Божественные имена

Аудио-версия статьи

***

Боже́ственные име́на – имена, отно­си­мые к Богу Свя­щен­ным Писа­нием и Свя­щен­ным Пре­да­нием, отра­жа­ю­щие осо­бен­но­сти Боже­ствен­ных Ипо­ста­сей, Боже­ские сущ­ност­ные свой­ства и Боже­ствен­ные дей­ствия, в том числе, направ­лен­ные на тво­ре­ние мира и попе­че­ние о нём.

Условно Боже­ствен­ные имена делятся на поло­жи­тель­ные или утвер­ди­тель­ные (ката­фа­ти­че­ские) и отри­ца­тель­ные (апо­фа­ти­че­ские).

Будучи выше вся­кого имени, непо­сти­жи­мая Божестве­нная сущ­ность раскрыва­ется в твар­ном мире через име­ну­е­мые Боже­ствен­ные энер­гии. Так неиме­ну­е­мый и непо­сти­жи­мый в Своей сущ­но­сти Бог ста­но­вится «бес­ко­нечно мно­го­име­нен» (св. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит) в Своих дей­ствиях. Боже­ствен­ные имена есть дей­ствен­ные про­яв­ле­ния Бога в мире, Его мно­го­об­раз­ные отно­ше­ния к твар­ному бытию. В них Бог пред­стает Суще­ством, отда­ю­щим Себя в Своих бла­го­дат­ных дей­ствиях («суще­тво­ря­щих исхож­де­ниях», св. Дио­ни­сий) в дар всем сущим, сооб­ща­ю­щим твар­ному миру «при­ча­стие всех благ». При этом сами имена не явля­ются раци­о­наль­ными поня­ти­ями, итогом интел­лек­ту­аль­ных спе­ку­ля­ций. Они вос­со­здают образы Бога, при­сут­ству­ю­щего в твар­ном миро­зда­нии, содер­жат в себе твар­ные ана­ло­гии нетвар­ного Созда­теля.

Учение о Боже­ствен­ных именах наи­бо­лее полно изло­жено св. Дио­ни­сием в «Аре­о­паги­ти­ках». На первом месте среди Боже­ствен­ных имен св. Дио­ни­сий назы­вает Бла­гость. По при­чине Своей бла­го­сти Бог создает мир, рас­про­стра­няя на все сущее живо­тво­ря­щие «лучи все­це­лой бла­го­сти». Озаряя мир благим луче­зар­ным сия­нием, Бог име­ну­ется духов­ным или умствен­ным Светом. Благой Свет явля­ется нача­лом еди­не­ния, соби­рает тво­ре­ние воедино, объ­ем­лет его Собой, дает единое знание о Себе. Еди­но­тво­ря­щие лучи Бла­гого Света гово­рят о Боге как Едином Суще­стве, явля­ю­щем Себя Осно­вой всего суще­ству­ю­щего. Будучи Единым Благом и Светом, Бог еще и Кра­сота, поскольку от Него сооб­ща­ется «оча­ро­ва­ние всему сущему» (св. Дио­ни­сий), Он высту­пает При­чи­ной бла­го­устро­е­ния и изя­ще­ства твар­ного мира. Как Благо и Кра­сота, Бог есть пред­мет любви. И это потому, что сам Бог охва­ты­вает Своей любо­вью миро­зда­ние, обна­ру­жи­вая Себя в Своем Добре и Бла­го­сти к миру в виде бес­ко­неч­ной и без­на­чаль­ной Любви.

Помимо Бла­го­сти, Света, Един­ства, Кра­соты, Добра и Любви, Дио­ни­сий упо­ми­нает Боже­ствен­ные имена Сущий, Жизнь, Пре­муд­рость, Ум, Разум (Слово), Сила, Совер­шен­ный и др. Боже­ствен­ные имена отра­жают Боже­ствен­ные дей­ствия, в кото­рых Бог цели­ком ста­но­вится доступ­ным для при­ча­стия своим тво­ре­ниям. Вместе с тем имена Бога не гово­рят о Нем исчер­пы­ва­юще, а лишь отра­жают мно­же­ствен­ность Его дел. Боже­ствен­ная сущ­ность оста­ется непо­сти­жи­мой, и имена недо­ста­точ­ными для Ее опи­са­ния. Поэтому все утвер­жде­ния о Боге можно пре­вос­хо­дить и отри­цать, ибо ничто не соиз­ме­римо с Ним, Он выше всего твар­ного бытия и всех твар­ных ана­ло­гий. Так ката­фа­ти­че­ское бого­сло­вие пере­хо­дит в апо­фа­ти­че­ское, воз­вра­щая бого­слова из обла­сти Боже­ствен­ных дей­ствий к пре­бы­ва­ю­щей за пре­де­лами твар­ного мира Боже­ствен­ной сущ­но­сти.

Имена Божии – наиме­но­ва­ния, при­ла­га­е­мые к Богу, обра­зо­ван­ные от Его дей­ствий в сотво­рен­ном Им мире. Следуя пра­во­слав­ному бого­сло­вию, Сама по Себе Боже­ствен­ная сущ­ность непо­сти­жима, а значит и неиме­ну­ема.

***

«Нет ни одного имени, кото­рое бы, объяв все есте­ство Божие, доста­точно было вполне его отра­зить»
св. Васи­лий Вели­кий

«Бог не есть рече­ние, и не в голосе и звуке имеет бытие.
Все люди, име­ю­щие разум, думают, что какою бы то ни было силою рече­ний невоз­можно выра­зить неиз­ре­чен­ное есте­ство»
св. Гри­го­рий Нис­ский

«Боже­ство, будучи непо­сти­жи­мым, непре­менно будет и безы­мянно. Итак, да не станем отыс­ки­вать имени Его суще­ства»
св. Иоанн Дамас­кин

Но это не озна­чает, что Бог все­цело непо­зна­ваем. Он позна­ваем в Своем Откро­ве­нии. Непо­сти­жи­мая Боже­ствен­ная сущ­ность рас­кры­ва­ется в Боже­ствен­ных дей­ствиях (греч. энер­гиях), по кото­рым и позна­ется Бог. Боже­ствен­ные дей­ствия могут быть наиме­но­ваны и именно от них про­из­водны сами имена Божии.
«Я же, научен­ный бого­дух­но­вен­ным Писа­нием, дерзаю утвер­ждать, что Пре­выс­ший вся­кого имени у нас полу­чает мно­го­раз­лич­ные наиме­но­ва­ния по раз­ли­чию бла­го­де­я­ний, а сущ­ность – неиме­ну­ема».
«Он полу­чает наиме­но­ва­ния от дей­ствий, кото­рые, как мы верим, каса­ются нашей жизни».
«Боже­ское есте­ство славно Само в Себе и прежде про­ис­хож­де­ния мыс­ля­щих существ, но ум чело­ве­че­ский гово­рит о сей славе постольку, поскольку вме­щает, науча­е­мый дей­стви­ями Боже­скими».
св. Гри­го­рий Нис­ский

«…Бог полу­чает име­но­ва­ния от Своих энер­гий, ибо Его Сверх­сущ­ность безы­мянна…»
«…для несо­тво­рен­ной Троицы невоз­можно найти имя, явля­ю­щее Ее при­роду, но все Ее имена суть име­но­ва­ния Ее энер­гий»
св. Гри­го­рий Палама

«Ибо потому что назы­ва­ется Он Благим, и Пра­во­суд­ным, и Все­дер­жи­те­лем, и Сава­о­фом, не есть Он раз­ли­чен и инаков. Но будучи Один и Тот же, бес­чис­лен­ные откры­вает дей­ствия Боже­ства».
св. Кирилл Иеру­са­лим­ский

Боже­ствен­ные имена делятся на утвер­ди­тель­ные (ката­фа­ти­че­ские) и отри­ца­тель­ные (апо­фа­ти­че­ские).
«Из имен же, ска­зу­е­мых о Боге, одни пока­зы­вают, что в Боге есть, а другие, напро­тив, чего в Нем нет…
Напри­мер, когда назы­ваем нетлен­ным, как бы так гово­рим себе или слу­ша­ю­щим: «не думай, что Бог под­ле­жит тлению». И когда назы­ваем неви­ди­мым, как бы гово­рим: «не пред­по­ла­гай, что Он пости­жим чув­ством зрения». И когда бес­смерт­ным: «не дер­жись мысли, что смерть может при­кос­нуться к Богу». А также, когда назы­ваем нерож­ден­ным, гово­рим: «не думай, чтобы Божие бытие зави­село от какой-нибудь при­чины, или от какого-либо начала».
…Таким обра­зом, всеми этими запре­ти­тель­ными име­но­ва­ни­ями и про­из­во­дится как бы неко­то­рое отри­ца­ние чуж­дого Богу, по мере того как уяс­ня­ется мысль, и отда­ляет от себя помыш­ле­ния о непри­над­ле­жа­щем Богу.
Опять, назы­ваем Бога благим, пра­вед­ным, твор­цом, судией, и даем Ему подоб­ные этому име­но­ва­ния.
Как в преж­них име­но­ва­ниях слова озна­чали некое отме­не­ние и запре­ще­ние поня­тий чуждых Богу, так здесь они озна­чают под­твер­жде­ние и осу­ществ­ле­ние свой­ствен­ного Богу и при­лич­ным обра­зом о Нем умо­пред­став­ля­е­мого. Поэтому каждый вид име­но­ва­ний научает нас или о при­над­ле­жа­щем Богу, что оно есть в Боге, или о непри­над­ле­жа­щем, что этого нет».
св. Васи­лий Вели­кий

Для пони­ма­ния про­ис­хож­де­ния имен Божьих можно при­ве­сти в пример два имени Божьих – Все­мо­гу­щий и Неиз­мен­ный. Первое озна­чает все­силь­ное дей­ствие Божие, а второе неиз­мен­ность, непре­лож­ность, вер­ность Его дей­ствий. Первое имя есть имя поло­жи­тель­ное, а второе отри­ца­тель­ное (с частич­кой «не»).

Личные имена Боже­ствен­ных Ипо­ста­сей Святой Троицы апо­фа­тичны, потому что Боже­ствен­ное Отче­ство и Сынов­ство несо­из­ме­римо выше того рож­де­ния, кото­рое мы знаем и пони­маем, и Дух Святый, источ­ник вся­кого обо­же­ния духов, выше вся­кого твар­ного духа. Сын и Дух есть как бы два чудес­ных плода Отчей про­из­во­ди­тель­но­сти, – но все это выше речи и мысли. Нужно при­ба­вить, что Дио­ни­сий под­чер­ки­вает, что Тро­ич­ность и един­ство Божие имеет сверх­чис­лен­ный харак­тер, ибо Бог вне меры и числа.

***

См. ЯХВЕ, СУЩИЙ, ГОС­ПОДЬ, ЛЮБОВЬ, КРА­СОТА, ЭЛОГИМ, СПА­СИ­ТЕЛЬ, ИИСУС ХРИ­СТОС, АГНЕЦ БОЖИЙ, МЕССИЯ, ПАС­ТЫРЬПОДВИ­ГО­ПО­ЛОЖ­НИК, АПО­ФА­ТИ­ЧЕ­СКОЕ БОГО­СЛО­ВИЕ, БЛА­ГО­ДАТЬТРАНС­ЦЕН­ДЕНТ­НОСТЬ БОГА, ИММА­НЕНТ­НОСТЬ БОГА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки