О современном фарисействе

интер­вью с архи­манд­ри­том Иан­ну­а­рием (Ивли­е­вым),
доцен­том СПб Духов­ной Ака­де­мии.

– Сейчас много гово­рится и пишется о фари­сей­стве среди хри­стиан. Как вы опре­де­лите зна­че­ние этого тер­мина?

– Конечно, он имеет более рас­ши­рен­ное зна­че­ние, чем во вре­мена Христа. Теперь никто уже не свя­зы­вает фари­сей­ство исклю­чи­тельно с одним из направ­ле­ний в иуда­изме, теперь это мета­фора. Тер­ми­ном «фари­сей­ство» обо­зна­ча­ется рели­ги­оз­ное лице­ме­рие.

– То есть, гово­рить нужно прежде всего о пси­хо­ло­гии фари­сей­ства?

– Вернее, об осо­бен­но­сти гре­хов­ной пси­хо­ло­гии чело­века. Ведь в Еван­ге­лии в притче о мытаре и фари­сее именно это под­чер­ки­ва­ется. Гос­подь гово­рит: «Всякий воз­вы­ша­ю­щий сам себя унижен будет, а уни­жа­ю­щий себя воз­вы­сится» (Лк.14:11).

– Пад­шему чело­веку свой­ственно счи­тать себя лучше других, а иногда и хан­же­ски демон­стри­ро­вать свое пре­вос­ход­ство.

– Почему чело­век ста­но­вится фари­сеем, и как убе­речься от этой болезни?

– Все же, в основе фари­сей­ского пове­де­ния лежит созна­ние того, что есть добро и есть зло. Чело­век стре­мится к добру, у него это не совсем полу­ча­ется. И он начи­нает изоб­ре­тать то, чего нет. К тому же фари­сей­ство всегда (пусть неосо­знано) рож­да­ется из жела­ния доми­ни­ро­вать над дру­гими. Если такое состо­я­ние захо­дит далеко, то рано или поздно вырож­да­ется в нена­висть к тем, кто не хочет при­знать твое вели­чие, твое совер­шен­ство. Оно может дойти до актов пре­сле­до­ва­ния и жажды уни­что­же­ния ина­ко­мыс­ля­щих. Чтобы убе­речься от этой болезни, нужно тер­пи­мее отно­ситься к людям, уметь про­щать их. И жить созна­нием соб­ствен­ной гре­хов­но­сти, пока­я­нием. В той или иной сте­пени, пусть самой малой, лице­ме­рие и фари­сей­ство живет в каждом из нас. Мы все больше ста­ра­емся кем-то казаться, чем быть на самом деле.

– Можно ли ска­зать, что в наше время «фари­сей­ская болезнь» наи­бо­лее заразна и рас­про­стра­нена, осо­бенно среди нео­фи­тов?

– Думаю, что среди нео­фи­тов это всегда было рас­про­стра­нено. А поскольку в церкви сейчас много нео­фи­тов, то и фари­сей­ство так заметно. К сожа­ле­нию, такое настро­е­ние – судить всех, отыс­ки­вать недо­статки, обли­чать – кон­ча­ется часто отхо­дом от церкви или рож­дает все­воз­мож­ные рас­коль­ни­че­ские груп­пи­ровки.

Пого­во­рим о кон­крет­ных при­ме­рах про­яв­ле­ния фари­сей­ского созна­ния в наши дни.

– При­ме­ров этих, увы, немало. Нередко люди, придя в цер­ковь, начи­тав­шись книг, начи­нают думать, что они уже все знают. Что они пра­ведны. И к своим еще недавно близ­ким людям из окру­жа­ю­щего нецер­ков­ного мира они начи­нают отно­ситься свы­сока, с пре­зре­нием. И тем самым не при­вле­кают их к вере, а только оттал­ки­вают. Или, наобо­рот, еще совсем не уко­ре­нив­шись во Христе и в Церкви, оста­ва­ясь невеж­дой в бого­сло­вии, в дог­ма­тике, чело­век повсюду начи­нает про­по­ве­до­вать. Есте­ственно, что он повсюду натал­ки­ва­ется на сопро­тив­ле­ние и сам ста­но­вится нетер­пи­мым, озлоб­лен­ным.

А еще хуже, когда вче­раш­ние пар­тий­ные дея­тели начи­нают защи­щать Пра­во­сла­вие со стра­ниц газет и с экра­нов теле­ви­зо­ров. Цити­руя святые слова, они по при­вычке подо все под­во­дят поли­ти­че­скую под­кладку. От них не услы­шишь слов любви, а только обви­не­ния.

Люди ста­рого поко­ле­ния часто склонны повто­рять фари­сей­скую ошибку нераз­ли­че­ния сути хри­сти­ан­ской Веры от буквы Пре­да­ния. Ведь Пре­да­ние нарас­тало из сто­ле­тия в сто­ле­тие, как снеж­ный ком, и не все в нем при­ме­нимо ко дню сего­дняш­нему. Конечно, стрем­ле­ние сохра­нить про­шлое не так уж плохо, но ведь суть Пре­да­ния именно в том и состоит, чтобы соеди­нить вечное Боже­ствен­ное Откро­ве­ние с усло­ви­ями жизни каж­дого вре­мени, каждой эпохи.

– К тому же, и до пра­виль­ных слов нужно дорасти? Ведь часто, повто­ряя цитаты из святых Отцов, мы, не имея их духа, плохо пони­маем зна­че­ние их слов…

– Конечно, это так. Насле­дие святых Отцов гро­мадно. И всегда надо знать, в каких усло­виях было ска­зано то или иное слово, для кого, с какой целью. А просто начет­ни­че­ское цити­ро­ва­ние может даже иска­зить смысл.

– Спра­вед­ливо ли ска­зать, что мы тут имеем дело с некоей теат­раль­но­стью?

– Верно. Потому что само слово «лице­мер» в бук­валь­ном пере­воде озна­чает актер­ство.

– Можно ли ска­зать, что фари­сей­ство – анти­под свя­то­сти?

– Да. Ведь когда чело­век думает или гово­рит, что он лучше дру­гого, то он всегда хуже дру­гого. А святые люди счи­тают себя хуже всех и никем не гну­ша­ются. Ярчай­ший пример XX сто­ле­тия – пове­де­ние св. прав. Иоанна Крон­штадт­ского. Вели­кий пра­вед­ник земли нашей никого не отвер­гал, ни к кому не отно­сился с пре­не­бре­же­нием. К нему при­ез­жали, ему писали со всего мира люди, и он ста­рался помочь вся­кому: и евреям, и мусуль­ма­нам, и като­ли­кам, и про­те­стан­там. А чело­век с фари­сей­ским созна­нием, прежде чем помочь кому-то, будет выяс­нять «наш» или «не наш» чело­век. Фари­сей живет в прин­ци­пи­ально замкну­том мире. Таким чело­ве­ком руко­во­дит не живая лич­ность Христа, а свод зако­нов, мерт­вая буква. И такой чело­век, в отли­чие от свя­того, кото­рый во Христе имеет сво­боду духа, страшно несво­бо­ден, зажат систе­мой запре­тов. Но обычно он не видит своего бед­ствен­ного состо­я­ния, пока Гос­подь не смирит болез­нью, несча­стьем или даже каким-либо паде­нием.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки