Развитие фантазии и воображения у ребенка. Тренинг

Развитие фантазии и воображения у ребенка. Тренинг

(6 голосов4.8 из 5)
Сна­чала раз­бе­рем, что такое вооб­ра­же­ние и фан­та­зия? Это виды мыш­ле­ния, это уме­ние мыс­ленно пред­став­лять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, вооб­ра­же­ние — это актив­ный твор­че­ский про­цесс созда­ния нового зна­ния (новых идей) из ста­рого зна­ния. Чем отли­ча­ется фан­та­зия от воображения?Если вооб­ра­же­ние — это уме­ние мыс­ленно созда­вать новые идеи и образы воз­мож­ных и невоз­мож­ных объ­ек­тов на основе реаль­ных зна­ний, то фан­та­зия — это созда­ние тоже новых, но нере­аль­ных, ска­зоч­ных, пока невоз­мож­ных ситу­а­ций и объ­ек­тов, ска­жем, осен­ние поделки, но тоже на основе реаль­ных знаний.Например: кры­ла­тый конь Пегас, Мерт­вая голова в сказке Пуш­кина “Рус­лан и Люд­мила”, небы­лицы барона Мюнх­гау­зена, Бура­тино, Стой­кий оло­вян­ный сол­да­тик — это фан­та­сти­че­ские образы.

Различают несколько видов воображения:

1. Вос­со­зда­ю­щее — это пред­став­ле­ние обра­зов по зара­нее состав­лен­ному опи­са­нию, напри­мер при чте­нии книг, сти­хов, нот, чер­те­жей, мате­ма­ти­че­ских зна­ков. Иначе этот вид вооб­ра­же­ния назы­вают репро­дук­тив­ным, вос­про­из­во­дя­щим, вспоминающим.

2. Твор­че­ское — это само­сто­я­тель­ное созда­ние новых обра­зов по соб­ствен­ному замыслу. Дети это назы­вают “из головы”. Именно этот вид вооб­ра­же­ния будет пред­ме­том нашего изу­че­ния и раз­ви­тия у детей.

3. Неуправ­ля­е­мое — это то, что назы­вают “буй­ной фан­та­зией”, несу­раз­но­стью, набо­ром несвя­зан­ных нелепиц.

Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач?

При фан­та­зи­ро­ва­нии ребе­нок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и ска­зоч­ный, какую ему угодно ситу­а­цию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. При­ем­лемо любое реше­ние. А при реше­нии реаль­ных задач ребе­нок ищет не любое, а реаль­ное, “взрос­лое”, серьез­ное, выпол­ни­мое реше­ние. В обоих слу­чаях он тво­рит, но при фан­та­зи­ро­ва­нии больше сво­боды, так как нет запре­тов со сто­роны физи­че­ских зако­нов и не тре­бу­ется боль­ших зна­ний. Вот почему лучше начи­нать раз­ви­тие мыш­ле­ния детей с раз­ви­тия фантазии.

Чем отличается фантазия от глупости?

Когда фан­та­зия при­но­сит вред, она ста­но­вится глу­по­стью. Глу­пость — это бес­тол­ко­вый, неле­пый, ненуж­ный, нера­зум­ный, невер­ный, вред­ный, неце­ле­со­об­раз­ный посту­пок или утвер­жде­ние, не дела­ю­щий чести тому, кто его совер­шил. Разу­ме­ется, надо учи­ты­вать воз­раст чело­века, усло­вия и цели поступка.

Вся­кая ли фан­та­зия — это хорошо? Есть гене­раль­ный кри­те­рий оценки каче­ства всех дел на Земле — это уве­ли­че­ние добра в мире.

Клас­си­че­ским носи­те­лем фан­та­зии явля­ется сказка.

Чем отли­ча­ется сказка от науч­ной фан­та­стики? В науч­ной фан­та­стике рас­смат­ри­ва­ются тех­ни­че­ски осу­ще­стви­мые ситу­а­ции, эле­менты или про­цессы, а в сказке любые. Надо отме­тить, что рез­кой гра­ницы между фан­та­сти­че­скими и реаль­ными реше­ни­ями тоже нет. Напри­мер, то, что счи­та­лось во вре­мена Жюля Верна фан­та­зией, нынче обы­ден­ная реаль­ность. Г. А. Альт­шул­лер под­счи­тал, что из 108(!) идей-про­гно­зов Ж. Верна реа­ли­зо­вано 99 (90 %). У Гер­берта Уэллса из 86 — 77, у Алек­сандра Беля­ева из 50 — 47.

Когда ребе­нок само­заб­венно рас­ска­зы­вает небы­лицы со своим уча­стием, он не врет, в нашем обыч­ном пони­ма­нии, он сочи­няет. Ему неважно, реаль­ное это или не реаль­ное. И нам это не должно быть важно, важно дру­гое, что мозг ребенка рабо­тает, гене­ри­рует идеи. Однако все же сле­дует обра­тить вни­ма­ние на то, о чем меч­тает ребе­нок. Если он все время рас­ска­зы­вает о своих несу­ще­ству­ю­щих дру­зьях, о неж­ных роди­те­лях или об игруш­ках, то, может быть, он стра­дает, меч­тает об этом и таким обра­зом изли­вает душу? Немед­ленно помо­гите ему.

Зачем развивать фантазию и воображение?

Гово­рят: “Без вооб­ра­же­ния нет сооб­ра­же­ния”. А. Эйн­штейн счи­тал уме­ние вооб­ра­жать выше мно­го­зна­ния, ибо счи­тал, что без вооб­ра­же­ния нельзя сде­лать откры­тия. К. Э. Циол­ков­ский счи­тал, что холод­ному мате­ма­ти­че­скому рас­чету все­гда пред­ше­ствует воображение.

Ино­гда в житей­ском оби­ходе под фан­та­зией и вооб­ра­же­нием пони­мают нечто пустое, ненуж­ное, лег­ко­вес­ное, не име­ю­щее ника­кого прак­ти­че­ского при­ло­же­ния. На деле же, как пока­зала прак­тика, хорошо раз­ви­тое, сме­лое, управ­ля­е­мое вооб­ра­же­ние — это бес­цен­ное свой­ство ори­ги­наль­ного нестан­дарт­ного мышления.

Детям думать “по зако­нам” трудно, но если их научить фан­та­зи­ро­вать и не кри­ти­ко­вать за это, то дети фан­та­зи­руют легко и с удо­воль­ствием, осо­бенно если их еще и похваливать.

Видимо, так дети под­со­зна­тельно учатся думать — в игре. Этим надо вос­поль­зо­ваться и раз­ви­вать вооб­ра­же­ние и фан­та­зию с самого ран­него дет­ства. Пусть дети “изоб­ре­тают свои вело­си­педы”. Кто не изоб­ре­тал вело­си­пе­дов в дет­стве, тот вообще ничего не смо­жет изобрести.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Есть три закона раз­ви­тия твор­че­ского воображения:

1. Твор­че­ская дея­тель­ность вооб­ра­же­ния нахо­дится в пря­мой зави­си­мо­сти от богат­ства и раз­но­об­ра­зия преж­него лич­ного опыта человека.

Дей­стви­тельно, вся­кое вооб­ра­же­ние стро­ится из реаль­ных эле­мен­тов, богаче опыт — богаче вооб­ра­же­ние. Отсюда след­ствие: надо помо­гать ребенку накап­ли­вать опыт, образы и зна­ния (эру­ди­цию), если мы хотим, чтобы он был твор­че­ским человеком.

2. Можно пред­ста­вить то, что сам не видел, но о чем слы­шал или читал, то есть можно фан­та­зи­ро­вать на основе чужого опыта. Напри­мер, можно себе пред­ста­вить зем­ле­тря­се­ние или цунами, хотя этого нико­гда не видел. Без тре­ни­ровки это трудно, но можно.

3. Содер­жа­ние вооб­ра­жа­е­мых пред­ме­тов или явле­ний зави­сит от наших чувств в момент фан­та­зи­ро­ва­ния. И наобо­рот, пред­мет фан­та­зии вли­яет на наши чув­ства. Можно так “сфан­та­зи­ро­вать” свое буду­щее, что это будет руко­вод­ством на всю жизнь, а можно нафан­та­зи­ро­вать ужа­сов и бояться войти в тем­ную ком­нату. Чув­ства, как и мысль, дви­жут творчеством.

Способы развития фантазии и воображения

Пере­чис­лим основ­ные спо­собы раз­ви­тия фан­та­зии и вооб­ра­же­ния, а потом рас­смот­рим при­емы раз­ви­тия твор­че­ского вооб­ра­же­ния . Иде­ально, если сам ребе­нок захо­чет и будет раз­ви­вать свою фан­та­зию и вооб­ра­же­ние. Как этого добиться?

1. Сфор­ми­ро­вать мотивацию!

2. Убе­дить, что фан­та­зи­ро­вать не стыдно, а очень пре­стижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не пони­мают. Нужна игра и яркие эмо­ции. Логика у детей еще не сильна.

3. Фан­та­зи­ро­вать должно быть инте­ресно. Тогда, полу­чая удо­воль­ствие, ребе­нок быст­рее овла­деет уме­нием фан­та­зи­ро­вать, а потом уме­нием вооб­ра­жать, а потом и раци­о­нально мыс­лить. У дошколь­ни­ков инте­рес не к рас­суж­де­ниям, а к событиям.

4. Влю­бить детей в себя (аттрак­ция). На этой “волне любви” они больше вам дове­ряют и охот­нее слушаются.

5. Соб­ствен­ным при­ме­ром. В ран­нем дет­стве малыши копи­руют пове­де­ние взрос­лых, этим грех не вос­поль­зо­ваться. Вы ведь авто­ри­тет для ребенка.

6. Читать, обсуж­дать и ана­ли­зи­ро­вать хоро­шую лите­ра­туру по фантастике:

  • в неж­ном воз­расте (2–6 лет) — сказки, фан­та­сти­че­ские рассказы;
  • в отро­че­стве (7–14) — при­клю­чен­че­ские фан­та­сти­че­ские романы (Жюля Верна, Беля­ева, Конан Дойля, Уэллса);
  • в юно­сти и в зре­лые годы — доб­рот­ная научно-фан­та­сти­че­ская лите­ра­тура (Ефре­мов, Стру­гац­кие, Ази­мов и др.).

Научите детей вос­хи­щаться хоро­шей фантазией.

7. Сти­му­ли­ро­вать фан­та­зию вопро­сами. Напри­мер: “А что про­изой­дет, если у тебя вырас­тут кры­лья. Куда бы ты полетел?”

8. Ста­вить детей в затруд­ни­тель­ные ситу­а­ции. Пусть сами думают и нахо­дят выход. Вот, напри­мер, клас­си­че­ская задача: дети попали на необи­та­е­мый ост­ров, как выжить?

9. “Под­бра­сы­вать” детям инте­рес­ные сюжеты и про­сить их состав­лять по ним рас­сказы, сказки, истории.

10. Обу­чить при­во­ди­мым ниже при­е­мам раз­ви­тия вооб­ра­же­ния и фантазировании.

Исполь­зо­ва­ние при­ве­ден­ных ниже при­е­мов не исклю­чает надоб­но­сти думать. При­емы “не вме­сто”, а “в помощь” фан­та­зии, при­емы ука­зы­вают направ­ле­ния дума­нья. Зна­ние при­е­мов фан­та­зи­ро­ва­ния под­во­дит детей к овла­де­нию “взрос­лыми” при­е­мами раз­ре­ше­ния про­ти­во­ре­чий и реше­ния изоб­ре­та­тель­ских задач.

Приемы развития фантазии и воображения

Дети знают довольно много явле­ний и зако­нов при­роды (напри­мер, что все пред­меты падают вниз, что тяже­лые пред­меты тонут, жид­ко­сти про­ли­ва­ются и не имеют своей формы, вода замер­зает, дерево, бумага, свечка — горят). Этих зна­ний вполне доста­точно, чтобы пло­до­творно фан­та­зи­ро­вать, но дети не знают, как фан­та­зи­ро­вать, то есть не знают при­е­мов фантазирования.

Боль­шин­ство при­е­мов фан­та­зи­ро­ва­ния свя­зано с изме­не­нием зако­нов или явле­ний при­роды. Менять можно все: любой закон живой и нежи­вой при­роды, любой соци­аль­ный закон, закон может дей­ство­вать наобо­рот, можно при­ду­мы­вать совер­шенно новые законы, можно исклю­чать неко­то­рые дей­ству­ю­щие законы, можно заста­вить законы дей­ство­вать или не дей­ство­вать по сво­ему жела­нию, вре­менно, пери­о­ди­че­ски или непред­ска­зу­емо; можно менять любое суще­ство живой при­роды: людей (все люди стали чест­ными!), живот­ных, растений.

Ниже рас­смот­рено 35 при­е­мов фантазирования:

1. Увеличение — уменьшение.

Этот самый про­стой прием, он широко исполь­зу­ется в сказ­ках, были­нах, в фан­та­стике. Напри­мер, Дюй­мо­вочка, Маль­чик-с-паль­чик, Гул­ли­вер, лили­путы, Гар­ган­тюа и Пан­тагрю­эль. Уве­ли­чи­вать и умень­шать можно прак­ти­че­ски все: гео­мет­ри­че­ские раз­меры, вес, рост, гром­кость, богат­ство, рас­сто­я­ния, скорости.

Уве­ли­чи­вать можно неогра­ни­ченно от дей­стви­тель­ных раз­ме­ров до бес­ко­нечно боль­ших и умень­шать можно от дей­стви­тель­ных до нуле­вых, то есть до пол­ного уничтожения.

При­ве­дем игры-беседы для осво­е­ния при­ема “уве­ли­че­ние — уменьшение”.

1.1. Ребенку гово­рят: “Вот тебе вол­шеб­ная палочка, она может уве­ли­чи­вать или умень­шать все, что ты захо­чешь. Что бы ты хотел уве­ли­чить, а что уменьшить?”

- Хотел бы умень­шить уроки по вокалу, а уве­ли­чить мое сво­бод­ное время.
— Хотела бы умень­шить домаш­ние задания.
— Хочу уве­ли­чить кон­фету до раз­мера холо­диль­ника, чтобы можно было отре­зать куски ножом.
— Хочу уве­ли­чить капли дождя до раз­ме­ров арбуза.

1.2. Услож­ните эту игру допол­ни­тель­ными вопро­сами: “И что из этого полу­чится? К чему это при­ве­дет? Зачем ты хочешь уве­ли­чи­вать или уменьшать?”

- Пусть руки на время ста­нут такими длин­ными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздо­ро­ваться через фор­точку, или достать с крыши мячик, или, не вста­вая из-за стола, выклю­чить телевизор.
— Если дере­вья в лесу умень­шатся до раз­ме­ров травы, а трава до раз­ме­ров спички, тогда легко будет искать грибы.
— Если ребенку трудно дается само­сто­я­тель­ное фан­та­зи­ро­ва­ние, пред­ло­жите пофан­та­зи­ро­вать сов­местно, задайте ему вспо­мо­га­тель­ные вопросы.

1.3.Что будет, если у нас удли­нится на время нос?

- Можно будет поню­хать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет опре­де­лить, что вкус­нень­кого гото­вят соседи;
— Это хорошо, а что в этом плохого?
— Некуда будет такой длин­ный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транс­порте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерз­нуть. Нет, не надо мне такого носа.

Пред­ло­жите ребенку ска­зать, что про­изой­дет хоро­шего, а что пло­хого, если мы что-то будем уве­ли­чи­вать или умень­шать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нрав­ствен­ный ана­лиз ситуации.

1.4. Скажи, что будет хоро­шего и что пло­хого тебе лично и дру­гим, если вол­шеб­ник уве­ли­чит тебя в 10 раз? Если ребенку будет трудно дога­даться, помо­гите ему допол­ни­тель­ными вопросами.

- Какого тогда ты будешь размера?
— А сколько кило­грамм ты будешь весить?

И так далее. Обя­за­тельно сде­лайте рас­четы, хоть самые простые.

- А что будет, если твой рост умень­шится в 10 раз?
— Согла­сись, было бы здо­рово, если можно было менять свой рост по сво­ему жела­нию. Напри­мер, ты опаз­ды­ва­ешь в школу: уве­ли­чил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до школы, а потом сде­лал ноги нор­маль­ной длины. Или дру­гой слу­чай. Надо перейти через реку, а моста побли­зо­сти нет. Нет проблем!
— Я буду высо­той 15 м! Это высота пяти­этаж­ного дома!

Отно­си­тельно веса — это каверз­ный вопрос. Обычно отве­чают: в 10 раз больше. На самом деле, если сохра­нить все про­пор­ции орга­низма, то вес воз­рас­тет в 1000 раз! Если чело­век весил 50 кг, то будет весить 50 тонн! Я буду бегать быст­рее авто­мо­биля. Я буду силь­ным, и никто не посмеет меня оби­деть, и я смогу защи­тить любого. Я смогу пере­но­сить огром­ные тяже­сти. Инте­ресно, какие? Обычно чело­век может под­нять поло­вину сво­его веса. Тогда я смогу под­нять 25 тонн! Это хорошо. А что будет плохого?

Я не поме­щусь в классе. При­дется шить огром­ную одежду и обувь. Будет очень трудно меня про­кор­мить. Если счи­тать, что чело­век в день съе­дает 2 % от сво­его веса, то мне потре­бу­ется еды весом в 1 тонну. Я не поме­щусь ни в какой авто­бус. Даже по улице мне при­дется ходить, при­ги­ба­ясь под про­во­дами. Мне негде будет жить.

2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).

Мето­дика этого вида фан­та­зи­ро­ва­ния похожа на метод фокаль­ных объектов:

а) выби­рают несколько про­из­воль­ных объ­ек­тов живой и/или нежи­вой природы;
б) фор­му­ли­руют их свой­ства, каче­ства, осо­бен­но­сти или черты харак­тера. Можно при­ду­мы­вать и новые свой­ства “из головы”;
в) сфор­му­ли­ро­ван­ными свой­ствами и каче­ствами наде­ляют человека.

Напри­мер, в каче­стве объ­екта (“донора свойств”) выбрали орла. Каче­ства орла: летает, пре­крас­ное зре­ние, пита­ется гры­зу­нами, живет в горах.

- Чело­век может летать, как орел. Можно допол­нить: может летать в стра­то­сфере, в ближ­нем и в даль­нем космосе.
— Чело­век имеет свер­хо­строе орли­ное зре­ние, напри­мер видит без мик­ро­скопа клетки живых тка­ней, кри­стал­ли­че­ские решетки метал­лов, даже атомы, видит без теле­скопа и лучше, чем в теле­скоп, поверх­ность звезд и пла­нет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что про­ис­хо­дит в домах, и даже сам про­ни­кает сквозь стены, как рент­ге­нов­ский луч.
— Чело­век пита­ется орли­ной пищей — гры­зу­нами, птицами.
— Чело­век покрыт перьями.

Про­дол­жите фан­та­зи­ро­ва­ние этим мето­дом, взяв в каче­стве исход­ного объ­екта: элек­три­че­скую лам­почку, рыбу (вспом­ните чело­века-амфи­бию), часы, очки, спичку, ана­биоз (рез­кое замед­ле­ние жиз­нен­ных про­цес­сов очень удобно: денег на еду нет или жить негде — впа­да­ешь в ана­биоз) или обрат­ное ана­би­озу (рез­кое уси­ле­ние жиз­нен­ных про­цес­сов, чело­век не ведает уста­ло­сти, с неве­ро­ят­ной ско­ро­стью дви­га­ется, из такого чело­века полу­чится заме­ча­тель­ный иллю­зи­о­нист, или бегун, или непо­бе­ди­мый борец).

Зада­ния.

2.1. При­ду­майте органы чувств, кото­рых нет у чело­века, но могли бы быть.
Напри­мер, не плохо бы чув­ство­вать нали­чие ради­а­ции, чтобы от нее убе­речься. Вообще-то говоря, мы ее чув­ствуем, коли болеем луче­вой болезнью.
Не плохо бы чув­ство­вать нит­риды и нит­раты и дру­гие загряз­не­ния. Есть пре­крас­ное и ред­кое чув­ство — это чув­ство меры, не у всех оно есть.
Не плохо бы чув­ство­вать, когда дела­ешь ошибку и когда надви­га­ется опас­ность (фигу­рально говоря — крас­ная бы лам­почка заго­ра­лась в этом случае).

2.2. При­дет время и можно будет менять внут­рен­ние органы. Как бы это могло выглядеть?

2.3. Сде­лайте “раз­метку” людей цве­том по их нрав­ствен­ным каче­ствам. Напри­мер, все чест­ные люди стали розо­выми, все бес­чест­ные фио­ле­то­выми, а злые синими. Чем больше чело­век сде­лал под­ло­стей, тем тем­нее цвет. Опи­шите, что будет с миром? Мно­гие, наверно, из дома бы не вышли.

3. Оживший рисунок.

Вы полу­чили заме­ча­тель­ный дар, все что вы нари­су­ете — ожи­вает! Что бы вы нарисовали?
Вели­ких людей? Выми­ра­ю­щих животных?
Новых живот­ных и растений?

4. Исключение некоторых качеств человека.

Пере­чис­лите свой­ства и каче­ства чело­века, а потом одно-два свой­ства исклю­чите и посмот­рите, что получилось.

- Чело­век не спит.
— Чело­век не чув­ствует боли.
— Чело­век поте­рял вес, обоняние.

Зада­ние.

Назо­вите не менее 10 жиз­ненно важ­ных качеств и свойств чело­века и поду­майте к каким послед­ствиям при­ве­дет их потеря.

5. Превращение человека в любой объект.

Чело­век пре­вра­ща­ется в дру­гого чело­века, в живот­ных (птиц, зве­рей, насе­ко­мых, рыб), в рас­те­ния (в дуб, розу, бао­баб), в объ­екты нежи­вой при­роды (камень, ветер, каран­даш). Это бога­тей­ший мате­риал для новых сказок.

Но самое глав­ное в этом при­еме — это вос­пи­та­ние эмпа­тии — уме­ния пере­во­пло­титься в дру­гой образ и посмот­реть на мир его глазами.

Зада­ние.

Пред­ло­жите не менее 10 при­ме­ров пре­вра­ще­ния чело­века, напри­мер в сказках.

6. Антропоморфизм.

Антро­по­мор­физм — это упо­доб­ле­ние чело­веку, наде­ле­ние чело­ве­че­скими свой­ствами (речью, мыш­ле­нием, спо­соб­но­стью чув­ство­вать) любых объ­ек­тов — оду­шев­лен­ных и неоду­шев­лен­ных: живот­ных, рас­те­ний, небес­ных тел, мифи­че­ских существ.

Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей. — Бра­тец мой,
— Отве­чает месяц ясный, -
Не видал я девы красной…

Здесь Пуш­кин наде­лил месяц уме­нием видеть, узна­вать, собо­лез­но­вать и говорить.

Зада­ние.

Вспом­ните 10 при­ме­ров антро­по­мор­физма из извест­ных вам ска­зок, мифов и басен и сами при­ду­майте не менее 10 при­ме­ров воз­мож­ного антропоморфизма.

7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.

А именно: спо­соб­но­сти дви­гаться, думать, чув­ство­вать, дышать, расти, радо­ваться, раз­мно­жаться, шутить, улыбаться.

- Маль­чик сидит вер­хом на палочке и вооб­ра­жает ее лоша­дью, а себя всадником.
— В какое живое суще­ство ты бы пре­вра­тил воз­душ­ный шарик?

Зада­ние.

При­ду­майте не менее 10 при­ме­ров подоб­ных превращений.

8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств.

Напри­мер, камень. Он све­тится, все­гда теп­лый (нико­гда не осты­вает!), можно руки греть в мороз, делает воду слад­кой и целеб­ной, а сам не растворяется.

Созер­ца­ние камня вдох­нов­ляет писать стихи и рисо­вать и т. д.

Вот хоро­шая игра для раз­ви­тия фан­та­зии. Дети (или взрос­лые) встают в круг. Одному дают в руки мяг­кую игрушку или мячик и про­сят бро­сить ее кому-либо с теп­лыми сло­вами: “Я дарю вам зай­чонка”, или “Юрочка, я дарю тебе коз­ленка, рожки у него еще не выросли”, или “Держи, Маша, боль­шую кон­фету”, или “Дарю тебе часть сво­его сердца”, “Я дарю тебе бель­чонка”, “Это стек­лян­ный шарик, не раз­бей его”, “Это как­тус, не уколись”.

Зада­ние.

Пред­ло­жите 10 вари­ан­тов такой игры.

9. Оживление умерших людей, животных, растений.

Напри­мер:

- Что было бы, если бы вос­кресли бронтозавры?
— Что бы создал еще Пуш­кин, если бы не ушел из жизни так рано?
Можно “ожи­вить” все виды вымер­ших живот­ных и людей!

Зада­ние.

Пред­ло­жите 10 вари­ан­тов такой игры.

10. Оживление умерших героев литературных произведений, в частности, героев сказок.

- Погиб пер­со­наж сказки? Не беда, надо его нари­со­вать и он оживет.

Зада­ние.

При­ду­майте про­дол­же­ния ска­зок, при усло­вии, что герои сказки не погибли. Лиса колобка не съела, Рус­лан не отру­бил бороду Чер­но­мору, Оло­вян­ный сол­да­тик не рас­пла­вился, Оне­гин не убил Ленского.

Пред­ло­жите 10 вари­ан­тов такой игры.

11. Оживление героев художественных картин и скульптур.

Ожили пер­со­нажи кар­тин извест­ных худож­ни­ков — бур­лаки, охот­ники, запо­рожцы, стрельцы.

Зада­ние.

Назо­вите 10 кар­тин извест­ных худож­ни­ков и пред­ло­жите про­дол­же­ние сюжета при усло­вии, что пер­со­нажи ожили.

12. Изменение привычных отношений между героями сказок.

Напом­ним такие ситу­а­ции: щука поет колы­бель­ную (“Откры­вает Щука рот”); “Серый Волк ей верно слу­жит”; храб­рый заяц; трус­ли­вый лев.

Зада­ние.

При­ду­майте сказку с таким неве­ро­ят­ным сюже­том: Лисица стала самой про­сто­ва­той в лесу, и ее все звери обманывают.

13. Метафора.

Мета­фора — это пере­не­се­ние свойств одного пред­мета (явле­ния) на дру­гой на осно­ва­нии при­знака, общего для обоих пред­ме­тов. Напри­мер, “говор волн”, “холод­ный взгляд”. Вот отры­вок, состав­лен­ный из одних метафор:

На нити празд­ного веселья
Низал он хит­рою рукой
Про­зрач­ной лести ожерелье
И четки муд­ро­сти златой.
А. С. Пушкин

Зада­ние.

Назо­вите мета­форы и попро­сите детей объ­яс­нить, какие свой­ства и кому перенесены.
Мяг­кий харак­тер. Щеки горят. Уто­нул в двой­ках. Дер­жать в ежо­вых рука­ви­цах. Позе­ле­нел от зло­сти. Сталь­ные мускулы. Желез­ный харак­тер. Брон­зо­вое тело.

14. Дайте новое название картине.

Ребенку пока­зы­вают много сюжет­ных кар­ти­нок, откры­ток или репро­дук­ций извест­ных худож­ни­ков и про­сят дать им новые назва­ния. Срав­ните, кто назвал лучше: ребе­нок или худож­ник. Осно­ва­нием для назва­ния может быть сюжет, настро­е­ние, глу­бин­ный смысл и т. д.

Зада­ние.

При­ве­дите 10 новых назва­ний ста­рых извест­ных картин.

15. Фантастическое объединение.

Фан­та­сти­че­скую, то есть неве­ро­ят­ную идею можно полу­чить соче­та­нием свойств или частей двух, трех объ­ек­тов. Напри­мер, рыба + чело­век = русалка, лошадь + чело­век = кен­тавр. Кто такие сирены? Одна и та же пара объ­ек­тов может дать раз­лич­ные идеи в зави­си­мо­сти от соче­та­е­мых качеств.

Зада­ние.

Пред­ло­жите 10 при­ме­ров соче­та­ния неожи­дан­ных качеств раз­лич­ных реаль­ных существ.

16. Фантастическое дробление.

Вспом­ните сюжет заме­ча­тель­ного романа “Две­на­дцать сту­льев” или сюжет сказки Свет­лова о чело­веке по фами­лии Рубль, кото­рый упал с пят­на­дца­того этажа и раз­бился на десять гри­вен­ни­ков. У каж­дого гри­вен­ника своя судьба. Один гри­вен­ник раз­ме­няли на копейки, дру­гой стал боль­шим началь­ни­ком и выгля­дел важ­нее рубля, тре­тий начал размножаться.

Зада­ние.

При­ду­майте и вы сказку на подоб­ный сюжет. Напри­мер, апель­син раз­ле­телся на дольки, гра­нат рас­сы­пался на 365 зер­ны­шек (именно 365 зер­ны­шек в любом гра­нате, про­верьте), судьба сестер-горо­шин из одного стручка.

17. “Как мне повезло”.

Как мне повезло, — гово­рит под­сол­нух, — я похож на солнце.
Как мне повезло, — гово­рит кар­тошка, — я кормлю людей.
Как мне повезло, — гово­рит береза, — из меня делают аро­мат­ные веники.

Зада­ние.

При­ду­майте 10 вари­ан­тов такой игры.

18. Прием ускорение — замедление.

Уско­рять или замед­лять можно ско­рость про­те­ка­ния любых про­цес­сов. Чтобы напра­вить фан­та­зию в этом направ­ле­нии, задают вопросы типа: “Что будет, если”, “Что про­изой­дет, если”.

- Что будет, если Земля ста­нет вра­щаться в 24 раза быст­рее? Сутки будут длиться 1 час. За 1 час надо успеть поспать, позав­тра­кать, схо­дить в школу (на 15 мин), пообе­дать, сде­лать уроки (за 3–4 мин), погу­лять, поужинать.

- Что будет, если вре­мена года будут длиться по 100 лет? (Тогда бы люди, родив­ши­еся в начале зимы, нико­гда бы не уви­дели зеле­ной травы, цве­тов, раз­лива рек) Зада­ние. Пред­ло­жите три-четыре сюжета, свя­зан­ные с ука­зан­ным приемом.

19. Ускорение и замедление времени.

Темы фан­та­сти­че­ских рассказов.

С и т у а ц и я 1. Ты изоб­рел хро­но­дин — устрой­ство, с помо­щью кото­рого ты можешь по сво­ему жела­нию менять ско­рость про­те­ка­ния вре­мени и ско­рость про­те­ка­ния про­цес­сов во вре­мени. Можешь уско­рять любые про­цессы или замед­лять их.

С и т у а ц и я 2. Не ты изоб­рел хро­но­дин, а кто-то дру­гой, и этот дру­гой, неожи­данно для тебя, по сво­ему жела­нию, меняет ско­рость про­те­ка­ния про­цес­сов, в кото­рых ты участвуешь.

Урок длится то 40 мин, то 4 мин, то 4 часа и все это непред­ска­зу­емо для учи­тель­ницы и уче­ни­ков. Начал есть торт, а время уско­ри­лось в 1000 раз! Обидно! Как жить в таком мире?

С и т у а ц и я 3. Ты изоб­рел хро­но­тур (тур — это дви­же­ние по кругу) — устрой­ство, с помо­щью кото­рого ты можешь повто­рять собы­тия, омо­ла­жи­вать и ста­рить много раз людей, живот­ных, пред­меты, машины.

- Кого бы ты омо­ло­дил и на сколько лет?
— Какой период жизни ты бы хотел про­жить еще раз?

Зада­ние. Пред­ло­жите несколько сюже­тов, исполь­зу­ю­щих при­ве­ден­ные приемы.

20. Машина времени.

У вас появи­лась машина вре­мени! Вы в нее сади­тесь и можете путе­ше­ство­вать в ближ­нее и в даль­нее про­шлое любой страны, в ближ­нее и в даль­нее буду­щее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смот­реть. Пока вы нахо­ди­тесь в про­шлом или в буду­щем, жизнь на Земле про­те­кает по своим обыч­ным законам.

“Домаш­ний вари­ант”: сидя дома, вы гля­дите в “Зер­кало вре­мени” или мыс­ленно дела­ете снимки “Фото­ап­па­ра­том вре­мени” или “Кино­ка­ме­рой вре­мени” или “Вол­шеб­ным гла­зом”. Назы­ва­ете место и время и, пожа­луй­ста, изоб­ра­же­ние готово.

- Что бы вы хотели посмот­реть в прошлом?
— Какими были мама и бабушка, когда им было столько же лет, сколько мне сейчас?
— Как жили динозавры?
— Я бы хотел позна­ко­миться и пого­во­рить с Пуш­ки­ным, с Напо­лео­ном, с Сокра­том, с Магелланом.
— Что бы вы хотели посмот­реть в будущем?
— Кем я буду? Сколько у меня будет детей?
— Пого­во­рить со своим буду­щим сыном.

Вот неве­ро­ят­ная ситу­а­ция. С Земли послали сооб­ще­ние на дале­кую звезду. На этой звезде живут разум­ные суще­ства, у них есть машина вре­мени. Они послали ответ, но ошиб­лись, и ответ при­шел на Землю раньше, чем было послано сообщение.

Зада­ние. Пред­ло­жите 10 сюже­тов, свя­зан­ных с эффек­том машины времени.

21. Хроноклазм.

Это пара­докс, вызван­ный вме­ша­тель­ством в преды­ду­щую жизнь. Пере­ме­стился некто в про­шлое и что-то там поме­нял, а потом вер­нулся, а на Земле все по-дру­гому. Для побуж­де­ния фан­та­зи­ро­вать в этом направ­ле­нии зада­ются вопросы типа:

- Что было бы сей­час, если бы в про­шлом что-то про­изо­шло иначе или вообще чего-то не произошло?
— Что надо бы было изме­нить в про­шлом, чтобы не про­изо­шло то, что произошло?

Напри­мер:

- Я поте­рял ключи. Не беда, воз­вра­ща­юсь в про­шлое и не беру с собой ключи.
— Что было бы, если бы не было пере­во­рота в 1917 году?

- Что можно менять в про­шлом? Все можно менять в про­шлом! Поступки людей, явле­ния живой и нежи­вой при­роды, окрестности.

Хро­но­клазм, машина вре­мени, хро­но­тур, хро­но­дин — это заме­ча­тель­ные при­емы фан­та­зи­ро­ва­ния, они дают неис­чер­па­е­мое коли­че­ство сюжетов.

Зада­ние. Пред­ло­жите несколько сума­сшед­ших сюже­тов на ука­зан­ные приемы.
(Отпра­вился искать неве­сту в про­шлое. Узнал, почему вымерли бронтозавры.)

22. Метод Л. Н. Толстого.

Пишут, что Л. Н. Тол­стой регу­лярно поль­зо­вался каж­дое утро в каче­стве утрен­ней гим­на­стики ума сле­ду­ю­щим методом.

Взять самый обыч­ный пред­мет: стул, стол, подушку, книгу. Опи­сать этот пред­мет сло­вами чело­века, кото­рый нико­гда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

Напри­мер, что бы ска­зал о часах австра­лий­ский абориген?

Зада­ние. Составьте несколько опи­са­ний пред­ме­тов для аборигена.

23. Свободное фантазирование.

Детям пред­ла­гают без­удержно пофан­та­зи­ро­вать на задан­ную тему, исполь­зуя любые при­емы фан­та­зи­ро­ва­ния и любые их соче­та­ния. В отли­чие от реше­ния какой-нибудь серьез­ной задачи, можно пред­ла­гать любые идеи, даже самые бредовые.

При­ду­майте фан­та­сти­че­ское растение.

- На одном рас­те­нии одно­вре­менно рас­тут все извест­ные фрукты: яблоки, груши, апель­сины, аво­кадо, ана­насы, манго, кокосы.

- На одном рас­те­нии рас­тут все извест­ные фрукты и овощи (поми­доры и кар­то­фель, из листьев можно сде­лать табак, полу­чить боле­уто­ля­ю­щее лекар­ство и “сред­ство кра­соты”. В прин­ципе, это воз­можно, так как поми­доры, кар­то­фель, табак, бел­ла­донна (по-ита­льян­ски — “пре­крас­ная дама”) при­над­ле­жат к одному семей­ству — пасленовым.

- На одном рас­те­нии рас­тут извест­ные и неиз­вест­ные фрукты, овощи и орехи.

- Уди­ви­тель­ный арбуз: внутри мар­ме­лад, а вме­сто семе­чек — леденцы. Это тоже воз­можно, только поли­вать его надо слад­кой водой и медом.

- На одном дереве рас­тут объ­екты живой и нежи­вой природы.

- Цве­ток сде­лан из шоко­лада и нико­гда не отцве­тает, сколько его не ешь.

24. Придумайте фантастическое сооружение.

Зда­ние буду­щего: изнутри наружу все видно, а сна­ружи внутрь ничего не видно. В зда­ние не может про­ник­нуть суще­ство (чело­век, собака..) с вред­ными для хозя­ина дома намерениями.

Какими каче­ствами дол­жен обла­дать дом, если вес и раз­мер хозя­ина меня­ется 10 раз каж­дый час?

25. Придумайте новый вид транспорта.

Идеи изоб­ре­те­ний:

- На чело­века направ­ляют мезонно-гра­ви­та­ци­онно-элек­тро­маг­нит­ный луч, кото­рый чело­века рас­щеп­ляет на атомы, запо­ми­нают их вза­им­ное поло­же­ние, пере­дают по атому в нуж­ное место и там соби­рают в преж­нем порядке. (Раз­бе­рите ситу­а­цию: про­грамма сборки чело­века испор­ти­лась, но этого не заме­тили! Как собрали чело­века? А если пере­пу­тали атомы несколь­ких человек?)

- Син­те­ти­че­ский транс­порт, соеди­нив­ший в себе пре­иму­ще­ства всех извест­ных видов транс­порта: ско­рость ракеты, рос­кошь каюты выс­шего класса оке­ан­ского лай­нера, все­по­год­ность само­лета для иссле­до­ва­ния мол­ний, нена­доб­ность поса­доч­ных и взлет­ных пло­ща­док вер­то­лета, целеб­ность кон­ного транспорта.

- Покры­тие дороги вол­ни­стое или тре­уголь­ной формы. При­ду­май колесо, чтобы не трясло на такой дороге. Это тоже будет изобретение!

26. Придумайте новый праздник или конкурс.

- Празд­ник цве­тов. У всех на щеках нари­со­ваны цветы. В этот день можно раз­го­ва­ри­вать только на китай­ском языке цветов.

- Празд­ник улы­бок. Типа 1 апреля, но весе­лее и озор­нее. Обма­ны­вать, быть весе­лым и шутить.

- Празд­ник при­лета ласточек.

- Празд­ник пер­вого комара.

Кон­курс фан­та­зе­ров. Участ­вуют две команды. Каж­дая команда пред­ла­гает дру­гой команде раз­лич­ные зада­ния: а) тему для юмо­ри­сти­че­ского рас­сказа из 5 фраз; б) объ­ект для состав­ле­ния загадки (стол, вилка, теле­ви­зор); в) начало рас­сказа. Напри­мер. “Мой друг Кит при­гла­сил меня в кру­го­свет­ное путе­ше­ствие”; г) пред­ла­га­ется какой-нибудь прием фан­та­зи­ро­ва­ния. Надо, исполь­зуя этот прием, при­ду­мать неве­ро­ят­ную историю.

27. Придумайте драматический сюжет.

- Мама сверх вся­кой меры бало­вала дочку. Что про­изо­шло с мамой и дочкой?

- Чело­век заблу­дился, слу­чайно нашел забро­шен­ный охот­ни­ками дом и про­жил там 7 лет. Как он там жил? Что ел, во что оде­вался?.. (Через пять лет он разу­чился гово­рить и т. п.)

28. Придумайте новую фантастическую игру.

Чтобы при­ду­мать новую неви­дан­ную игру, надо при­ду­мать неве­ро­ят­ные усло­вия и пра­вила этой игры.

- Шах­мат­ные фигуры сде­ланы из шоко­лада; выиг­рал фигуру про­тив­ника и можешь ее тут же съесть.

- Игра “Съе­доб­ные шашки”. Они дей­стви­тельно ста­но­вятся съе­доб­ными, но только после того, как будут честно выиг­раны. При­ду­майте, какими осо­бен­ными свой­ствами будет обла­дать выиг­ран­ная дамка и запер­тая шашка?

- Цилин­дри­че­ские шашки и шах­маты. Доска свер­нута в цилиндр так, что поля а1, а2, а3 и т. д. ста­но­вятся рядом с полями h1, h2, h3 соот­вет­ственно. Обра­зу­ю­щими цилин­дра ста­но­вятся вертикали.

- Шашки Лоба­чев­ского. Доска мыс­ленно сво­ра­чи­ва­ется в фан­та­сти­че­скую фигуру — одно­вре­менно смы­ка­ются и боко­вые сто­роны и сто­роны, обра­щен­ные к игро­кам. Обра­зу­ю­щими явля­ются вер­ти­кали и гори­зон­тали одновременно.

- Супер­шах­маты. Вме­сто шах­мат­ных фигур — кубики. На гра­нях каж­дого кубика есть изоб­ра­же­ния шести фигур, кроме короля. Один раз за игру можно изме­нить ста­тус фигуры (пере­вер­нуть кубик), неожи­данно для противника.

29. Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей.

Вы стали могу­ще­ствен­ным вол­шеб­ни­ком. Доста­точно поду­мать — и любое, но только доб­рое, ваше жела­ние испол­ня­ется. Вы, напри­мер, можете кого угодно сде­лать счаст­ли­вым. Но если вы заду­мали что-то пло­хое для дру­гого, то это про­изой­дет и с вами.

Вот тест на про­верку доброжелательности.

Ска­жите детям, что в тече­ние часа они могут делать с людьми все что угодно, и хоро­шее и пло­хое. Про­верьте, что захо­тят сде­лать дети? Добро или зло?

Раз­бой­ники пой­мали достой­ного чело­века и хотят его убить. Пред­ло­жите не менее 10 спо­со­бов его спа­се­ния (сде­лать его неви­дим­кой, замо­ро­зить разбойников).

30. Вы стали обладать даром телепатии.

Теле­па­тия — пере­дача мыс­лей и чувств на рас­сто­я­ние без посред­ства орга­нов чувств. Можно даже не только читать мысли дру­гих людей, но и мыс­ленно застав­лять людей делать то, что хочется вам. Как вы исполь­зу­ете этот дар?

31. Метод Нади Рушевой.

При­ве­дем еще один заме­ча­тель­ный спо­соб раз­ви­тия фан­та­зии и уме­ния рисо­вать. Это широко извест­ный уни­вер­саль­ный спо­соб, кото­рым вла­дела гени­аль­ная девочка Надя Рушева.

Она к 16 годам про­чи­тала с фло­ма­сте­ром или пером в руке книги более пяти­де­сяти писа­те­лей, от антич­ных до совре­мен­ных: Гомер, Шекс­пир, Пуш­кин, Лер­мон­тов, Тол­стой, Тур­ге­нев, Экзю­пери, Бул­га­ков и рисо­вала, рисо­вала, рисо­вала. Читала, фан­та­зи­ро­вала и рисо­вала. Это помогло ей достиг­нуть лег­ко­сти, изыс­кан­но­сти и “паре­ния” линий в своих рисун­ках. За сем­на­дца­ти­лет­нюю жизнь она создала десять тысяч заме­ча­тель­ных рисун­ков! Зани­ма­ясь в дет­стве бале­том, она знала, каким огром­ным тру­дом дости­га­ется эта “лег­кость паре­ния”. Этот заме­ча­тель­ный, но не попу­ляр­ный спо­соб назы­ва­ется: тру­до­лю­бие и упорство!

32. Метод “РВС”.

РВС — это аббре­ви­а­тура трех слов: раз­мер, вес, стоимость.

Надо отме­тить, что метод “РВС” — это част­ный слу­чай более общего метода “умень­ше­ние — уве­ли­че­ние”, когда изме­нять можно от нуля до бес­ко­неч­но­сти любые харак­те­ри­стики системы, а не только раз­меры, вес или сто­и­мость. Напри­мер, ско­рость, коли­че­ство, каче­ство, силу тре­ния, силу мыш­ле­ния, силу памяти, при­быль фирмы, чис­лен­ность, оклады. Такие мыс­лен­ные экс­пе­ри­менты “раз­мы­вают” при­выч­ное пред­став­ле­ние об улуч­ша­е­мой системе, делают ее “мяг­кой”, изме­ня­е­мой, дают воз­мож­ность посмот­реть на про­блему с необыч­ной стороны.

Метод РВС осно­ван на диа­лек­ти­че­ском прин­ципе пере­хода коли­че­ствен­ных изме­не­ний в каче­ствен­ные. Еще этот метод назы­вают “мето­дом про­верки на мон­стра”, или “мето­дом пре­дель­ного пере­хода”, или “мето­дом уси­ле­ния противоречий”.

Метод РВС очень хорошо раз­ви­вает фан­та­зию и вооб­ра­же­ние, а также поз­во­ляет пре­одо­леть пси­хи­че­скую инер­цию мыш­ле­ния. Надо пом­нить, что мы про­во­дим мыс­лен­ный экс­пе­ри­мент, где все можно, а не прак­ти­че­ский, когда дей­ствуют неумо­ли­мые законы природы.

Есть еще метод “супер-РВС”, когда про­смат­ри­ва­ются пре­дель­ные пере­ходы одно­вре­менно несколь­ких харак­те­ри­стик. Такие “удары по под­корке” могут высечь кое-что нестан­дарт­ное. Напри­мер, что будет с систе­мой, если система будет иметь мини­маль­ную сто­и­мость, но мак­си­маль­ный раз­мер и вес и т. д. Разу­ме­ется, исполь­зо­ва­нию метода РВС надо учиться.

33. Метод переноса свойств.

Рас­смот­рим очень весе­лый, озор­ной и очень про­стой (для уме­ю­щего фан­та­зи­ро­вать) метод наде­ле­ния обыч­ных пред­ме­тов совер­шенно необыч­ными для них свой­ствами, взя­тыми, однако, у обыч­ных пред­ме­тов. В науке этот метод назы­ва­ется мето­дом фокаль­ных объектов.

Алго­ритм очень прост.

Пер­вый шаг: выби­ра­ется какой-нибудь пред­мет, кото­рый хотят усо­вер­шен­ство­вать или при­дать ему совер­шенно необыч­ные свой­ства. Для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тет­радь, учеб­ник, класс­ный жур­нал, живот­ное, рас­те­ние или чело­век. Это будет так назы­ва­е­мый фокаль­ный объ­ект. Напри­мер, выбе­рем в каче­стве фокаль­ного объ­екта куклу Барби. Кажется, она уже — пре­дел выдумки в классе кукол. Посмот­рим, что получится.

Вто­рой шаг: выби­рают несколько слу­чай­ных объ­ек­тов. Напри­мер: элек­три­че­ская лам­почка, воз­душ­ный шарик, телевизор.

Тре­тий шаг: для этих слу­чай­ных объ­ек­тов состав­ля­ется пере­чень их харак­тер­ных свойств, функ­ций и признаков.

Элек­три­че­ская лам­почка — све­тится, теп­лая, про­зрач­ная, пере­го­рает, вклю­ча­ется в электросеть.
Воз­душ­ный шарик — летает, наду­ва­ется, не тонет, отскакивает.
Теле­ви­зор — пока­зы­вает, гово­рит, поет, имеет ручки управления.

Чет­вер­тый шаг: сфор­му­ли­ро­ван­ные свой­ства пере­но­сятся на фокаль­ный объект.
Итак, что же полу­чится? Давайте фан­та­зи­ро­вать и осо­бенно не забо­титься о реаль­ной воз­мож­но­сти реа­ли­зо­вать при­ду­ман­ное. Поехали:

Кукла све­тится изнутри мато­вым розово-молоч­ным све­том. В ком­нате темно, а она све­тится. Это хорошо: не поте­ря­ешь и даже читать можно!

Кукла все­гда при­ятно теп­лая, как живая. Ее можно брать на улицу и греть руки. Можно рядом с теп­лой кук­лой поло­жить пти­чьи яйца и из них вылу­пятся птенцы или цып­лята. Можно при­сло­нить к аква­ри­уму — и кукла будет подо­гре­вать воду для рыбок.

Она про­зрач­ная. Видно, как у нее бьется сердце, по сосу­дам течет кровь, можно изу­чать анатомию.

Пере­го­рает. Понятно, надо, чтобы у нее были запас­ные части: набор рук, ног, голов, пла­тьев. Кукла-конструктор.

Теперь посмот­рим, какие идеи пода­рит нам воз­душ­ный шарик.

Лета­ю­щая кукла. Кукла-ангел, с кры­лыш­ками. Кукла-лебедь, стре­коза, пара­шю­тистка, белка-летун или лету­чая мышь, у нее есть кра­си­вые про­зрач­ные пере­понки от кон­чи­ков паль­цев на руках до кон­чи­ков паль­цев на ногах.

Надув­ная кукла. Можно сде­лать строй­ную или тол­стую Барби, можно сде­лать плос­кую для пере­носки. При наду­ва­нии отдельно головы меня­ется выра­же­ние лица. С наду­той кук­лой можно играть в ванне, учиться плавать.

Что дает срав­не­ние с телевизором.

Пусть кукла каж­дое утро пока­зы­вает упраж­не­ния утрен­ней зарядки, аэро­бики, асаны йоги.
Пусть воз­му­щенно кри­чит, когда ее начи­нают ломать или при ней ссорятся.

Можно исполь­зо­вать ком­би­на­цию свойств. Как пра­вило, среди неле­пиц попа­да­ются ори­ги­наль­ные идеи, кото­рые не пода­рит метод проб и ошибок.

Метод фокаль­ных объ­ек­тов явля­ется пре­крас­ным мето­дом раз­ви­тия вооб­ра­же­ния, ассо­ци­а­тив­ного мыш­ле­ния и серьез­ного изобретательства.

Пред­ло­же­ния, раз­ви­ва­ю­щие метод.

Детям очень нра­вится, когда “в фокус” поме­щают их самих. Очень весело про­хо­дит совер­шен­ство­ва­ние одежды, напри­мер чулок, кол­го­ток, сапог.
Можно зара­нее опре­де­лить класс объ­ек­тов на вто­ром шаге.
Метод можно исполь­зо­вать для при­ду­мы­ва­ния оформ­ле­ния мага­зи­нов, выста­вок, подарков.

До начала про­ве­де­ния сеанса гене­ри­ро­ва­ния идей можно поду­мать с детьми, что у выбран­ного фокаль­ного объ­екта хорошо и что плохо, кому хорошо, а кому плохо, почему хорошо, а почему плохо и т. д. А потом при­сту­пать к фантазированию.

Луч­шие выдумки надо похвалить.

34. Комбинация приемов.

“Выс­шим пило­та­жем” фан­та­зи­ро­ва­ния явля­ется исполь­зо­ва­ние мно­гих при­е­мов одно­вре­менно или после­до­ва­тельно. Исполь­зо­вали один прием и к тому, что полу­чи­лось, добав­ляют новый прием. Это уво­дит очень далеко от началь­ного объ­екта и куда при­ве­дет — совер­шенно неиз­вестно. Очень инте­рес­ное заня­тие, попро­буйте. Но это под силу только смело мыс­ля­щему человеку.

Зада­ние. Возь­мите какой-нибудь ска­зоч­ный объ­ект (Бура­тино, Коло­бок) и при­ме­ните к нему после­до­ва­тельно 5–10 при­е­мов фан­та­зи­ро­ва­ния. Что получится?

35. Красивые древние фантазии с превращениями.

В каче­стве при­ме­ров вели­ко­леп­ной фан­та­зии вспом­ним мифы древ­них гре­ков и рим­лян, в кото­рых люди пре­вра­ща­ются в растения.

Пре­крас­ный юноша Кипа­рис неча­янно убил сво­его любимца оленя. Он упро­сил сереб­ро­лу­кого Апол­лона поз­во­лить ему гру­стить вечно, и Апол­лон пре­вра­тил его в строй­ное дерево кипа­рис. С тех пор кипа­рис счи­та­ется груст­ным могиль­ным деревом.

У дру­гого пре­крас­ного юноши Нар­цисса сло­жи­лась дру­гая судьба. По одной вер­сии, Нар­цисс уви­дел свое отра­же­ние в реке, влю­бился в него и умер от любви к себе. Боги пре­вра­тили его в аро­мат­ный цве­ток. По дру­гой вер­сии, Нар­цисс посмел не отве­тить на любовь жен­щины, и, по тре­бо­ва­нию дру­гих отверг­ну­тых муж­чи­нами жен­щин, он был пре­вра­щен в цве­ток. Еще по одной вер­сии этого мифа у Нар­цисса была нежно им люби­мая сестра-близ­нец. Сестра неожи­данно умерла. Тос­ку­ю­щий Нар­цисс уви­дел свое отра­же­ние в ручье, поду­мал, что это его сестра, долго смот­рел на свое отра­же­ние и умер от горя. По чет­вер­той вер­сии, уви­дев свое отра­же­ние в реке и влю­бив­шись в него, Нар­цисс понял без­на­деж­ность этой любви и зако­лолся. Из капель крови Нар­цисса выросли цветы, назван­ные его именем.

Пре­крас­ные при­меры фан­та­зии. Одна вер­сия кра­си­вее дру­гой. Попро­буйте и вы пред­ло­жить свои не менее дра­ма­тич­ные или тро­га­тель­ные вер­сии о Нарциссе.

Легенда о Дафне. Пре­сле­ду­е­мая влюб­лен­ным в нее Апол­ло­ном, юная нимфа Дафна взмо­ли­лась о помощи к богам и была пре­вра­щена в лавр, став­ший свя­щен­ным дере­вом Апол­лона. С тех пор побе­ди­те­лей на муси­че­ских (музы­каль­ных) сорев­но­ва­ниях в честь Апол­лона награж­дали лав­ро­вым вен­ком. В антич­ном искус­стве Дафну (Даф­нию) изоб­ра­жали в момент, когда, насти­га­е­мая Апол­ло­ном, она пре­вра­ща­ется (про­рас­тает) в лавр.

Отча­ян­ный юноша Фаэ­тон не сумел спра­виться с конями сол­неч­ной упряжки сво­его отца, бога солнца Гелиоса, за что был пора­жен мол­нией Зевса. Гели­ады, сестры Фаэ­тона, так горестно опла­ки­вали смерть брата, что боги пре­вра­тили их в топо­лей, листья кото­рых все­гда грустно шумят. Слезы Гелиад стали янтарем.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

  • Зося Ковалева, 12.10.2020

    Очень инте­рес­ный тре­нинг. Хоте­лось бы узнать кто автор?

    Ответить »
  • Виктория, 13.01.2020

    Мой ребе­нок играет в раз­ви­ва­ю­щие игры и зани­ма­ется с репе­ти­то­ром. Плюсы такого раз­ви­тия, без­условно, дают много пользы, в этом я уже убе­ди­лась. А если еще под­клю­чать про­фес­си­о­на­лов и пра­вильно раз­ви­вать ребенка, то и резуль­тат будет быстрым.

    Ответить »
  • инте­ресно

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки