Смерть

AAA
(24 голоса5.0 из 5)

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

 

Смерть – последствие грехопадения; временное разделения души и тела, после чего тело предается земле, а душа, пройдя через испытание воздушных мытарств, определяется Богом в подобающее ей место до всеобщего воскресения мертвых в нетленных телах и Страшного Суда, на котором уже будет решена вечная участь человека.

Смерть телесная и духовная

В христианском понимании смерть – это прежде всего духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть – это отделенность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин.1:4). Вот от этой истинной жизни человек волен отказаться и, таким образом, умереть так, что само его «бессмертие» станет вечной смертью.

Смерть тела не позволяет злу стать бессмертным

Несмотря на неестественность смерти, она допускается Богом, чтобы зло не стало бессмертным: «По сей причине, дабы не увековечилось поселившееся в нас зло… сосуд на время разрушается смертью, чтобы, по истечении зла, преобразовалось человеческое естество и, чистое от зла, восстановилось в первоначальное состояние» (св. Григорий Нисский). Но такое восстановление возможно только при условии воскресения из мертвых: «Ибо, если нет воскресения, природа всего человека не сохранится». Согласно учению свт. Афанасия Великого, поскольку Божие милосердие не могло допустить, «чтобы однажды сотворенные разумные существа и причастные Слова Его погибли и через тление снова обратились в небытие», Бог-Слово стал человеком, чтобы «людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатью Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем».

Подготовка умирающего к смерти

На всех богослужениях в ектениях возносится прошение о даровании членам Церкви христианской кончины, т.е. кончины с напутствием Святыми Таинствами – Покаянием, Причащением и Елеосвящением. Поэтому при желании умирающего принять эти таинства, а также если он не крещён и желает креститься, следует без промедления пригласить к нему священника (можно позвонить в ближайший храм).

Чтобы облегчить предсмертное томление умирающего, надо поместить его так, чтобы он видел святые иконы, крест, огонь лампады, зажечь у икон свечу. Облегчает переход в вечность чтение над умирающим «Канона молебного на исход души», по-народному называемого отходной. (Если смерть наступит во время чтения, то канон дочитывается с припевом: «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего»).

В случае, когда предсмертная болезнь длится долго и мучительно, по благословению священника может быть прочитан канон, содержащий прошение о скорой и мирной кончине – «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет».

Как относиться к смерти? Считать ее благом, избавлением от страданий или злом?

«Конец настоящей жизни несправедливо, думаю, называть смертью, – говорит прп. Максим Исповедник, – а скорее избавлением от смерти, удалением из области тления, освобождением от рабства, прекращением тревог, пресечением брани, выходом из тьмы, отдохновением от трудов, укрытием от стыда, убежанием от страстей, и вообще, пределом всех зол».

Следует ли христианину бояться смерти?

Свт. Димитрий Ростовский учит: «Не бойся смерти, но готовься к ней, проводя святую жизнь. Если будешь готов к смерти – перестанешь бояться ее. Если возлюбишь всем сердцем Господа – сам пожелаешь смерти».
Одной из христианских добродетелей является память смертная. Неслучайно в вечернем молитвенном правиле есть молитва «Господи, неужели мне одр сей гроб будет?» Следует дорожить каждым днём земной жизни, проживая его по воле Божьей, выраженной в Его заповедях, время смерти своей предоставить Отцу Небесному.

Как себя вести родным и близким умирающего человека? Надо ли в любых случаях утешать и укреплять надежду?

Если мы видим, что человек больше думает о земной жизни, чем о небесной, все еще на что-то надеется, и эта призрачная надежда мешает ему осознать близость смерти и покаяться, то в таком случае говорить о смерти надо обязательно. Но если человек сознательно исповедуется и готов предстать на Суд Божий, нет необходимости заострять внимание на теме смерти.  

В моменты отчаяния человек просил Бога о смерти. Не является ли такая «просьба» грехом?

Такая просьба греховна, но Господь снисходит к нашей немощи и не исполняет таких просьб. Следует покаяться в своих мыслях на исповеди, и тогда душа успокоится.

Правда ли, что человек, исповедавшийся и причастившийся, готовый к смерти, отходит по-иному, чем нераскаянный грешник?

Кончина у примирившегося с Богом человека мирная.  Смерть же грешников люта, говорится в Священном Писании (Пс.33:21).

***

Христианское учение однозначно указывает на то, что человеческое тело было сотворено Богом потенциально бессмертным. Так 123 правило Карфагенского собора гласит: «Если же кто речет, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, — не в наказание за грех, но по необходимости естества, да будет анафема». Старение есть свойство, появившиеся после грехопадения прародителей.

***

Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души.
святитель Григорий Палама, Омилия 16.

***

«Так, возлюбленнейшие братья, близ есть Царствие Божие: с прохождением мира настанет уже награда жизни, радость вечного спасения, всегдашняя безопасность и обладание раем, некогда утраченное; земное сменяется уже небесным, малое великим, временное вечным. Какое же тут место тоске и беспокойству? Кто при этом будет тревожиться и печалиться, как не тот, у кого недостает надежды и веры?
Бояться смерти может только тот, кто не хочет идти ко Христу; а не хотеть идти ко Христу свойственно только тому, кто не верит, что он начнет царствовать со Христом».
священномученик Киприан Карфагенский

***

Мы о смерти всегда думаем как о разлуке, потому что мы думаем о себе и об усопшем, мы думаем о том, что никогда больше не услышим любимого голоса, никогда больше не тронем любимого тела, никогда не погрузим свой взор в дорогие нам очи, которые открывают всю глубину человеческой души, никогда не будем больше жить вместе с человеком той простой человеческой жизнью, которая нам так дорога, которая так драгоценна. Но мы забываем, что смерть является одновременно встречей живой души с Живым Богом. Да, уход от земли, уход от нас, хотя бы относительный, но уход с тем, чтобы стать лицом к лицу с Живым Богом, с Богом жизни, и вступить в такую полноту жизни, которая никому не доступна на земле.
митрополит Сурожский Антоний, «Вопрошание».

***

Смерть – это переход из веры в очевидность.
архим. Рафаил (Карелин)

***

См. также: ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, ПОГРЕБЕНИЕ, ОТПЕВАНИЕ, ПОМИНКИ

Рейтинг@Mail.ru