Погребение

***

Как под­го­то­вить усоп­шего к погре­бе­нию?

В преж­ние вре­мена под­го­тов­кой к погре­бе­нию (омы­вали тело, оде­вали в новую одежду, при­гла­шали в дом свя­щен­ника) зани­ма­лись срод­ники и близ­кие усоп­шего. Этими забо­тами о теле покой­ного близ­кие отда­вали послед­ний долг любви своему усоп­шему. Сего­дня, к сожа­ле­нию, при наступ­ле­нии смерти люди ста­ра­ются «изба­виться» от своего усоп­шего род­ствен­ника, пере­ло­жив заботы о нем на плечи работ­ни­ков морга и риту­аль­ных агентств. Если вы отправ­ля­ете покой­ного в морг, пере­дайте туда и чистую одежду для его оде­ва­ния, а заби­рая его оттуда, обя­за­тельно наденьте на усоп­шего натель­ный крест. Скорее всего, после пре­бы­ва­ния в морге креста на нем не ока­жется.

pogrebenie 1 - Погребение

На тело усоп­шего миря­нина помимо обыч­ных одежд в неко­то­рых обла­стях наде­вают саван, белый покров, напо­ми­на­ю­щий о белой одежде кре­ще­ния. Омытое и обла­чен­ное тело пола­га­ется на при­го­тов­лен­ном столе лицом вверх, к востоку. Гроб пред­ва­ри­тельно окроп­ля­ется святою водой. Уста покой­ного должны быть сомкнуты, руки сло­жены на груди, кре­сто­об­разно во сви­де­тель­ство веры в Рас­пя­того. Поло­же­ние во гроб совер­ша­ется при чтении молит­во­сло­вий: Три­свя­тое, «Отче наш…» и пении стихир. Иногда пола­гают во гроб до пани­хиды. При поло­же­нии во гроб иерея до пани­хиды поются ирмосы: «Помощ­ник и Покро­ви­тель…», а в дни святой Пасхи поются сти­хиры: «Да вос­крес­нет Бог…».

Какова сим­во­лика погре­бе­ния хри­сти­а­нина?

Тело чело­века, по воз­зре­нию Церкви, – освя­щен­ный бла­го­да­тию таинств храм души. «Тлен­ному сему над­ле­жит облечься в нетле­ние, и смерт­ному сему облечься в бес­смер­тие» (1Кор.15:53). Поэтому уже с апо­столь­ских времен Цер­ковь любовно забо­тится об остан­ках умер­ших бра­тьев по вере.

Образ погре­бе­ния усоп­ших дан в Еван­ге­лии, где опи­сано погре­бе­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа. Хотя пра­во­слав­ный обряд при­го­тов­ле­ния тела усоп­шего к погре­бе­нию в дета­лях не сов­па­дает с вет­хо­за­вет­ным, он все же имеет с ним общую струк­туру, кото­рая выра­жа­ется в сле­ду­ю­щих основ­ных момен­тах: омо­ве­нии тела, обла­че­нии его, поло­же­нии во гроб, чтении и пении погре­баль­ных молитв, пре­да­нии земле.

Омо­ве­ние тела водою про­об­ра­зует буду­щее вос­кре­се­ние и пред­сто­я­ние пред Богом в чистоте и непо­роч­но­сти. Этот обычай мы нахо­дим уже в книге Деяний святых апо­сто­лов, где упо­ми­на­ется одна из первых хри­сти­а­нок святая Тавифа, уче­ница апо­стола Петра: «Она была испол­нена добрых дел и тво­рила много мило­стынь. Слу­чи­лось в те дни, что она зане­могла и умерла. Ее омыли и поло­жили в гор­нице» (Деян.9:20-21).

Чело умер­шего укра­ша­ется вен­чи­ком, кото­рый сим­во­ли­зи­рует тот венец, о кото­ром сказал святой апо­стол Павел: «А теперь гото­вится мне венец правды, кото­рый даст мне Гос­подь, пра­вед­ный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, воз­лю­бив­шим явле­ние Его» (2Тим. 4:8), На вен­чике изоб­ра­жа­ется Спа­си­тель с пред­сто­я­щими Ему Божией Мате­рью и Иоан­ном Пред­те­чей. Тело покры­ва­ется свя­щен­ным покро­вом во сви­де­тель­ство веры Церкви, что умер­ший нахо­дится под покро­вом Хри­сто­вым. На гроб архи­ерея воз­ла­га­ется мантия, а покров – сверх мантии. В руки покой­ного вла­гают икону Спа­си­теля или Рас­пя­тие. Вокруг гроба ставят четыре под­свеч­ника со све­чами: один у головы, другой у ног и два по обеим сто­ро­нам гроба; в сово­куп­но­сти они изоб­ра­жают крест и сим­во­ли­зи­руют пере­ход усоп­шего в Цар­ство истин­ного света.

Когда тра­ди­ци­онно совер­ша­ется погре­бе­ние и отпе­ва­ние усоп­шего хри­сти­а­нина?

Погре­бе­ние усоп­шего хри­сти­а­нина совер­ша­ется на третий день после его смерти, при этом в отсчет дней всегда вклю­ча­ется самый день кон­чины, даже если смерть насту­пила за несколько минут до полу­ночи. При чрез­вы­чай­ных обсто­я­тель­ствах – войнах, эпи­де­миях, сти­хий­ных бед­ствиях – допус­ка­ется погре­бе­ние и раньше тре­тьего дня. Погре­бе­ние не совер­ша­ется в первый день Пасхи и в день празд­ника Рож­де­ства Хри­стова до вечерни.

Откуда вяза­лась тра­ди­ция посы­па­ния тела в гробу землей?

Раньше гробом назы­вали саму могилу. Отсюда и недо­ра­зу­ме­ние: в Треб­нике читают, что «пола­гают мощи во гроб», после чего «свя­щен­ник, взем персть лопа­тою, кре­сто­видно мещет верху мощей». Уже неве­до­мое коли­че­ство лет люди при­выкли к тому, что надо сыпать землю в гроб, кото­рый раньше назы­вали киво­том, то есть ящиком.

Какие виды погре­бе­ния суще­ствуют в Пра­во­слав­ной Церкви?

В Пра­во­слав­ной Церкви раз­ли­ча­ются четыре вида, или чина погре­бе­ния, а именно: погре­бе­ние мир­ских чело­век (т.е. мирян), мона­хов, свя­щен­ни­ков и мла­ден­цев. Сюда же необ­хо­димо отне­сти чин погре­бе­ния, совер­ша­е­мого в Свет­лую сед­мицу. Все чины погре­бе­ния по своему составу сходны с заупо­кой­ной утре­ней или все­нощ­ным бде­нием. Но каждый чин в отдель­но­сти имеет и свои осо­бен­но­сти.

Каков пра­во­слав­ный взгляд на кре­ма­цию?

Кре­ма­ция нахо­дится вне пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Мы верим, что в конце исто­рии про­изой­дет вос­кре­се­ние мерт­вых по образу Вос­кре­се­ния Христа Спа­си­теля, то есть не только душой, но и телом. Кре­ма­ция, то есть созна­тель­ное раз­ру­ше­ние тела усоп­шего, попус­ка­ется только при отсут­ствии всякой воз­мож­но­сти пре­дать теле земле.

Какие суще­ствуют суе­ве­рия при погре­бе­нии?

Род­ствен­ни­кам нельзя нести гроб; род­ствен­ни­кам нельзя копать могилу; бере­мен­ным нельзя при­сут­ство­вать при погре­бе­нии; в могилу нужно бро­сить деньги на сча­стье, а если умер­ший курил, поло­жить в гроб пачку сига­рет; на могиле нужно выпить спирт­ное за упокой души усоп­шего и налить в стакан или оста­вить в бутылке «душе успо­шего»; нужно знать, какой доро­гой идти на клад­бище и ухо­дить с него, при этом нельзя обо­ра­чи­ваться, если оклик­нут…

Раз­ре­шает ли свя­щен­ник покой­ного от грехов в чине отпе­ва­ния?

В данном вопросе речь идет о чтении свя­щен­ни­ком так назы­ва­е­мой раз­ре­ши­тель­ной молитвы, кото­рую после про­чте­ния он вла­гает в руки умер­шего. Именно из-за ее назва­ния неко­то­рые пола­гают, что молитва эта пред­на­зна­чена для того, чтобы «раз­ре­шить», т.е. отпу­стить грехи усоп­шего. Однако такой функ­ции она в себе не несет, несмотря на нали­чие про­ше­ний о про­ще­нии грехов усоп­шего. Един­ствен­ной молит­вой, также назы­ва­е­мой раз­ре­ши­тель­ной, несу­щей в себе дей­ствие про­ще­ния и отпу­ще­ния грехов, явля­ется тай­но­со­вер­ши­тель­ная молитва испо­веди, чита­е­мая свя­щен­ни­ком над чело­ве­ком, при­нес­шим пока­я­ние в грехах. Именно в ней свя­щен­ник про­из­но­сит слова: «Прощаю и раз­ре­шаю тебя от всех грехов твоих». Иного спо­соба отпу­ще­ния грехов Цер­ковь не знает. Особо важно в кон­тек­сте дан­ного вопроса пони­мать, что испо­ведь – это Таин­ство, в кото­ром искренне испо­ве­ду­ю­щий грехи свои при види­мом изъ­яв­ле­нии про­ще­ния от свя­щен­ника неви­димо раз­ре­ша­ется от грехов Самим Богом. Совер­ши­те­лем Таин­ства испо­веди явля­ется Сам Бог. Таким обра­зом, сколько бы молит­во­сло­вий о про­ще­нии грехов свя­щен­ник ни про­из­но­сил, они не заме­няют Таин­ство испо­веди, а для про­ще­ния и отпу­ще­ния грехов, в первую оче­редь, необ­хо­димо пока­я­ние в них. Что совер­шенно невоз­можно испол­нить в случае с уже умер­шим чело­ве­ком. Об этом под­лин­ном смысле раз­ре­ши­тель­ной молитвы, чита­е­мой свя­щен­ни­ком во время погре­бе­ния, подробно пишет прот. Кон­стан­тин Николь­ский:

«В этой молитве свя­щен­ник просит Бога, да про­стит усоп­шему согре­ше­ния воль­ные и неволь­ные, и да раз­ре­шит его от раз­лич­ных клятв и запре­ще­ний. Этой молит­вой раз­ре­ша­ются только бывшие на умер­ших запре­ще­ния, или епи­ти­мии, за их преж­ние грехи, в кото­рых они рас­ка­я­лись и за кото­рые назна­чена была епи­ти­мия, а не самые те грехи, в кото­рых усоп­шие не кая­лись (Нов. Скр., ч. IV, гл. 24, § 18; сн. гл. 21, § 4). Чтение раз­ре­ши­тель­ной молитвы не есть раз­ре­ше­ние грехов, какое совер­ша­ется в таин­стве пока­я­ния, при кото­ром тре­бу­ется сокру­ше­ние во грехах, испо­ве­да­ние их и т. д. Раз­ре­ши­тель­ная молитва, с одной сто­роны, есть молитва Богу об умер­шем, чтобы Бог про­стил согре­ше­ния воль­ные и неволь­ные, соде­лан­ные веде­нием и неве­де­нием, и кото­рые за немощь есте­ства забве­нию пре­даде (в молитве гово­рится: «да сотво­рит чрез мене про­щено по духу чадо… да раз­ре­шит его», а не так, как в таин­стве пока­я­ния: «прощаю и раз­ре­шаю тя»); с другой сто­роны, молит­вой раз­ре­ша­ются клятвы, запре­ще­ния, кото­рыми умер­ший при жизни его был связан за свои грехи, в кото­рых он каялся, но кото­рые клятвы при жизни не были раз­ре­шены. … Сама же молитва раз­ре­ши­тель­ная такова, что она заклю­чает в себе раз­ре­ше­ние вся­кого рода запре­ще­ний и клятв, и ее не чуж­да­лись люди пра­вед­ные. Напри­мер, св. Алек­сандр Нев­ский, при погре­бе­нии своем, принял раз­ре­ши­тель­ную молитву, как живой, разо­гнув правую руку (Начерт. Церк. Истор., ч. II, стр. 350. Соф. Врем., т. I, стр. 273). Раз­ре­ши­тель­ная молитва имеет для буду­щего то зна­че­ние, что погре­бен­ный есть пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин и что он умер в обще­нии с Цер­ко­вью (Собран. мнений и отзыв. Фила­рета, Митр. Моск., т. IV, стр. 406)».

Также необ­хо­димо отме­тить, что, несмотря на широ­кое исполь­зо­ва­ние раз­ре­ши­тель­ной молитвы, в чино­по­сле­до­ва­нии погре­бе­ния ее нет. Есть другая, име­ну­е­мая в Треб­нике про­щаль­ной, кото­рая чита­ется свя­щен­ни­ком в самом конце отпе­ва­ния. Смысл ее заклю­чен в просьбе о про­ще­нии грехов усоп­шего. Нет в Треб­нике и ука­за­ний на то, что эта молитва на особом листе бумаге должна быть вло­жена в руки усоп­шего. Однако прочно укре­пился обычай читать вместо нее именно раз­ре­ши­тель­ную молитву и вла­гать ее в руки. Тра­ди­ции этой, согласно Киево-Печер­скому Пате­рику, было поло­жено начало в XI веке. Князь Симон усердно просил у пре­по­доб­ного Фео­до­сия Печер­ского бла­го­сло­ве­ния, напи­сан­ного как в жизни, так и по смерти: «Се убо прошу у тебе, да даси ми слово, яко да бла­го­сло­вит мя душа твоя, якоже в животе, такоже и по смерти моей и твоей. Отче! не изыду тощ от Тебе, аще писа­нием не изве­стиши ми». Пре­по­доб­ный, испол­нив его просьбу, напи­сал: «Во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа, молит­вами Пре­свя­тыя Вла­ды­чицы нашея Бого­ро­дицы и Прис­но­девы Марии и святых Сил без­п­лот­ных и прочая сло­веса молитвы иерей­ския про­щаль­ныя, яже кон­чится сими: да будет и прощен в сем веце, и в буду­щем, егда при­и­дет пра­вед­ный Судия судити живым и мерт­вым» (юже молитву оттоле начаша вла­гати умер­шим в руце, якоже первый Симон вло­жити себе повеле) (Пате­рик Киево-Печер­ский, изд. в Киеве, 1830 г., л. 76).

Таким обра­зом, отве­чая на задан­ный вопрос, до́лжно ска­зать, что чтение раз­ре­ши­тель­ной молитвы не явля­ется отпу­ще­нием грехов умер­шего. Само же чтение молитвы и вло­же­ние ее в руки усоп­шего никак не про­пи­сано в уставе, а явля­ется всего лишь древ­ней бла­го­че­сти­вой тра­ди­цией.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки