Array ( [_ga] => GA1.2.577163081.1673984533 [_ym_uid] => 1673984533376545158 [av_csrf] => Xz54ATUsAto6jPHe [wpglobus-language-old] => ru [wpglobus-language] => ru [__gsas] => ID=d041f026f33fc85b:T=1688705602:RT=1688705602:S=ALNI_MZIgP5EQPkNh3i35rELbqzc9G7qFQ [_ym_d] => 1705558926 [_langs] => r [_gcl_au] => 1.1.530508032.1713081434 [rmcookie] => S:t-Suj6O9y9XZFzNa8gJj-xpXZ2cY6u4bD0QO7ogSiiqfWTbJlalm8ku4qxUYJxNVxgmHLQxfJtZmgDNNMWyDqL8_tZuLqJ_WgGrLk2bv048ufDw0U45Hx9EuNn-HHat07xfRszYlIYobfLn3uhvUjgyJeBu8VvTB1_NKMGUW7pVyVyR9hqlCezzto-KxCK8HLeNzm8Z5447GLA32SkWfoT6fhFHFzqNBbiLTqDQGi3JdfzesBKwXOJllCd0xixuL1PN0sbFTPYX3i5Tq-hB006LFE56VXzR7EDFduMHJjI3VAPGI-5PnoAicOVvAeRqPLNB8z3hl9P09b_YsCYz6z4pQGHM01UQFzxCx_odYMqSOA3sDlu0jdI7vsXYMv6ikaSd4xN0E844E24nGt9JBYrNLw_ixCWqKBMChAkTYjMY6nqssj8ZBoMOpODxinMfi1xZ2ZXWIFaztodWueEF_fmkbQ_addkCQ7SKvkWMbky4208EmR8R-srlz8OZh6WLx405dOceq1ddKcjjcjY3p3o2vO00hzhpF-Fyi6zvyOQKE771IGN8YpqFe3N8TtqT0OC4Gcni3ZlOb4LEz9pN0YG1yBbM4Usja0YWOij8S9eRuCOO7Kk5HEmRmEU2BIW4bsliEFebFCVj_pKgw_SIoceHsOI7iB4etSyDi3WKV-vVuZhqlEfMNWdEaC6nq2kynmzCVyPs4r8yA8KkOoX7zOLiO371Q-fe1t68= [otrid] => S:qMTfSIMKHohJbIM1jH1nV-5Si9m3IJH4LeZTTJSEg5AP0CGEtnzLUZFbqhm7DNrdFqY0IICLGJkjmyX1a3B8DooKBE2SzU19pxjS5iOgYkSF4tSEAOUnwFM8FT_z6keknGMVk_xml4AKldou5EY0LItXDnJZszR3sOTlm7AyIOKzrzOhj8Gtr1TI79_uKZN0MLXOMQaXR1JDrzYutgYhkj2H6120_jSXiYo= [_gid] => GA1.2.882870634.1713943510 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )

Андрей Десницкий
Прощеное воскресенье

Обряд всеобщего прощения, которым завершается масленица и открывается Великий пост, заставляет даже неверующих задуматься о том, что значит прощать и принимать прощение и зачем это вообще бывает нужно.

Масленицу в России празднуют даже неверующие — куда как интересно накушаться блинов под водочку и повеселиться на свежем весеннем воздухе! Всерьез поститься большинство веселящихся и не собирается, но почти все знают, что последний день масленицы, который вводит верующих «во дни печальные Великого поста» (А.С. Пушкин), называется Прощеным воскресеньем.

К концу этого дня в православных храмах служится вечерня, к завершению которой настоятель и все клирики выходят из алтаря к прихожанам и просят прощения за все вольные и невольные обиды и огорчения. В исполнении хора звучит пронзительный плач Адама об утерянном рае, а прихожане по очереди подходят к священникам и просят прощения у них. На обратном пути сквозь толпу каждый сможет сказать знакомым, полузнакомым, а то и вовсе незнакомым людям:

— Простите меня, пожалуйста!

— Бог простит, а ты меня прости!

Кто-то В этот день позвонит после службы своим родным и близким по телефону, кто-то пошлет е-mail… Техника расширяет границы прощения.

Мне рассказывали об одном человеке, для которого главным доказательством подлинности Православия стало как раз Прощеное воскресенье, которого действительно нет ни у католиков, ни у протестантов. Но неверующие, к которым в этот день обращаются с просьбой о прощении их родные и знакомые христиане, обычно бывают очень удивлены: а чего это они? Вроде, все нормально…

В современной светской культуре принято говорить «извините», когда наступают на ногу или просто хотят привлечь внимание, чтобы спросить, который час. Но просить прощения у того, перед кем действительно виноват — не принято. Конкретная вина обычно прячется за громкими словами, за идеологическими штампами, за экономической выгодой или политической целесообразностью, за «все так делают», наконец…

Но христианство, призванное воплотить Царство Небесное в обыденной жизни, говорит: все мы виноваты перед всеми, с кем доводилось сталкиваться. Хотя бы потому, что не смогли, да никогда и не сможем осуществить в полной мере евангельских заповедей по отношению друг ко другу. Все виноваты, но у всех есть возможность простить и получить прощение.

Каждый верующий призван поставить себя на место блудного сына, который обращается к отцу со словами: «я согрешил против неба и пред тобою». Всякий грех, всякий промах, всякая ошибка делает человека виновным прежде всего перед Богом, и во вторую очередь — перед ближним. Потому и на просьбу о прощении отвечают «Бог простит», предполагая, что каждый из нас и мы все вместе находимся в одинаковом положении перед Высшим Судьей, и мелочные обиды и недоразумения между нами сами по себе значат не так уж и много.

Собственно, наступающий пост есть время покаяния перед Богом. По-своему его могут переживать и те, кто щедро сыпет зеленые купюры в церковную кружку и не обращает никакого внимания на людей, слезами, потом и кровью которых эти купюры оплачены. Главное — договориться с Тем, Кто наверху. Но в Евангелии мы видим совсем другой подход: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» — так передает слова Христа евангелист Матфей. Почему же примирение с Богом открывается только после примирения с людьми? Не логичнее ли, наоборот, начинать с главного?

Ответ на этот вопрос тоже содержится в Новом Завете, у апостола любви Иоанна:

«Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает… Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?». Наши отношения с ближним есть самый верный показатель наших отношений с Богом и одновременно — школа этих отношений.

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал историю об умиравшей пожилой женщине, которая пригласила его исповедать и причастить ее перед смертью, и на исповеди сказала, что из всех людей в мире не готова была простить только своего зятя. Он отказался читать над ней молитву о разрешении грехов, пока она отказывала в прощении хоть одному человеку — и тем самым добился перемены. Она позвонила зятю, помирилась с ним, позвала его к своей постели и умерла на его руках, приняв таинства с надеждой на прощение своих грехов в вечности.

«Прощайте, и прощены будете» — вот еще замечательные слова из Евангелия, но что означает прощать? Для кого-то это просто ритуальное действие — рукопожатие, поцелуй, приветливое слово, за которыми по-прежнему скрываются обида и недоверчивость. Кто-то идет дальше и старается не вспоминать сделанного ему зла. Есть и такие, кто, как отец из притчи о блудном сыне, сам бежит навстречу провинившемуся и делает все возможное и невозможное, чтобы восстановить разрушенные добрые отношения. У каждого своя мера.

Не менее сложно, чем простить — принять прощение и поверить, что все действительно прошло. Люди могут годами приносить на исповедь одни и те же грехи, не разговаривать с теми, кто, как им кажется, по-прежнему что-то имеет против них. В несении этого груза они находят свою сладость, которую иногда почему-то называют смирением или скромностью. «Я негодяй» — эти слова ничем никому не помогут, если не добавить к ним: «но я попробую стать лучше».

Это будет трудно, это наложит на меня новую ответственность, но без этого прощение, которое я надеюсь получить, остается недействительным, потому что я его на самом деле не принимаю. Я хочу остаться таким, какой я есть.

Да, истинное прощение — это еще и попытка перемены. Пост, который начинается сразу после Прощеного воскресенья, для христианина как раз и служит способом достичь этого изменения. Христиане называют это покаянием и хотят вступить в него все вместе, никого не потеряв, и потому откладывают у порога поста то, что мешает их единству хотя бы в рамках отдельного прихода, круга родных и знакомых. На пути к Богу важно никого не оставить за бортом.

Покаяние начинается с возможности прощения.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka