Нумерология библейская

AAA
(31 голос4.8 из 5)

 

Нумероло́гия библе́йская – 1) учение об исторических и символических числах, содержащихся в Священном Писании; 2) ложное учение, основанное на предвзятой интерпретации чисел, встречающихся в Священном Писании, рассматривающее эти числа как элементы особого зашифрованного знания, доступного пониманию избранных (гностиков, нумерологов и т. п.).

В Священном Писании встречается две категории чисел – исторические и символические. Первая категория отражает факты прошлого, а вторая несет богословскую нагрузку.

Причем, исторические и богословские данные могут совпадать, а могут и не совпадать в одном числе. Например, указания на сроки царствования ветхозаветных монархов или указания на тот или иной год их правления есть чисто исторические датировки, которые не несут богословское содержание. Но указание на 40 дней пребывания Моисея на Синае больше чем историческая ремарка. Число 40 в Библии символизирует подготовительный период, предшествующий какому-либо важному событию. 40-летний период считался также сроком одного поколения.

Символическими числами в Библии являются: 40, 12, 10, 7, 4, 3, 2, 1.

Иногда символический смысл числа 40 объясняют следующим образом. Число 40 выражает собой полноту испытания. Оно образуется путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. Насколько данное толкование применимо к значительной части случаев, где упоминается это символическое число, сказать трудно. Во всяком случае, мы не имеем достаточных оснований почитать его за безусловно истинное.

  • Сорок дней и сорок ночей продолжалось наводнение, связанное со всемирным потопом (Быт.7:17).
  • Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жены Ревекку (Быт.25:20).
  • Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет (Исх.16:35; Чис.14:33; Втор.8:2).
  • На три сорокалетия делится жизнь пророка Моисея, продолжавшаяся сто двадцать лет.
  • Сорок дней и сорок ночей Моисей провел на горе Синай (Исх.24:18, 34:28).
  • После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение (Лев.12:2,4). Если она рожала младенца женского пола, то очищение продолжалось восемьдесят дней (40+40).
  • Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю (Нав.14:7).
  • После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом земля покоилась сорок лет (Суд.3:1-11).
  • Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок (1Цар.17:16).
  • Цари Давид и Соломон правили по сорок лет (2Цар.5:4, 15:7:3Цар.2:11:3Цар.11:42).
  • Передняя часть Иерусалимского храма, построенного Соломоном, имела ширину в сорок локтей (3Цар.6:17).
  • Сорок дней продолжался путь Илии до горы Божией Хорива (3Цар.19:8).
  • Сорок дней было дано жителям Ниневии на покаяние (Ион.3:4).
  • В земной жизни Господа нашего Иисуса Христа с числом 40 связаны два важных события. Перед началом проповеди Царства Небесного Спаситель мира, удалившись в безводную Иудейскую пустыню, постился 40 дней, ничего не вкушая (Мф.4:2; Лк.4:2). До Вознесения воскресший Господь оставался на земле тоже 40 дней (Деян. 1:3).

Число 12 означает число избранников. Производным от 12 является число 24 (24 священнические чреды, 24 старца в Откр.). Здесь, вероятно, можно говорить о символичности числа как о вмененной ему вследствие того, что оно соответствует количеству родоночальников колен Израиля, которых было 12. Делать обратный вывод (о том, что количество родоначальников было равно 12 именно в силу того, что в этом был изначально заложен некий таинственный смысл) — делать спорное заключение.

  • 12 патриархов, сыновей Иакова.
  • 12 колен Израилевых.
  • 12 апостолов Христовых.
  • По 12 тыс. на каждое колено избранных (Откр.7:4-8). 
  • 12 хлебов предложения (Лев.24:5-6).
  • 12 камней, установленных в память о чудесном переходе Израиля через Иордан (Нав.4:8).
  • 12 врат в Небесном Иерусалиме (Откр.21:21).

Число 10 – один из символов завершенной полноты:

  • 10 казней египетских.
  • 10 заповедей Декалога (Исх.20:2-17), (Втор.5:6-21).
  • 10 условий для приближения к святилищу (Пс.14).
  • Десятина (Лев.27:30).
  • Притча о 10 девах (Мф.25:1-12).
  • Десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи (Лев.26:26).
  • Если в каком доме останется десять человек, то умрут и они (Ам.6:9).
  • Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет (Лк.15:8).

Число 7 – более распространенная в Св. Писании форма обозначения полноты:

  • История творения завершается 7-м днем покоя (Быт.2:3).
  • Народы земли происходят от 70 предков (Быт.10).
  • Число 7 часто встречается в ветхозаветном культе (семикратное окропление кровью, 7-мь жертвенных животных, семисвечник Скинии и Храма и т. д.).
  • Согласно Иер.25:12, Плен длился 70 лет (по Иез.29:11 – 40 лет).
  • Христос избирает 70 апостолов (Лк.10:1); апостолы – 7 диаконов (Деян.6:3).
  • В Откровении говорится о 7 церквах, 7 звездах, и сама композиция его построена на числе 7.
  • Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро (Быт.4:15).
  • Семь агниц в свидетельство (Быт.21:30).
  • Семь лет труда Иакова за Рахиль (Быт.29:18).
  • Семидневный плач Иосифа по отцу (Быт.50:10).
  • Постились семь дней (1Цар.31:13).
  • Семь дней и еще семь дней у построенного Храма (3Цар.8:65).

Число 4 знаменует вселенскость (по числу сторон света), иногда — завершенность, полноту. Отсюда:

  • Четыре рукава реки, вытекающей из Эдема (Быт.2:10 сл.).
  • Четыре угла, или «рога», алтаря.
  • Небесный Ковчег в видении Иезекииля (Иез.1) несут 4 символических животных (ср. Откр.4:6); в его же видении Новый Иерусалим был в плане квадратным, обращенным к 4 сторонам света.
  • Четыре чашечки на стебле светильника (Исх.25:34).
  • Четыре ветра небесных боролись на великом море (Дан.7:2).
  • Четыре рода казней (Иер.15:3).
  • От четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут (Иез.37:9).
  • Четыре Ангела, стоящие на четырех углах земли (Откр.7:1).
  • Народы, находящиеся на четырех углах земли (Откр.20:7).

Число 3 – знаменует Божественное Триединство, иногда трактуется как число, подчёркивающее святость, преданность Богу или отступление от Бога.

  • Явление трёх Ангелов Аврааму  (Быт.18).
  • Троекратное прославление святости Бога (Ис.6:1).
  • Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19)
  • Бог как властитель прошлого, настоящего и будущего в (Откр.1:8).
  • Три наказания (2Цар.24:12).
  • Две части на всей земле будут истреблены, а третья останется на ней (Зах.13:8).
  • Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф.26:34).
  • Я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? (Лк.13:7).

Число 2 обозначает нечто основополагающее:

  • Две скрижали Декалога.
  • Два столба у врат Храма.
  • Закон и Пророки, олицетворённые на горе Преображения Моисеем и Илией.
  • Отправление апостолов по двое.
  • Два свидетеля Христова в конце времен (Откр.11:3).

Число 1: Так же как число 1 является основой всей математики, так и Бог – начало всего. Поэтому, нередко число 1 в Св. Писании указывает на то, что Бог — един и один.

  • Одно дерево познания добра и зла (Быт. 2:17).
  • Один закон (Исх.12:49).
  • Один суд (Лев.24:22).
  • Один устав (Чис.15:15).
  • Один Господь (Сир.1:7).
  • Господь один праведен (Сир.18:1).
  • Один у вас Учитель – Христос (Мф.23:8).
  • Один Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос (Мф.23:9-10).
  • Одно стадо и один пастырь (Ин. 10:16)..
  • Один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1Кор.8:6).
  • Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1Кор.10:17).
  •  Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания (Еф.4:4).
  • Один Господь, одна вера, одно крещение (Еф.4:5).
  • Одна скиния собрания (откровения) для всего Израиля (Исх.26:30).
  • Один храм Божий для всех сынов Израиля (3Цар.6:2).
  • Один ковчег откровения как место особого Божьего присутствия и величайшая святыня (Исх.26:33).
  • Один жертвенник всесожжений (Лев.4:7).

***

Библию нельзя воспринимать как некий ребус, который требуется разгадать, но в то же время нельзя воспринимать и как нечто простое и понятное, вроде учебника истории или геометрии. В Библии, конечно, есть иносказание, но иносказание — это не то же самое, что шифр или ребус. Господь не прячет от нас в библейском тексте какие-то тайны, подобно тому как родители прячут в буфете конфеты от маленького ребенка. Просто до понимания разных смысловых слоев Библии нужно дорасти. Дорасти не столько умом, сколько сердцем. Поэтому попытки каким-то хитрым способом вычитать в Библии предсказания о тех или иных грядущих исторических событиях, равно как и найти в ней ответы на какие-то естественнонаучные вопросы, не только бесплодны, но и душевредны. Люди, практикующие такое отношение к Священному Писанию, не только не удовлетворят своего любопытства, но и пройдут мимо тех библейских смыслов, которые им вполне доступны и необходимы для их спасения.

протоиерей Алексий Емельянов, зав. кафедрой библеистики ПСТГУ

***

В нашей культуре любое число воспринимается как точная фактическая информация. Но в библейские времена числа могли иметь сугубо символическое значение, прежде всего чтились 3, 7, 1, 40.
Если у Иакова было двенадцать сыновей, а от каждого, кроме Иосифа, произошло по одному колену, а от Иосифа сразу двое, Ефрем и Манассия, то это вроде бы дает нам число тринадцать. Сколько их было в каждый конкретный момент в реальности, вообще сказать трудно: например, древнейшая песнь Дефоры неожиданно упоминает среди израильских колен Махир (Суд.5:12) и Галаад (Суд.5:17), хотя не приводит почти половину названий из «стандартного списка». А в Новом Завете времена некоторые из северных колен уже совершенно точно прекратили свое самостоятельное существование. Тем не менее, всюду в Библии мы читаем о «двенадцати коленах Израилевых», разумеется, потому, что число двенадцать символизирует полноту Божьего народа. Именно поэтому и апостолов было двенадцать, и число избранников в книге Откровения (Откр.7:4, 14:1, 21:17) — сто сорок четыре тысячи. т. е. двенадцать в квадрате, умноженное на тысячу.
Другой пример с числами — «три дня и три ночи», которые Иисус провел во гробе, подобно пророку Ионе во чреве кита (Мф.12:40). На самом деле, если Он был погребен вечером в пятницу и воскрес в ночь на воскресение, то провел он там не 72 часа, а примерно 30, по нашему счету — полторы ночи и один день. Однако по иудейскому обычаю сутки начинались на закате, соответственно, он провел в могиле пятницу, субботу и воскресение, даже если от пятницы и воскресения на этот срок пришлось совсем немного — а такой срок и называется «три дня и три ночи». Кстати, при таком способе отмерять время правление царя, которое началось в конце одного года и заняло всего лишь несколько месяцев, будет обозначено как «два года», потому что и в том, и в другом году этот царь действительно правил.
На многих иконах можно увидеть, как один и тот же персонаж изображен дважды или даже трижды. Например, икона Преображения показывает Христа и апостолов на горе, но в то же время с левой стороны может быть изображен их подъем на эту гору, а с правой стороны — спуск. Таким образом, в едином изобразительном пространстве присутствуют сразу три сцены, и между ними не проведена никакая граница. Зритель должен сам догадаться, что все происходящее разворачивается во времени, что здесь перед нами три момента повествования, а нс три группы людей. Нечто подобное обнаруживается и на ближневосточных рельефах: например, ассирийский царь изображен стоящим в полный рост и рядом — в молитвенной позе.
проф. Андрей Десницкий

Рейтинг@Mail.ru