Церковный композитор Майкл Азовских о «новой школе», переезде в Санкт-Петербург и о «симфонизме» в духовной музыке
14.09.24

Церковный композитор Майкл Азовских о «новой школе», переезде в Санкт-Петербург и о «симфонизме» в духовной музыке

(17 голосов4.7 из 5)

Василий Борисенко написал свою первую духовную композицию — Херувимскую песнь №1 в 18 лет, когда пел в храме прп. Алексия Человека Божия в родном Харькове. Псевдоним Майкл Азовских выбирал, еще не зная, как сильно его увлечет духовная музыка. Молодой композитор обрёл признание за новаторский стиль, а в 2020-м году создал Союз духовных композиторов. Сейчас Василий поёт в хоре Подворья Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря в Санкт-Петербурге и руководит молодежным хором Казанского кафедрального собора. Но при этом мечтает стать автором симфонической музыки и даже… диджеем.

— Василий, здравствуйте! Ваш композиторский путь начинается с раннего детства и поступления в харьковскую «десятилетку» (ныне Харьковский музыкальный лицей). Можете ли Вы назвать вехи своей творческой и христианской жизни?

— Здравствуйте, София! Хорошо, постараюсь по порядку рассказать Вам свою историю.

Полноценно к вере я пришел будучи уже в церкви. А всё началось с того, что в храм прп. Алексия человека Божьего нужны были певчие (как и в любом открывающемся новом храме), и меня Елена Борисовна Батожская, регент этого храма, пригласила к себе петь. Мне было 17 лет, и цели у меня были исключительно практические.

Поначалу у меня долго не получалось петь, было очень много ошибок с моей стороны, и я говорил регенту: может, мне перестать приходить? Ибо, помню, у нас хором не получалось тогда хорошо петь службы, в основном по моей вине. Настоятель всё понимал, но иногда возмущался и говорил нам: «Ну когда вы уже запоёте?» Но регент всячески уговаривала меня остаться и уверяла, что с годами практики у меня всё получится!

Далее я поступил в Академию культуры на кафедру «Хороведения и хорового дирижирования». На самом деле у меня были все шансы поступить в консерваторию после десятилетки, но в последний момент я передумал по личным причинам. Зато в Академии удавалось совмещать учёбу с работой.

В храме я пел партию баса-баритона, а когда пришёл в хор Академии, то пришлось перейти в партию теноров, так как их практически не было на тот момент. Тем временем помимо учёбы я продолжал петь в том же храме Алексия человека Божьего, но иногда ходил на службы и в другие храмы, например в Троицкую церковь, что находилась неподалёку от самой Академии.

Однажды на Всенощной мы спели сочинение современного автора. И тут мне стало интересно: «А почему бы и мне не попробовать?» – И спустя месяц я написал своё первое церковное сочинение – Херувимскую песнь. Показал её Елене Борисовне, на что она сказала: «Это очень смело, но мы не сможем исполнить её таким маленьким составом, что у нас есть».

С течением времени Елене Борисовне по здоровью становилось всё хуже и хуже, и через непродолжительное время она отошла ко Господу из-за онкологии. Мы старались не унывать и не отчаиваться, продолжали петь тем составом, который был. А весной 2015-го меня пригласили петь в хор Свято-Покровского мужского монастыря, и, будучи участником этого хора, я принёс ту Херувимскую, что показывал Елене, уже тогдашнему регенту Юлии Гольцовой. Мы её разобрали, спели, многие были в восторге, и она сказала мне тогда: «Пробуй и приноси ещё!» С того момента я потихоньку начал писать свои первые церковные сочинения и приносить их на спевки.

В Академии Василий Борисенко получил квалификацию дирижера-хормейстера с дипломом магистра. Фото: сайт Горловской епархии.

— Как Вы оцениваете своё раннее творчество?

— Мое композиторское мышление было более инструментальным, чем хоровым. Я мог по неопытности набросать аккорды, не задумываясь о голосоведении, например, басов завалить в низкую тесситуру, опустить альтов до предела так, что они бедненькие прям «давились» там внизу, а сопрано и вовсе частенько «пищали» на верхах. Сейчас я, конечно, подобного не допускаю, а стараюсь, чтобы у каждого голоса было не просто две-три «топорных» ноты в партии, как ранее, но чтобы присутствовала своя гибкая мелодическая линия, удобная в исполнении, приятная и запоминающаяся на слух.

Я – композитор-самоучка, у меня нет профильного композиторского образования. Все мои наработки – это результат многолетней композиторской практики.

Поначалу я слушал много симфонической музыки (это на самом деле больше помогает осознать стилистику, аранжировку, музыкальные формы) разных маститых композиторов эпохи классики и романтизма, ну и хоровых композиций Н.С. Голованова, А.И. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.В. Никольского и многих других. Их произведения вложили определённое свободомыслие, но при этом я никогда не писал свою музыку по их шаблонам.

В юности, помню, я был частенько влюбчив, и, понятное дело, в этом порыве часто приходило озарение, например, могла прийти одна идея на всё произведение, и я просто, бывало, брал и «переписывал» всё «из головы» на нотный стан. Сейчас это уже далеко так. Появляется какая-то идея, и я развиваю её, обрабатываю, долго работаю над ней.

— Вы относите свои произведения к традиции «новой школы» в духовной музыке. Что для Вас значит это понятие?

— Нет единого понятия «новой школы», у каждого собственный стиль. Это неомодернизм, веяние новейшего времени и т. п. Лично я по большей части воспитан на украинской песенной культуре, поэтому делаю упор не только на красоту гармонии, но и на мелодию. Бывают исключения из правил, и это не всегда относится к тому, что я делаю.

Например, историк церковного пения А. В. Преображенский в своей монографии «Культовая музыка в России», изданной в 1924 году, охарактеризовал основные черты «Нового направления». И в своем последнем опусе «От Рождества до Пасхи» я попытался это вместе с другими идеями «новой школы» воплотить.

Меня иногда обвиняют в том, что моя церковная музыка зачастую – «музыка к кинофильмам», но даже у всем известного С.В. Рахманинова были подобные элементы «киномузыки» в его творчестве.

Н.С. Голованов в своих церковных сочинениях местами вообще импрессионист, а А.Т. Гречанинов частенько использовал синкопированный ритм и изредка звучали даже «джазовые» гармонии в его опусах. Я ни в коем случае, Боже упаси, не хочу ставить себя на их место и ещё чем-то их с собой сравнивать, но когда на западе современные композиторы пишут новые мессы, то почему-то в их адрес подобной критики не возникает.

Я частенько смотрю песнопения молодых церковных авторов, которые выкладывают в интернете и на Ютуб. К счастью или к сожалению, во многих новых церковных песнопениях всё строго, монотонно, не вычурно. В большинстве случаев это «задачки по гармонии», не более.

Я частенько смотрю песнопения молодых церковных авторов, чьи песнопения выкладывают в интернете и на Ютуб — ищу что-то новое. Фото: Союз духовных композиторов.

Мне вспоминается школа Н.И. Бахметьева, XIX век, где композиторов запрещали или штрафовали за неправильные песнопения. Был случай, когда Бахметьевская «цензура» запретила исполнять Литургию №1 П.И. Чайковского, на что Чайковский подал в суд, который он выиграл. А в более поздний период, хоть и стало послабление цензуры к композиторам, но П.Г. Чеснокова умудрились оштрафовать за аккорд из «цыганочки» в сочинении «Да исправится молитва моя».

Культура нуждалась в ренессансе, возрождении, потому что закостенелость, ограниченность утомила людей. Когда ты ешь одни и те же пельмени: утром пельмени, днем пельмени, вечером пельмени — это надоест. И вот композиторы ещё того времени начали экспериментировать, раскрепощать гармонию, фактуру; церковные мелодии, распевы трактовать по-своему.

Мне кажется, стоит повторить этот опыт и новым поколениям, а то складывается такое впечатление, что Бахметьевская цензура осталась и работает по сей день.

Сегодня хорошую музыку пишет, например, Ковальджи, В.Волна, Г.Лапаев, наши коллеги по Союзу духовных композиторов и многие другие. Но проблема часто состоит в том, что далеко не всех их знают и не все их исполняют. Я думаю, что хорошие композиторы — они малоизвестные, не услышаны никем.

— Как вы оказались в России?

— После начала военных действий в 2022-м году мы с супругой перебрались в Свято-Покровский монастырь, на тот момент это (по крайней мере, нам так казалось) было самым безопасным местом в Харькове. Вокруг постоянно разрывались снаряды, мы засыпали, не зная, проснёмся ли на следующий день или нет.

Помню, лежу в келье в семинарии и слышу: что-то летит, причём звук нарастает всё больше и больше, и я понимаю, что «это» летит в меня, в прямом смысле этого слова! Я тут же падаю на пол, закрываю голову руками и… Как шандарахнет… Как оказалось, взрыв раздался в нескольких сотнях метров, а такое ощущение, будто прилетело у тебя за стеной. Это то состояние, когда руки трясутся – словами не передать.

Ещё помню, по благословению харьковского митрополита Онуфрия мы развозили хлеб и продовольствие в отдалённые районы города, чтобы прокормить горожан, так как в магазинах с полок всё сметали, и в первые дни войны есть было нечего. Помню, был момент, когда я еду в «бусике» по дороге и вижу перед собой танковую перестрелку – я тут же сворачиваю на другую улицу, дабы не попасть «под раздачу».

До самой войны я работал в филармонии, в Театре Музкомедии, в оперной студии. Правда, меня с течением времени со всех работ поувольняли (смеётся), так как я был совместителем, а трудовые контракты с такими, как я, заключались лишь на год. Но поскольку я уже работал в филармонии и меня там знали (тогда проводился набор хористов), меня пригласили на гастроли по Европе. Тогда у меня и в мыслях не было выезжать из страны навсегда.

Зарождение семьи Василия и Евгении Борисенко пришлось на период военных действий. Через полгода после венчания молодая семья покинула родной Харьков. Фото: личный архив композитора.

После свадьбы я с утра до вечера работал пекарем, работа была неплохая, местами даже интересная, но в основном очень тяжёлая и больших денег она мне не приносила, к тому же у меня на тот момент супруга была в положении, были немалые долги, и, как любой молодой семье, нужны были деньги. А эта поездка была хорошим шансом немного подзаработать.

Но как только я пересёк границу, мне тут же жена написала с предложением уехать в Россию. Я, честно говоря, поначалу долго не соглашался: «Ну как же так я возьму и брошу свой дом, родителей, родных, близких, свой родной город, свои родные края!?»

Тем не менее спустя некоторое время мы с женой пришли к общему выводу, что для нашего будущего ребёнка будет лучше всего находится в России, так как здесь есть всё для этого: родной русский язык, церковь, культура, должное образование, воспитание, медицинская помощь, а самое главное – безопасность!

Гастроли шли в нескольких европейских странах: в Португалии, Испании и в Италии. После заключительного концерта я получил свою последнюю часть зарплаты и… Ночью тихо собрал вещи и уехал на такси к ближайшему автовокзалу (смеётся). У меня с собой был чемодан, рюкзак и пакет еды – и больше ничего.

На перекладных ночными автобусами добрался до Чехии. Потом меня поселили в общежитие для украинских беженцев, где я жил два месяца в казарме. Там украинцы почти все были русскоговорящими, тем не менее у всех была различная политическая позиция. Я к политике никогда никакого отношения не имел, не занимал чью-то «сторону», так как я считаю, что любую войну надо рассматривать с точки зрения религии, для чего нам вообще войны посылаются.

С официальной работой в Чехии у меня не сложилось. По специальности устроиться было крайне сложно, так как для этого нужно знание иностранного языка и диплом, которого у меня на руках не было. И я пошёл работать мойщиком хлебных ящиков (и то мне потом зарплату не доплатили, кинули на 200 долларов (снова смеётся). Сначала платили хорошо и исправно, но потом случилось то, что случилось. Может быть, кому-то из беженцев повезло больше, но не в моём случае.

Итак, я подзаработал, и ещё при этом оставались деньги с гастролей. Мы с супругой договорились, что я закрою визу и поеду в Польшу, где мы и воссоединимся. В Польше забрал жену, доехали с ней на единственном рабочем рейсе «Варшава-Москва» до Москвы.

На границах долгие проверки, это просто отдельная история! Расскажу как-нибудь позже. Первого апреля 2023-го года мы приехали на Московский вокзал в Санкт-Петербург. В этот момент многие коллеги и друзья из Союза духовных композиторов мне очень помогли с контактами, как и помогли мне знакомые и друзья, находящиеся в Европе, за что им большая благодарность и низкий поклон!

Далее мы приехали на такси к Рафаилу Османову, регенту Подворья Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря, где он поселил нас к себе на некоторое время и помог мне с трудоустройством, за что ему также большая благодарность! Мы были с ним знакомы заочно: он делал записи моих песнопений. Как я понимаю, ему нравилась моя музыка. Мы где-то неделю жили у него дома. Конечно, старались помогать, и с первых дней я начал петь у него в хоре.

— Привыкли ли Вы к Петербургу? Как переезд повлиял на Ваше творчество?

Переезд в Россию практически не повлиял на моё творчество. Но я понял, что Санкт-Петербург — это духовная столица. Убранство, монументальность, соборы — это меня сподвигло творить дальше. Санкт-Петербург — это скорее не муза, а толчок к дальнейшему творчеству.

Почему у меня, собственно говоря, и получилось закончить опус «От Рождества до Пасхи» (опубликован 31 августа 2024 г. — прим. ред.). Потому что здесь люди этим живут. В Украине это не особо интересно, потому что из трёх существующих православных церквей только одна каноническая. Было кому исполнить, выделяли гранты, но не в таких объемах. А здесь есть крепчайшее ядро, которое тебе помогает.

Сначала казалось, что Петербург такой серый, непонятный – повсюду суета и несуразица, а потом случился разрыв шаблона представлений украинской пропаганды и реальности, ибо нам говорили, что Россия – это Мордор (страна, где находятся силы зла — прим. ред.)

Посмотрели мы с супругой: люди вполне нормальные, город живёт, поезда ходят, транспорт тоже. Новые трамваи, троллейбусы, автобусы, изобилие продуктов в магазинах и супермаркетах. Детские сады, школы, больницы работают, даже бесплатно можно вылечить зубы! Я приехал в «совок» не в плохом, а в хорошем понимании этого слова, — когда работают поликлиники, вы всегда можете вызвать врача (в Европе ты можешь его неделями ожидать).

В целом жизнь здесь бурлит и кипит полным ходом! Но климат — это, не обессудьте, тихий ужас. Вышел из храма – холодно, потом ветер с ног сносит. Внезапно наступает штиль, появляется солнце и начинает жарить — снимаю куртку и тут же получаю снова холодный ветер! И после сухого харьковского климата я зимой чуть не задыхался от влаги. В общем, очень долго буду привыкать к местной погоде.

— Что Вам дает руководство молодёжным хором Казанского собора?

Ну, начнём с того, что спустя месяц-два после моего приезда в Питер мне позвонил отец Константин (протоиерей Константин Головатский, клирик Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга, композитор — прим. ред.). Он сказал мне: «В Казанском соборе создается молодёжный хор, не против ли ты поработать руководителем?» – Честно говоря, я поначалу был взволнован этим предложением.

Да, я выпустился дирижером-хормейстером из Академии, но управлять хором без серьёзной практики мне на тот момент казалось весьма сомнительным. Конечно, я в Академии дирижировал и управлял хором, но это всё равно было не то, потому что там ты пришел раз-два в полгода на практику, бывало и больше конечно, а другое дело, когда ты с этим организмом, коллективом работаешь каждый раз.

Хочу, чтобы хор был не просто как семья, но чтобы мы дружно смогли дойти до высокого уровня. Фото: Союз духовных композиторов

Что ещё интересно, когда мы жили в Харькове, то мне супруга предложила: «Может быть, ты преподавать пойдёшь?» – Я ей отвечаю: «Нет, ты что. Ты хочешь, чтобы я их там всех поубивал?» Но потом, в процессе работы с хористами, я начал вспоминать годы учебы, читать специализированную литературу. Я стараюсь максимально точно определять, что у человека не так: например, у одной певчей несмыкание. Как исправить? Думаю я, вспоминаю, пробую разные упражнения. Главное, делать это не во вред голосовому аппарату!

Одно дело, когда ты руководишь профессиональным хором – это одни отношения, более высокие требования и уровень. А если Бог дал тебе молодёжный любительский хор, то нужно это особенно беречь, относиться к хористам как к детям или сестрам, братьям… Я стараюсь всегда разряжать обстановку, чтобы людям было интересно и нескучно: например, рассказать какую-то шутку или банально побаловаться, как дитя.

Раньше в силу своего юношеского возраста и неопытности я мог открыто сказать: «Господи, как же она ужасно поёт! Какая же бездарность!» Со временем я повзрослел, многое переосмыслил в своей жизни и, наоборот, теперь стараюсь человеку помочь. И на самом деле я получаю большое удовольствие, когда разучиваешь произведение, и у твоих ребят это получается! Хочу, чтобы хор был не просто как семья, но чтобы мы дружно смогли дойти до высокого уровня. Дай Бог!

— Расскажите о Союзе духовных композиторов, который Вы создали.

— Его основание не было целенаправленным. Вначале у нас был просто общий чат, где мы обменивались мыслями, идеями, партитурами. В то время я искал единомышленников – композиторов церковной музыки, так и появилась беседа, а затем группа – сообщество «Союз духовных композиторов», а потом кто-то из коллег предложил: «А давайте-ка мы соберёмся». С этого и началось зарождение форума Союза композиторов. Я, к сожалению, на первый форум приехать не смог из-за войны, а потом, по милости Божией, я приехал в Россию и присоединился к своим товарищам.

На ежегодном Форуме духовных композиторов проходят концерты и конференция-дискуссия. Молодежные, любительские и профессиональные церковные коллективы на Всенощном бдении и Божественной Литургии исполняют песнопения современных авторов. Фото: Союз духовный композиторов.

Многие хорошие композиторы, как я уже говорил ранее, неизвестны. Поэтому на основе форума мы проводим конкурс молодых композиторов, чтобы их найти. Например, Наталья Рогожкина – композитор из Самары, если не ошибаюсь. Пишет вполне хорошую церковную музыку! Я её нашел в интернете случайно — для меня это было знаковое событие, и я думаю, таких примеров много!

— Вы считаете себя знаменитым человеком? У Вас есть свои поклонники?

Я считаю, что у каждого композитора есть свой круг поклонников. Но сказать, что у меня их много, прям миллион – я не могу. У меня раньше да, был юношеский максимализм: «Хочу, чтобы меня весь мир услышал! Пишу, пишу, пишу! – Услышь, меня!!!» А когда ты вырастаешь из этого мира и взрослеешь, приходит осознание, что эта звёздность, известность вообще никому не нужна, особенно тебе.

Чтобы тебя постоянно нахваливали и гладили по головке — зачем это? Я в последнее время стараюсь от этого вообще абстрагироваться, а то опять понесёт (смеется). Как таковой звёздной болезни не было, но что-то подобное Господь попускал мне в юности. Чтобы я сам осознал, что это лишнее и меня никак это не красит.

— Есть ли евангельские эпизоды, которые особенно сильно на Вас повлияли?

— Не стоит делать привязку к определенному эпизоду, потому что всё Евангелие — главная часть жизни христианина! Когда я начал интересоваться верой (это шло через церковную музыку), то меня особенно впечатлил цикл «Страстная седмица» А.Т. Гречанинова. Стала интересна жизнь Иисуса Христа, я начал читать духовную литературу.

Всего не запомнишь, но, начиная со Входа Господня в Иерусалим и заканчивая Пасхой, — это особый период церковного года, по моему мнению. Есть такая книга — Синопсис, это совмещенное четвероевангелие, мне его нравится иногда читать и повторять. А до этого я увлекался апологетами: узнавал, как отцы церкви отстаивали христианство, об их жизни и т. п. Мне всё-таки больше интересна история Нового Завета, а не Ветхого. Мы, христиане, «новозаветчане». Ветхий Завет — это предначертание того, что совершится. Я не приверженец за него держаться, но могу быть крайне не прав.

Все мы – грешные, гордые, обидчивые… И всё время учимся чему-то, в том числе христианскому пути.

— Кого в Вас больше, композитора или исполнителя?

В современном понятии композитор для меня – этот тот человек, что пишет музыку целенаправленно, на заказ и не только.

Приходят к нему люди и просят: напишите нам фортепианную, симфоническую, или музыку к мюзиклу – это композитор. А чем я занимаюсь? На заказ я пишу крайне редко. Симфонию я хоть и понимаю, но написать её в силу своей неопытности я не смогу. Мне себя сложно назвать композитором с громким именем. Повторюсь, у меня нет профессионального композиторского образования, все наработки — только из практики. Судьба сложилась так, что приходится заниматься исполнительской работой — петь в хоре, выступать на мероприятиях… А композиторская деятельность у меня больше любительская.

Но тем не менее всё без исключения я стараюсь делать максимально профессионально, качественно, насколько позволяет мой опыт. Я не создаю симфонические полотна, хотя доля симфонизма в моём творчестве есть, я этого не отрицаю. И когда я учился в десятилетке, у меня с тех времён до сих пор есть наброски симфонических картин.

У меня есть большое желание (может быть, это так и остается заветной мечтой) поступить на композиторский факультет и пробовать писать уже именно симфоническую музыку.

Я не хочу быть только церковным композитором, хотя таковым себя и не считаю, я вообще начинал как «композитор-электронщик». Бывает, иногда хочется пойти, взять курс школы, вспомнить и продолжить выступать в роли диджея. Кажется, наступил парадокс — где электронная музыка, а где духовная! У многих читателей от этой информации, наверное, случился разрыв шаблона (смеётся). Да, я вот такой человек, могу в себе совмещать многие отрасли искусства! И не стоит меня за это осуждать и упрекать, что я делаю что-то неправильно и что это невозможно. Кто знает, чем мы вообще занимаемся втайне от других! Одному только Богу известно.

Беседовала Софья Высоцкая

Ноты и видео песнопений Майкла Азовских в разделе «Азбука певческая» на нашем портале

Комментировать

Загрузка формы комментариев...