Смерть

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

***

Смерть – послед­ствие гре­хо­па­де­ния; вре­мен­ное раз­де­ле­ния души и тела, после чего тело пре­да­ется земле, а душа, пройдя через испы­та­ние воз­душ­ных мытарств, опре­де­ля­ется Богом в подо­ба­ю­щее ей место до все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых в нетлен­ных телах и Страш­ного Суда, на кото­ром уже будет решена вечная участь чело­века.

***

Смерть телес­ная и духов­ная

В хри­сти­ан­ском пони­ма­нии смерть – это прежде всего духов­ное явле­ние. Можно быть мерт­вым, еще живя на земле, и быть непри­част­ным смерти, лежа в могиле. Смерть – это отде­лен­ность чело­века от жизни, то есть от Бога. Гос­подь – един­ствен­ный Пода­тель жизни и Сама Жизнь. Смерть про­ти­во­по­ложна не бес­смер­тию, а истин­ной Жизни, кото­рая была «свет чело­ве­ков» (Ин.1:4). Вот от этой истин­ной жизни чело­век волен отка­заться и, таким обра­зом, уме­реть так, что само его «бес­смер­тие» станет вечной смер­тью.

Смерть тела не поз­во­ляет злу стать бес­смерт­ным

Несмотря на неесте­ствен­ность смерти, она допус­ка­ется Богом, чтобы зло не стало бес­смерт­ным: «По сей при­чине, дабы не уве­ко­ве­чи­лось посе­лив­ше­еся в нас зло… сосуд на время раз­ру­ша­ется смер­тью, чтобы, по исте­че­нии зла, пре­об­ра­зо­ва­лось чело­ве­че­ское есте­ство и, чистое от зла, вос­ста­но­ви­лось в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние» (св. Гри­го­рий Нис­ский). Но такое вос­ста­нов­ле­ние воз­можно только при усло­вии вос­кре­се­ния из мерт­вых: «Ибо, если нет вос­кре­се­ния, при­рода всего чело­века не сохра­нится». Согласно учению свт. Афа­на­сия Вели­кого, поскольку Божие мило­сер­дие не могло допу­стить, «чтобы одна­жды сотво­рен­ные разум­ные суще­ства и при­част­ные Слова Его погибли и через тление снова обра­ти­лись в небы­тие», Бог-Слово стал чело­ве­ком, чтобы «людей, обра­тив­шихся в тление, снова воз­вра­тить в нетле­ние и ожи­во­тво­рить их от смерти, при­сво­е­нием Себе тела и бла­го­да­тью Вос­кре­се­ния уни­что­жая в них смерть, как солому огнем».

Чем смерть Христа отли­ча­лась от смерти любого дру­гого чело­века?

Смерть Иисуса Христа отли­ча­лась от смерти обыч­ных людей целью, зна­чи­мо­стью и послед­стви­ями.

Свою смерть Гос­подь Иисус Хри­стос принял сво­бодно и осо­знанно ради спа­се­ния чело­века. В этом состо­яла глав­ная цель Его Крест­ных стра­да­ний и смерти (Ин.3:16).

Зна­чи­мость смерти Христа соот­вет­ство­вала высоте её цели. Через Его стра­да­ния и смерть было совер­шено Искуп­ле­ние чело­века, след­стви­ями кото­рого стали: победа над адом; победа над диа­во­лом; попра­ние смерти через Вос­кре­се­ние; при­ми­ре­ние чело­века с Богом; про­слав­ле­ние чело­ве­че­ского есте­ства во Христе; пре­по­да­ние людям образ­цо­вого при­мера послу­ша­ния Богу, свя­то­сти; демон­стра­ция любви Божией к людям; созда­ние Церкви и пр.

Под­го­товка уми­ра­ю­щего к смерти

На всех бого­слу­же­ниях в екте­ниях воз­но­сится про­ше­ние о даро­ва­нии членам Церкви хри­сти­ан­ской кон­чины, т.е. кон­чины с напут­ствием Свя­тыми Таин­ствами – Пока­я­нием, При­ча­ще­нием и Еле­освя­ще­нием. Поэтому при жела­нии уми­ра­ю­щего при­нять эти таин­ства, а также если он не крещён и желает кре­ститься, сле­дует без про­мед­ле­ния при­гла­сить к нему свя­щен­ника (можно позво­нить в бли­жай­ший храм).

Чтобы облег­чить пред­смерт­ное том­ле­ние уми­ра­ю­щего, надо поме­стить его так, чтобы он видел святые иконы, крест, огонь лам­пады, зажечь у икон свечу. Облег­чает пере­ход в веч­ность чтение над уми­ра­ю­щим «Канона молеб­ного на исход души», по-народ­ному назы­ва­е­мого отход­ной. (Если смерть насту­пит во время чтения, то канон дочи­ты­ва­ется с при­пе­вом: «Покой, Гос­поди, душу усоп­шего раба Твоего»).

В случае, когда пред­смерт­ная болезнь длится долго и мучи­тельно, по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­ника может быть про­чи­тан канон, содер­жа­щий про­ше­ние о скорой и мирной кон­чине – «Чин, быва­е­мый на раз­лу­че­ние души от тела, внегда чело­век долго страж­дет».

Как отно­ситься к смерти? Счи­тать ее благом, избав­ле­нием от стра­да­ний или злом?

«Конец насто­я­щей жизни неспра­вед­ливо, думаю, назы­вать смер­тью, – гово­рит прп. Максим Испо­вед­ник, – а скорее избав­ле­нием от смерти, уда­ле­нием из обла­сти тления, осво­бож­де­нием от раб­ства, пре­кра­ще­нием тревог, пре­се­че­нием брани, выхо­дом из тьмы, отдох­но­ве­нием от трудов, укры­тием от стыда, убе­жа­нием от стра­стей, и вообще, пре­де­лом всех зол».

Сле­дует ли хри­сти­а­нину бояться смерти?

Свт. Димит­рий Ростов­ский учит: «Не бойся смерти, но готовься к ней, про­водя святую жизнь. Если будешь готов к смерти – пере­ста­нешь бояться ее. Если воз­лю­бишь всем серд­цем Гос­пода – сам поже­ла­ешь смерти».

Одной из хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей явля­ется память смерт­ная. Неслу­чайно в вечер­нем молит­вен­ном пра­виле есть молитва «Гос­поди, неужели мне одр сей гроб будет?» Сле­дует доро­жить каждым днём земной жизни, про­жи­вая его по воле Божьей, выра­жен­ной в Его запо­ве­дях, время смерти своей предо­ста­вить Отцу Небес­ному.

Как себя вести родным и близ­ким уми­ра­ю­щего чело­века? Надо ли в любых слу­чаях уте­шать и укреп­лять надежду

Если мы видим, что чело­век больше думает о земной жизни, чем о небес­ной, все еще на что-то наде­ется, и эта при­зрач­ная надежда мешает ему осо­знать бли­зость смерти и пока­яться, то в таком случае гово­рить о смерти надо обя­за­тельно. Но если чело­век созна­тельно испо­ве­ду­ется и готов пред­стать на Суд Божий, нет необ­хо­ди­мо­сти заост­рять вни­ма­ние на теме смерти.  

В моменты отча­я­ния чело­век просил Бога о смерти. Не явля­ется ли такая «просьба» грехом?

Такая просьба гре­ховна, но Гос­подь снис­хо­дит к нашей немощи и не испол­няет таких просьб. Сле­дует пока­яться в своих мыслях на испо­веди, и тогда душа успо­ко­ится.

Правда ли, что чело­век, испо­ве­дав­шийся и при­ча­стив­шийся, гото­вый к смерти, отхо­дит по-иному, чем нерас­ка­ян­ный греш­ник?

Кон­чина у при­ми­рив­ше­гося с Богом чело­века мирная.  Смерть же греш­ни­ков люта, гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии (Пс.33:21).

***

Хри­сти­ан­ское учение одно­значно ука­зы­вает на то, что чело­ве­че­ское тело было сотво­рено Богом потен­ци­ально бес­смерт­ным. Так 123 пра­вило Кар­фа­ген­ского собора гласит: «Если же кто речет, что Адам, пер­во­здан­ный чело­век, сотво­рен смерт­ным, так что, хотя бы согре­шил, хотя бы не согре­шил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, — не в нака­за­ние за грех, но по необ­хо­ди­мо­сти есте­ства, да будет ана­фема». Ста­ре­ние есть свой­ство, появив­ши­еся после гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей.

***

Как отде­ле­ние души от тела есть смерть тела, так отде­ле­ние Бога от души есть смерть души.
свя­ти­тель Гри­го­рий Палама, Омилия 16.

“Так, воз­люб­лен­ней­шие братья, близ есть Цар­ствие Божие: с про­хож­де­нием мира наста­нет уже награда жизни, радость веч­ного спа­се­ния, все­гдаш­няя без­опас­ность и обла­да­ние раем, неко­гда утра­чен­ное; земное сме­ня­ется уже небес­ным, малое вели­ким, вре­мен­ное вечным. Какое же тут место тоске и бес­по­кой­ству? Кто при этом будет тре­во­житься и печа­литься, как не тот, у кого недо­стает надежды и веры?
Бояться смерти может только тот, кто не хочет идти ко Христу; а не хотеть идти ко Христу свой­ственно только тому, кто не верит, что он начнет цар­ство­вать со Хри­стом”.
свя­щен­но­му­че­ник Киприан Кар­фа­ген­ский

Мы о смерти всегда думаем как о раз­луке, потому что мы думаем о себе и об усоп­шем, мы думаем о том, что нико­гда больше не услы­шим люби­мого голоса, нико­гда больше не тронем люби­мого тела, нико­гда не погру­зим свой взор в доро­гие нам очи, кото­рые откры­вают всю глу­бину чело­ве­че­ской души, нико­гда не будем больше жить вместе с чело­ве­ком той про­стой чело­ве­че­ской жизнью, кото­рая нам так дорога, кото­рая так дра­го­ценна. Но мы забы­ваем, что смерть явля­ется одно­вре­менно встре­чей живой души с Живым Богом. Да, уход от земли, уход от нас, хотя бы отно­си­тель­ный, но уход с тем, чтобы стать лицом к лицу с Живым Богом, с Богом жизни, и всту­пить в такую пол­ноту жизни, кото­рая никому не доступна на земле.
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний, “Вопро­ша­ние”.

Смерть – это пере­ход из веры в оче­вид­ность.
архим. Рафаил (Каре­лин)

***

В хри­сти­ан­ском опыте откры­ва­ется, что смерть не есть анто­ним жизни, смерть есть часть жизни.

У хри­сти­а­нина есть три дня рож­де­ния: физи­че­ское, духов­ное (в кре­ще­нии) и день смерти. Неслу­чайно дни памяти святых – это дни их смерти.

***

См. также ОТПЕ­ВА­НИЕ, ПОМИНКИ, ПОМИ­НО­ВЕ­НИЕ УСОП­ШИХ, ПАНИ­ХИДА, ПОГРЕ­БЕ­НИЕ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки