий Палама
Сто пятьдесят глав
Сергей Калайда; написал(а):
У Бога нет свойств.

То, что Бог имеет свойства – это очевидно.

Св. Григорий Нисский запрещает отрицать свойства у Бога

«Итак, когда сказано, что Дух есть Божеского естества, и сказано правильно, а с сим именем (Божества), сказали мы, соединяется понятие о всяком величии, то давший Силе это имя, вместе с сим признал и остальное, - что Он есть и славен, и силен и все иное, что имеет значение совершенства. Ибо неестественно не признавать это о Духе по несообразности противоположных сим именований, ибо не признающий Его славным должен признать бесславным и отвергающий в Нем силу должен согласиться приписать Ему противное. Точно так же и касательно досточтимости и благости, и кто не допустит в Нем наилучшего, тот, конечно, признает противное.
Если же это ужасно и выше всякой нелепости и богохульства, то ясно, что благочестивые согласятся с знаменательнейшими именами и понятиями о Святом Духе и скажут, что Он есть то, что мы часто говорили - досточтимый, сильный, славный, благой и все другое, что говорится о Нем согласно с благочестием. Все сии свойства находятся в Духе не в несовершенном виде и заключают в себе не ограниченное количество блага, но соответствуют названиям вполне бесконечно; ибо не до некоторого предела только Он досточтим, так что затем мыслится в Нем нечто иное, недосточтимое, но всегда таков. И посмотришь ли ты на протекшие века, обратишь ли взор в грядущее - нигде не найдешь недостатка в чести, или славе, так чтобы они или умножались чрез приращение, или уменьшались через отъятие».
Григорий Нисский.​
 
Последнее редактирование модератором:
Сергей Калайда; написал(а):
У Бога нет свойств.
Вы говорите только про апофатическую теологию, но ведь есть и утвердительная, катафатическая теология, раскрывающая Бога в Откровении, описывающая Божественные свойства. Оба метода приемлемы Церковью, и применяются в богословии, а не одним жертвуют ради другого. Св. Дионисий Ареопагит признавал оба метода, одним уравновешивал другой, согласовывал их, равно допускал и использовал.

«И разумом Бог познается, и неразумием. И Ему свойственны и разумение, и смысл, и знание, и осязание, и чувство, и мнение, и воображение, и имя, и все прочее, и Он и не уразумеваем, не осознаваем, не называем. И Он не есть что-то из сущих, и ни в чем из сущих не познается. И Он есть "все во всем" и ничто ни в чем, и от всего всеми Он познается, и никем ни из чего. И то ведь говорим мы о Боге правильно, что от всех сущих, чьей причиной Он является, соответствующим образом Он воспевается».

«Ей [Божественной Причине] свойственны полное и совершенное обладание всем хорошим, всякий добрый промысел, наблюдающий и поддерживающий промышляемых. Себя Она благолепно подает для обожения обращающихся».

«Ничего нет предосудительного в том, чтобы, от слабых образом перейдя ко всеобщей Причине, сверхмирными очами увидеть все во всеобщей Причине - даже друг другу противоположное - единовидно и соединенно, ибо Она - Начало сущего, из которого и Само Бытие, и все как бы то ни было сущее: всякое начало, всякая граница, всякая жизнь, всякое бессмертие, всякая премудрость, всякий порядок, всякая гармония, всякая сила, всякая охрана, всякое основание, всякое разделение, всякое разумение, всякое слово, всякое чувство, всякое свойство, всякая неподвижность, всякое движение, всякое объединение, всякое слияние, всякая любовь, всякое соединение, всякое разделение, всякий предел и прочее, что, благодаря Бытию существуя, все сущее характеризует». Дионисий Ареопагит

Вместе с тем, нельзя сказать, что мир непричастен бесконечности. Мир существует в Боге, в бесконечном Боге, а не отчужден и отделен от Него. То, что мир относителен, еще не значит, что он вне абсолютного. Да и как конечное может существовать само по себе, без поддерживающий силы Бесконечного.

Это прекрасно разъясняет о. С. Булгаков:
Мировое бытие внебожественно, пребывает в области относительного, и именно эта внебожественность или относительность и делает мир миром, проти­вополагая его Божеству. Мир ни в каком смысле не есть Бог, ибо есть тварно-относительное бытие: между ним и Богом лежит творческое fiat.
Но значит ли это в то же время, что мир существует помимо Бога, вне Его, рядом с Ним? Нет, мир существует в Боге и только Богом, нет и не может быть ничего, лежащего вне Бога и своим бытием Его ограничива­ющего. Бог не был бы Богом, и Абсолютное было бы не абсолютным, а относительным, если бы наряду с Ним, но вне Его был бы вне-бог или противо-бог. Мир совершенно прозрачен для Бога, он насквозь пронизан божественными энергиями, которые и образуют основу его бытия.
С.Н.Булгаков. вет невечерний. Созерцания и умозрения

Об этом говорит Дионисий Ареопагит:
"Он есть все поддерживающая, связывающая и объединяющая Основа, все в Себе неразрывно содержащая; все из Себя, как из корня, вседержительно производящая; все в Себя, как в пучину, вседержительно обращающая; все на Себе, как на все выдерживающем фундаменте, держащая; все поддерживаемое единым всеохватывающим объятием оберегающая и ничему погибнуть, даже от Нее отпавшему, как из всеобщего убежища изгнанному, не позволяющая. Богоначалие называется Вседержителем и как надо всем господствующее и, не смешиваясь, поддаными управляющее, и как всеми желаемое и возлюбленное, и как ига желанные и сладкие муки божественной, вседержительной и беспечальной любви к своей благости на всех налагающее".
"И все, что существует и появляется, существует и появляется благодаря Прекрасному и Добру. Все взирает на Него, Им движется и содержится".
О Божественных именах.

…и Иоанн Дамаскин:
"Итак, Бог, будучи невещественным и неописуемым, не находится в месте: Он место Сам для себя, как все наполняющий, выше всего сущий и Сам все содержащий".
Точное изложение Православной веры
 
Последнее редактирование модератором:
Если мир сотворен как бесконечный, то для чего нужда в его обновлении в будущем веке? Зачем Богу прелагать уставы естества и говорить «се творю все ново» и «времени уже не будет»?
Бесконечный в проявлении Божьей Воли.Всё ниже приведённое Вами это как раз и потверждает.Соотносительность свойств в понимании ...досточтимый, сильный, славный, благой и все другое, что говорится о Нем согласно с благочестием. Все сии свойства находятся в Духе ....связаны с проявлением Ипостаси Духа Святого,это описательные восприятия.Если же мы говорим о свойствах как о качественных параметрах мiрских явлений,пытаясь охватить и обьяснить их математической логикой,то связывать с Божьей сущностью(как весь мир творение Божье)их нельзя.Это тоже самое как говорить,если зло существует в мире,а мир сотворён Богом,то и зло сотворил Бог.Онтологически зла не существует.
Бог заботится обо всем, что Он создал, как если бы каждое Его творение было единственным. Ибо Он может видеть его во всякое мгновение, любит его, занимается им ради него самого во всей полноте Своих Божественных свойств.
 
Сергей Калайда написал(а):
Бесконечный в проявлении Божьей Воли.Всё ниже приведённое Вами это как раз и потверждает.
Сказать мир сотворен Богом начальным и бесконечным и… «начальным и бесконечным по воле Божьей» все же разные вещи. Вы поправились, но все же это очень много значит.

Мир бесконечный по воле Божьей может быть конечен, конечен сам по себе (в его нынешнем состоянии, на данный момент). Он причастен действию бесконечных Божественных энергий (Божья энергия есть Сам Бог), которые продлевают и обновляют его существование. И в этом смысле он может продлеваться и изменяться, и будет преображен в новый. Но это не по естеству, а по обновляющей благодати. В этом и есть вся разница.
Атеисты у нас учили, что мир бесконечен сам по себе, по своему существу. Православная теология признает тварную бесконечность (например, для ангелов и душ («ибо, что безначально, то бесконечно, а что бесконечно по благодати, то отнюдь не безначально, как, например, Ангелы» св. Иоанн Дамаскин), но не по существу, а по благодати. И даже эта тварная бесконечность отличается от бесконечности и вечности Божией , как соизмеримая со временем.
Про ангелов и души может быть еще можно сразу сказать, что они сотворены начальными и бесконечными (в смысле тварной вечности и бесконечности, а не Божественной), но про физический мир это уж сверх меры. Можно сказать, что мир создан начальным и конечным (век его кончиться), но по Божественной благодати будет продлен и преображен. Что же касается науки, то она исследует мир в его нынешнем состоянии, а не мир, когда Бог «будет все во всем». Отсюда у ученых и возникают теории конечного мира, конечной Вселенной (во времени и даже пространстве, но со ссылкой на сложность понимания «границы»).

О конечности нашего мира: «конец мира есть одновременно "кончина века", то есть соотношение времени, пространства, движения и энергии, на котором держится равновесие вселенной и "мир сей", изменится, все поколеблется и вернется назад: на ту сторону "биг бэнга", в "потустороннее", где и пребывало до катастрофы грехопадения. Начало и конец! Начало чего и чего конец? - "мира сего", нашей мятущейся вселенной, нашего непутевого космоса, как мы теперь его знаем благодаря достижениям современной науки».
Епископ Василий (Родзянко)
Теория распада вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие - ключ к апологетике нашего времени. Апологетика XXI века.

Василий Великий пишет: "В начале сотвори Бог... Сие блаженное естество, сия неоскудевающая благость, сия Доброта любезная и многовожделенная для всякого одаренного разумом существа, сие Начало существ, сей Источник жизни, сей духовный Свет, сия непреступная Мудрость, вот Кто сотвори в начале небо и землю... Начавшееся со временем по необходимости и окончится во времени... Если имеет начало временное, то не сомневайся в конце..."
 
Последнее редактирование модератором:
Сергей Калайда написал(а):
связаны с проявлением Ипостаси Духа Святого,это описательные восприятия.
Так свойства это и есть описательные восприятия, выраженные человеческим языком, в этом нет ничего нового. Свойства - это человеческие понятия. Но мы то с вами люди и потому нуждаемся в них. И свойство камня, к сожалению, есть всего лишь описательное восприятие камня. Как камень проявился (например, твердостью) так мы и описывает его. Как человек проявился (например, прямохождением), так мы и описываем его. Как Бог проявился (например, всемогуществом), так мы и описываем Его.

Свойство – это и есть описание явления сущности. Божественные свойства – описания явления Божественной Сущности, Ее действий. Явленность сущности фиксируется в свойствах. Для того и вводятся свойства, чтобы в теологии отличать Бога от камня.

Существенными свойствами в Боге (τά ούσιώδη ιδιώματα, proprietates essentiales, или одним словом — άξιώματα, νοήματα, έπιτηδεύματα, attributa, perfectiones) называются такие, которые принадлежат самому Божественному существу и отличают его от всех прочих существ.
Макарий (Булгаков). Догматическое богословие.
 
Последнее редактирование модератором:
Только сегодня прочитала статью и комментарии к ней,но т.к. я многого не понимаю,то у меня возник такой вопрос:"Если мир вернётся в "потустороннее",где и пребывало до катастрофы грехопадения,а до катастрофы грехопадения было всего 2 человека и не было ещё человечества,то получается,что всё человечество исчезнет,а останутся Бог ,ангелы и Адам с Евой? Но до грехопадения Адама с Евой уже были сатана с его падшими ангелами,и если считать,что первыми согрешили зти ангелы,то тогда вообще останутся только Бог и светлые ангелы?"
 
Мир не вернется обратно. Вообще творение это не игра, не путешествие во времени. Бог создал живые личности, наделенные свободой выбора. И в процессе истории, в историческом времени они должны определиться со своим выбором в отношении к Богу. Мир имел начало, имеет свою длительность, будет иметь и свой конец – это изменение и преображение мира, а не простой возврат в изначальное состояние.
Христос воскрес, а за после его воскресения грядет воскресение всех людей, а затем суд над людьми и ангелами. и после этого будет новый мир для спасенных -
"И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны" (Откр.21:5). И будет мир, где смерти и времени уже не будет.
 
Последнее редактирование модератором:
Сбор средств на отправку послания инопланетным цивилизациям с помощью межпланетной станции НАСА New Horizons ("Нью хорайзонс") начал Йон Ломберг, один из участников создания "Золотых пластинок" с информацией о Земле и человечестве, которые установлены на станциях "Вояджер-1" и "Вояджер-2", уже вышедших за пределы Солнечной системы.

Станция New Horizons, направляющаяся сейчас в пояс Койпера - колоссальное скопление малых небесных тел, оставшихся после формирования Солнечной системы - в конечном счете также выйдет в межзвездное пространство. Как считает Ломберг, не следует упускать возможность направить в бортовой компьютер этой станции информацию, которую когда- нибудь могли бы расшифровать инопланетяне. В радиоимпульс, который он называет "Посланием Единой Земли", можно было бы включить фотографии и другую информацию о нашей планете. Ломберг и группа его сторонников уже начали собирать методом краудфандинга 72 тыс долларов, необходимые для поддержания сайта, на котором будут собирать информацию для послания. Если все пойдет по плану, то методом интернет- голосования будет решено, какую именно информацию следует включить в письмо во Вселенную.

1 января 2019 года New Horizons сблизится с небесным телом, обозначенным в астрономических каталогах как 2014 MU69 в поясе Койпера примерно в 1,6 млрд километров от Земли, далеко за орбитой Плутона. На передачу всей собранной информации об этом небесном теле ей потребуется около года. Только после этого освободится память бортового компьютера для приема "Послания Единой Земли". http://densegodnya.ru
 
Сверху