Array ( )
Православная журналистика: Эволюция
19 Фев 2014

Православная журналистика: Эволюция

На вышеназванную тему уже столько всего было сказано, что, наверное, не скажу ничего нового. Но кое-какие выводы сделать хочется – сделать «зарубки» на память и двинуться дальше.

Журналистика

САНОВИТЫЕ АВТОРЫ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

За последние 20-25 лет церковная и околоцерковная журналистика продвинулась далеко вперед. Еще в начале 90-х она представляла собой газеты и интернет-странички с новостями церковной жизни в формате отчетов о множестве совершенных освящений и перерезаний ленточек. Немалую долю объема таких изданий занимали перепечатки наставлений святых отцов и размышления православных богословов.

Особняком в этом ряду стоял (и сейчас стоит) старейший «Журнал Московской Патриархии», в котором появлялись публикации, где авторы, в основном сановитые, рефлексировали на тему Церкви и общества в попытке осмыслить опыт существования Церкви в новых для нее условиях.

Добротные материалы еще в 90-х стали появляться в светской прессе, где зрел целый интеллигентский класс, представители которого охотно воцерковлялись. Такие журналисты писали интересные статьи о взгляде на церковные реалии изнутри.

ШЕПОТ МОНАХА

Мой личный опыт церковного публициста также состоялся на базе светской газеты – регионального еженедельника «Самовар», что выходил 20-титысячным тиражом на всю Амурскую область. Именно в этой редакции родился проект «Златоуст», который был призван расширить аудиторию газеты за счет православных верующих. Этот вкладыш из четырех полос появлялся в еженедельнике один раз в месяц. Кроме обычной сети распространения «Златоуст» расходился по приходам Благовещенской епархии.

Это был очень ценный опыт, поскольку промыслом Божиим мне приходилось рассказывать о Церкви сразу для двух целевых аудиторий: светских и верующих читателей. С одной стороны, я контактировал с духовенством епархии, помогавшим мне с терминологией и определениями, а с другой – я был независимым светским журналистом, который мог поднимать самые разные вопросы. От отношения общества к винам под брендами «Шепот монаха», «Душа монаха» и т.п. до церковного взгляда на вопрос существования инопланетян.

После, когда я перешел работать в городскую газету «Благовещенск», получилось сделать несколько выпусков приложения «Благовещенск златоглавый», где этот опыт осторожного синтеза церковного со светским только закрепился.

САМЫЕ РУССКИЕ СМИ

С развитием в России интернета на просторах сети стали появляться электронные СМИ православной направленности. В основном это были порталы с национально-патриотической риторикой. Например, мой первый шаг в интернет-публицистике состоялся на страницах православного информационного агентства «Русская линия» (не путать с позднейшей «Русской народной линией»), где я печатался под псевдонимом Дмитрий Донцов. Также активно читались мною такие сайты как «Русское воскресение» и «Русское небо».

Кстати, в сети было множество электронных версий православных газет, они и сейчас до сих пор наплаву. Например, самарский «Благовест» с его ярким Антоном Жоголевым и продолжатель традиций дореволюционного издания «Русский вестник» под редакторством Алексея Сенина.

ПЕРЕБОЛЕТЬ КРИТИКОЙ

Нужно обязательно упомянуть и о журнале «Русский Дом», который также представлен в сети, и даже были попытки организации соответствующего телевизионного канала. Кроме этого, о делах церковных можно было прочитать и в яркоокрашенных политических изданиях, таких как, например, знаменитое «Завтра» Александра Проханова.

Отдельно стоит вспомнить такое явление православной журналистики, как радио «Радонеж» с его официальным сайтом. Мастодонт церковной и околоцерковной полемики появился в начале 90-х и является площадкой консерваторов-охранителей.

Самое интересное, что практически во всех перечисленных сетевых, электронных и печатных изданиях наличествовала дозированная критика «справа» церковного официоза. Это, считаю, был очень полезный опыт становления церковной критической мысли. Этим нужно было переболеть, чтобы от оголтелого наклеивания ярлыков перейти в русло конструктивного диалога. Постепенно стали публично проводится тематические дискуссии и круглые столы, где верующие патриоты искали точки соприкосновения.

УРОЖАЙНЫЕ ГОДЫ

К сожалению, часть православных консервативных СМИ пошла по пути радикализации. Ответом на засилье ура-патриотических публикаций стало появление церковной либеральной журналистики. Эту свободную нишу в 2004 году заполнил портал «Православие и Мир», ставший спустя 10 лет одним из самых популярных православных ресурсов. Но самое важно – что редакция предоставляет площадку для высказывания и консерваторам, что значительно расширяет читательскую аудиторию. Я сам являюсь постоянным автором Правмира с 2011 года.

«Центристами» в процерковной медиасреде прочно стали журналы и их интернет-версии «Фома» и «Нескучный сад» (закрыт), университетская газета храма при МГУ «Татьянин день», научный портал Богослов.ру, журнал «Вода живая», ну и конечно, популярнейший проект московского Сретенского монастыря – Православие.ру. К правоцентристским православным ресурсам хочется отнести портал Александра Щипкова «Религия и СМИ».

Середина 2000-х была, вообще, очень урожайной особенно для различных нишевых православных изданий. В этом ряду стоит отметить молодежные журналы «Наследник» и «Отрок.ua», женский журнал «Славянка» и портал для женщин Матроны.ру, журнал для родителей «Виноград» и журнал для пап «Батя».

НОВЫЕ МЕДИА

В последние годы на православном медианебосклоне появилось еще несколько интересных СМИ. В первую очередь хотелось бы отметить открытие и развитие проекта Приходы.ру, который также нашел незанятую нишу и рассказывает читателям о приходской общинной жизни русской Церкви.

Появились в прошлом году и два новых радиопортала: Радио Вера и Православие.fm (радио «Логос»), где можно не только послушать, но и почитать церковную публицистику. Наверное, будет неправильным умолчать об открытии нового аналитического портала «Православный взгляд», а также о ближайшем запуске проекта «Orthodox 12:21», который из сообществ в соцсетях созрел для свободного плавания в сети.

Все это качественно новые сетевые СМИ с воздушным дизайном и интерактивным контентом.

КУДА ИДТИ?

Теперь настало время поразмышлять над самым важным вопросом: куда дальше двигаться православной журналистике? Однозначно можно утверждать лишь одно: движение должно быть только вперед. Но на этом пути есть несколько опасностей.

Думаю, каждой редакции хочется, чтобы их детище было самым современным и доступным для большой целевой аудитории. Первая опасность – полностью уйти в сферу подражания светским СМИ, которые черпают инфоповоды из импульсов медиасферы. В этом отношении средства массовой коммуникации представляются мне ладьями, баркасами, пароходами и лайнерами, которые покачиваются на волнах информационного моря, вылавливая из волны рыбку, что пожирнее.

Современные СМИ также похожи на фабрики по производству продуктов питания, и они следят за тем, чтобы сделать потребителю «вкусно», приготовляя из нарезки цитат и мнений «корм» для своих потребителей.

НЕ УПУСТИТЬ ХРИСТА

В погоне за трафиком можно легко забыть об истинной цели любого православного ресурса – стимулировать у своей аудитории желание задуматься о вечности. Согласен, что у православной журналистики не должно быть запретных тем. Но освещая, например, те же политические события – нельзя упускать из виду Христа.

На мой взгляд, будущее православных СМИ в том, чтобы рассказывать людям о самом главном, используя современные формы представления: видеоролики, аудиозарисовки, инфографику, интерактивные карты или что-то иное.

Ну и немаловажно искать свежих авторов, которые смогут найти новые языковые инструменты для того, чтобы установить онлайн-связь между человеком века цифровых технологий и древней Церковью, хранящей веру Христову вот уже более 2000 лет.

Иерей Святослав Шевченко
Православие.FM

Комментировать