Практика катехизации в Древней Церкви и возможность применения ее в современных условиях <br><span class="bg_bpub_book_author">С.А. Казаков</span>

Практика катехизации в Древней Церкви и возможность применения ее в современных условиях
С.А. Казаков


1. Особенности религиозного оживления в современном нецерковном обществе

Начиная с апостольского века, Церковь всегда отдавала предпочтение совершению таинств, одним из которых являлось таинство крещения, вступления человека в общество верующих. Всю значимость и величие этого таинства подтверждает и сам Господь наш Иисус Христос, принявший его от Иоанна Предтечи.

Со временем, от века к веку, правила вступления в Церковь становились строже, дабы привести в церковное лоно подготовленного человека, действительно осознающего всю святость таинства и ответственность перед Богом. Это испытание помогало не только самому кандидату, но и всей общине, где появлялся новый христианин.

Мир развивался, писались новые законы, по которым предстояло жить как светскому, так и церковному сообществу. Изменялась и практика катехизации, порой, забывая наследие прошлого, того, что когда-то являлось единственно верным и незыблемым. И получалось, что в тяжелые времена для христиан придерживаться правил катехизации было легче, нежели чем в лучшие годы, когда мнение Церкви было авторитетом для государственных властей. Но и последующие тяжелые времена не смогли изменить ситуацию. Вспомнить хотя бы послереволюционные и послевоенные годы 20-го века в нашей стране, когда лишь любое упоминание о Церкви могло привести к трагедии для всей семьи или отдельного человека, не говоря уже о совершении таинств.

Это семидесятилетнее отчуждение государством нашего народа от христианской традиции искоренило какую-либо возможность подготовить человека к принятию крещения. А если кто-то и был крещен, то скрывал. Если же об этом становилось известно, то считалось чем-то немыслимым, позором для всего коллектива, где учился или работал крестившийся. В конце 80‑х годов прошлого столетия ситуация постепенно начинает меняться в пользу Церкви. Появилась возможность проповедовать Слово Божие, не опасаясь, без оглядок, что привело к появлению в храмах значительного числа людей разных возрастов.

Постепенно стали восстанавливаться разрушенные храмы, появилось уже и множество новых. Жизнь приходов все ярче и ярче давала возможность увидеть возвращение к многовековой традиции нашего народа. Возвращение к духовно-нравственным идеалам дало возможность ответственно относиться ко всему, что происходит сегодня в Церкви вообще и на приходе в частности. Что не могло не отразиться на таинствах, в частности крещения. Но возникает вопрос: а есть ли сегодня в наших приходах хотя бы минимальная часть той древней практики катехизации?

Необходимо сразу же сказать, что сравнивать первые века христианства и современность надо очень осторожно. Ошибочно полагать, что с возрождением традиции можно возродить и практику катехизации древней Церкви. Представим, что может случиться на приходе, где священник, вдруг, решит возродить практику исповеди по правилам Василия Великого… Понятно, что может произойти, многие люди еще не готовы даже заговорить на тему исповеди, тем более рассказать священнику что-то личное. Но с таинством крещения дело обстоит намного проще. Сейчас, как говорится, креститься стало модно. Многие лишь отдают дань традиции: «мы — русские, значит должны «завтра же» зайти в храм и совершить обряд!» А на самом деле даже и не знают сакраментального значения таинства.

«За последние годы значительно увеличился приток людей в православные храмы, многие (примерно 80% россиян) крещены, некоторые венчались, но качество их веры, уровень знаний, мера церковного опыта и христианской жизни остаётся пока на очень низком, самом начальном уровне. Как точно заметил протоиерей Георгий Флоровский: «Русь вновь крещена, но не просвещена и совсем (в масштабах страны) не воцерковлена».

Такое оживление религиозной, но отнюдь не церковной жизни тревожит и свидетельствует не столько о богоугодной вере, сколько о неуверенности в завтрашнем дне и поиске жизненной опоры в условиях кризисного состояния общества. В результате, в церковь часто обращаются как в «скорую помощь» при потрясениях и жизненных невзгодах люди, считающие себя православными, но не имеющие достаточного представления о Боге, о Церкви, ее вероучении, богослужении, таинствах, прославленных святых и связи Церкви с личной и общественной жизнью. Обычно у таких людей имеется множество вопросов, порой остающихся неразрешенными, и возникает большая вероятность болезненного «ухода в себя», ухода к инославным, иноверным или вовлечения в оккультные группы и различные деструктивные секты, которые открыто и очень умело себя пропагандируют.

В чем же заключается актуальность использования современных методов в миссионерской и катехизической деятельности Церкви?

На епархиальном собрании города Москвы 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что перед нами открывается необъятное поле для миссионерских и катехизаторских трудов. Что же означают по своему содержанию, направлению и характеру эти два вида деятельности, на которые указал Святейший Патриарх?

Внутренняя миссия Церкви воспитательного характера заключается в освидетельствовании истин православия тем, кто готовится ко святому крещению, и кто, будучи крещен, не получил соответственного научения в вопросах веры и церковно-приходской жизни. Именно у этих людей существует угроза отпадения от Церкви и попадания в оккультные группы и секты.

Катехизис — это учебное пособие, составленное в 19 веке святителем Филаретом Московским, содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере. Катехизация заключается в научении истинам православия и чину церковной жизни для благоугождения Богу и спасения души.

Катехизис — это вероучительное и нравоучительное содержание того, что нужно говорить, а катехизация — это методика того, кому и как говорить. Катехизатор — это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своем уровне духовно — просветительской деятельности.

Катехизация в узком смысле слова — это подготовка и проведение огласительных бесед по основам веры для готовящихся принять святое крещение. Катехизация в широком смысле слова — это осуществление от лица православной церкви духовно- просветительской деятельности в различных слоях общества и на разных уровнях с целью привлечения людей к нормам христианской жизни, которые заложены в нас Творцом. Так же в своем слове на епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Алексий отметил:

«Во многие храмы столицы приходит огромное количество людей невоцерковленных — как москвичей, так и приезжих. Это характерно теперь для многих приходских храмов Русской Православной Церкви. Большинство из них — представители молодого поколения. Они приходят из любопытства и уходят, быть может, навсегда, ничем не заинтересовавшись всерьез. Но если бы мы относились к своему храму как к миссионерской территории, то сколько людей обрели бы веру и приобщились ко Христу! Очень часто нецерковные люди, объясняя свою отстраненность от Церкви, ссылались на то, что их смущают и соблазняют строгие требования (придирки), предъявляемые к ним в храме. Если мы не хотим потерять молодых людей для Церкви, то должны относиться к ним с теплотой и вниманием, стремиться увидеть за внешней холодностью живую душу, жаждущую теплого слова и обращенную к Богу. Свидетельство миру о Христе становится нашей главной задачей. Нужда в евангельской проповеди особенно сильна в крупных городах. При этом следует иметь ввиду, что миссионерство на некогда православных территориях, «вторичная христианизация» требует новых подходов и методов и специальной подготовки проповедников (миссионеров, катехизаторов, педагогов), которым придется трудиться в условиях современного мегаполиса».

О проблемах необходимой помощи при начальном воцерковлении мирян Святейший Патриарх сказал: «90‑е годы прошлого века были отмечены живым интересом российского общества к Церкви, и молодые люди первыми пришли в храм. Но кто их там встретил? Злые старушки и строгие батюшки, которые потребовали от них выполнения внешних форм благочестия, часто без объяснения их внутреннего содержания и смысла. По этой причине многие люди не смогли найти в Церкви ответа на свои вопросы, чаяния и стремления.

Следует стремиться к такому устроению приходской жизни, чтобы всякий приходящий в храм мог хотя бы на мгновение приобщиться к той радости о Христе Воскресшем, которой исполнено христианство». О доброжелательной поддержке людей, делающих первые шаги в Церкви, говорил в своем итоговом выступлении на церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России» в октябре 2004 года и протоиерей Дмитрий Смирнов. Рекомендации о необходимости учреждения в храмах консультативных пунктов в воскресные и праздничные дни для первичных катехизических бесед с невоцерковлеными людьми содержатся и в итоговом документе миссионерской конференции «Церковные суеверия», проходившей 18 мая 2006 в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре Санкт-Петербургской епархии (Церковный вестник, № 6 — 7, 2006 г., СПб.)».

В чем же выражается обоснование необходимости приходского консультирования?

В Священном Писании сказано: «Как могу разуметь (читаемое), если кто не наставит меня?» (Деян 8:31). «Сегодня часть современных верующих, крещеных людей очень малоцерковна и далеко не соответствует тем требованиям, которые предъявлялись к наставляемым в вере — оглашенным перед крещением в древней Церкви во времена святителя Кирилла Иерусалимского, автора огласительных поучений, жившего в 4‑ом веке.

В настоящее время, когда в воскресных школах обучается менее 1% из общего числа учащихся государственных школ, в которых охват учеников преподавания «Основ православной культуры» катастрофически мал и явно пробуксовывает, вопрос катехизации, духовного просвещения с целью воцерковления новокрещеных стоит как никогда остро.

Христианское образование в 20-ом веке оказалось практически разрушенным, возникла проблема ознакомления и обучения основной массы крещеных основам православного вероучения и мировоззрения. В безукладных современных семьях, не имеющих преемства христианских традиций, это не осуществляется. Уже давно перестали действовать традиционные внутрисемейные рычаги воспитания детей в вере, и потому истинное вхождение их в церковную жизнь, в полноту богообщения стало более трудным.

Все это требует со стороны Церкви новых подходов и форм помощи вновь приходящим, особого внимания, заботы, такта и любви, чтобы помочь этим людям стать на путь спасения. Опыт современной приходской жизни показал, что наиболее эффективной формой такой помощи при воцерковлении новоначальных христиан является служба приходского консультирования, которая не должна носить стихийный характер, а должна быть организована силами церковно грамотных, опытных, благочестивых мирян под руководством духовенства.

Вот уже более 15 лет на пути к Богу большинство крещеных людей только лишь от случая к случаю заходят в православный храм, но многие из них так и не прививаются в Церкви, не обретают своего прихода, духовного окормления, полнокровной духовной жизни. Годами и даже десятилетиями, а порой и всю жизнь такие «православные» остаются в категории «захожан». С грустью приходится слышать от людей: «Пришел в храм с бедой и множеством недоуменных вопросов: что делать, как поступить? А встретили грубо, и должного ответа не получил».

Обычно крещеные, но нецерковные люди приходят в воскресные и праздничные дни в переполненный храм (особенно в густонаселенных, так называемых «спальных» районах своего города), когда священникам некогда их выслушать и ответить на насущные вопросы таких «прихожан». В такие перегруженные для храма дни его служащим и работникам физически невозможно ответить всем. А по дороге домой этих людей могут встретить баптисты, адвентисты, иеговисты и представители других сект и ответить на все их вопросы, причем вежливо и «компетентно». Пользуясь недостаточностью духовного просвещения общества в религиозных вопросах и нашим нерадением в этом, непрошеные проповедники разных мастей сеют плевелы своих учений, стремясь отторгнуть от православия как можно больше людей, в том числе уже крещеных. Допустимо ли оставить при этом без внимания и душевного общения только что потянувшегося в Божий храм человека? Как не встретить, не ответить, не выслушать, не утешить, если за этим он пришел в храм, ведь Писание говорит: «Приходящего ко мне не изгоню вон» (Ин.6:37). За последние годы все более мощный, всеохватывающий и деструктивный характер влияния на нравственное состояния имеют средства массовой информации.

Сегодня Церковь должна находить действенные пути и формы воцерковления крещеной части нашего общества, и одной из них должно стать приходское консультирование. И действительно, многолетний опыт приходского консультирования показал необычайную важность и востребованность таких служб. Это — серьезная помощь Церкви людям, делающим первые шаги к храму.

Цель приходского консультирования заключается в оказании необходимой помощи при начальном воцерковлении мирян. Главный смысл в проявлении живого человеческого участия в ответственный момент движения души к Богу. При этом перед консультантом стоит ряд задач:

– оказать приходящим доброжелательный радушный прием и расположить к общению;

– указать, при необходимости, где и что располагается в храме;

– пояснить ход богослужения;

– по существу ответить на задаваемые вопросы;

– сориентировать в действиях и поведении в храме;

– заинтересовать и предложить необходимую помощь по нуждам человека;

–дать необходимые советы;

– порекомендовать регулярно читать духовную литературу, молиться, посещать храм, исповедоваться и причащаться»[1].

Важно сказать о тех категориях людей, которые нуждаются в консультативной помощи. Апостол Павел в своем послании в Коринф говорит: «И вы — тело Христово, а порознь — члены. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге». (1 Кор 12:27, 24-25).

«Нуждающиеся в консультативной помощи — это чаще всего те, кто крещены, но не наставлены в вере (в большинстве своем не оглашены должным образом), не приобщены к церковной жизни, те, кто делают первые шаги на пути к Богу и Церкви. Посещение храма этими людьми бывает непредсказуемо, от случая к случаю, так как духовная жизнь их не устроена. Имеется множество всевозможных причин их прихода в храм. Одни идут из-за жизненных невзгод, скорбей и неурядец, другие же — исполняя просьбы родственников и знакомых, по нуждам и болезням своих ближних»[2]. Сегодня многие приходят в храм ради крещения, венчания или отпевания родных и близких. А иногда посещают храм в силу еще не угасших народных традиций: на Рождество Христово, на Богоявление — освятить воду, на Пасху — куличи, на Преображение — яблоки. В лучшем случае, помянуть своих усопших родственников в годовщину или родительскую субботу, а также освятить нательный крестик или икону.

Теперь стало довольно частым явлением то, что люди приходят в храм раз в 3 — 4 месяца, на 10 — 15 минут, как правило, перед какими-то ответственными делами: предстоящей операцией, полетом на самолете, экзаменом или собеседованием при приеме на работу…

«В масштабах всей страны десятки и сотни тысяч таких людей из года в год посещают православные храмы пока лишь как «захожане» и не имеют возможности получить компетентные ответы на свои насущные вопросы. Неподготовленному человеку трудно разобраться и в огромном количестве христианской и околохристианской литературы самого разного уровня, толка и качества.

Очень важно, чтобы эти люди, приходящие в храм, получали компетентные, современные ответы и разъяснения по интересующим их вопросам, особенно, по азам и правилам веры в начале пути воцерковления, иначе их дорога в храм никогда не станет радостной и осознанной и охлаждение к Церкви будет все более и более неизбежным»[3].

Семилетний опыт и анализ такого приходского консультирования в нескольких храмах Санкт — Петербургской епархии позволил выявить и квалифицировать различные вопросы, нужды и потребности только что крестившихся людей. Наибольший интерес проявляется к таинству крещения. Отец Александр Зелененко приводит несколько основных тем вопросов о таинстве крещения: « Для чего нужно креститься? В каком возрасте лучше, что необходимо взрослому, чтобы крестить ребенка? Как по церковной традиции избрать имя новорожденному? Что должен знать взрослый перед крещением, какие он дает обеты и каковы его обязанности? О восприемниках»[4].

Становится понятной необходимость возрождения практики катехизации на приходах. Сегодня в храм приходит множество людей, имеющих несколько высших образований или же какое-либо другое и, наставляя их, через некоторое время священник может благословить их просвещать других. Такая огромная работа поможет нашему обществу по-другому относиться к Церкви, вспомнить духовно-нравственные аспекты жизни прошлых поколений, научиться соотносить свою жизнь с евангельскими наставлениями Спасителя, житиями многих святых. И, начиная вести работу над собой, многие захотят поделиться этим со своими родственниками, друзьями и знакомыми. И через такую работу, проведенную на приходе, люди перестанут бояться обращаться к священнику. Уходят в прошлое те времена, когда в храме можно было увидеть одних лишь бабушек. Сегодня приходы открыты для людей всех возрастов, работают воскресные школы и библиотеки…

«Помолитеся, оглашении Господеви. Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Огласит их словом истины. Открыет им Евангелие правды. Соединит их со Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви. Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните!»

Эти слова мы слышим за литургией. О важности катехизации говорит само деление Литургии на две части: Литургию оглашенных и Литургию верных. После ответов хора и молитвы Священника раздается привычно непонятный возглас диакона: «Елицы оглашении, изыдите, оглашении, изыдите, елицы оглашении, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».[5]

«Слова звучат, но при этом в церкви ничего не происходит: катехуменов нет, а потому и некому «исходить». Слово «катехизация» происходит от греческого глагола катихэо, основным значением которого было «оглашать», или «сообщать широкой аудитории». Древнегреческие поэты «катехизировали» публику, декламируя в театре свои стихи. Другим, более редким в античности значением катихэо, получившим впоследствии широкое хождение в христианской практике, было «учить», или «наставлять».

Наша славянская терминология «оглашать», «оглашаемый», «оглашение», соответствующая греческим катихэо, катихумэнос, катихисис,— является малоудачным переводом, ориентирующимся скорее на более древнее употребление греческих слов, чем на то, которое продиктовано христианской практикой. Ведь христианский катехизатор является не столько огласителем или глашатаем, то есть оратором или проповедником, сколько в первую очередь наставником, учителем христианского пути и духовным руководителем.

В апостольские времена катехизация означала чаще всего устное наставление во всем, касающемся основ христианской веры и жизни. По определению Исидора Севильского, «катехуменом» назывался тот, кто в настоящее время знакомится с вероучением, но еще не крестился. Именно в этом последнем значении слова «катехизация» и «катехумен» чаще всего употребляется сегодня.

Катехизация как дар Святого Духа родилась из живой потребности поделиться верой с окружающими людьми. В молитвенном обращении христиан за совместной трапезой и в поучении новых членов общины сложилось устное предание о Христе, которое предшествовало написанию Евангелий. О существовании устной традиции говорит в предисловии к своему труду святой евангелист Лука: «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк 1: 3 — 4[6]. То есть евангелист дает ему письменное изложение того, что он должен был знать уже устно.

«Первым катехизатором в истории христианства был Сам Господь Иисус Христос. Не случайно одно из самых частых обращений к Иисусу, которое мы встречаем в Евангелиях, это — Учитель. Отметим, что титул учителя Торы[7] (по-еврейски — равви) предполагал значительный авторитет среди учеников и особое почитание среди учеников. Евангелист Матфей видит во Христе не просто одного из учителей, но единственного учителя. Осуждая тщеславие книжников и фарисеев, Иисус просит Своих последователей не называть себя раввинами, сохраняя этот титул за одним Христом (Мф 23:8,10). Интересно, что Новый Завет избегает называть первых христианских учителей раввинами, всюду используя нейтральное и привычное грекоязычной аудитории слово Дидаскалос»[8].

Первые последователи Христа называли себя словом «христиане», означающим последователей Мессии. Признание Его Мессией влекло за собою значительную реорганизацию религиозной жизни. Вся земная жизнь Господа от Рождества до Воскресения, была одной великой проповедью Царствия Небесного. Все величие Его катехизиса заключалось в том, что Он сам был воплощением Своего учения, словами, личным примером и делами.

На вопрос Иоанна Крестителя тот ли Он, Кто должен прийти, Господь ответил, указав на происходящие чудеса исцеления: «слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» (Мф 11:5; Лк 7:22). Катехизис Христа являлся прежде всего ответом на вопросы учеников «что делать?» и «как жить дальше?»

2. Значение православия в нашей жизни

Сегодня каждый из нас рано или поздно задумывается о пути своей жизни, о том, для чего он живет, задумывается над религиозными вопросами. «Так уж устроен человек, что в нем есть что-то вечное, неземное, заставляющее его по-особому осмысливать самого себя.

И здесь человек стоит порой перед сложным выбором, который может зависеть от исторических причин, эпохи, государства, в котором он живет. Этот выбор может зависеть от воспитания, окружения, образования, интеллектуального уровня, возраста и других составляющих нашей жизни. Но остается бесспорным тот факт, что нет человека, перед которым бы не стояли вечные вопросы: жизни и смерти, добра и зла, вечности и страданий и многие другие.

Сегодня мы живем в особое, удивительное время, которое обусловлено как положительными, так и отрицательными моментами. Положительными, потому что сейчас можно выбирать, выбирать идеалы своей жизни, мотивы, цели, средства…

Печальным, негативным моментом нынешнего времени является тоталитарное атеистическое прошлое нашего государства»[9], о чем упоминалось выше.

«В этих условиях человек был лишен независимого мировоззренческого выбора, права открыто исповедовать ту или иную религию. Но есть еще один отрицательный аспект нынешнего времени: мы живем в условиях глобальных мировых экономических, политических, социальных и духовных кризисов. Существуют серьезные проблемы не только внутри нашего государства, но и в системе высокоразвитых западных стран.

Но при всем этом удивительно, что на первое место в решении современных задач ставится человеческий фактор. Взять любую проблему — войны, коррупции, преступности, наркомании, семьи — везде решение вопроса упирается в человека, воспитание в нем моральных качеств.

К большому сожалению, сейчас мы повсеместно наблюдаем распад личности, духовную деградацию общества, как на Западе, так и в России. Правда, на Западе это нивелируется высоким благосостоянием общества. А где расшатаны нравственные устои общества, там не может быть длительного могущества и процветания. В России эти моменты усугубляются пропагандой насилия, разврата, роскошной жизни, легкого отношения к человеческим трагедиям. Леность, греховная гордыня, увлечение безнравственными зрелищами и культом насилия, поработили многих. Подвергается разрушению семья — основа многовекового уклада народной жизни, основа его благоденствия, через которую передавались от поколения к поколению дух благочестия и нравственные ценности.

Надо помнить, что личность, семья, духовность, нравственность — это не пустые слова, а основа, духовный фундамент всякой цивилизации и всякого общества»[10].

3. Организация приходской консультативной службы

Сегодня необходимо оказать помощь каждому нуждающемуся в ответах на многочисленные вопросы человеку, приходящему в храм. Именно поэтому при каждом храме надо иметь так называемый центр консультаций, куда может обратиться любой человек, только что зашедший в храм. Главная роль здесь отводится тому человеку, который и будет консультировать. Отвечая на вопросы, мы тем самым открываем для вошедшего двери храма, начиная катехизировать его с первого шага. И, увидев такое внимание, такую заботу, ему станет легче на душе и вновь захочется прийти в храм, зная что конкретно необходимо.

«Исходя из особенностей и возможностей прихода, устроение консультативной службы может быть реализовано по-разному. При входе в храм или внутри храма стоит стол с табличкой «Консультант», за которым стоит или сидит консультирующий со знаком «Консультант», на котором указаны его имя, отчество и фамилия. На столе разложена необходимая церковная литература для новоначальных: буклет о храме, Закон Божий, катехизис, церковный календарь, брошюры по азам и основам веры; о богослужении, о подготовке к таинствам крещения, исповеди, святого причащения или венчания. Такая библиотечка составляется чаще всего из книг, имеющихся в церковной лавке, и служит наглядным пособием во время беседы.

Тут могут быть и различные объявления: о наборе в воскресную школу, в группы оглашения или катехизации; о праздниках, выставках, памятных датах, встречах с интересными людьми и другие, уместные при консультировании. Консультанты, помимо ответов на вопросы, советуют записаться в воскресную школу, различные группы, поясняя все, что с этим связано; побуждают новоначальных к регулярному посещению храма, участию в таинствах Церкви, объясняют, когда удобнее подойти с трудными вопросами к священнику.

Работа консультанта актуальна особенно в двунадесятые, великие, престольные праздники, в субботние, воскресные дни и поминальные родительские субботы»[11]. Но перед настоятелем прихода становится задача в подборе и обучении самого консультанта.

4. Выбор консультанта на приходе обязанности и требования к нему

«За последние годы на приходах Русской Православной Церкви, особенно в городах, имеется достаточный потенциал в лице церковно-грамотных, образованных и благочестивых мирян, мужчин и женщин, которым можно поручить консультирование по типичным вопросам вновь приходящих к Церкви. В числе таких консультантов на приходе могут быть миряне, успешно окончившие воскресную школу (сроком от 2‑х до 5‑ти лет) или миссионерские, катехизаторские, богословско-педагогические курсы (не менее 2‑х лет); духовное училище или семинарию, Свято-Тихоновский университет и подобные учебные заведения, дающие достаточную ориентацию в вопросах церковной жизни.

Хорошо, если в числе консультантов будут подготовленные молодые люди. С одной стороны это поможет общению их со сверстниками и молодежью, а с другой, будет духовно развивать их, наполняя церковную жизнь служением ближним.

Выявляя наиболее способных в этом деле, важно направлять их по благословению настоятеля храма, духовника или ответственных за консультативную службу лиц (часто благословленного на то, дьякона или псаломщика храма) на приходское консультирование под руководством более опытных консультантов.

Качества, которыми должен обладать консультирующий

Бескорыстная самоотверженная любовь к людям, нравственная чистота, образованность, достаточный опыт церковной жизни.

Характер общения

К приходящему человеку необходимо отнестись с любовью и вниманием, оказать ему радушный прием. Почувствовать как дорог этот пришедший в храм человек Господу и понять всю ответственность за свое поведение и слова перед Богом. Постараться помочь человеку в его нуждах и утешить в скорби, по возможности полно ответить на недоуменные вопросы. Беседу следует вести ясно и вразумительно, сообразно опыту вопрошаемого, не искажая в ответах дух учения православной Церкви.

Важна искренность разговора с человеком, мирность и доброжелательность по апостольскому совету: «Будьте всегда готовы всякому, требующему от вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).

Требования к консультанту

Не переоценивать свои возможности, не подменять собою священника, не брать на себя роль духовника-исповедника, не учительствовать, не самоутверждаться перед людьми;

Правильно отвечать на задаваемые типичные вопросы; ориентироваться в литературе для новоначальных;

Понимать, в каких случаях направлять приходящих к священнику или настоятелю храма, к свечнице, а в каких — к преподавателю воскресной школы или в приходскую библиотеку…

Каждому консультанту необходимо иметь личный духовный опыт и степень воцерковленности, доброжелательность, способность к ненавязчивому, открытому общению. Быть грамотным и подготовленным. На практике владеть катехизаторским делом и навыками приходского консультирования под руководством опытных наставников»[12].

«Какие же средства нужны для того, чтобы возродить православный духовно-нравственный идеал, сделать его зримым, привлекательным и понятным для наших людей? Это «воцерковление». Многие пугаются этого слова, особенно те, кто воспитан на принципах уважения прав и религиозной свободы человека. Они думают, что речь идет о клерикализации общества. Однако воцерковление — это не возрастание политической роли Церкви, не стремление сделать приоритетными интересы церковных структур. Воцерковление — это преодоление разрыва между опытом повседневной жизни и религиозным опытом, которое мы обретаем как члены благочестивого организма, Церкви Христовой.

Через воцерковление духовно-нравственный идеал Православной Церкви из предмета интереса и осторожного любопытства становится целью, осуществляемой в личной, семейной и общественной жизни. Через воцерковление человек входит в молитвенный и литургический опыт Церкви и в этом опыте черпает благодатные силы для построения личной жизни и общественного служения.

Наше общество в условиях опасного усугубления нравственного кризиса ради самосохранения должно быть заинтересовано в оживлении того духовно-нравственного идеала, который в течение веков определял поведение и поступки миллионов русских людей.

Воцерковление нашего народа способно воскресить Россию и дать ей силы вновь стать Святой Русью, способной противостоять силам зла и разрушения.

Сейчас многие вкладывают разный смысл в понятие духовности и подчас думают, что все, кто произносят слова «вера» и «Бог», несут людям истину и духовное возрождение. Это не так. Опыт жизни показывает нам это, нашествие сомнительных проповедников с Запада, обилие тоталитарных сект, которые часто духовное здоровье наших граждан используют в коммерческих целях, говорит нам о большой осторожности в этом вопросе. Религия — очень опасная реальность. Можно оказаться инвалидом, калекой не только в физическом смысле, но и в духовном. Попав под влияние ложной духовности, можно потерять психическое и моральное здоровье. Сегодня каждый человек вправе выбирать: с кем ему быть и кому доверять. Поэтому каждый, кто находится на духовном перепутье, должен, отложив сомнения, задуматься о своем выборе.

Но, осуществляя свой выбор, надо помнить, что он невозможен на уровне интеллектуальных спекуляций. Религия — это всегда практический путь, и проверяться он должен в практическом действии. Необходимо чтобы каждый, кто еще не выбрал свою духовную стезю в жизни, начал эту проверку с православного пути жизни. Православие имеет моральное право быть первым в числе избираемых. Об этом свидетельствует весь исторический путь Православия, его влияния на общество, на историю России.

Сегодня Церковь призывает каждого из нас хранить сокровища своей веры, изучать исторический опыт прошлого, возрождать наше национальное самосознание, чтобы жизнь наша строилась по заповедям и идеалам христианства»[13].


[1] Зелененко А. прот. Приходское консультирование, как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян: Рекомендации и опыт церковных приходов Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2006. С. 3 — 10.

[2] Там же. С. 11.

[3] Там же. С. 12.

[4] Там же. С. 13.

[5] Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа. М., 2001. С. 5.

[6] Там же. С.15 — 16.

[7] Еврейское слово «Тора» в широком смысле означает устное наставление, которое преподает учитель ученику или отец сыну (Притч. 1:18, 4:1-4). Содержанием этого учения являются заповеди практической мудрости, обнимающие отношения человека с Богом. Тора в узком смысле совершенно правильно переведена новозаветными авторами как «Закон».

[8] Там же. С. 17.

[9] Мещеринов П. иг. Беседы о вере и Церкви, Даниловский благовестник. М., 2004. С. 3.

[10] Там же. С. 3 — 4.

[11] Зелененко А.. прот. Указ. Соч. С.15 — 16.

[12] Там же. С. 16 — 19.

[13] Мещеринов П. иг. Указ. соч. С. 8.

Комментировать