Главная » Алфавитный раздел » Б » Божественные имена

Божественные имена

( Божественные имена 4 голоса: 4.5 из 5 )

 

Боже́ственные име́на – понятие православного богословия, отражающее всю совокупность наименований Божественных действий в мире. Божественные имена делятся на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические).

Будучи выше всякого имени, непостижимая Божественная сущность раскрывается в тварном мире через именуемые Божественные энергии. Так неименуемый и непостижимый в Своей сущности Бог становится «бесконечно многоименен» (св. Дионисий Ареопагит) в Своих действиях. Божественные имена есть действенные проявления Бога в мире, Его многообразные отношения к тварному бытию. В них Бог предстает Существом, отдающим Себя в Своих благодатных действиях («сущетворящих исхождениях», св. Дионисий) в дар всем сущим, сообщающим тварному миру «причастие всех благ». При этом сами имена не являются рациональными понятиями, итогом интеллектуальных спекуляций. Они воссоздают образы Бога, присутствующего в тварном мироздании, содержат в себе тварные аналогии нетварного Создателя.

Учение о Божественных именах наиболее полно изложено св. Дионисием в «Ареопагитиках». На первом месте среди Божественных имен св. Дионисий называет Благость. По причине Своей благости Бог создает мир, распространяя на все сущее животворящие «лучи всецелой благости». Озаряя мир благим лучезарным сиянием, Бог именуется духовным или умственным Светом. Благой Свет является началом единения, собирает творение воедино, объемлет его Собой, дает единое знание о Себе. Единотворящие лучи Благого Света говорят о Боге как Едином Существе, являющем Себя Основой всего существующего. Будучи Единым Благом и Светом, Бог еще и Красота, поскольку от Него сообщается «очарование всему сущему» (св. Дионисий), Он выступает Причиной благоустроения и изящества тварного мира. Как Благо и Красота, Бог есть предмет любви. И это потому, что сам Бог охватывает Своей любовью мироздание, обнаруживая Себя в Своем Добре и Благости к миру в виде бесконечной и безначальной Любви.

Помимо Благости, Света, Единства, Красоты, Добра и Любви, Дионисий упоминает Божественные имена Сущий, Жизнь, Премудрость, Ум, Разум (Слово), Сила, Совершенный и др. Божественные имена отражают Божественные действия, в которых Бог целиком становится доступным для причастия своим творениям. Вместе с тем имена Бога не говорят о Нем исчерпывающе, а лишь отражают множественность Его дел. Божественная сущность остается непостижимой, и имена недостаточными для Ее описания. Поэтому все утверждения о Боге можно превосходить и отрицать, ибо ничто не соизмеримо с Ним, Он выше всего тварного бытия и всех тварных аналогий. Так катафатическое богословие переходит в апофатическое, возвращая богослова из области Божественных действий к пребывающей за пределами тварного мира Божественной сущности.

Имена Божии – наименования, прилагаемые к Богу, образованные от Его действий в сотворенном Им мире. Следуя православному богословию, Сама по Себе Божественная сущность непостижима, а значит и неименуема.

«Нет ни одного имени, которое бы, объяв все естество Божие, достаточно было вполне его отразить»
(св. Василий Великий)

«Бог не есть речение, и не в голосе и звуке имеет бытие.
Все люди, имеющие разум, думают, что какою бы то ни было силою речений невозможно выразить неизреченное естество»
(св. Григорий Нисский)

«Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безымянно. Итак, да не станем отыскивать имени Его существа»
(св. Иоанн Дамаскин)

Но это не означает, что Бог всецело непознаваем. Он познаваем в Своем Откровении. Непостижимая Божественная сущность раскрывается в Божественных действиях (греч. энергиях), по которым и познается Бог. Божественные действия могут быть наименованы и именно от них производны сами имена Божии.
«Я же, наученный богодухновенным Писанием, дерзаю утверждать, что Превысший всякого имени у нас получает многоразличные наименования по различию благодеяний, а сущность – неименуема»
«Он получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни».
«Божеское естество славно Само в Себе и прежде происхождения мыслящих существ, но ум человеческий говорит о сей славе постольку, поскольку вмещает, научаемый действиями Божескими».
(св. Григорий Нисский)

«…Бог получает именования от Своих энергий, ибо Его Сверхсущность безымянна…»
«…для несотворенной Троицы невозможно найти имя, являющее Ее природу, но все Ее имена суть именования Ее энергий»
(св. Григорий Палама)

«Ибо потому что называется Он Благим, и Правосудным, и Вседержителем, и Саваофом, не есть Он различен и инаков. Но будучи Один и Тот же, бесчисленные открывает действия Божества».
(св. Кирилл Иерусалимский)

Божественные имена делятся на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические).
«Из имен же, сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в Нем нет…
Например, когда называем нетленным, как бы так говорим себе или слушающим: «не думай, что Бог подлежит тлению». И когда называем невидимым, как бы говорим: «не предполагай, что Он постижим чувством зрения». И когда бессмертным: «не держись мысли, что смерть может прикоснуться к Богу». А также, когда называем нерожденным, говорим: «не думай, чтобы Божие бытие зависело от какой-нибудь причины, или от какого-либо начала».
…Таким образом, всеми этими запретительными именованиями и производится как бы некоторое отрицание чуждого Богу, по мере того как уясняется мысль, и отдаляет от себя помышления о непринадлежащем Богу.
Опять, называем Бога благим, праведным, творцом, судией, и даем Ему подобные этому именования.
Как в прежних именованиях слова означали некое отменение и запрещение понятий чуждых Богу, так здесь они означают подтверждение и осуществление свойственного Богу и приличным образом о Нем умопредставляемого. Поэтому каждый вид именований научает нас или о принадлежащем Богу, что оно есть в Боге, или о непринадлежащем, что этого нет».
(св. Василий Великий)

Для понимания происхождения имен Божьих можно привести в пример два имени Божьих – Всемогущий и Неизменный. Первое означает всесильное действие Божие, а второе неизменность, непреложность, верность Его действий. Первое имя есть имя положительное, а второе отрицательное (с частичкой «не»).
Личные имена Божественных Ипостасей Святой Троицы апофатичны, потому что Божественное Отчество и Сыновство несоизмеримо выше того рождения, которое мы знаем и понимаем, и Дух Святый, источник всякого обожения духов, выше всякого тварного духа. Сын и Дух есть как бы два чудесных плода Отчей производительности, – но все это выше речи и мысли. Нужно прибавить, что Дионисий подчеркивает, что Троичность и единство Божие имеет сверхчисленный характер, ибо Бог вне меры и числа.

См. ЯХВЕ, СУЩИЙ, ГОСПОДЬ, ЛЮБОВЬ, КРАСОТА, ЭЛОГИМ, СПАСИТЕЛЬ, ИИСУС ХРИСТОС, АГНЕЦ БОЖИЙ, МЕССИЯ, ПАСТЫРЬ (ПАСТЫРЕНАЧАЛЬНИК)ПОДВИГОПОЛОЖНИК, АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ, БЛАГОДАТЬТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ БОГА, ИММАНЕНТНОСТЬ БОГА

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru