Новопреставленный

Новопреста́вленный – так усоп­ший име­ну­ется в тече­ние 40 дней после кон­чины (вклю­чая день смерти, даже если она про­изо­шла близко к полу­ночи).

novoprestavlennyj - Новопреставленный

епи­скоп Афа­на­сий (Саха­ров)

В при­ло­же­нии к недавно скон­чав­шимся у нас обычно упо­треб­ля­ется эпитет “ново­пре­став­лен­ный”. Нет этого тер­мина и ни в одном из после­до­ва­нии погре­бе­ния. В упо­треб­ле­нии его при после­до­ва­ниях, совер­ша­е­мых об одном недавно скон­чав­шемся нет особой нужды, ибо в этих слу­чаях все моля­щи­еся и без того знают хорошо, о ком именно совер­ша­ется поми­но­ве­ние. Если же этот термин и может быть упо­треб­лен, то разве только при сов­мест­ном поми­но­ве­нии многих усоп­ших для того, чтобы из общей массы имен несколько выде­лить тех, о ком совер­ша­ется наро­чи­тое соро­ко­уст­ное «при­но­ше­ние», подобно тому, напр. как на про­ско­ми­дии имя днев­ного свя­того несколько выде­ля­ется добав­ле­нием к нему «его же и память совер­шаем».

Термин “ново­пре­став­лен­ный” упо­треб­ля­ется в треб­нике Петра Могилы, но не в после­до­ва­ниях погре­бе­ния, а при ука­за­нии того, как совер­шать в празд­ник на литур­гии поми­но­ве­ние в тот день погре­ба­е­мого.

Попутно должно отме­тить, что нередко упо­треб­ля­е­мые у нас в отно­ше­нии к усоп­шим и другие эпи­теты: отрока, девицы, жены, боярина, воина, уби­ен­ного, усоп­шего, сго­рев­шего и подобн. также не имеют твер­дых осно­ва­ний в бого­слу­жеб­ных книгах. Лишь неко­то­рые из этих тер­ми­нов упо­треб­ля­ются в общих поми­наль­ных фор­му­лах, в каноне суббот Мясо­пуст­ной и Пяти­де­сят­ницы, да в древ­нем сино­дике, назна­чав­шемся для келей­ного упо­треб­ле­ния. А в треб­нике Киев­ского изда­ния в конце после­до­ва­ния погре­бе­ния мир­ских чело­век заме­чено: Ведомо буди, яко сице­вый образ бывает и о усоп­ших женах… Сие убо после­до­ва­ние, якоже выше речеся поется и о женах, и о отро­цех пра­во­слав­ных, изме­ня­ему токмо имени мужеску полу или жен­ского раба Твоего или рабы Твоей, а НЕ ИНОЕ. Согласно этому заме­ча­нию при имени усоп­шего не должно быть каких-либо тер­ми­нов вроде “отрока” и подобн.

К имени усоп­шего должны быть при­бав­лены только обо­зна­че­ния тех слу­же­ний, на кото­рые были воз­ве­дены Цер­ко­вью чрез особые чины Цер­ков­ные и по кото­рым они име­но­ва­лись и при жизни, как-то “чтеца” (имев­шего посвя­ще­ние в это звание, посвя­щен­ного в сти­харь, а не вся­кого читав­шего в церкви или испол­няв­шего пса­лом­щи­че­ские обя­зан­но­сти), диа­кона, иерея, епи­скопа, монаха, и т. д. К имени усоп­шего мла­денца должно при­бав­лять это слово, так как и особое после­до­ва­ние мла­ден­че­ского погре­бе­ния, в кото­ром всякий случай “имя рек” пред­ва­ря­ется словом “мла­де­нец”.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки