Модное слово «Монастыринг», на самом деле, не новое. Для обозначения такого занятия давно существует понятие «трудничество». Много написано о том, что юные блогеры массово устремились в монастыри, чтобы пожить там несколько дней или недель ради интересного контента и необычного опыта. Разбираемся, так ли это на самом деле, и может ли дать такая поездка пользу молодому человеку, далекому от Церкви.
Монастыринг или трудничество?
Многое новое – хорошо забытое старое. Термина «монастыринг» еще не было, а массовый наплыв молодежи в храмы и монастыри был, и не так давно. Религиозный бум конца 1980-1990-х – время паломничества и трудничества для тысяч молодых людей, которые открывали для себя духовный мир и восстанавливали обители. Кто-то возвращался к прежней жизни с новым опытом, значительная часть принимала монашество и оставалась в монастырях навсегда.
В дореволюционное время поездка в монастырь и вовсе не считалась редкостью. Даже скептически настроенные к вере люди с интересом посещали святые места, что иногда оказывало влияние на их будущую судьбу. О такой поездке в очерке «Старый Валаам» писал Иван Шмелев. Легкомысленным студентом он с молодой женой оказался на Валааме в качестве туриста – «проехаться», но уезжал под большим впечатлением. Это отразилось не только на мировоззрении, но и на его жизни много лет спустя. И открыло путь к его призванию – писательству.
Кто и зачем ездит в монастыри сегодня? Как выяснилось, на самом деле, никакого монастыринга как молодежного тренда не существует. Просто фото и видео Анастасии Ащеуловой, которая около 1,5 лет назад побывала в монастыре в качестве трудницы и поделилась об этом с друзьями в социальной сети, попали в федеральные СМИ. Ее стали называть «зумером», хотя она уже взрослая 27-летняя девушка, а для ее поездки придумали название «монастыринг», и объявили, что это модно. Анастасия же посещала монастырь не ради контента и не под влиянием моды: «Это частая практика, когда православные приезжают в монастырь трудиться и молиться на несколько дней, недель или месяцев». По рассказам девушки, там «спокойно и хорошо, а благодаря опыту монастырской жизни появилось несколько иное мироощущение».
Вместо психолога – в монастырь
Психологическая помощь – неотъемлемая составляющая современной жизни, но это дорогое удовольствие. Может ли поездка в монастырь заменить консультацию психолога? В СМИ и частных блогах встречаются мысли о том, что такое возможно. Причем совершенно бесплатно. Это помогает отвлечься от суеты, отключиться от гаджетов. А занятие простым трудом отлично проясняет мысли. Плюс есть возможность получить совет от людей с духовным опытом, которых в обычной жизни не встретишь.
Православный психолог и писатель Александр Ткаченко считает, что даже недолгая поездка в монастырь может принести пользу, но не во всех случаях. «Смотря о каких психологических проблемах идет речь. Если человек страдает от того, что он устал от суеты, испытывает дефицит физической нагрузки или просто заскучал, хочет на время сменить обстановку и круг общения, тогда – да. Трудничество поможет ему в решении этих проблем и без обращения к психологу.
Если же у человека фобии, панические атаки, депрессивные состояния, непроизвольные мышечные зажимы, неконтролируемый гнев, повышенная тревожность, заболевания психосоматического спектра, то вряд ли в таких случаях трудничество сможет заменить помощь специалиста.
Вообще же христиане призваны поддерживать, утешать, укреплять, носить тяготы друг друга. Исполняя закон любви, каждый из нас может оказывать психологическую помощь другим людям там, где мы можем это сделать. Но бывают ситуации, когда для этого необходимы уже профессиональные знания и навыки, которые есть лишь у специалистов, психологов».
Отпуск в монастыре: дешево и сердито?
Вряд ли молодые люди отправятся в монастырь исключительно потому, что им не хватает средств на поездку к морю. Анастасия Ащеулова убеждена: в монастыри точно едут не за бесплатным питанием и жильем. Да и послушания в обителях бывают непростые, так что кров и питание трудники получают вполне заслуженно. Считается, что основная часть монастырских трудников — люди в состоянии духовного поиска и с желанием разобраться в себе.
Однако, собираясь в монастырь, нужно понимать, что это не курорт и не санаторий, и люди в нем – не только мудрые иноки и благостные послушники. Ситуации в жизни бывают разные – к монастырям прилепляются люди, оставшиеся по стечению обстоятельств без жилья, но не желающие бродяжничать и лишаться человеческого облика. Есть и те, кто поселяются в них после освобождения из мест заключения – и потому, что никто не ждет. И отношение человеческое.
Духовный подвиг или духовный туризм?
Само название «монастыринг» говорит о том, что такое времяпрепровождение для неблизких к Церкви людей напоминает вид спорта или развлечение – как серфинг или боулинг. Встречаются трудники без опыта церковной жизни, которые едут «отдохнуть от суеты», как они сами говорят.
Священник часовни св. Татьяны в г. Барнаул Александр Микушин уверен, что «духовный туризм» не приносит пользы никому: те, кто приехал в монастырь для отдыха и интересного контента, не получают духовных плодов, а только создают проблемы. По поводу перезагрузки батюшка приводит пример парня и девушки из обеспеченных семей (они не знакомы), которые проводят время в известных монастырях (Валаамском и других). Причем девушка отмечает, что на послушании в мужском монастыре очень много женщин и девушек. Делают это они тайно от ближнего круга, и в родном Барнауле про их христианство никто не знает (боятся, что засмеют?) – в местном храме они почти не бывают, в таинствах не участвуют.
По словам о. Александра, среди богатых людей «выездное православие» — обычное дело: «Люди гнушаются местным православием, у них все правильное и духовное на Афоне». Между тем, святые отцы – от древних до более близких к нам по времени – призывали не приписывать такого рода поездкам особой «духовности». «На Афоне побывать не худо, если нет помехи домашней, — писал Святитель Феофан Затворник. — А если есть, то можно и дома просидеть. Бог везде доступен. И Сам Он не ближе к Афону, чем к Елатьме». Святитель Григорий Нисский в письме «О тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим» пишет: «Ибо перемена места не приближает к нам Бога. Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить».
Священник Александр Микушин уверен, что христианином можно быть везде, и не нужно для этого искать какое-то особое место. По его инициативе в городе организованы точки раздачи горячих обедов из дорогих, полезных и качественных продуктов (мясо марала, горный чай и алтайский мед), полевая кухня на 1000 человек, сбор и раздача вещей нуждающимся. В служении задействованы студенты, которые готовы к христианскому деланию здесь и сейчас, безо всякой болтовни и елейных разговоров о трудничестве, созерцании и послушании.
«Это и есть духовная жизнь, — считает отец Александр. — А так называемое трудничество — благочестивая имитация. Должны быть реальные и конкретные дела для студентов и молодежи. И правильно организованные благотворительные проекты не только соответствуют Евангелию (см. Мф 25:34-45), но и привлекают молодежь. Сотни крупных протестантских молодежных движений сегодня действуют в Москве и в Петербурге. Это социально активные, продвинутые и образованные студенты».
Отметим, что указанная выше притча из Евангелия от Матфея, на которую ссылается отец Александр, говорит о служении ближнему как о служении Богу, и прямо связывает конкретные дела с посмертной участью человека:
«…Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Монастыринг вместо «картошки»
Московские студенты приезжают в Николо-Сольбинский женский монастырь в ярославской глубинке в качестве трудников уже 4-й год. Ребята из РТУ МИРЭА, РГГУ, РАНХиГС, МИСиС, Финансового университета, ГУУ и других вузов копают картошку, помогают с ремонтом и с уборкой, на ферме и в саду.
Они не против термина «монастыринг», каждый находит в этом свое. Кто-то просто рад побывать на свежем воздухе вдали от городского шума. На страницах монастыря в социальных сетях студенты поделились своими впечатлениями.
«Я крайне счастлив, что поехал в это место. Это моя первая поездка. Хоть это и труд, но он очень расслабляет. От городской жизни люди сильно устают и надо иногда выбираться на природу, на свежий воздух».
«Я сам парень деревенский, и когда здесь бываю на полях, то как будто попадаю в свою родную стихию. Когда сюда приезжаешь, то отдыхаешь от внешнего мира, проводишь время на природе».
Есть среди ребят-трудников и верующие, и волонтеры с опытом.
«Да, я думаю это именно монастыринг. Это как волонтерская работа, только в монастыре. Мы не получаем за это никаких вознаграждений, все это идет от души, для Бога. Это дает внутреннюю силу, опору, впечатления, эмоции, новые знакомства. Я сама верующая, поэтому мне это интересно».
«Я всегда хотела поработать трудником. Всегда волонтерила в заповедниках, а трудником – это немного иначе. Люди другие. Я верующая, и мне хотелось посмотреть на жизнь монастыря изнутри, какие люди живут в монастыре и молятся за нас, поэтому я здесь».
Те, кто приезжает впервые, чувствуют особую атмосферу и получают новый опыт.
«Я думаю, что это мини-версия монастыринга, потому что мы приехали только на выходные, а не на целый месяц или два месяца. Но этого вполне хватает, чтобы почувствовать атмосферу. Во-первых, понимаешь, что ты приносишь пользу, что не впустую проводишь время. А во-вторых, здесь очень добрые люди и очень уютная атмосфера. Это отличный способ провести время с друзьями, с хорошими людьми познакомиться и еще помочь заодно».
«Когда мне предложили поехать в монастырь, я долго не думал, сразу согласился. Мне становится здесь спокойнее, все проблемы уходят на второй план, появляется душевное умиротворение, спокойствие, то, чего не хватает в повседневной жизни».
Вполне вероятно, что как раз после такой поездки у ребят появятся новые интересы – кто-то захочет приехать еще раз, а кто-то почувствует радость от бескорыстной помощи.
Уехать нельзя остаться – где поставить запятую?
Получая сильные духовные впечатления и восторги, люди иногда принимают скоропалительное решение остаться в монастыре даже после недолгого пребывания. Анастасия Ащеулова рассказала, что и ей хотелось этого, но пришлось возвращаться в обычную жизнь: «Нельзя просто так взять и остаться в монастыре, особенно когда в миру есть обязательства, работа, незавершенные дела. Я же ездила лишь на время отпуска. А чтобы уйти в монастырь на длительное время (пусть даже на месяц трудником или становиться послушником в перспективе), надо решиться. А главное — чтобы в «миру» ничего не удерживало и не тяготило. Иначе ты лишь поменяешь локацию, а мысли никуда не денутся. Везде с собой мы берем себя, от себя не убежишь».
Комментировать