Погребение

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

***

Как под­го­то­вить усоп­шего к погре­бе­нию?

В преж­ние вре­мена под­го­тов­кой к погре­бе­нию (омы­вали тело, оде­вали в новую одежду, при­гла­шали в дом свя­щен­ника) зани­ма­лись срод­ники и близ­кие усоп­шего. Этими забо­тами о теле покой­ного близ­кие отда­вали послед­ний долг любви своему усоп­шему. Сего­дня, к сожа­ле­нию, при наступ­ле­нии смерти люди ста­ра­ются «изба­виться» от своего усоп­шего род­ствен­ника, пере­ло­жив заботы о нем на плечи работ­ни­ков морга и риту­аль­ных агентств. Если вы отправ­ля­ете покой­ного в морг, пере­дайте туда и чистую одежду для его оде­ва­ния, а заби­рая его оттуда, обя­за­тельно наденьте на усоп­шего натель­ный крест. Скорее всего, после пре­бы­ва­ния в морге креста на нем не ока­жется.

pogrebenie - Погребение

На тело усоп­шего миря­нина помимо обыч­ных одежд в неко­то­рых обла­стях наде­вают саван, белый покров, напо­ми­на­ю­щий о белой одежде кре­ще­ния. Омытое и обла­чен­ное тело пола­га­ется на при­го­тов­лен­ном столе лицом вверх, к востоку. Гроб пред­ва­ри­тельно окроп­ля­ется святою водой. Уста покой­ного должны быть сомкнуты, руки сло­жены на груди, кре­сто­об­разно во сви­де­тель­ство веры в Рас­пя­того. Поло­же­ние во гроб совер­ша­ется при чтении молит­во­сло­вий: Три­свя­тое, «Отче наш…» и пении стихир. Иногда пола­гают во гроб до пани­хиды. При поло­же­нии во гроб иерея до пани­хиды поются ирмосы: «Помощ­ник и Покро­ви­тель…», а в дни святой Пасхи поются сти­хиры: «Да вос­крес­нет Бог…».

Какова сим­во­лика погре­бе­ния хри­сти­а­нина?

Тело чело­века, по воз­зре­нию Церкви, – освя­щен­ный бла­го­да­тию таинств храм души. «Тлен­ному сему над­ле­жит облечься в нетле­ние, и смерт­ному сему облечься в бес­смер­тие» (1Кор.15:53). Поэтому уже с апо­столь­ских времен Цер­ковь любовно забо­тится об остан­ках умер­ших бра­тьев по вере.

Образ погре­бе­ния усоп­ших дан в Еван­ге­лии, где опи­сано погре­бе­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа. Хотя пра­во­слав­ный обряд при­го­тов­ле­ния тела усоп­шего к погре­бе­нию в дета­лях не сов­па­дает с вет­хо­за­вет­ным, он все же имеет с ним общую струк­туру, кото­рая выра­жа­ется в сле­ду­ю­щих основ­ных момен­тах: омо­ве­нии тела, обла­че­нии его, поло­же­нии во гроб, чтении и пении погре­баль­ных молитв, пре­да­нии земле.

Омо­ве­ние тела водою про­об­ра­зует буду­щее вос­кре­се­ние и пред­сто­я­ние пред Богом в чистоте и непо­роч­но­сти. Этот обычай мы нахо­дим уже в книге Деяний святых апо­сто­лов, где упо­ми­на­ется одна из первых хри­сти­а­нок святая Тавифа, уче­ница апо­стола Петра: «Она была испол­нена добрых дел и тво­рила много мило­стынь. Слу­чи­лось в те дни, что она зане­могла и умерла. Ее омыли и поло­жили в гор­нице» (Деян.9:20–21).

Чело умер­шего укра­ша­ется вен­чи­ком, кото­рый сим­во­ли­зи­рует тот венец, о кото­ром сказал святой апо­стол Павел: «А теперь гото­вится мне венец правды, кото­рый даст мне Гос­подь, пра­вед­ный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, воз­лю­бив­шим явле­ние Его» (2Тим. 4:8), На вен­чике изоб­ра­жа­ется Спа­си­тель с пред­сто­я­щими Ему Божией Мате­рью и Иоан­ном Пред­те­чей. Тело покры­ва­ется свя­щен­ным покро­вом во сви­де­тель­ство веры Церкви, что умер­ший нахо­дится под покро­вом Хри­сто­вым. На гроб архи­ерея воз­ла­га­ется мантия, а покров – сверх мантии. В руки покой­ного вла­гают икону Спа­си­теля или Рас­пя­тие. Вокруг гроба ставят четыре под­свеч­ника со све­чами: один у головы, другой у ног и два по обеим сто­ро­нам гроба; в сово­куп­но­сти они изоб­ра­жают крест и сим­во­ли­зи­руют пере­ход усоп­шего в Цар­ство истин­ного света.

Когда тра­ди­ци­онно совер­ша­ется погре­бе­ние и отпе­ва­ние усоп­шего хри­сти­а­нина?

Погре­бе­ние усоп­шего хри­сти­а­нина совер­ша­ется на третий день после его смерти, при этом в отсчет дней всегда вклю­ча­ется самый день кон­чины, даже если смерть насту­пила за несколько минут до полу­ночи. При чрез­вы­чай­ных обсто­я­тель­ствах – войнах, эпи­де­миях, сти­хий­ных бед­ствиях – допус­ка­ется погре­бе­ние и раньше тре­тьего дня. Погре­бе­ние не совер­ша­ется в первый день Пасхи и в день празд­ника Рож­де­ства Хри­стова до вечерни.

Откуда вяза­лась тра­ди­ция посы­па­ния тела в гробу землей?

Раньше гробом назы­вали саму могилу. Отсюда и недо­ра­зу­ме­ние: в Треб­нике читают, что «пола­гают мощи во гроб», после чего «свя­щен­ник, взем персть лопа­тою, кре­сто­видно мещет верху мощей». Уже неве­до­мое коли­че­ство лет люди при­выкли к тому, что надо сыпать землю в гроб, кото­рый раньше назы­вали киво­том, то есть ящиком.

Какие виды погре­бе­ния суще­ствуют в Пра­во­слав­ной Церкви?

В Пра­во­слав­ной Церкви раз­ли­ча­ются четыре вида, или чина погре­бе­ния, а именно: погре­бе­ние мир­ских чело­век (т.е. мирян), мона­хов, свя­щен­ни­ков и мла­ден­цев. Сюда же необ­хо­димо отне­сти чин погре­бе­ния, совер­ша­е­мого в Свет­лую сед­мицу. Все чины погре­бе­ния по своему составу сходны с заупо­кой­ной утре­ней или все­нощ­ным бде­нием. Но каждый чин в отдель­но­сти имеет и свои осо­бен­но­сти.

Каков пра­во­слав­ный взгляд на кре­ма­цию?

Кре­ма­ция нахо­дится вне пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Мы верим, что в конце исто­рии про­изой­дет вос­кре­се­ние мерт­вых по образу Вос­кре­се­ния Христа Спа­си­теля, то есть не только душой, но и телом. Если мы допус­каем кре­ма­цию, то тем самым как бы сим­во­ли­че­ски отка­зы­ва­емся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о сим­во­лах, ибо и похо­ро­нен­ное в земле чело­ве­че­ское тело также пре­вра­ща­ется в прах, но Бог силою Своей из праха и тления вос­ста­но­вит тело каж­дого. Кре­ма­ция, то есть созна­тель­ное раз­ру­ше­ние тела усоп­шего, выгля­дит как отказ от веры во все­об­щее Вос­кре­се­ние.

Какие суще­ствуют суе­ве­рия при погре­бе­нии?

Род­ствен­ни­кам нельзя нести гроб; род­ствен­ни­кам нельзя копать могилу; бере­мен­ным нельзя при­сут­ство­вать при погре­бе­нии; в могилу нужно бро­сить деньги на сча­стье, а если умер­ший курил, поло­жить в гроб пачку сига­рет; на могиле нужно выпить спирт­ное за упокой души усоп­шего и налить в стакан или оста­вить в бутылке «душе успо­шего»; нужно знать, какой доро­гой идти на клад­бище и ухо­дить с него, при этом нельзя обо­ра­чи­ваться, если оклик­нут…

* * *

См. также ОТПЕ­ВА­НИЕ, ПОМИНКИ, ПОМИ­НО­ВЕ­НИЕ УСОП­ШИХ, ПАНИ­ХИДА, СМЕРТЬ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки