Главная » Алфавитный раздел » Очищение ума » Очищение ума
Распечатать Система Orphus

Очищение ума

( Очищение ума 7 голосов: 4.86 из 5 )

Владимир Анатольевич Цыганков, психолог, доктор философии, директор Православной школы психологии и медицины (Санкт-Петербург)

 

Ум является одной из главных и наиважнейших частей нашей сущности. От него зависят успехи и неудачи человека.

Психологические проблемы, а также негативные духовно-психические состояния (по православной терминологии – страсти) зачастую проистекают от заблуждений логического ума. Святитель Игнатий (Брянчанинов) констатировал: «Чтоб сбиться уму с пути истинного надо немного: одна какая-нибудь ложная мысль» (Игнатий (Брянчанинов), 1993). Когда ум захватывает какая-либо ложная идея, она переделывает человека в соответствии с тем духом, который несет в себе.

Состояние ума, принимающего ложные мысли, святые отцы часто называли плотским мудрованием, плотским, помраченным умом, лжеименным разумом. «Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжемнимый разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был достоинства природного, сохраняет свойство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом» (Игнатий (Брянчанинов), 1993).

«Заботы и занятия плотского разума суть: богатство, почет, убранство, телесный покой, рачение о словесной мудрости, годной к управлению в мире сем…, и все прочее, чем увенчивается тело (внешняя жизнь) в этом видимом мире. Это – голый разум… Сам он о себе думает, что всем заправляет в человеке и во внешней, и во внутренней жизни… Он мечтает, что все бывает по его промышлению, а сам между тем пребывает в непрестанных опасениях и тревогах» (Исаак Сирин, 1997).

Для преодоления внутренних (как духовных, так и психологических) проблем ум требует очищения, обновления. Апостол Павел напоминает: «… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего…» (Послание апостола Павла к Римлянам, глава 12, стих 2).

Митрополит Иерофей (Влахос) пишет: «Сегодня много говорят о психологических проблемах. Я убежден, что так называемые психологические проблемы суть проблемы помыслов, помрачения ума и нечистого сердца. Именно нечистое сердце, как описывают его святые отцы, помраченный и скотоподобный ум, нечистые помыслы и создают эти так называемые проблемы. Если же человек внутренне исцелится, откроет свое сердце, очистит умную часть своей души и освободит разумную ее часть, то у него не будет и психологических проблем» (Иерофей (Влахос), 2004).

Оздоровление души начинается с очищения ума от вредных помыслов. Психология полностью подтверждает такой вывод. Действительно, если мы попытаемся привить сознанию (тем паче – подсознанию) какие-либо установки, противоположные вредным, то в разумной части души начнется хаос. Серьезной ошибкой окажется любая попытка «натолкать» кучу «положительных» установок, не освободив сознание и подсознание от «отрицательных». Этим самым можно только способствовать образованию там взаимно конкурирующих установок, что не только не приведет к выздоровлению души, но может привести к появлению какого-нибудь невроза. И, кроме того, прежние «отрицательные» установки, уже «пустившие корни», через какое-то время, скорее всего, будут преобладать над «положительными». «Все вернется на круги своя». Другой ошибкой будет борьба с негативными установками, с вредными помыслами, которая может быть успешной отнюдь не у новоначальных в духовной жизни, но у духовно окрепших людей.

Итак, началом преодоления душевных проблем («уврачевании души») должно стать очищение ума. Причем очищение ума не является самоцелью, оно важно как необходимое, но не достаточное условие для оздоровления души, преодоления внутренних, духовно-психологических проблем.

Как практически осуществить очищение ума? Нужно сначала научиться укрощать тиранию ума, для чего по указанию святых отцов, ум необходимо хранить «бесцветным, безвидным и безобразным» (Гигорий Синаит, 1993). Речь идет о том, чтобы остановить мысленный поток, оторваться от блуждания мыслей, остановить мысленную болтовню, прекратить рассматривать суетные картинки, которые продуцирует ум. Тогда душа освободится от тирании лжеименного, плотского разума, ум успокоится, поскольку прекратится чехарда постоянно меняющихся мыслей и образных представлений. Тогда снизится дискомфорт и внутреннее напряжение. Ум начнет очищаться от заряда энергий вредных и просто суетных помыслов. Подобное состояние составляет первую ступень в самонаблюдении, в сосредоточенном внимании к себе. «Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца…» (Исихий Иерусалимский, 1999).

Самонаблюдение в данном случае должно представлять собой спокойное, отстраненное наблюдение за всем тем, что происходит в текущем моменте. Мой многолетний опыт психолога-практика показывает: одно из свойств ума заключается в том, что:
1) когда вы спокойно, отстраненно наблюдаете за тем, что происходит в настоящем моменте, «здесь и сейчас», не «залипая» на мыслях, переживаниях, представлениях о будущем или прошлом, то
2) тирания ума начинает исчезать, наиболее вредные (и наиболее навязчивые) мысли и представления начинают угасать. Разумная часть души раскрепощается, постепенно освобождается, очищается от энергозатратных для психики болезненных, вредных мыслей и установок (Цыганков В.А., 2010).

Почему происходит очищение, освобождение ума? Ответ очевиден: используя отстраненное наблюдение, человек перестает подпитывать психической энергией мыслей и чувств свои вредные установки, которые часто господствуют в сознании и тиранят человеческую душу. И эти установки, лишенные подпитывающей психической энергии, угасают. Человек тогда начинает очищать сознание от ложных воззрений, когда перестает на них непрерывно реагировать.

Спокойное, отстраненное наблюдение означает «оторваться» мыслями от размышлений и переживаний о прошлом, будущем, от фантазий. Повторю еще раз: нужно присутствовать в настоящем моменте! Отказываясь уделять внимание чехарде мыслей и образов, прекращая блуждание ума «вовне», человек умом возвращается в реальность, к самому себе.

Но как оторваться от чехарды мыслей и образов, ведь по слову святителяГригория Паламы «нет ничего более трудноуловимого и летучего, чем собственный ум» (Григорий Палама, 1995). Еще в 14 веке святитель Григорий дал исчерпывающий ответ на вопрос о способе внимания к самому себе и очищении ума. Однако даже при жизни этого великого богослова и исихаста не слишком-то часто интересовались его словами, его мало кто понял. Тем более простые и ясные мысли Григория Паламы редко находят внимание и понимание у наших современников.

Святитель Григорий говорил то, что было подтверждено аскетическим опытом, полученным уже в самых первых веках Христианства, а именно – чтобы научиться внимать самому себе, ум нужно держать в теле. Держать ум в теле? Прилично ли это? Не опасно ли? Уж не соблазн ли какой-то?

Посмотрите, что пишет святитель Григорий: «Разве не помнишь, брат, слов апостола, что наши тела – храм живущего в нас Святого Духа» и что «мы – дом Бога», как и Господь говорит, что «вселюсь и буду ходить в них и буду их Богом» (Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 6, стих 19; Послание апостола Павла к Евреям, глава 3, стих 6; Второе послание апостола Павла к Коринфянам, глава 6, стих 16)? А в то, что по природе способно делаться Божиим домом, разве погнушается вселить свой ум всякий, ум имеющий? И зачем Бог изначально вселил ум в это тело? Уж не сделал ли плохо и Он? Подобные вещи пристало говорить еретикам, которые называют тело злом и изваянием лукавого… Поэтому мы, противостоя «закону греха» (Послание апостола Павла к Римлянам, глава 8, стих 2), изгоняем его (грех – прим. авт.) из тела, вселяем ум управителем в телесный дом…» (Григорий Палама, 1995).

Внимание к себе начинается со спокойного наблюдения за своими ощущениями в теле. При этом не нужно их оценивать, не нужно размышлять о них, то есть «включать» беспокойный логический ум. Нужно как бы отстраненно наблюдать за ощущениями, просто фиксировать то, что происходит в теле в данное время, оставив на это время тревоги, заботы и волнения, дабы не потонуть в бездонном и бескрайнем океане собственных мыслей. Внимание может быть занято за чем-то одним:
– 1) либо наблюдением за происходящим в данный момент («здесь и сейчас») в теле,
– 2) либо «залипанием» мыслями о прошлом или будущем.

Не нужно выводить ум за пределы тела, увлекаясь какими-либо образами. «А выводить ум… из самого тела, за пределами которого он якобы улучшает умные созерцания, есть злейшее эллинское обольщение, корень и источник всякого злоучения, бесовское изобретение, наука, порождающая безумие…» (Григорий Палама, 1995).

Обратите внимание на то, что теснейшая взаимосвязь между состоянием центральной нервной системы и тонусом скелетной мускулатуры позволяет посредством сознательного изменения тонуса мышц влиять на уровень психической активности. Бодрствующее состояние человека всегда связано с поддержанием достаточно высокого мышечного тонуса. Чем напряженнее деятельность, тем выше этот тонус, тем интенсивнее поток активирующей импульсации поступает от мышц в нервную систему. И наоборот, полное расслабление всех мышц снижает уровень активности центральной нервной системы до минимума, способствует расслаблению, успокоению мозга.

Нужно еще учесть и то, что отрицательные эмоциональные реакции вызывают напряжение определенных групп склелетных мышц, а напряжение этих мышц, в свою очередь, усиливает определенные дискомфортные эмоции. Вообще любое наше переживание, будь то порыв гнева или радости, в конце концов, заканчивается напряжением какой-либо группы мышц. У человека, часто испытывающего негативные переживания, формируется так называемый «мышечный панцирь», который, в свою очередь, вызывает нервно-психическое перенапряжение. Дело в том, что мозг, получая дополнительную порцию возбуждения от напряженных мышц, возбуждается еще больше и посылает приказы на еще дальнейшее увеличение мышечного напряжения. Поэтому важно с помощью расслабления мышц снизить поток импульсов, идущих от рецепторов мышц связок и суставов в центральную нервную систему, успокоить мозг.

При этом не следует зацикливаться на расслаблении мышц и пытаться делать то, к чему нетренированная психика еще не готова. Человеку, начинающему осваивать науку внимания к себе, не стоит беспокоиться о том, что мысли все-таки будут блуждать, поскольку так всегда бывает вначале. Следует просто спокойно возвращать отвлекающийся ум к наблюдению за своими ощущениями в теле. Успокаивая ум, необходимо научиться успокаивающему дыханию. Если мы расслаблены, то дышим медленно и с помощью диафрагмы. Это так называемое нижнее дыхание. Его называют также дыханием животом, брюшным, диафрагменным.

Вот что пишет святитель Григорий для начинающих осваивать науку внимания к себе: «Особенно уместно учить смотреть в самих себя и посредством дыхания вводить собственный ум внутрь начинающим… Именно, поскольку у только что приступивших… даже сосредоточенный ум постоянно скачет и им постоянно приходится снова его возвращать, но он ускользает от неопытных…, то некоторые советуют внимательно следить за вдохом и выдохом и немного сдерживать дыхание, в наблюдении за ним как бы задерживая дыханием и ум… Можно видеть, что и само собой получается при сосредоточенном внимании: …дыхание исходит и входит тихо» (Григорий Палама, 1995).

Надо отметить, что первая ступень в самонаблюдении, в сосредоточенном внимании к себе не предполагает особых трудов и стараний, кроме освоения не слишком сложной теоретической части и приобретения не слишком сложных практических навыков (расслабления ума, спокойного наблюдения за своими ощущениями в теле «здесь и сейчас», успокаивающему дыханию). Когда освоены простейшие навыки, то в дальнейшем упражнения по самонаблюдению, сосредоточенному вниманию к себе, очищению ума будут осуществляться совсем легко, по слову святителя Григория совершенно «без труда и стараний» (Григорий Палама, 1995).

Настало время соединить теорию с практикой. Предлагаю прямо сейчас выполнить простое упражнение «Очищение ума».

Примите удобное положение, расслабьтесь. Понаблюдайте за состоянием мышц во всем теле. Выделите основной «мышечный зажим» (участок мышечного напряжения), еще сильнее напрягите его, а затем плавно отпустите. Повторяйте эту часть упражнения, пока не почувствуете, что мышечное напряжение ослабло. Таким же способом расслабьте другие участки мышечного напряжения в теле. Перейдите на нижнее, диафрагмальное дыхание. На вдохе через нос надувается живот, а грудь и плечи остаются неподвижными. Попробуйте сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, используя нижнее дыхание. Для удобства положите одну руку на живот, другую на грудь. Рука, лежащая на животе, будет при вдохе подниматься, а другая рука будет оставаться неподвижной. Понаблюдайте за дыханием, прислушайтесь к ощущениям. Скорее всего, вы почувствуете приятное успокоение.

В таком положении естественно тихое дыхание через нос. Вдох следует производить медленно, потихоньку втягивая воздух. Выдох должен быть еще более продолжительным, чем вдох. Между вдохом и выдохом на короткое время задержите дыхание. Дайте установиться естественному, медленному ритму нижнего дыхания, связанному с покоем и расслаблением. Закройте глаза. Во время выполнения данного упражнения оставайтесь спокойным и открытым всему происходящему как в теле, так и во внутреннем мире вашей души. Наблюдайте за своими ощущениями, не сопротивляясь им, не оценивая их, не размышляя о них. Просто наблюдайте! Вскоре вы почувствуете, как ваше сознание успокаивается, мысли «уплывают» далеко-далеко, вы расслабляетесь. Сохраняйте спокойствие, думайте только о том, что происходит в текущий момент, «здесь и сейчас». Почувствуйте, что пока нет никакого пространства, кроме внутреннего пространства собственного тела, так или иначе заполненного ощущениями.

Через несколько минут, когда подобный режим перейдет на уровень автоматизма, осторожно понаблюдайте за возникающими в сознании мыслями. Когда вы заметите, что пришел какой-то помысел, просто отметьте про себя, что вы немного задержали на нем внимание, и тот час же вернитесь к спокойному, отстраненному наблюдению за ощущениями в теле.

Секрет искусства самонаблюдения, сосредоточения внимания заключается в умении следовать принципу «пусть все произойдет само собой». Продолжайте пассивное наблюдение за чувствами в теле без какого-то сознательного усилия. Пусть мысли приходят и уходят, просто не обращайте внимание на них, а возвращайтесь к спокойному, отстраненному наблюдению за ощущениями в теле.

Если вы действительно присутствуете только в текущем времени, не думая ни о чем, спокойно наблюдая за ощущениями, вы сможете почувствовать покой и тишину, которая всегда была рядом с вами. Вы увидите, что умственная болтовня, мысленная карусель, блуждание ума прекратились.

Не надо стараться добиться чего-то, ускорить что-то, избавиться от чего-то. Не надо стараться! Любое старание – это напряжение, которое в этом упражнении будет вам только мешать. Это как «стараться уснуть»: чем больше будете стараться, тем труднее это окажется осуществить.

Если ваше сознание напряжено или вы прилагаете чрезмерные усилия, чтобы сосредоточиться, успокойтесь и расслабьтесь! Помолитесь, смиренно попросите Божиего содействия, а затем продолжите упражнение.

Оптимальное время выполнения упражнения «Очищение ума» – 15-20 минут. Повторяйте его 2-3 раза в день, причем в последний раз – в постели, перед сном. И вскоре вы почувствуете новые, прекрасные перспективы в познании себя и совершенствовании своей личности с помощью Божией.

Помните, что мы можем только прикладывать усилия к исцелению своей души, но сами, своими силами, исцелить ее не в состоянии. Даже на первой ступени в самонаблюдении, в сосредоточенном внимании к себе – очищении ума – необходима Божия помощь.

Трезвитесь, бодрствуйте. С Богом!

Литература

Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. – М.: Канон, 1995. – 384 с.

Григорий Синаит. Наставление безмолствующим // Добротолюбие. Т. 5. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – С. 216-227.

Игнатий (Брянчанинов), свят. Творения в семи томах. Т. 4. – М.: Правило веры, 1993. – 432 с.

Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. – 368 с.

Исаак Сирин. О молитве и трезвении // Святые отцы о молитве и трезвении. – М.: Отчий дом, 1993. – С. 299-383.

Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. – СПб.: Сатис, 1999. – 224 с.

Цыганков В.А. Начало преодоления внутренних проблем. – СПб.: Православная школа психологии и медицины, 2010. – 64 с.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru