• Православная журналистика: Эволюция

    19 февраля 2014


    На выше­на­зван­ную тему уже столь­ко все­го было ска­за­но, что, навер­ное, не ска­жу ниче­го ново­го. Но кое-какие выво­ды сде­лать хочет­ся – сде­лать «заруб­ки» на память и дви­нуть­ся дальше.

    orthosmi

    САНОВИТЫЕ АВТОРЫ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

    За послед­ние 20–25 лет цер­ков­ная и око­ло­цер­ков­ная жур­на­ли­сти­ка про­дви­ну­лась дале­ко впе­ред. Еще в нача­ле 90‑х она пред­став­ля­ла собой газе­ты и интер­нет-стра­нич­ки с ново­стя­ми цер­ков­ной жиз­ни в фор­ма­те отче­тов о мно­же­стве совер­шен­ных освя­ще­ний и пере­ре­за­ний лен­то­чек. Нема­лую долю объ­е­ма таких изда­ний зани­ма­ли пере­пе­чат­ки настав­ле­ний свя­тых отцов и раз­мыш­ле­ния пра­во­слав­ных богословов.

    Особ­ня­ком в этом ряду сто­ял (и сей­час сто­ит) ста­рей­ший «Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», в кото­ром появ­ля­лись пуб­ли­ка­ции, где авто­ры, в основ­ном сано­ви­тые, рефлек­си­ро­ва­ли на тему Церк­ви и обще­ства в попыт­ке осмыс­лить опыт суще­ство­ва­ния Церк­ви в новых для нее условиях.

    Доб­рот­ные мате­ри­а­лы еще в 90‑х ста­ли появ­лять­ся в свет­ской прес­се, где зрел целый интел­ли­гент­ский класс, пред­ста­ви­те­ли кото­ро­го охот­но воцер­ков­ля­лись. Такие жур­на­ли­сты писа­ли инте­рес­ные ста­тьи о взгля­де на цер­ков­ные реа­лии изнутри.

    ШЕПОТ МОНАХА

    Мой лич­ный опыт цер­ков­но­го пуб­ли­ци­ста так­же состо­ял­ся на базе свет­ской газе­ты – реги­о­наль­но­го еже­не­дель­ни­ка «Само­вар», что выхо­дил 20-титы­сяч­ным тира­жом на всю Амур­скую область. Имен­но в этой редак­ции родил­ся про­ект «Зла­то­уст», кото­рый был при­зван рас­ши­рить ауди­то­рию газе­ты за счет пра­во­слав­ных веру­ю­щих. Этот вкла­дыш из четы­рех полос появ­лял­ся в еже­не­дель­ни­ке один раз в месяц. Кро­ме обыч­ной сети рас­про­стра­не­ния «Зла­то­уст» рас­хо­дил­ся по при­хо­дам Бла­го­ве­щен­ской епархии.

    Это был очень цен­ный опыт, посколь­ку про­мыс­лом Божи­им мне при­хо­ди­лось рас­ска­зы­вать о Церк­ви сра­зу для двух целе­вых ауди­то­рий: свет­ских и веру­ю­щих чита­те­лей. С одной сто­ро­ны, я кон­так­ти­ро­вал с духо­вен­ством епар­хии, помо­гав­шим мне с тер­ми­но­ло­ги­ей и опре­де­ле­ни­я­ми, а с дру­гой – я был неза­ви­си­мым свет­ским жур­на­ли­стом, кото­рый мог под­ни­мать самые раз­ные вопро­сы. От отно­ше­ния обще­ства к винам под брен­да­ми «Шепот мона­ха», «Душа мона­ха» и т.п. до цер­ков­но­го взгля­да на вопрос суще­ство­ва­ния инопланетян.

    После, когда я пере­шел рабо­тать в город­скую газе­ту «Бла­го­ве­щенск», полу­чи­лось сде­лать несколь­ко выпус­ков при­ло­же­ния «Бла­го­ве­щенск зла­то­гла­вый», где этот опыт осто­рож­но­го син­те­за цер­ков­но­го со свет­ским толь­ко закрепился.

    САМЫЕ РУССКИЕ СМИ

    С раз­ви­ти­ем в Рос­сии интер­не­та на про­сто­рах сети ста­ли появ­лять­ся элек­трон­ные СМИ пра­во­слав­ной направ­лен­но­сти. В основ­ном это были пор­та­лы с наци­о­наль­но-пат­ри­о­ти­че­ской рито­ри­кой. Напри­мер, мой пер­вый шаг в интер­нет-пуб­ли­ци­сти­ке состо­ял­ся на стра­ни­цах пра­во­слав­но­го инфор­ма­ци­он­но­го агент­ства «Рус­ская линия» (не путать с позд­ней­шей «Рус­ской народ­ной лини­ей»), где я печа­тал­ся под псев­до­ни­мом Дмит­рий Дон­цов. Так­же актив­но чита­лись мною такие сай­ты как «Рус­ское вос­кре­се­ние» и «Рус­ское небо».

    Кста­ти, в сети было мно­же­ство элек­трон­ных вер­сий пра­во­слав­ных газет, они и сей­час до сих пор напла­ву. Напри­мер, самар­ский «Бла­го­вест» с его ярким Анто­ном Жого­ле­вым и про­дол­жа­тель тра­ди­ций доре­во­лю­ци­он­но­го изда­ния «Рус­ский вест­ник» под редак­тор­ством Алек­сея Сенина.

    ПЕРЕБОЛЕТЬ КРИТИКОЙ

    Нуж­но обя­за­тель­но упо­мя­нуть и о жур­на­ле «Рус­ский Дом», кото­рый так­же пред­став­лен в сети, и даже были попыт­ки орга­ни­за­ции соот­вет­ству­ю­ще­го теле­ви­зи­он­но­го кана­ла. Кро­ме это­го, о делах цер­ков­ных мож­но было про­чи­тать и в ярко­окра­шен­ных поли­ти­че­ских изда­ни­ях, таких как, напри­мер, зна­ме­ни­тое «Зав­тра» Алек­сандра Проханова.

    Отдель­но сто­ит вспом­нить такое явле­ние пра­во­слав­ной жур­на­ли­сти­ки, как радио «Радо­неж» с его офи­ци­аль­ным сай­том. Масто­донт цер­ков­ной и око­ло­цер­ков­ной поле­ми­ки появил­ся в нача­ле 90‑х и явля­ет­ся пло­щад­кой консерваторов-охранителей.

    Самое инте­рес­ное, что прак­ти­че­ски во всех пере­чис­лен­ных сете­вых, элек­трон­ных и печат­ных изда­ни­ях нали­че­ство­ва­ла дози­ро­ван­ная кри­ти­ка «спра­ва» цер­ков­но­го офи­ци­о­за. Это, счи­таю, был очень полез­ный опыт ста­нов­ле­ния цер­ков­ной кри­ти­че­ской мыс­ли. Этим нуж­но было пере­бо­леть, что­бы от огол­те­ло­го накле­и­ва­ния ярлы­ков перей­ти в рус­ло кон­струк­тив­но­го диа­ло­га. Посте­пен­но ста­ли пуб­лич­но про­во­дит­ся тема­ти­че­ские дис­кус­сии и круг­лые сто­лы, где веру­ю­щие пат­ри­о­ты иска­ли точ­ки соприкосновения.

    УРОЖАЙНЫЕ ГОДЫ

    К сожа­ле­нию, часть пра­во­слав­ных кон­сер­ва­тив­ных СМИ пошла по пути ради­ка­ли­за­ции. Отве­том на заси­лье ура-пат­ри­о­ти­че­ских пуб­ли­ка­ций ста­ло появ­ле­ние цер­ков­ной либе­раль­ной жур­на­ли­сти­ки. Эту сво­бод­ную нишу в 2004 году запол­нил пор­тал «Пра­во­сла­вие и Мир», став­ший спу­стя 10 лет одним из самых попу­ляр­ных пра­во­слав­ных ресур­сов. Но самое важ­но – что редак­ция предо­став­ля­ет пло­щад­ку для выска­зы­ва­ния и кон­сер­ва­то­рам, что зна­чи­тель­но рас­ши­ря­ет чита­тель­скую ауди­то­рию. Я сам явля­юсь посто­ян­ным авто­ром Прав­ми­ра с 2011 года.

    «Цен­три­ста­ми» в про­цер­ков­ной медиа­сре­де проч­но ста­ли жур­на­лы и их интер­нет-вер­сии «Фома» и «Нескуч­ный сад» (закрыт), уни­вер­си­тет­ская газе­та хра­ма при МГУ «Татья­нин день», науч­ный пор­тал Богослов.ру, жур­нал «Вода живая», ну и конеч­но, попу­ляр­ней­ший про­ект мос­ков­ско­го Сре­тен­ско­го мона­сты­ря – Православие.ру. К пра­во­цен­трист­ским пра­во­слав­ным ресур­сам хочет­ся отне­сти пор­тал Алек­сандра Щип­ко­ва «Рели­гия и СМИ».

    Сере­ди­на 2000‑х была, вооб­ще, очень уро­жай­ной осо­бен­но для раз­лич­ных нише­вых пра­во­слав­ных изда­ний. В этом ряду сто­ит отме­тить моло­деж­ные жур­на­лы «Наслед­ник» и «Отрок.ua», жен­ский жур­нал «Сла­вян­ка» и пор­тал для жен­щин Матроны.ру, жур­нал для роди­те­лей «Вино­град» и жур­нал для пап «Батя».

    НОВЫЕ МЕДИА

    В послед­ние годы на пра­во­слав­ном меди­а­не­бо­склоне появи­лось еще несколь­ко инте­рес­ных СМИ. В первую оче­редь хоте­лось бы отме­тить откры­тие и раз­ви­тие про­ек­та Приходы.ру, кото­рый так­же нашел неза­ня­тую нишу и рас­ска­зы­ва­ет чита­те­лям о при­ход­ской общин­ной жиз­ни рус­ской Церкви.

    Появи­лись в про­шлом году и два новых радио­пор­та­ла: Радио Вера и Православие.fm (радио «Логос»), где мож­но не толь­ко послу­шать, но и почи­тать цер­ков­ную пуб­ли­ци­сти­ку. Навер­ное, будет непра­виль­ным умол­чать об откры­тии ново­го ана­ли­ти­че­ско­го пор­та­ла «Пра­во­слав­ный взгляд», а так­же о бли­жай­шем запус­ке про­ек­та «Orthodox 12:21», кото­рый из сооб­ществ в соц­се­тях созрел для сво­бод­но­го пла­ва­ния в сети.

    Все это каче­ствен­но новые сете­вые СМИ с воз­душ­ным дизай­ном и интер­ак­тив­ным контентом.

    КУДА ИДТИ?

    Теперь наста­ло вре­мя пораз­мыш­лять над самым важ­ным вопро­сом: куда даль­ше дви­гать­ся пра­во­слав­ной жур­на­ли­сти­ке? Одно­знач­но мож­но утвер­ждать лишь одно: дви­же­ние долж­но быть толь­ко впе­ред. Но на этом пути есть несколь­ко опасностей.

    Думаю, каж­дой редак­ции хочет­ся, что­бы их дети­ще было самым совре­мен­ным и доступ­ным для боль­шой целе­вой ауди­то­рии. Пер­вая опас­ность – пол­но­стью уйти в сфе­ру под­ра­жа­ния свет­ским СМИ, кото­рые чер­па­ют инфо­по­во­ды из импуль­сов медиа­сфе­ры. В этом отно­ше­нии сред­ства мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции пред­став­ля­ют­ся мне ладья­ми, бар­ка­са­ми, паро­хо­да­ми и лай­не­ра­ми, кото­рые пока­чи­ва­ют­ся на вол­нах инфор­ма­ци­он­но­го моря, вылав­ли­вая из вол­ны рыб­ку, что пожирнее.

    Совре­мен­ные СМИ так­же похо­жи на фаб­ри­ки по про­из­вод­ству про­дук­тов пита­ния, и они сле­дят за тем, что­бы сде­лать потре­би­те­лю «вкус­но», при­го­тов­ляя из нарез­ки цитат и мне­ний «корм» для сво­их потребителей.

    НЕ УПУСТИТЬ ХРИСТА

    В погоне за тра­фи­ком мож­но лег­ко забыть об истин­ной цели любо­го пра­во­слав­но­го ресур­са – сти­му­ли­ро­вать у сво­ей ауди­то­рии жела­ние заду­мать­ся о веч­но­сти. Согла­сен, что у пра­во­слав­ной жур­на­ли­сти­ки не долж­но быть запрет­ных тем. Но осве­щая, напри­мер, те же поли­ти­че­ские собы­тия – нель­зя упус­кать из виду Христа.

    На мой взгляд, буду­щее пра­во­слав­ных СМИ в том, что­бы рас­ска­зы­вать людям о самом глав­ном, исполь­зуя совре­мен­ные фор­мы пред­став­ле­ния: видео­ро­ли­ки, ауди­о­за­ри­сов­ки, инфо­гра­фи­ку, интер­ак­тив­ные кар­ты или что-то иное.

    Ну и нема­ло­важ­но искать све­жих авто­ров, кото­рые смо­гут най­ти новые язы­ко­вые инстру­мен­ты для того, что­бы уста­но­вить онлайн-связь меж­ду чело­ве­ком века циф­ро­вых тех­но­ло­гий и древ­ней Цер­ко­вью, хра­ня­щей веру Хри­сто­ву вот уже более 2000 лет.

    Иерей Свя­то­слав Шевченко
    Православие.FM

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    Проект находится в стадии тестирования Скрыть объявление