Библиотеке требуются волонтёры

Фантазия

***

Фанта́зия (греч. phantasia — вооб­ра­же­ние) — спо­соб­ность и про­дукт вооб­ра­же­ния.

***

Чем фан­та­зия отли­ча­ется ото лжи?

Ложь явля­ется пред­на­ме­рен­ным иска­же­нием истины. Очень часто она исполь­зу­ется для при­об­ре­те­ния личной выгоды. Между  тем фан­та­зия – сво­бод­ный полет вооб­ра­же­ния. Причем, если ложь – это грех и вред для души, то фан­та­зия может быть как вред­ной, так и полез­ной.

Что пло­хого и что хоро­шего в фан­та­зии?

«В ней [фан­та­зии] должно раз­ли­чать дея­тель­ность хоро­шую – дель­ную – и дви­же­ния бес­по­ря­доч­ные – само­воль­ные…», – пишет свт. Феофан Затвор­ник. С одной сто­роны, при пра­виль­ном к ним отно­ше­нии, фан­та­зии могут пере­ра­сти в полез­ный проект, про­из­ве­де­ние искус­ства, даже могут быть исполь­зо­ваны в науке. С другой сто­роны, фан­та­зии опасны тем, что чело­век может «уйти» в них, может дать вооб­ра­же­нию управ­лять собой, поте­ряет реаль­ность, погру­зится в без­де­я­тель­ную меч­та­тель­ность, воз­гор­дится (начнет вооб­ра­жать о себе) и т. д.

Что можно про­ти­во­по­ста­вить фан­та­зии, когда она при­ни­мает болез­нен­ные формы?

Чрез­мер­ной дея­тель­но­сти вооб­ра­же­ния, гипер­тро­фи­ро­ван­ным фан­та­зиям в Пра­во­сла­вии про­ти­во­по­став­ля­ется трез­ве­ние. «Один образ трез­ве­ния есть непре­рывно смот­реть за вооб­ра­же­нием, или иначе, за при­ло­гами: ибо без вооб­ра­же­ния сатана не может сози­дать помыс­лов и пред­став­лять их для лука­вого пре­льще­ния», – пишет прп. Исихий Иеру­са­лим­ский.

Можно ли читать детям сказки? Ведь в них содер­жатся подчас очень стран­ные фан­та­зии.

«Сказка – ложь, да в ней намек…» Нужно пони­мать, что сказки – это не бого­слов­ские труды, но жанр уст­ного народ­ного твор­че­ства. Если с точки зрения пра­во­слав­ного веро­уче­ния про­ана­ли­зи­ро­вать, напри­мер, сказку «Царевна-лягушка», то на первый взгляд может пока­заться, что в ней ничего душе­по­лез­ного, поскольку вир­ту­аль­ный пер­со­наж этой сказки – кра­са­вица-обо­ро­тень, обла­да­ю­щая позна­ни­ями в кол­дов­стве, при­нуж­ден­ная жить в облике лягушки. Однако эта сказка учит бороться за свое сча­стье, не сда­ваться и не отча­и­ваться. Другой пример. Малень­кая, кра­си­вая, добрая девочка Дюй­мо­вочка из одно­имен­ной сказки Г. Х. Андер­сена каким-либо «рев­ни­те­лям бла­го­че­стия» (не по разуму) может пока­заться блуд­ни­цей, сбе­жав­шей от своего закон­ного мужа-крота, пусть и ску­пого. Про­блемы семей­ной жизни она решает, не при­бе­гая за помо­щью к Богу. Ее избран­ни­ком ста­но­вится сла­сто­лю­бец-эльф – поскольку он король, можно пред­по­ло­жить, что и для него этот брак уже не первый. Однако, следуя такой логике, можно отка­заться вообще от всякой куль­туры, кроме цер­ков­ной. Пси­хике чело­века, не достиг­шего свя­то­сти, послед­ствия такого само­огра­ни­че­ния нане­сут куда боль­ший урон, чем та же сказка «Дюй­мо­вочка», кото­рая в дей­стви­тель­но­сти учит добру (Дюй­мо­вочка уха­жи­вала за ласточ­кой). Поэтому не стоит предъ­яв­лять излиш­них тре­бо­ва­ний к сло­жив­шимся в сказки фан­та­зиям тех или иных авто­ров или наро­дов. В край­нем случае, всегда можно найти такие сказки, кото­рые, по нашему мнению, ока­жутся для ребенка более душе­по­лез­ными. 

Хорошо ли, когда фан­та­зи­руют дети?

Ответ на этот вопрос зави­сит от того, в чём выра­жа­ются их фан­та­зии. Фан­та­зи­руют все дети, но нужно смот­реть, чтобы выдумка, фан­та­зии ребенка не пере­рас­тали в ложь, дет­ские страхи, агрес­сию, сопер­ни­че­ство и т. д. Вооб­ра­же­ние лежит в основе любой куль­тур­ной дея­тель­но­сти чело­века, в основе худо­же­ствен­ного, науч­ного, тех­ни­че­ского твор­че­ства. Любое нов­ше­ство, изоб­ре­те­ние, книга рож­да­лись сна­чала в вооб­ра­же­нии. Вооб­ра­жать чело­век начи­нает с дет­ства, а значит – начи­нает тво­рить. Твор­че­ские же спо­соб­но­сти зало­жены в чело­века Богом.

Как отно­ситься к науч­ной фан­та­стике, фэнт­эзи и т. п.? 

В самом деле, если вни­ма­тельно рас­смот­реть идеи, лежа­щие в основе боль­шин­ства фан­та­сти­че­ских книг и филь­мов, можно уви­деть то, что они, в боль­шей или мень­шей сте­пени, не соот­вет­ствуют пра­во­слав­ному веро­уче­нию. Однако эти про­из­ве­де­ния, как пра­вило, не пре­тен­дуют на то, чтобы объ­яс­нять нам, в чем смысл жизни. И этим они отли­ча­ются от эзо­те­ри­че­ской лите­ра­туры. Напро­тив, если мы знаем свое веро­уче­ние и в состо­я­нии дать ответ вся­кому тре­бу­ю­щему у нас отчета в нашем упо­ва­нии (1Пет.3:15), то вряд ли нашу веру смутят фан­та­сти­че­ские про­из­ве­де­ния. Наобо­рот, они могут послу­жить нам пищей для ума, для духов­ного ана­лиза, раз­мыш­ле­ний. При этом, конечно, же стоит избе­гать явного сата­низма, если он все-таки имеет место в «нашем» фан­та­сти­че­ском про­из­ве­де­нии.

***

свя­ти­тель Феофан Затвор­ник:
«Фан­та­зия творит совер­шенно новые образы, хотя из преж­него мате­ри­ала и боль­шею частию по гото­вым или извест­ным уже образ­цам. В ней должно раз­ли­чать дея­тель­ность хоро­шую – дель­ную – и дви­же­ния бес­по­ря­доч­ные – само­воль­ные…».

***

См. также: МЕЧ­ТА­ТЕЛЬ­НОСТЬ.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки