Как сообщают из Рима, Алессандро Велла, эксперт Института христианских древностей Музеев Ватикана, сказал, что почитаемые христианские реликвии — туники св. Петра и св. Иоанна, согласно данным радиоуглеродного анализа, изготовлены гораздо позже эпохи Апостолов, в VI-VII веках, и, таким образом, не могут быть подлинными.
Конечно, радиоуглеродный анализ может быть очень неточным — в частности, из-за того, что образцы бывают загрязнены чуждым углеродом. Но сам вопрос — что делать, если реликвия подозревается в неподлинности — стоит рассмотреть.
Почитание реликвий — практика, глубоко укорененная в православной Церкви (как и у католиков) и она постоянно является предметом острой критики — по крайней мере начиная с Реформации.
Главной причиной этой критики были явные злоупотребления реликвиями в позднесредневековой Европе, а ее важной (если не главной) частью было утверждение, что реликвии — не подлинные.
В свое время интерес к реликвиям породил, увы, ситуацию, когда они стали инструментом дохода и даже политической власти. Толпы паломников приходили увидеть почитаемые предметы, оставляя немалые деньги, а значит, владелец реликвий мог быть уверен в своем стабильном прибытке.
Отсюда и истории, которые могут показаться нам чрезвычайно странными — о воровстве или даже разбойничьем, сопряженным с кровопролитием, захвате святынь. Кажется, реликвия интересна только верующим — как же верующие, благочестивые люди могли поступать таким образом? Но в то время реликвия была (совершенно независимо от веры того, кто ей завладел) ценным активом.
Увы, но это не могло не породить и множества подделок — которые вызывали понятное возмущение одних и язвительные насмешки других.
В XVI веке Мартин Лютер и другие реформаторы, действуя по известной поговорке «осердясь на вши, да всю шубу в печь», вообще отвергли почитание реликвий — как и многое другое.
Но имеет ли почитание реликвий основание в Писании? Да.
Как свидетельствует святой Апостол и Евангелист Лука, автор Деяний, «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:11,12). Опоясание с тела святого, через которое Бог являет Свою благодать — это не что-то, выдуманное суеверными людьми в средние века. Это засвидетельствовано непосредственно в Священном Писании.
При этом важно понимать, что реликвия — это не магический артефакт, который обладал бы какими-то силами сам по себе.
Святыня — это предмет, в котором свободная воля Бога встречается со свободной волей человека. Это место, в котором обе стороны назначают встречу.
Его можно (с некоторой долей условности) сравнить с семейной реликвией — например, вещами, которые принадлежали предку семьи, дорогому и почитаемому человеку.
Храня эту реликвию, потомки выражают почтение к нему, признают себя его благодарными наследниками, обозначают свою собственную идентичность через соотнесение с ним: «мы — потомки такого-то, для нас это важно».
Разница тут в том, что почитаемый предок мертв; в то время как святые, с которыми связаны реликвии, живы у Бога, с ними сохраняется молитвенная связь.
Не-магический характер реликвии делает вопрос о том, «а точно ли это тот самый предмет одежды, который носил святой» не столь острым.
Если этот предмет помогает хранить благоговейную память о святом, обращаться к нему с просьбой «моли Бога о нас», подражать его благочестивой жизни, то он тоже становится местом встречи.
Приведу пример — в храме, куда я хожу, созданы копии гроба Господня, камня помазания, темницы, где Господь пребывал после ареста, и гробницы Богоматери.
Все, конечно, прекрасно понимают, что это — копии, подлинники находятся в Святой Земле. Но их наличие — важно, многие люди приходят к ним для особенно благоговейной, сосредоточенной молитвы.
Поэтому исторические разыскания «а точно ли это та самая туника» могут быть интересны именно с точки зрения истории. Но на наше благоговейное почтение к Апостолам, и веру их проповеди это никак не влияет.
Автор: Сергей Львович Худиев
Комментировать