Библиотеке требуются волонтёры

Игры разума

Алек­сандр Шур­ский

Одной из основ­ных тен­ден­ций конца XX — начала XXI века можно с уве­рен­но­стью назвать все боль­шее стрем­ле­ние к уходу от реаль­но­сти. Это стрем­ле­ние при­ни­мает раз­лич­ные формы выра­жа­ясь и в искус­стве и в науке. Суще­ствует все больше воз­мож­но­стей ухода от реаль­но­сти, начи­ная от исполь­зо­ва­ния нар­ко­ти­че­ских веществ, закан­чи­вая чисто пси­хо­ло­ги­че­скими прак­ти­ками. “Очи­ще­ние созна­ния”, “про­свет­ле­ние души” — поня­тия, извест­ные почти каж­дому, извест­ные из-за их частого упо­треб­ле­ния. В широ­ком смысле поня­тие “уход от реаль­но­сти” близко и понятно каж­дому чело­веку — про­смат­ри­вая фильм, читая книгу или даже просто глу­боко заду­мы­ва­ясь, мы как бы поки­даем этот мир, пере­но­сясь в мир иллю­зор­ный, в мир, где неопре­де­лен­ное завтра еще не ска­зало свое “да”. Фан­та­зия — один из силь­ней­ших защит­ных меха­низ­мов пси­хики, ведь именно фан­та­зия убе­ре­гает нас от замы­ка­ния в нераз­рыв­ном круге повсе­днев­ных про­блем, фан­та­зия поз­во­ляет нам открыть новый мир, мир иллю­зий и пред­став­ле­ний. Фан­та­зия нераз­рывно свя­зана и с про­цес­сом твор­че­ства, что делает ее еще более оду­хо­тво­рен­ной.

Однако, не будучи лишен­ной поло­жи­тель­ных сторон, фан­та­зия может стать и губи­тель­ной. Обла­дая огром­ным потен­ци­а­лом твор­че­ской силы, фан­та­зия может рож­дать и пре­льща­юще пагуб­ные образы. Кроме того, суще­ствуют совер­шенно разные методы акти­ви­за­ции фан­та­зии и вооб­ра­же­ния. В этой статье мы попы­та­емся понять, какие методы пред­ла­гает совре­мен­ный мир для погру­же­ния в “иную реаль­ность” и в чем состоит их опас­ность для веру­ю­щего чело­века.

Пси­хо­де­лика. В сере­дине XX века роди­лось новое поня­тие, свя­зан­ное с рас­ши­ре­нием границ созна­ния — “пси­хо­де­лика” (от др.-греч. psyche — душа и delos — ясный). Воз­ник­но­ве­ние этого поня­тия было свя­зано с раз­ра­бот­кой син­те­ти­че­ских веществ, изме­ня­ю­щих созна­ние, в част­но­сти — LSD. Не явля­ясь нар­ко­ти­ком в прямом смысле этого слова (LSD не вызы­вает физи­че­ского при­вы­ка­ния), этот пре­па­рат поз­во­лял его адеп­там “пере­сечь суме­реч­ную зону созна­ния”, вырвав­шись за обыч­ные пре­делы вос­при­я­тия реаль­но­сти. Син­те­зи­ро­ван­ные группы мес­ка­ли­но­со­дер­жа­щих веществ про­из­вели мик­ро­ре­во­лю­цию в созна­нии запад­ного обще­ства 60‑х годов XX века. Упо­треб­ле­ние LSD неод­но­кратно прак­ти­ко­ва­лось чле­нами дви­же­ния “хиппи”. Посте­пенно прак­тика при­ме­не­ния пси­хо­де­ли­ков выли­лась в своего рода рели­ги­оз­ное дви­же­ние. В музыке, живо­писи, лите­ра­туре появи­лись “пси­хо­де­ли­че­ские” направ­ле­ния, харак­те­ри­зу­ю­щи­еся тем, что про­цесс твор­че­ства про­ис­хо­дил под вли­я­нием тех или иных пре­па­ра­тов.

Упо­треб­ле­ние пси­хо­де­ли­че­ских пре­па­ра­тов не закон­чи­лось в 60‑х. Вот что пишет в своей работе “Пси­хо­де­лики сего­дня” А. Крут­ских: “Несмотря на то, что дви­же­ние “хиппи” уже в про­шлом, в 1989 году упо­треб­ле­ние пси­хо­де­ли­ков снова стало воз­рас­тать; а к 1993 году 11,8% сту­ден­тов сооб­щали о при­ме­не­нии средств, “рас­ши­ря­ю­щих созна­ние”. В насто­я­щее время в Соеди­нен­ных Штатах в упо­треб­ле­ние этих пре­па­ра­тов вовле­ка­ется более 100000 под­рост­ков еже­годно; а общее их число состав­ляет сего­дня от 13 до 17 мил­ли­о­нов. Инте­ресно, что в про­ти­во­по­лож­ность этому, упо­треб­ле­ние неко­то­рых других средств заметно сни­зи­лось. Новый всплеск пси­хо­де­ли­че­ского дви­же­ния связан с раз­ви­тием рейв-куль туры. (…) Совре­мен­ная элек­трон­ная музыка явля­ется наслед­ни­цей пси­хо­де­ли­че­ского рока; боль­шая часть ее раз­но­вид­но­стей так или иначе свя­зана с пси­хо­де­ли­ками. (…) Сего­дняш­ние рей­веры — это хиппи 90‑х; их инте­ресы также обра­щены в сто­рону мета­фи­зики, их рели­гии — все те же дзен, суфизм, йога, тан­тризм, шама­низм, гно­сти­цизм”.

Мы видим, что при­ня­тие пси­хо­де­ли­че­ских веществ не закан­чи­ва­ется лишь стрем­ле­нием к уходу из реаль­но­сти. Ведь при­ни­мают пси­хо­де­лики чаще всего люди, нахо­дя­щи­еся в поиске каких-то новых смыс­лов в жизни. И, как мы видим, конеч­ным плодом таких поис­ков явля­ется некая при­чуд­ли­вая смесь восточ­ных рели­гий и неоязы­че­ства. Ника­кие веще­ства не могут открыть чело­веку истину, она откры­ва­ется лишь в позна­нии Еди­ного Трии­по­стас­ного Бога. Люди же, ищущие истину в нар­ко­ти­че­ских снах, могут найти лишь новые спо­собы слу­же­ния сатане. Пус­ка­ясь в пла­ва­ние ирре­аль­но­сти, они бес­печно откры­вают свою душу воз­дей­ствию бесов­ских сил, пре­льща­ются их откро­ве­ни­ями и в конце концов поги­бают.

Пси­хо­де­ли­че­ская куль­тура захлест­нула совре­мен­ный мир. При этом воз­никли такие формы дея­тель­но­сти, в кото­рых дости­же­ния пси­хо­де­ли­че­ского состо­я­ния не тре­бует при­ня­тия каких-либо хими­че­ских или орга­ни­че­ских веществ. В част­но­сти идеи пси­хо­де­ли­че­ского созна­ния мира нашли свое вопло­ще­ние в совре­мен­ных инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гиях, таких как Интер­нет, ком­пью­тер­ные игры и вир­ту­аль­ная реаль­ность. Без пре­уве­ли­че­ний можно ска­зать, что новые тех­но­ло­гии про­из­вели не только тех­ни­че­скую, но и пси­хо­ло­ги­че­скую рево­лю­цию. Нико­гда еще чело­век не имел воз­мож­но­сти столь интер­ак­тивно вза­и­мо­дей­ство­вать с неоду­шев­лен­ными пред­ме­тами, явля­ю­щи­мися вопло­ще­нием фан­та­зии других людей. Ощу­ще­ние сопри­част­но­сти в ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гиях достигло своего пика — ни кино, ни лите­ра­тура, ни другие формы искус­ства не дают такой воз­мож­но­сти. Рас­смот­рим более подробно, что пред­став­ляют собой эти “новые нар­ко­тики”.

Ком­пью­тер­ные игры. Первые ком­пью­тер­ные игры появи­лись на первых же ком­пью­те­рах. До раз­ви­тия ком­пью­тер­ной инду­стрии раз­вле­че­ний было еще очень далеко — в то время игры писа­лись про­грам­ми­стами для про­грам­ми­стов. Рево­лю­цией в ком­пью­тер­ной среде стало появ­ле­ние пор­та­тив­ных “домаш­них” ком­пью­те­ров. Посте­пенно ком­пью­тер пере­стал быть дико­вин­кой. Стала раз­ви­ваться и игро­вая инду­стрия — игры стали писаться целыми ком­па­ни­ями с исполь­зо­ва­нием штата про­грам­ми­стов, худож­ни­ков, дизай­не­ров и сце­на­ри­стов. Бурное раз­ви­тие тех­но­ло­гий поз­во­лило все больше уве­ли­чи­вать слож­ность сюжета и каче­ство гра­фики в играх.

Что же пред­став­ляет собой ком­пью­тер­ная игра? Прежде всего — это воз­мож­ность погру­же­ния в новый мир, мир, создан­ный вооб­ра­же­нием и трудом других людей. При этом мир этот может быть совер­шенно любым — как мрачно сума­сшед­шим и кро­ва­вым, так и весело жиз­не­ра­дост­ным. Игры пишут разные люди — соот­вет­ственно и игры бывают разные. Как же отно­ситься пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину к ком­пью­тер­ным играм? Отве­чая на этот вопрос, нужно быть как можно более акку­рат­ным — уж очень легко здесь встать на пози­цию ана­фем­ство­ва­ния ком­пью­тер­ной тех­ники, как сата­нин­ского изоб­ре­те­ния. Без­условно, в вопросе отно­ше­ния к ком­пью­тер­ным играм должен гла­вен­ство­вать разум­ный подход. Ком­пью­тер­ные игры, как уже было ска­зано выше, бывают разные — одни могут про­по­ве­до­вать раз­врат и наси­лие, другие вполне могут учить добру и свету. Поэтому, говоря о ком­пью­тер­ных играх сле­дует, прежде всего, учи­ты­вать, о каких именно играх идет речь. Кроме того, необ­хо­димо пом­нить слова апо­стола Павла: “Все мне поз­во­ли­тельно, но не все полезно; все мне поз­во­ли­тельно, но ничто не должно обла­дать мною” (1Кор.6:12). Таким обра­зом, уме­рен­ное увле­че­ние ком­пью­тер­ными играми, не явля­ю­ще­еся стра­стью, вполне допу­стимо. (Точно также, как вполне допу­стимо иногда читать худо­же­ствен­ную лите­ра­туру или смот­реть фильмы — весь вопрос только в том, что это за фильмы и книги и не мешают ли такие заня­тия рели­ги­оз­ному дела­нию).

Интер­нет. Появ­ле­ние Интер­нета кар­ди­нально изме­нило подход к полу­че­нию инфор­ма­ции. Воз­ник­ший как воен­ная раз­ра­ботка, Интер­нет посте­пенно заво­е­вал огром­ную попу­ляр­ность. Сотни мил­ли­о­нов ком­пью­те­ров объ­еди­нены в гло­баль­ной сети, сотни мил­ли­о­нов людей имеют воз­мож­ность обще­ния друг с другом. Плюсы Интер­нета оче­видны, но есть в нем и свои недо­статки, едва ли не пере­кры­ва­ю­щие досто­ин­ства. Прежде всего, доступ­ность и отсут­ствие цен­зуры сде­лали Интер­нет огром­ным собра­нием соблаз­нов. Про­па­ганда наси­лия, пор­но­гра­фия и край­нее сво­бо­до­мыс­лие — вот опас­но­сти, кото­рые под­сте­ре­гают нас на про­сто­рах Интер­нета. Кроме того, Интер­нет обла­дает особой, заво­ра­жи­ва­ю­щей при­тя­га­тель­но­стью бес­ко­неч­но­сти — время, про­ве­ден­ное за ком­пью­те­ром, про­ле­тает неза­метно. Без­условно, в Интер­нете можно найти массу душе­спа­си­тель­ной инфор­ма­ции — Бого­слу­жеб­ные книги, тво­ре­ния святых отцов, про­по­веди и многое другое. Глав­ными прин­ци­пами при исполь­зо­ва­нии Интер­нета для право-слав­ного чело­века должна быть уме­рен­ность и осто­рож­ность. Пусть Интер­нет служит нам, а не мы Интер­нету.

Вир­ту­аль­ная реаль­ность (ВР). Еще 20–30 лет назад вир­ту­аль­ная реаль­ность была частью науч­ной фан­та­стики. Однако раз­ви­тие ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий про­дви­га­ется такими тем­пами, что повсе­днев­ное исполь­зо­ва­ние ВР будет воз­мож­ным уже в бли­жай­шие годы. (Системы ВР суще­ствуют и сейчас, но цено­вой барьер еще велик). Что же такое ВР?!

В целом система ВР — это ком­пью­тер, осна­щен­ный спе­ци­аль­ным обо­ру­до­ва­нием, пред­на­зна­чен­ным для управ­ле­ния и про­смотра изоб­ра­же­ния. Наи­бо­лее про­стые системы ВР исполь­зуют для этих целей спе­ци­аль­ные шлемы и пер­чатки. Объ­ем­ное изоб­ра­же­ние пере­да­ется на экран шлема, управ­ле­ние же ведется с помо­щью дви­же­ний руки в пер­чатке. По срав­не­нию с обыч­ным ком­пью­те­ром система ВР дает суще­ственно боль­шее ощу­ще­ние при­сут­ствия и сопри­част­но­сти. Погру­жа­ясь в мир ВР, мы можем жить совер­шенно новой жизнью, участ­вуя в собы­тиях потен­ци­ально невоз­мож­ных. В чем же опас­ность таких заня­тий?!

Не слу­чайно в начале статьи мы гово­рили о нар­ко­ти­че­ских веще­ствах. Исполь­зо­ва­ние нар­ко­ти­ков также ведет к погру­же­нию в иллю­зор­ные миры, но нар­ко­тики не дают выбора этих миров. ВР же в отли­чие от нар­ко­ти­ков дает чело­веку воз­мож­ность выбрать те мечты и фан­та­зии, в кото­рых бы он хотел участ­во­вать. Таким обра­зом, ВР явля­ется неко­то­рой аль­тер­на­ти­вой нар­ко­ти­че­ским веще­ствам, при этом аль­тер­на­ти­вой гораздо более опас­ной. Вооб­ра­же­ние рисует тысячи людей, обрет­ших свое сча­стье в вир­ту­аль­ных мирах, людей, кото­рые не хотят быть в насто­я­щей реаль­но­сти.

Под­водя итоги, хочется ска­зать, что страст­ное увле­че­ние пси­хо­де­ли­ками или ком­пью­те­рами, по сути своей мало чем отли­ча­ется. И там и здесь мы имеем чело­века поте­рян­ного для реаль­ного мира, чело­века, откры­того воз­дей­ствию демо­ни­че­ских сил. Ведь, пус­ка­ясь в путе­ше­ствие паря­щего разума, мы ста­но­вимся, без­за­щитны перед тем­ными силами, посто­янно ожи­да­ю­щими воз­мож­но­сти добраться до наших помыс­лов. Нет нужды гово­рить пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину о недо­пу­сти­мо­сти таких путе­ше­ствий.

Вот что пишет об этом свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов: “Вни­ма­ю­щий себе должен отка­заться от всякой меч­та­тель­но­сти вообще, как бы она ни каза­лась при­ман­чи­вою и бла­го­вид­ною: всякая меч­та­тель­ность есть ски­та­ние ума, вне истины, в стране при­зра­ков несу­ще­ству­ю­щих и не могу­щих осу­ще­ствиться, льстя­щих уму и его обма­ны­ва­ю­щих. Послед­ствия меч­та­тель­но­сти — утрата вни­ма­ния к себе, рас­се­ян­ность ума и жесто­кость сердца при молитве; отсюда душев­ное рас­строй­ство.” (Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. Аске­ти­че­ские опыты. Том 1)

Иллю­зии не могут насы­тить нашу жажду Бого­по­зна­ния. Только про­све­ща­ясь светом Веры Хри­сто­вой, мы можем постиг­нуть смысл и назна­че­ние нашей жизни. Блуж­да­ние же в потем­ках всегда чре­вато непри­ят­ными послед­стви­ями. Будем же пре­дельно бди­тельны и осто­рожны, памя­туя о том, что “диавол ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить” (1Пет.5:8).

https://orthos.org/grodno

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки