Практика катехизации в Древней Церкви и возможность применения ее в современных условиях – С. А. Казаков

Практика катехизации в Древней Церкви и возможность применения ее в современных условиях – С. А. Казаков


Начи­ная с апо­столь­ского века, Цер­ковь все­гда отда­вала пред­по­чте­ние совер­ше­нию таинств, одним из кото­рых явля­лось таин­ство кре­ще­ния, вступ­ле­ния чело­века в обще­ство верующих.

Оглав­ле­ние

 

  1. Осо­бен­но­сти рели­ги­оз­ного ожив­ле­ния в совре­мен­ном нецер­ков­ном обществе
  2. Зна­че­ние пра­во­сла­вия в нашей жизни
  3. Орга­ни­за­ция при­ход­ской кон­суль­та­тив­ной службы
  4. Выбор кон­суль­танта на при­ходе обя­зан­но­сти и тре­бо­ва­ния к нему

 


1. Особенности религиозного оживления в современном нецерковном обществе

Начи­ная с апо­столь­ского века, Цер­ковь все­гда отда­вала пред­по­чте­ние совер­ше­нию таинств, одним из кото­рых явля­лось таин­ство кре­ще­ния, вступ­ле­ния чело­века в обще­ство веру­ю­щих. Всю зна­чи­мость и вели­чие этого таин­ства под­твер­ждает и сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос, при­няв­ший его от Иоанна Предтечи.

Со вре­ме­нем, от века к веку, пра­вила вступ­ле­ния в Цер­ковь ста­но­ви­лись строже, дабы при­ве­сти в цер­ков­ное лоно под­го­тов­лен­ного чело­века, дей­стви­тельно осо­зна­ю­щего всю свя­тость таин­ства и ответ­ствен­ность перед Богом. Это испы­та­ние помо­гало не только самому кан­ди­дату, но и всей общине, где появ­лялся новый христианин.

Мир раз­ви­вался, писа­лись новые законы, по кото­рым пред­сто­яло жить как свет­скому, так и цер­ков­ному сооб­ще­ству. Изме­ня­лась и прак­тика кате­хи­за­ции, порой, забы­вая насле­дие про­шлого, того, что когда-то явля­лось един­ственно вер­ным и незыб­ле­мым. И полу­ча­лось, что в тяже­лые вре­мена для хри­стиан при­дер­жи­ваться пра­вил кате­хи­за­ции было легче, нежели чем в луч­шие годы, когда мне­ние Церкви было авто­ри­те­том для госу­дар­ствен­ных вла­стей. Но и после­ду­ю­щие тяже­лые вре­мена не смогли изме­нить ситу­а­цию. Вспом­нить хотя бы после­ре­во­лю­ци­он­ные и после­во­ен­ные годы 20-го века в нашей стране, когда лишь любое упо­ми­на­ние о Церкви могло при­ве­сти к тра­ге­дии для всей семьи или отдель­ного чело­века, не говоря уже о совер­ше­нии таинств.

Это семи­де­ся­ти­лет­нее отчуж­де­ние госу­дар­ством нашего народа от хри­сти­ан­ской тра­ди­ции иско­ре­нило какую-либо воз­мож­ность под­го­то­вить чело­века к при­ня­тию кре­ще­ния. А если кто-то и был кре­щен, то скры­вал. Если же об этом ста­но­ви­лось известно, то счи­та­лось чем-то немыс­ли­мым, позо­ром для всего кол­лек­тива, где учился или рабо­тал кре­стив­шийся. В конце 80‑х годов про­шлого сто­ле­тия ситу­а­ция посте­пенно начи­нает меняться в пользу Церкви. Появи­лась воз­мож­ность про­по­ве­до­вать Слово Божие, не опа­са­ясь, без огля­док, что при­вело к появ­ле­нию в хра­мах зна­чи­тель­ного числа людей раз­ных возрастов.

Посте­пенно стали вос­ста­нав­ли­ваться раз­ру­шен­ные храмы, появи­лось уже и мно­же­ство новых. Жизнь при­хо­дов все ярче и ярче давала воз­мож­ность уви­деть воз­вра­ще­ние к мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ции нашего народа. Воз­вра­ще­ние к духовно-нрав­ствен­ным иде­а­лам дало воз­мож­ность ответ­ственно отно­ситься ко всему, что про­ис­хо­дит сего­дня в Церкви вообще и на при­ходе в част­но­сти. Что не могло не отра­зиться на таин­ствах, в част­но­сти кре­ще­ния. Но воз­ни­кает вопрос: а есть ли сего­дня в наших при­хо­дах хотя бы мини­маль­ная часть той древ­ней прак­тики катехизации?

Необ­хо­димо сразу же ска­зать, что срав­ни­вать пер­вые века хри­сти­ан­ства и совре­мен­ность надо очень осто­рожно. Оши­бочно пола­гать, что с воз­рож­де­нием тра­ди­ции можно воз­ро­дить и прак­тику кате­хи­за­ции древ­ней Церкви. Пред­ста­вим, что может слу­читься на при­ходе, где свя­щен­ник, вдруг, решит воз­ро­дить прак­тику испо­веди по пра­ви­лам Васи­лия Вели­кого… Понятно, что может про­изойти, мно­гие люди еще не готовы даже заго­во­рить на тему испо­веди, тем более рас­ска­зать свя­щен­нику что-то лич­ное. Но с таин­ством кре­ще­ния дело обстоит намного проще. Сей­час, как гово­рится, кре­ститься стало модно. Мно­гие лишь отдают дань тра­ди­ции: «мы — рус­ские, зна­чит должны «зав­тра же» зайти в храм и совер­шить обряд!» А на самом деле даже и не знают сакра­мен­таль­ного зна­че­ния таинства.

«За послед­ние годы зна­чи­тельно уве­ли­чился при­ток людей в пра­во­слав­ные храмы, мно­гие (при­мерно 80% рос­сиян) кре­щены, неко­то­рые вен­ча­лись, но каче­ство их веры, уро­вень зна­ний, мера цер­ков­ного опыта и хри­сти­ан­ской жизни оста­ётся пока на очень низ­ком, самом началь­ном уровне. Как точно заме­тил про­то­и­е­рей Геор­гий Фло­ров­ский: «Русь вновь кре­щена, но не про­све­щена и совсем (в мас­шта­бах страны) не воцерковлена».

Такое ожив­ле­ние рели­ги­оз­ной, но отнюдь не цер­ков­ной жизни тре­во­жит и сви­де­тель­ствует не столько о бого­угод­ной вере, сколько о неуве­рен­но­сти в зав­траш­нем дне и поиске жиз­нен­ной опоры в усло­виях кри­зис­ного состо­я­ния обще­ства. В резуль­тате, в цер­ковь часто обра­ща­ются как в «ско­рую помощь» при потря­се­ниях и жиз­нен­ных невзго­дах люди, счи­та­ю­щие себя пра­во­слав­ными, но не име­ю­щие доста­точ­ного пред­став­ле­ния о Боге, о Церкви, ее веро­уче­нии, бого­слу­же­нии, таин­ствах, про­слав­лен­ных свя­тых и связи Церкви с лич­ной и обще­ствен­ной жиз­нью. Обычно у таких людей име­ется мно­же­ство вопро­сов, порой оста­ю­щихся нераз­ре­шен­ными, и воз­ни­кает боль­шая веро­ят­ность болез­нен­ного «ухода в себя», ухода к ино­слав­ным, ино­вер­ным или вовле­че­ния в оккульт­ные группы и раз­лич­ные деструк­тив­ные секты, кото­рые открыто и очень умело себя пропагандируют.

В чем же заклю­ча­ется акту­аль­ность исполь­зо­ва­ния совре­мен­ных мето­дов в мис­си­о­нер­ской и кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти Церкви?

На епар­хи­аль­ном собра­нии города Москвы 2004 года Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Алек­сий II отме­тил, что перед нами откры­ва­ется необъ­ят­ное поле для мис­си­о­нер­ских и кате­хи­за­тор­ских тру­дов. Что же озна­чают по сво­ему содер­жа­нию, направ­ле­нию и харак­теру эти два вида дея­тель­но­сти, на кото­рые ука­зал Свя­тей­ший Патриарх?

Внут­рен­няя мис­сия Церкви вос­пи­та­тель­ного харак­тера заклю­ча­ется в осви­де­тель­ство­ва­нии истин пра­во­сла­вия тем, кто гото­вится ко свя­тому кре­ще­нию, и кто, будучи кре­щен, не полу­чил соот­вет­ствен­ного науче­ния в вопро­сах веры и цер­ковно-при­ход­ской жизни. Именно у этих людей суще­ствует угроза отпа­де­ния от Церкви и попа­да­ния в оккульт­ные группы и секты.

Кате­хи­зис — это учеб­ное посо­бие, состав­лен­ное в 19 веке свя­ти­те­лем Фила­ре­том Мос­ков­ским, содер­жа­щее свод веро­учи­тель­ных истин, поня­тий и опре­де­ле­ний для настав­ле­ния в пра­во­слав­ной вере. Кате­хи­за­ция заклю­ча­ется в науче­нии исти­нам пра­во­сла­вия и чину цер­ков­ной жизни для бла­го­уго­жде­ния Богу и спа­се­ния души.

Кате­хи­зис — это веро­учи­тель­ное и нра­во­учи­тель­ное содер­жа­ние того, что нужно гово­рить, а кате­хи­за­ция — это мето­дика того, кому и как гово­рить. Кате­хи­за­тор — это спе­ци­а­лист, полу­чив­ший систе­ма­ти­че­ское бого­слов­ское обра­зо­ва­ние, необ­хо­ди­мые уме­ния, навыки и пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние для про­ве­де­ния на своем уровне духовно — про­све­ти­тель­ской деятельности.

Кате­хи­за­ция в узком смысле слова — это под­го­товка и про­ве­де­ние огла­си­тель­ных бесед по осно­вам веры для гото­вя­щихся при­нять свя­тое кре­ще­ние. Кате­хи­за­ция в широ­ком смысле слова — это осу­ществ­ле­ние от лица пра­во­слав­ной церкви духовно- про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти в раз­лич­ных слоях обще­ства и на раз­ных уров­нях с целью при­вле­че­ния людей к нор­мам хри­сти­ан­ской жизни, кото­рые зало­жены в нас Твор­цом. Так же в своем слове на епар­хи­аль­ном собра­нии города Москвы Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий отметил:

«Во мно­гие храмы сто­лицы при­хо­дит огром­ное коли­че­ство людей нево­цер­ко­в­лен­ных — как моск­ви­чей, так и при­ез­жих. Это харак­терно теперь для мно­гих при­ход­ских хра­мов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Боль­шин­ство из них — пред­ста­ви­тели моло­дого поко­ле­ния. Они при­хо­дят из любо­пыт­ства и ухо­дят, быть может, навсе­гда, ничем не заин­те­ре­со­вав­шись все­рьез. Но если бы мы отно­си­лись к сво­ему храму как к мис­си­о­нер­ской тер­ри­то­рии, то сколько людей обрели бы веру и при­об­щи­лись ко Хри­сту! Очень часто нецер­ков­ные люди, объ­яс­няя свою отстра­нен­ность от Церкви, ссы­ла­лись на то, что их сму­щают и соблаз­няют стро­гие тре­бо­ва­ния (при­дирки), предъ­яв­ля­е­мые к ним в храме. Если мы не хотим поте­рять моло­дых людей для Церкви, то должны отно­ситься к ним с теп­ло­той и вни­ма­нием, стре­миться уви­деть за внеш­ней холод­но­стью живую душу, жаж­ду­щую теп­лого слова и обра­щен­ную к Богу. Сви­де­тель­ство миру о Хри­сте ста­но­вится нашей глав­ной зада­чей. Нужда в еван­гель­ской про­по­веди осо­бенно сильна в круп­ных горо­дах. При этом сле­дует иметь ввиду, что мис­си­о­нер­ство на неко­гда пра­во­слав­ных тер­ри­то­риях, «вто­рич­ная хри­сти­а­ни­за­ция» тре­бует новых под­хо­дов и мето­дов и спе­ци­аль­ной под­го­товки про­по­вед­ни­ков (мис­си­о­не­ров, кате­хи­за­то­ров, педа­го­гов), кото­рым при­дется тру­диться в усло­виях совре­мен­ного мегаполиса».

О про­бле­мах необ­хо­ди­мой помощи при началь­ном воцер­ко­в­ле­нии мирян Свя­тей­ший Пат­ри­арх ска­зал: «90‑е годы про­шлого века были отме­чены живым инте­ре­сом рос­сий­ского обще­ства к Церкви, и моло­дые люди пер­выми при­шли в храм. Но кто их там встре­тил? Злые ста­рушки и стро­гие батюшки, кото­рые потре­бо­вали от них выпол­не­ния внеш­них форм бла­го­че­стия, часто без объ­яс­не­ния их внут­рен­него содер­жа­ния и смысла. По этой при­чине мно­гие люди не смогли найти в Церкви ответа на свои вопросы, чая­ния и стремления.

Сле­дует стре­миться к такому устро­е­нию при­ход­ской жизни, чтобы вся­кий при­хо­дя­щий в храм мог хотя бы на мгно­ве­ние при­об­щиться к той радо­сти о Хри­сте Вос­крес­шем, кото­рой испол­нено хри­сти­ан­ство». О доб­ро­же­ла­тель­ной под­держке людей, дела­ю­щих пер­вые шаги в Церкви, гово­рил в своем ито­го­вом выступ­ле­нии на цер­ковно-обще­ствен­ном форуме «Духовно-нрав­ствен­ные основы демо­гра­фи­че­ского раз­ви­тия Рос­сии» в октябре 2004 года и про­то­и­е­рей Дмит­рий Смир­нов. Реко­мен­да­ции о необ­хо­ди­мо­сти учре­жде­ния в хра­мах кон­суль­та­тив­ных пунк­тов в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни для пер­вич­ных кате­хи­зи­че­ских бесед с нево­цер­ко­в­ле­ными людьми содер­жатся и в ито­го­вом доку­менте мис­си­о­нер­ской кон­фе­рен­ции «Цер­ков­ные суе­ве­рия», про­хо­див­шей 18 мая 2006 в Свято-Тро­иц­кой Алек­сан­дро-Нев­ской Лавре Санкт-Петер­бург­ской епар­хии (Цер­ков­ный вест­ник, № 6 — 7, 2006 г., СПб.)».

В чем же выра­жа­ется обос­но­ва­ние необ­хо­ди­мо­сти при­ход­ского консультирования?

В Свя­щен­ном Писа­нии ска­зано: «Как могу разу­меть (чита­е­мое), если кто не наста­вит меня?» (Деян 8:31). «Сего­дня часть совре­мен­ных веру­ю­щих, кре­ще­ных людей очень мало­цер­ковна и далеко не соот­вет­ствует тем тре­бо­ва­ниям, кото­рые предъ­яв­ля­лись к настав­ля­е­мым в вере — огла­шен­ным перед кре­ще­нием в древ­ней Церкви во вре­мена свя­ти­теля Кирилла Иеру­са­лим­ского, автора огла­си­тель­ных поуче­ний, жив­шего в 4‑ом веке.

В насто­я­щее время, когда в вос­крес­ных шко­лах обу­ча­ется менее 1% из общего числа уча­щихся госу­дар­ствен­ных школ, в кото­рых охват уче­ни­ков пре­по­да­ва­ния «Основ пра­во­слав­ной куль­туры» ката­стро­фи­че­ски мал и явно про­бук­со­вы­вает, вопрос кате­хи­за­ции, духов­ного про­све­ще­ния с целью воцер­ко­в­ле­ния ново­кре­ще­ных стоит как нико­гда остро.

Хри­сти­ан­ское обра­зо­ва­ние в 20-ом веке ока­за­лось прак­ти­че­ски раз­ру­шен­ным, воз­никла про­блема озна­ком­ле­ния и обу­че­ния основ­ной массы кре­ще­ных осно­вам пра­во­слав­ного веро­уче­ния и миро­воз­зре­ния. В без­уклад­ных совре­мен­ных семьях, не име­ю­щих пре­ем­ства хри­сти­ан­ских тра­ди­ций, это не осу­ществ­ля­ется. Уже давно пере­стали дей­ство­вать тра­ди­ци­он­ные внут­ри­се­мей­ные рычаги вос­пи­та­ния детей в вере, и потому истин­ное вхож­де­ние их в цер­ков­ную жизнь, в пол­ноту бого­об­ще­ния стало более трудным.

Все это тре­бует со сто­роны Церкви новых под­хо­дов и форм помощи вновь при­хо­дя­щим, осо­бого вни­ма­ния, заботы, такта и любви, чтобы помочь этим людям стать на путь спа­се­ния. Опыт совре­мен­ной при­ход­ской жизни пока­зал, что наи­бо­лее эффек­тив­ной фор­мой такой помощи при воцер­ко­в­ле­нии ново­на­чаль­ных хри­стиан явля­ется служба при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния, кото­рая не должна носить сти­хий­ный харак­тер, а должна быть орга­ни­зо­вана силами цер­ковно гра­мот­ных, опыт­ных, бла­го­че­сти­вых мирян под руко­вод­ством духовенства.

Вот уже более 15 лет на пути к Богу боль­шин­ство кре­ще­ных людей только лишь от слу­чая к слу­чаю захо­дят в пра­во­слав­ный храм, но мно­гие из них так и не при­ви­ва­ются в Церкви, не обре­тают сво­его при­хода, духов­ного окорм­ле­ния, пол­но­кров­ной духов­ной жизни. Годами и даже деся­ти­ле­ти­ями, а порой и всю жизнь такие «пра­во­слав­ные» оста­ются в кате­го­рии «захо­жан». С гру­стью при­хо­дится слы­шать от людей: «При­шел в храм с бедой и мно­же­ством недо­умен­ных вопро­сов: что делать, как посту­пить? А встре­тили грубо, и долж­ного ответа не получил».

Обычно кре­ще­ные, но нецер­ков­ные люди при­хо­дят в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни в пере­пол­нен­ный храм (осо­бенно в густо­на­се­лен­ных, так назы­ва­е­мых «спаль­ных» рай­о­нах сво­его города), когда свя­щен­ни­кам неко­гда их выслу­шать и отве­тить на насущ­ные вопросы таких «при­хо­жан». В такие пере­гру­жен­ные для храма дни его слу­жа­щим и работ­ни­кам физи­че­ски невоз­можно отве­тить всем. А по дороге домой этих людей могут встре­тить бап­ти­сты, адвен­ти­сты, иего­ви­сты и пред­ста­ви­тели дру­гих сект и отве­тить на все их вопросы, при­чем веж­ливо и «ком­пе­тентно». Поль­зу­ясь недо­ста­точ­но­стью духов­ного про­све­ще­ния обще­ства в рели­ги­оз­ных вопро­сах и нашим нера­де­нием в этом, непро­ше­ные про­по­вед­ники раз­ных мастей сеют пле­велы своих уче­ний, стре­мясь отторг­нуть от пра­во­сла­вия как можно больше людей, в том числе уже кре­ще­ных. Допу­стимо ли оста­вить при этом без вни­ма­ния и душев­ного обще­ния только что потя­нув­ше­гося в Божий храм чело­века? Как не встре­тить, не отве­тить, не выслу­шать, не уте­шить, если за этим он при­шел в храм, ведь Писа­ние гово­рит: «При­хо­дя­щего ко мне не изгоню вон» (Ин.6:37). За послед­ние годы все более мощ­ный, все­о­хва­ты­ва­ю­щий и деструк­тив­ный харак­тер вли­я­ния на нрав­ствен­ное состо­я­ния имеют сред­ства мас­со­вой информации.

Сего­дня Цер­ковь должна нахо­дить дей­ствен­ные пути и формы воцер­ко­в­ле­ния кре­ще­ной части нашего обще­ства, и одной из них должно стать при­ход­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние. И дей­стви­тельно, мно­го­лет­ний опыт при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния пока­зал необы­чай­ную важ­ность и вос­тре­бо­ван­ность таких служб. Это — серьез­ная помощь Церкви людям, дела­ю­щим пер­вые шаги к храму.

Цель при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния заклю­ча­ется в ока­за­нии необ­хо­ди­мой помощи при началь­ном воцер­ко­в­ле­нии мирян. Глав­ный смысл в про­яв­ле­нии живого чело­ве­че­ского уча­стия в ответ­ствен­ный момент дви­же­ния души к Богу. При этом перед кон­суль­тан­том стоит ряд задач:

– ока­зать при­хо­дя­щим доб­ро­же­ла­тель­ный радуш­ный прием и рас­по­ло­жить к общению;

– ука­зать, при необ­хо­ди­мо­сти, где и что рас­по­ла­га­ется в храме;

– пояс­нить ход богослужения;

– по суще­ству отве­тить на зада­ва­е­мые вопросы;

– сори­ен­ти­ро­вать в дей­ствиях и пове­де­нии в храме;

– заин­те­ре­со­вать и пред­ло­жить необ­хо­ди­мую помощь по нуж­дам человека;

–дать необ­хо­ди­мые советы;

– поре­ко­мен­до­вать регу­лярно читать духов­ную лите­ра­туру, молиться, посе­щать храм, испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться»[1].

Важно ска­зать о тех кате­го­риях людей, кото­рые нуж­да­ются в кон­суль­та­тив­ной помощи. Апо­стол Павел в своем посла­нии в Коринф гово­рит: «И вы — тело Хри­стово, а порознь — члены. Но Бог сораз­ме­рил тело, вну­шив о менее совер­шен­ном боль­шее попе­че­ние, дабы не было раз­де­ле­ния в теле, а все члены оди­на­ково забо­ти­лись друг о друге». (1 Кор 12:27, 24–25).

«Нуж­да­ю­щи­еся в кон­суль­та­тив­ной помощи — это чаще всего те, кто кре­щены, но не настав­лены в вере (в боль­шин­стве своем не огла­шены долж­ным обра­зом), не при­об­щены к цер­ков­ной жизни, те, кто делают пер­вые шаги на пути к Богу и Церкви. Посе­ще­ние храма этими людьми бывает непред­ска­зу­емо, от слу­чая к слу­чаю, так как духов­ная жизнь их не устро­ена. Име­ется мно­же­ство все­воз­мож­ных при­чин их при­хода в храм. Одни идут из-за жиз­нен­ных невзгод, скор­бей и неуря­дец, дру­гие же — испол­няя просьбы род­ствен­ни­ков и зна­ко­мых, по нуж­дам и болез­ням своих ближ­них»[2]. Сего­дня мно­гие при­хо­дят в храм ради кре­ще­ния, вен­ча­ния или отпе­ва­ния род­ных и близ­ких. А ино­гда посе­щают храм в силу еще не угас­ших народ­ных тра­ди­ций: на Рож­де­ство Хри­стово, на Бого­яв­ле­ние — освя­тить воду, на Пасху — куличи, на Пре­об­ра­же­ние — яблоки. В луч­шем слу­чае, помя­нуть своих усоп­ших род­ствен­ни­ков в годов­щину или роди­тель­скую суб­боту, а также освя­тить натель­ный кре­стик или икону.

Теперь стало довольно частым явле­нием то, что люди при­хо­дят в храм раз в 3 — 4 месяца, на 10 — 15 минут, как пра­вило, перед какими-то ответ­ствен­ными делами: пред­сто­я­щей опе­ра­цией, поле­том на само­лете, экза­ме­ном или собе­се­до­ва­нием при при­еме на работу…

«В мас­шта­бах всей страны десятки и сотни тысяч таких людей из года в год посе­щают пра­во­слав­ные храмы пока лишь как «захо­жане» и не имеют воз­мож­но­сти полу­чить ком­пе­тент­ные ответы на свои насущ­ные вопросы. Непод­го­тов­лен­ному чело­веку трудно разо­браться и в огром­ном коли­че­стве хри­сти­ан­ской и око­ло­хри­сти­ан­ской лите­ра­туры самого раз­ного уровня, толка и качества.

Очень важно, чтобы эти люди, при­хо­дя­щие в храм, полу­чали ком­пе­тент­ные, совре­мен­ные ответы и разъ­яс­не­ния по инте­ре­су­ю­щим их вопро­сам, осо­бенно, по азам и пра­ви­лам веры в начале пути воцер­ко­в­ле­ния, иначе их дорога в храм нико­гда не ста­нет радост­ной и осо­знан­ной и охла­жде­ние к Церкви будет все более и более неиз­беж­ным»[3].

Семи­лет­ний опыт и ана­лиз такого при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния в несколь­ких хра­мах Санкт — Петер­бург­ской епар­хии поз­во­лил выявить и ква­ли­фи­ци­ро­вать раз­лич­ные вопросы, нужды и потреб­но­сти только что кре­стив­шихся людей. Наи­боль­ший инте­рес про­яв­ля­ется к таин­ству кре­ще­ния. Отец Алек­сандр Зеле­ненко при­во­дит несколько основ­ных тем вопро­сов о таин­стве кре­ще­ния: « Для чего нужно кре­ститься? В каком воз­расте лучше, что необ­хо­димо взрос­лому, чтобы кре­стить ребенка? Как по цер­ков­ной тра­ди­ции избрать имя ново­рож­ден­ному? Что дол­жен знать взрос­лый перед кре­ще­нием, какие он дает обеты и каковы его обя­зан­но­сти? О вос­при­ем­ни­ках»[4].

Ста­но­вится понят­ной необ­хо­ди­мость воз­рож­де­ния прак­тики кате­хи­за­ции на при­хо­дах. Сего­дня в храм при­хо­дит мно­же­ство людей, име­ю­щих несколько выс­ших обра­зо­ва­ний или же какое-либо дру­гое и, настав­ляя их, через неко­то­рое время свя­щен­ник может бла­го­сло­вить их про­све­щать дру­гих. Такая огром­ная работа помо­жет нашему обще­ству по-дру­гому отно­ситься к Церкви, вспом­нить духовно-нрав­ствен­ные аспекты жизни про­шлых поко­ле­ний, научиться соот­но­сить свою жизнь с еван­гель­скими настав­ле­ни­ями Спа­си­теля, жити­ями мно­гих свя­тых. И, начи­ная вести работу над собой, мно­гие захо­тят поде­литься этим со сво­ими род­ствен­ни­ками, дру­зьями и зна­ко­мыми. И через такую работу, про­ве­ден­ную на при­ходе, люди пере­ста­нут бояться обра­щаться к свя­щен­нику. Ухо­дят в про­шлое те вре­мена, когда в храме можно было уви­деть одних лишь бабу­шек. Сего­дня при­ходы открыты для людей всех воз­рас­тов, рабо­тают вос­крес­ные школы и библиотеки…

«Помо­ли­теся, огла­ше­нии Гос­по­деви. Вер­нии, о огла­шен­ных помо­лимся, да Гос­подь поми­лует их. Огла­сит их сло­вом истины. Открыет им Еван­ге­лие правды. Соеди­нит их со Свя­тей Своей, Собор­ней и Апо­столь­стей Церкви. Спаси, поми­луй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею бла­го­да­тию. Огла­шен­нии, главы ваша Гос­по­деви приклоните!»

Эти слова мы слы­шим за литур­гией. О важ­но­сти кате­хи­за­ции гово­рит само деле­ние Литур­гии на две части: Литур­гию огла­шен­ных и Литур­гию вер­ных. После отве­тов хора и молитвы Свя­щен­ника раз­да­ется при­вычно непо­нят­ный воз­глас диа­кона: «Елицы огла­ше­нии, изы­дите, огла­ше­нии, изы­дите, елицы огла­ше­нии, изы­дите, да никто от огла­шен­ных, елицы вер­нии, паки и паки миром Гос­поду помо­лимся».[5]

«Слова зву­чат, но при этом в церкви ничего не про­ис­хо­дит: катеху­ме­нов нет, а потому и некому «исхо­дить». Слово «кате­хи­за­ция» про­ис­хо­дит от гре­че­ского гла­гола катихэо, основ­ным зна­че­нием кото­рого было «огла­шать», или «сооб­щать широ­кой ауди­то­рии». Древ­не­гре­че­ские поэты «кате­хи­зи­ро­вали» пуб­лику, декла­ми­руя в театре свои стихи. Дру­гим, более ред­ким в антич­но­сти зна­че­нием катихэо, полу­чив­шим впо­след­ствии широ­кое хож­де­ние в хри­сти­ан­ской прак­тике, было «учить», или «настав­лять».

Наша сла­вян­ская тер­ми­но­ло­гия «огла­шать», «огла­ша­е­мый», «огла­ше­ние», соот­вет­ству­ю­щая гре­че­ским катихэо, кати­хум­энос, кати­хи­сис,— явля­ется мало­удач­ным пере­во­дом, ори­ен­ти­ру­ю­щимся ско­рее на более древ­нее упо­треб­ле­ние гре­че­ских слов, чем на то, кото­рое про­дик­то­вано хри­сти­ан­ской прак­ти­кой. Ведь хри­сти­ан­ский кате­хи­за­тор явля­ется не столько огла­си­те­лем или гла­ша­таем, то есть ора­то­ром или про­по­вед­ни­ком, сколько в первую оче­редь настав­ни­ком, учи­те­лем хри­сти­ан­ского пути и духов­ным руководителем.

В апо­столь­ские вре­мена кате­хи­за­ция озна­чала чаще всего уст­ное настав­ле­ние во всем, каса­ю­щемся основ хри­сти­ан­ской веры и жизни. По опре­де­ле­нию Иси­дора Севиль­ского, «катеху­ме­ном» назы­вался тот, кто в насто­я­щее время зна­ко­мится с веро­уче­нием, но еще не кре­стился. Именно в этом послед­нем зна­че­нии слова «кате­хи­за­ция» и «катеху­мен» чаще всего упо­треб­ля­ется сегодня.

Кате­хи­за­ция как дар Свя­того Духа роди­лась из живой потреб­но­сти поде­литься верой с окру­жа­ю­щими людьми. В молит­вен­ном обра­ще­нии хри­стиан за сов­мест­ной тра­пе­зой и в поуче­нии новых чле­нов общины сло­жи­лось уст­ное пре­да­ние о Хри­сте, кото­рое пред­ше­ство­вало напи­са­нию Еван­ге­лий. О суще­ство­ва­нии уст­ной тра­ди­ции гово­рит в пре­ди­сло­вии к сво­ему труду свя­той еван­ге­лист Лука: «То рас­су­ди­лось и мне, по тща­тель­ном иссле­до­ва­нии всего сна­чала, по порядку опи­сать тебе, досто­по­чтен­ный Фео­фил, чтобы ты узнал твер­дое осно­ва­ние того уче­ния, в кото­ром был настав­лен» (Лк 1: 3 — 4[6]. То есть еван­ге­лист дает ему пись­мен­ное изло­же­ние того, что он дол­жен был знать уже устно.

«Пер­вым кате­хи­за­то­ром в исто­рии хри­сти­ан­ства был Сам Гос­подь Иисус Хри­стос. Не слу­чайно одно из самых частых обра­ще­ний к Иисусу, кото­рое мы встре­чаем в Еван­ге­лиях, это — Учи­тель. Отме­тим, что титул учи­теля Торы[7] (по-еврей­ски — равви) пред­по­ла­гал зна­чи­тель­ный авто­ри­тет среди уче­ни­ков и осо­бое почи­та­ние среди уче­ни­ков. Еван­ге­лист Мат­фей видит во Хри­сте не про­сто одного из учи­те­лей, но един­ствен­ного учи­теля. Осуж­дая тще­сла­вие книж­ни­ков и фари­сеев, Иисус про­сит Своих после­до­ва­те­лей не назы­вать себя рав­ви­нами, сохра­няя этот титул за одним Хри­стом (Мф 23:8,10). Инте­ресно, что Новый Завет избе­гает назы­вать пер­вых хри­сти­ан­ских учи­те­лей рав­ви­нами, всюду исполь­зуя ней­траль­ное и при­выч­ное гре­ко­языч­ной ауди­то­рии слово Дидас­ка­лос»[8].

Пер­вые после­до­ва­тели Хри­ста назы­вали себя сло­вом «хри­сти­ане», озна­ча­ю­щим после­до­ва­те­лей Мес­сии. При­зна­ние Его Мес­сией влекло за собою зна­чи­тель­ную реор­га­ни­за­цию рели­ги­оз­ной жизни. Вся зем­ная жизнь Гос­пода от Рож­де­ства до Вос­кре­се­ния, была одной вели­кой про­по­ве­дью Цар­ствия Небес­ного. Все вели­чие Его кате­хи­зиса заклю­ча­лось в том, что Он сам был вопло­ще­нием Сво­его уче­ния, сло­вами, лич­ным при­ме­ром и делами.

На вопрос Иоанна Кре­сти­теля тот ли Он, Кто дол­жен прийти, Гос­подь отве­тил, ука­зав на про­ис­хо­дя­щие чудеса исце­ле­ния: «сле­пые про­зре­вают, хро­мые ходят, про­ка­жен­ные очи­ща­ются, глу­хие слы­шат, мерт­вые вос­кре­сают, нищие бла­го­вест­вуют» (Мф 11:5; Лк 7:22). Кате­хи­зис Хри­ста являлся прежде всего отве­том на вопросы уче­ни­ков «что делать?» и «как жить дальше?»

2. Значение православия в нашей жизни

Сего­дня каж­дый из нас рано или поздно заду­мы­ва­ется о пути своей жизни, о том, для чего он живет, заду­мы­ва­ется над рели­ги­оз­ными вопро­сами. «Так уж устроен чело­век, что в нем есть что-то веч­ное, незем­ное, застав­ля­ю­щее его по-осо­бому осмыс­ли­вать самого себя.

И здесь чело­век стоит порой перед слож­ным выбо­ром, кото­рый может зави­сеть от исто­ри­че­ских при­чин, эпохи, госу­дар­ства, в кото­ром он живет. Этот выбор может зави­сеть от вос­пи­та­ния, окру­же­ния, обра­зо­ва­ния, интел­лек­ту­аль­ного уровня, воз­раста и дру­гих состав­ля­ю­щих нашей жизни. Но оста­ется бес­спор­ным тот факт, что нет чело­века, перед кото­рым бы не сто­яли веч­ные вопросы: жизни и смерти, добра и зла, веч­но­сти и стра­да­ний и мно­гие другие.

Сего­дня мы живем в осо­бое, уди­ви­тель­ное время, кото­рое обу­слов­лено как поло­жи­тель­ными, так и отри­ца­тель­ными момен­тами. Поло­жи­тель­ными, потому что сей­час можно выби­рать, выби­рать иде­алы своей жизни, мотивы, цели, средства…

Печаль­ным, нега­тив­ным момен­том нынеш­него вре­мени явля­ется тота­ли­тар­ное ате­и­сти­че­ское про­шлое нашего госу­дар­ства»[9], о чем упо­ми­на­лось выше.

«В этих усло­виях чело­век был лишен неза­ви­си­мого миро­воз­зрен­че­ского выбора, права открыто испо­ве­до­вать ту или иную рели­гию. Но есть еще один отри­ца­тель­ный аспект нынеш­него вре­мени: мы живем в усло­виях гло­баль­ных миро­вых эко­но­ми­че­ских, поли­ти­че­ских, соци­аль­ных и духов­ных кри­зи­сов. Суще­ствуют серьез­ные про­блемы не только внутри нашего госу­дар­ства, но и в системе высо­ко­раз­ви­тых запад­ных стран.

Но при всем этом уди­ви­тельно, что на пер­вое место в реше­нии совре­мен­ных задач ста­вится чело­ве­че­ский фак­тор. Взять любую про­блему — войны, кор­руп­ции, пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии, семьи — везде реше­ние вопроса упи­ра­ется в чело­века, вос­пи­та­ние в нем мораль­ных качеств.

К боль­шому сожа­ле­нию, сей­час мы повсе­местно наблю­даем рас­пад лич­но­сти, духов­ную дегра­да­цию обще­ства, как на Западе, так и в Рос­сии. Правда, на Западе это ниве­ли­ру­ется высо­ким бла­го­со­сто­я­нием обще­ства. А где рас­ша­таны нрав­ствен­ные устои обще­ства, там не может быть дли­тель­ного могу­ще­ства и про­цве­та­ния. В Рос­сии эти моменты усу­губ­ля­ются про­па­ган­дой наси­лия, раз­врата, рос­кош­ной жизни, лег­кого отно­ше­ния к чело­ве­че­ским тра­ге­диям. Леность, гре­хов­ная гор­дыня, увле­че­ние без­нрав­ствен­ными зре­ли­щами и куль­том наси­лия, пора­бо­тили мно­гих. Под­вер­га­ется раз­ру­ше­нию семья — основа мно­го­ве­ко­вого уклада народ­ной жизни, основа его бла­го­ден­ствия, через кото­рую пере­да­ва­лись от поко­ле­ния к поко­ле­нию дух бла­го­че­стия и нрав­ствен­ные ценности.

Надо пом­нить, что лич­ность, семья, духов­ность, нрав­ствен­ность — это не пустые слова, а основа, духов­ный фун­да­мент вся­кой циви­ли­за­ции и вся­кого обще­ства»[10].

3. Организация приходской консультативной службы

Сего­дня необ­хо­димо ока­зать помощь каж­дому нуж­да­ю­ще­муся в отве­тах на мно­го­чис­лен­ные вопросы чело­веку, при­хо­дя­щему в храм. Именно поэтому при каж­дом храме надо иметь так назы­ва­е­мый центр кон­суль­та­ций, куда может обра­титься любой чело­век, только что зашед­ший в храм. Глав­ная роль здесь отво­дится тому чело­веку, кото­рый и будет кон­суль­ти­ро­вать. Отве­чая на вопросы, мы тем самым откры­ваем для вошед­шего двери храма, начи­ная кате­хи­зи­ро­вать его с пер­вого шага. И, уви­дев такое вни­ма­ние, такую заботу, ему ста­нет легче на душе и вновь захо­чется прийти в храм, зная что кон­кретно необходимо.

«Исходя из осо­бен­но­стей и воз­мож­но­стей при­хода, устро­е­ние кон­суль­та­тив­ной службы может быть реа­ли­зо­вано по-раз­ному. При входе в храм или внутри храма стоит стол с таб­лич­кой «Кон­суль­тант», за кото­рым стоит или сидит кон­суль­ти­ру­ю­щий со зна­ком «Кон­суль­тант», на кото­ром ука­заны его имя, отче­ство и фами­лия. На столе раз­ло­жена необ­хо­ди­мая цер­ков­ная лите­ра­тура для ново­на­чаль­ных: бук­лет о храме, Закон Божий, кате­хи­зис, цер­ков­ный кален­дарь, бро­шюры по азам и осно­вам веры; о бого­слу­же­нии, о под­го­товке к таин­ствам кре­ще­ния, испо­веди, свя­того при­ча­ще­ния или вен­ча­ния. Такая биб­лио­течка состав­ля­ется чаще всего из книг, име­ю­щихся в цер­ков­ной лавке, и слу­жит нагляд­ным посо­бием во время беседы.

Тут могут быть и раз­лич­ные объ­яв­ле­ния: о наборе в вос­крес­ную школу, в группы огла­ше­ния или кате­хи­за­ции; о празд­ни­ках, выстав­ках, памят­ных датах, встре­чах с инте­рес­ными людьми и дру­гие, умест­ные при кон­суль­ти­ро­ва­нии. Кон­суль­танты, помимо отве­тов на вопросы, сове­туют запи­саться в вос­крес­ную школу, раз­лич­ные группы, пояс­няя все, что с этим свя­зано; побуж­дают ново­на­чаль­ных к регу­ляр­ному посе­ще­нию храма, уча­стию в таин­ствах Церкви, объ­яс­няют, когда удоб­нее подойти с труд­ными вопро­сами к священнику.

Работа кон­суль­танта акту­альна осо­бенно в дву­на­де­ся­тые, вели­кие, пре­столь­ные празд­ники, в суб­бот­ние, вос­крес­ные дни и поми­наль­ные роди­тель­ские суб­боты»[11]. Но перед насто­я­те­лем при­хода ста­но­вится задача в под­боре и обу­че­нии самого консультанта.

4. Выбор консультанта на приходе обязанности и требования к нему

«За послед­ние годы на при­хо­дах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, осо­бенно в горо­дах, име­ется доста­точ­ный потен­циал в лице цер­ковно-гра­мот­ных, обра­зо­ван­ных и бла­го­че­сти­вых мирян, муж­чин и жен­щин, кото­рым можно пору­чить кон­суль­ти­ро­ва­ние по типич­ным вопро­сам вновь при­хо­дя­щих к Церкви. В числе таких кон­суль­тан­тов на при­ходе могут быть миряне, успешно окон­чив­шие вос­крес­ную школу (сро­ком от 2‑х до 5‑ти лет) или мис­си­о­нер­ские, кате­хи­за­тор­ские, бого­слов­ско-педа­го­ги­че­ские курсы (не менее 2‑х лет); духов­ное учи­лище или семи­на­рию, Свято-Тихо­нов­ский уни­вер­си­тет и подоб­ные учеб­ные заве­де­ния, даю­щие доста­точ­ную ори­ен­та­цию в вопро­сах цер­ков­ной жизни.

Хорошо, если в числе кон­суль­тан­тов будут под­го­тов­лен­ные моло­дые люди. С одной сто­роны это помо­жет обще­нию их со сверст­ни­ками и моло­де­жью, а с дру­гой, будет духовно раз­ви­вать их, напол­няя цер­ков­ную жизнь слу­же­нием ближним.

Выяв­ляя наи­бо­лее спо­соб­ных в этом деле, важно направ­лять их по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля храма, духов­ника или ответ­ствен­ных за кон­суль­та­тив­ную службу лиц (часто бла­го­слов­лен­ного на то, дья­кона или пса­лом­щика храма) на при­ход­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние под руко­вод­ством более опыт­ных консультантов.

Качества, которыми должен обладать консультирующий

Бес­ко­рыст­ная само­от­вер­жен­ная любовь к людям, нрав­ствен­ная чистота, обра­зо­ван­ность, доста­точ­ный опыт цер­ков­ной жизни.

Характер общения

К при­хо­дя­щему чело­веку необ­хо­димо отне­стись с любо­вью и вни­ма­нием, ока­зать ему радуш­ный прием. Почув­ство­вать как дорог этот при­шед­ший в храм чело­век Гос­поду и понять всю ответ­ствен­ность за свое пове­де­ние и слова перед Богом. Поста­раться помочь чело­веку в его нуж­дах и уте­шить в скорби, по воз­мож­но­сти полно отве­тить на недо­умен­ные вопросы. Беседу сле­дует вести ясно и вра­зу­ми­тельно, сооб­разно опыту вопро­ша­е­мого, не иска­жая в отве­тах дух уче­ния пра­во­слав­ной Церкви.

Важна искрен­ность раз­го­вора с чело­ве­ком, мир­ность и доб­ро­же­ла­тель­ность по апо­столь­скому совету: «Будьте все­гда готовы вся­кому, тре­бу­ю­щему от вас отчета в вашем упо­ва­нии, дать ответ с кро­то­стью и бла­го­го­ве­нием» (1 Пет. 3:15).

Требования к консультанту

Не пере­оце­ни­вать свои воз­мож­но­сти, не под­ме­нять собою свя­щен­ника, не брать на себя роль духов­ника-испо­вед­ника, не учи­тель­ство­вать, не само­утвер­ждаться перед людьми;

Пра­вильно отве­чать на зада­ва­е­мые типич­ные вопросы; ори­ен­ти­ро­ваться в лите­ра­туре для новоначальных;

Пони­мать, в каких слу­чаях направ­лять при­хо­дя­щих к свя­щен­нику или насто­я­телю храма, к свеч­нице, а в каких — к пре­по­да­ва­телю вос­крес­ной школы или в при­ход­скую библиотеку…

Каж­дому кон­суль­танту необ­хо­димо иметь лич­ный духов­ный опыт и сте­пень воцер­ко­в­лен­но­сти, доб­ро­же­ла­тель­ность, спо­соб­ность к нена­вяз­чи­вому, откры­тому обще­нию. Быть гра­мот­ным и под­го­тов­лен­ным. На прак­тике вла­деть кате­хи­за­тор­ским делом и навы­ками при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния под руко­вод­ством опыт­ных настав­ни­ков»[12].

«Какие же сред­ства нужны для того, чтобы воз­ро­дить пра­во­слав­ный духовно-нрав­ствен­ный идеал, сде­лать его зри­мым, при­вле­ка­тель­ным и понят­ным для наших людей? Это «воцер­ко­в­ле­ние». Мно­гие пуга­ются этого слова, осо­бенно те, кто вос­пи­тан на прин­ци­пах ува­же­ния прав и рели­ги­оз­ной сво­боды чело­века. Они думают, что речь идет о кле­ри­ка­ли­за­ции обще­ства. Однако воцер­ко­в­ле­ние — это не воз­рас­та­ние поли­ти­че­ской роли Церкви, не стрем­ле­ние сде­лать при­о­ри­тет­ными инте­ресы цер­ков­ных струк­тур. Воцер­ко­в­ле­ние — это пре­одо­ле­ние раз­рыва между опы­том повсе­днев­ной жизни и рели­ги­оз­ным опы­том, кото­рое мы обре­таем как члены бла­го­че­сти­вого орга­низма, Церкви Христовой.

Через воцер­ко­в­ле­ние духовно-нрав­ствен­ный идеал Пра­во­слав­ной Церкви из пред­мета инте­реса и осто­рож­ного любо­пыт­ства ста­но­вится целью, осу­ществ­ля­е­мой в лич­ной, семей­ной и обще­ствен­ной жизни. Через воцер­ко­в­ле­ние чело­век вхо­дит в молит­вен­ный и литур­ги­че­ский опыт Церкви и в этом опыте чер­пает бла­го­дат­ные силы для постро­е­ния лич­ной жизни и обще­ствен­ного служения.

Наше обще­ство в усло­виях опас­ного усу­губ­ле­ния нрав­ствен­ного кри­зиса ради само­со­хра­не­ния должно быть заин­те­ре­со­вано в ожив­ле­нии того духовно-нрав­ствен­ного иде­ала, кото­рый в тече­ние веков опре­де­лял пове­де­ние и поступки мил­ли­о­нов рус­ских людей.

Воцер­ко­в­ле­ние нашего народа спо­собно вос­кре­сить Рос­сию и дать ей силы вновь стать Свя­той Русью, спо­соб­ной про­ти­во­сто­ять силам зла и разрушения.

Сей­час мно­гие вкла­ды­вают раз­ный смысл в поня­тие духов­но­сти и под­час думают, что все, кто про­из­но­сят слова «вера» и «Бог», несут людям истину и духов­ное воз­рож­де­ние. Это не так. Опыт жизни пока­зы­вает нам это, наше­ствие сомни­тель­ных про­по­вед­ни­ков с Запада, оби­лие тота­ли­тар­ных сект, кото­рые часто духов­ное здо­ро­вье наших граж­дан исполь­зуют в ком­мер­че­ских целях, гово­рит нам о боль­шой осто­рож­но­сти в этом вопросе. Рели­гия — очень опас­ная реаль­ность. Можно ока­заться инва­ли­дом, кале­кой не только в физи­че­ском смысле, но и в духов­ном. Попав под вли­я­ние лож­ной духов­но­сти, можно поте­рять пси­хи­че­ское и мораль­ное здо­ро­вье. Сего­дня каж­дый чело­век вправе выби­рать: с кем ему быть и кому дове­рять. Поэтому каж­дый, кто нахо­дится на духов­ном пере­пу­тье, дол­жен, отло­жив сомне­ния, заду­маться о своем выборе.

Но, осу­ществ­ляя свой выбор, надо пом­нить, что он невоз­мо­жен на уровне интел­лек­ту­аль­ных спе­ку­ля­ций. Рели­гия — это все­гда прак­ти­че­ский путь, и про­ве­ряться он дол­жен в прак­ти­че­ском дей­ствии. Необ­хо­димо чтобы каж­дый, кто еще не выбрал свою духов­ную стезю в жизни, начал эту про­верку с пра­во­слав­ного пути жизни. Пра­во­сла­вие имеет мораль­ное право быть пер­вым в числе изби­ра­е­мых. Об этом сви­де­тель­ствует весь исто­ри­че­ский путь Пра­во­сла­вия, его вли­я­ния на обще­ство, на исто­рию России.

Сего­дня Цер­ковь при­зы­вает каж­дого из нас хра­нить сокро­вища своей веры, изу­чать исто­ри­че­ский опыт про­шлого, воз­рож­дать наше наци­о­наль­ное само­со­зна­ние, чтобы жизнь наша стро­и­лась по запо­ве­дям и иде­а­лам хри­сти­ан­ства»[13].

 


 

[1] Зеле­ненко А. прот. При­ход­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние, как пер­во­на­чаль­ная форма кате­хи­за­ции воцер­ков­ля­ю­щихся мирян: Реко­мен­да­ции и опыт цер­ков­ных при­хо­дов Санкт-Петер­бург­ской епар­хии. СПб., 2006. С. 3 — 10.

[2] Там же. С. 11.

[3] Там же. С. 12.

[4] Там же. С. 13.

[5] Гав­ри­люк П. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней Церкви. Свято-Фила­ре­тов­ская мос­ков­ская выс­шая пра­во­славно-хри­сти­ан­ская школа. М., 2001. С. 5.

[6] Там же. С.15 — 16.

[7] Еврей­ское слово «Тора» в широ­ком смысле озна­чает уст­ное настав­ле­ние, кото­рое пре­по­дает учи­тель уче­нику или отец сыну (Притч. 1:18, 4:1–4). Содер­жа­нием этого уче­ния явля­ются запо­веди прак­ти­че­ской муд­ро­сти, обни­ма­ю­щие отно­ше­ния чело­века с Богом. Тора в узком смысле совер­шенно пра­вильно пере­ве­дена ново­за­вет­ными авто­рами как «Закон».

[8] Там же. С. 17.

[9] Меще­ри­нов П. иг. Беседы о вере и Церкви, Дани­лов­ский бла­го­вест­ник. М., 2004. С. 3.

[10] Там же. С. 3 — 4.

[11] Зеле­ненко А.. прот. Указ. Соч. С.15 — 16.

[12] Там же. С. 16 — 19.

[13] Меще­ри­нов П. иг. Указ. соч. С. 8.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки