Нумерология библейская

***

Нумероло́гия библе́йская – 1) учение об исто­ри­че­ских и сим­во­ли­че­ских числах, содер­жа­щихся в Свя­щен­ном Писа­нии; 2) ложное учение, осно­ван­ное на пред­взя­той интер­пре­та­ции чисел, встре­ча­ю­щихся в Свя­щен­ном Писа­нии, рас­смат­ри­ва­ю­щее эти числа как эле­менты осо­бого зашиф­ро­ван­ного знания, доступ­ного пони­ма­нию избран­ных (гно­сти­ков, нуме­ро­ло­гов и т. п.).

В Свя­щен­ном Писа­нии встре­ча­ется две кате­го­рии чисел – исто­ри­че­ские и сим­во­ли­че­ские. Первая кате­го­рия отра­жает факты про­шлого, а вторая несет бого­слов­скую нагрузку.

Причем, исто­ри­че­ские и бого­слов­ские данные могут сов­па­дать, а могут и не сов­па­дать в одном числе. Напри­мер, ука­за­ния на сроки цар­ство­ва­ния вет­хо­за­вет­ных монар­хов или ука­за­ния на тот или иной год их прав­ле­ния есть чисто исто­ри­че­ские дати­ровки, кото­рые не несут бого­слов­ское содер­жа­ние. Но ука­за­ние на 40 дней пре­бы­ва­ния Моисея на Синае больше чем исто­ри­че­ская ремарка. Число 40 в Библии сим­во­ли­зи­рует под­го­то­ви­тель­ный период, пред­ше­ству­ю­щий какому-либо важ­ному собы­тию. 40-летний период счи­тался также сроком одного поко­ле­ния.

***

Сим­во­ли­че­скими чис­лами в Библии явля­ются: 40, 12, 10, 7, 4, 3, 2, 1.

Иногда сим­во­ли­че­ский смысл числа 40 объ­яс­няют сле­ду­ю­щим обра­зом. Число 40 выра­жает собой пол­ноту испы­та­ния. Оно обра­зу­ется путем умно­же­ния двух других сим­во­ли­че­ских чисел: 4 (символ про­стран­ствен­ной закон­чен­но­сти види­мого мира) и 10 (символ отно­си­тель­ной завер­шен­но­сти). Послед­нее число, в свою оче­редь, может быть полу­чено путем сло­же­ния двух других чисел, кото­рые также сим­во­ли­зи­руют пол­ноту, как в мире духов­ном, так и мире види­мом: 3 и 7. Насколько данное тол­ко­ва­ние при­ме­нимо к зна­чи­тель­ной части слу­чаев, где упо­ми­на­ется это сим­во­ли­че­ское число, ска­зать трудно. Во всяком случае, мы не имеем доста­точ­ных осно­ва­ний почи­тать его за без­условно истин­ное.

  • Сорок дней и сорок ночей про­дол­жа­лось навод­не­ние, свя­зан­ное со все­мир­ным пото­пом (Быт.7:17).
  • Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жены Ревекку (Быт.25:20).
  • Стран­ство­ва­ние евреев по пустыне про­дол­жа­лось сорок лет (Исх.16:35; Чис.14:33; Втор.8:2).
  • На три соро­ка­ле­тия делится жизнь про­рока Моисея, про­дол­жав­ша­яся сто два­дцать лет.
  • Сорок дней и сорок ночей Моисей провел на горе Синай (Исх.24:18, 34:28).
  • После рож­де­ния маль­чика жен­щина сорок дней про­хо­дит очи­ще­ние (Лев.12:2,4). Если она рожала мла­денца жен­ского пола, то очи­ще­ние про­дол­жа­лось восемь­де­сят дней (40+40).
  • Иисус Навин гово­рит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Гос­по­день, посы­лал меня из Кадес-Варни осмот­реть землю (Нав.14:7).
  • После победы судии Гофо­ни­ила над царем Месо­по­там­ским Хусар­са­фе­мом земля поко­и­лась сорок лет (Суд.3:1–11).
  • Сорок дней при­гла­шал фили­стим­ля­нин Голиаф евреев всту­пить с ним в поеди­нок (1Цар.17:16).
  • Цари Давид и Соло­мон пра­вили по сорок лет (2Цар.5:4, 15:7:3Цар.2:11:3Цар.11:42).
  • Перед­няя часть Иеру­са­лим­ского храма, постро­ен­ного Соло­мо­ном, имела ширину в сорок локтей (3Цар.6:17).
  • Сорок дней про­дол­жался путь Илии до горы Божией Хорива (3Цар.19:8).
  • Сорок дней было дано жите­лям Нине­вии на пока­я­ние (Ион.3:4).
  • В земной жизни Гос­пода нашего Иисуса Христа с числом 40 свя­заны два важных собы­тия. Перед нача­лом про­по­веди Цар­ства Небес­ного Спа­си­тель мира, уда­лив­шись в без­вод­ную Иудей­скую пустыню, постился 40 дней, ничего не вкушая (Мф.4:2; Лк.4:2). До Воз­не­се­ния вос­крес­ший Гос­подь оста­вался на земле тоже 40 дней (Деян. 1:3).

Число 12 озна­чает число избран­ни­ков. Про­из­вод­ным от 12 явля­ется число 24 (24 свя­щен­ни­че­ские чреды, 24 старца в Откр.). Здесь, веро­ятно, можно гово­рить о сим­во­лич­но­сти числа как о вме­нен­ной ему вслед­ствие того, что оно соот­вет­ствует коли­че­ству родо­но­чаль­ни­ков колен Изра­иля, кото­рых было 12. Делать обрат­ный вывод (о том, что коли­че­ство родо­на­чаль­ни­ков было равно 12 именно в силу того, что в этом был изна­чально зало­жен некий таин­ствен­ный смысл) — делать спор­ное заклю­че­ние.

  • 12 пат­ри­ар­хов, сыно­вей Иакова.
  • 12 колен Изра­и­ле­вых.
  • 12 апо­сто­лов Хри­сто­вых.
  • По 12 тыс. на каждое колено избран­ных (Откр.7:4–8). 
  • 12 хлебов пред­ло­же­ния (Лев.24:5–6).
  • 12 камней, уста­нов­лен­ных в память о чудес­ном пере­ходе Изра­иля через Иордан (Нав.4:8).
  • 12 врат в Небес­ном Иеру­са­лиме (Откр.21:21).

Число 10 – один из сим­во­лов завер­шен­ной пол­ноты:

  • 10 казней еги­пет­ских.
  • 10 запо­ве­дей Дека­лога (Исх.20:2–17), (Втор.5:6–21).
  • 10 усло­вий для при­бли­же­ния к свя­ти­лищу (Пс.14).
  • Деся­тина (Лев.27:30).
  • Притча о 10 девах (Мф.25:1–12).
  • Десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи (Лев.26:26).
  • Если в каком доме оста­нется десять чело­век, то умрут и они (Ам.6:9).
  • Какая жен­щина, имея десять драхм, если поте­ряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести ком­нату и искать тща­тельно, пока не найдет (Лк.15:8).

Число 7 – более рас­про­стра­нен­ная в Св. Писа­нии форма обо­зна­че­ния пол­ноты:

  • Исто­рия тво­ре­ния завер­ша­ется 7‑м днем покоя (Быт.2:3).
  • Народы земли про­ис­хо­дят от 70 пред­ков (Быт.10).
  • Число 7 часто встре­ча­ется в вет­хо­за­вет­ном культе (семи­крат­ное окроп­ле­ние кровью, 7‑мь жерт­вен­ных живот­ных, семи­свеч­ник Скинии и Храма и т. д.).
  • Согласно Иер.25:12, Плен длился 70 лет (по Иез.29:11 – 40 лет).
  • Хри­стос изби­рает 70 апо­сто­лов (Лк.10:1); апо­столы – 7 диа­ко­нов (Деян.6:3).
  • В Откро­ве­нии гово­рится о 7 церк­вах, 7 звез­дах, и сама ком­по­зи­ция его постро­ена на числе 7.
  • Вся­кому, кто убьет Каина, отмстится все­меро (Быт.4:15).
  • Семь агниц в сви­де­тель­ство (Быт.21:30).
  • Семь лет труда Иакова за Рахиль (Быт.29:18).
  • Семи­днев­ный плач Иосифа по отцу (Быт.50:10).
  • Пости­лись семь дней (1Цар.31:13).
  • Семь дней и еще семь дней у постро­ен­ного Храма (3Цар.8:65).

Число 4 зна­ме­нует все­лен­скость (по числу сторон света), иногда — завер­шен­ность, пол­ноту. Отсюда:

  • Четыре рукава реки, выте­ка­ю­щей из Эдема (Быт.2:10 сл.).
  • Четыре угла, или «рога», алтаря.
  • Небес­ный Ковчег в виде­нии Иезе­ки­иля (Иез.1) несут 4 сим­во­ли­че­ских живот­ных (ср. Откр.4:6); в его же виде­нии Новый Иеру­са­лим был в плане квад­рат­ным, обра­щен­ным к 4 сто­ро­нам света.
  • Четыре чашечки на стебле све­тиль­ника (Исх.25:34).
  • Четыре ветра небес­ных боро­лись на вели­ком море (Дан.7:2).
  • Четыре рода казней (Иер.15:3).
  • От четы­рех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут (Иез.37:9).
  • Четыре Ангела, сто­я­щие на четы­рех углах земли (Откр.7:1).
  • Народы, нахо­дя­щи­еся на четы­рех углах земли (Откр.20:7).

Число 3 – зна­ме­нует Боже­ствен­ное Три­един­ство, иногда трак­ту­ется как число, под­чёр­ки­ва­ю­щее свя­тость, пре­дан­ность Богу или отступ­ле­ние от Бога.

  • Явле­ние трёх Анге­лов Авра­аму  (Быт.18).
  • Трое­крат­ное про­слав­ле­ние свя­то­сти Бога (Ис.6:1).
  • Кре­ще­ние во имя Отца и Сына и Свя­того Духа (Мф.28:19)
  • Бог как вла­сти­тель про­шлого, насто­я­щего и буду­щего в (Откр.1:8).
  • Три нака­за­ния (2Цар.24:12).
  • Две части на всей земле будут истреб­лены, а третья оста­нется на ней (Зах.13:8).
  • Прежде нежели про­поет петух, трижды отре­чешься от Меня (Мф.26:34).
  • Я третий год при­хожу искать плода на этой смо­ков­нице и не нахожу; сруби её: на что она и землю зани­мает? (Лк.13:7).

Число 2 обо­зна­чает нечто осно­во­по­ла­га­ю­щее:

  • Две скри­жали Дека­лога.
  • Два столба у врат Храма.
  • Закон и Про­роки, оли­це­тво­рён­ные на горе Пре­об­ра­же­ния Мои­сеем и Илией.
  • Отправ­ле­ние апо­сто­лов по двое.
  • Два сви­де­теля Хри­стова в конце времен (Откр.11:3).

Число 1: Так же как число 1 явля­ется осно­вой всей мате­ма­тики, так и Бог – начало всего. Поэтому, нередко число 1 в Св. Писа­нии ука­зы­вает на то, что Бог — един и один.

  • Одно дерево позна­ния добра и зла (Быт. 2:17).
  • Один закон (Исх.12:49).
  • Один суд (Лев.24:22).
  • Один устав (Чис.15:15).
  • Один Гос­подь (Сир.1:7).
  • Гос­подь один пра­ве­ден (Сир.18:1).
  • Один у вас Учи­тель – Хри­стос (Мф.23:8).
  • Один Отец, Кото­рый на небе­сах; и не назы­вай­тесь настав­ни­ками, ибо один у вас Настав­ник – Хри­стос (Мф.23:9–10).
  • Одно стадо и один пас­тырь (Ин. 10:16)..
  • Один Бог Отец, из Кото­рого все, и мы для Него, и один Гос­подь Иисус Хри­стос, Кото­рым все, и мы Им (1Кор.8:6).
  • Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все при­ча­ща­емся от одного хлеба (1Кор.10:17).
  •  Одно тело и один дух, как вы и при­званы к одной надежде вашего звания (Еф.4:4).
  • Один Гос­подь, одна вера, одно кре­ще­ние (Еф.4:5).
  • Одна скиния собра­ния (откро­ве­ния) для всего Изра­иля (Исх.26:30).
  • Один храм Божий для всех сынов Изра­иля (3Цар.6:2).
  • Один ковчег откро­ве­ния как место осо­бого Божьего при­сут­ствия и вели­чай­шая свя­тыня (Исх.26:33).
  • Один жерт­вен­ник все­со­жже­ний (Лев.4:7).

***

Библию нельзя вос­при­ни­мать как некий ребус, кото­рый тре­бу­ется раз­га­дать, но в то же время нельзя вос­при­ни­мать и как нечто про­стое и понят­ное, вроде учеб­ника исто­рии или гео­мет­рии. В Библии, конечно, есть ино­ска­за­ние, но ино­ска­за­ние — это не то же самое, что шифр или ребус. Гос­подь не прячет от нас в биб­лей­ском тексте какие-то тайны, подобно тому как роди­тели прячут в буфете кон­феты от малень­кого ребенка. Просто до пони­ма­ния разных смыс­ло­вых слоев Библии нужно дорасти. Дорасти не столько умом, сколько серд­цем. Поэтому попытки каким-то хитрым спо­со­бом вычи­тать в Библии пред­ска­за­ния о тех или иных гря­ду­щих исто­ри­че­ских собы­тиях, равно как и найти в ней ответы на какие-то есте­ствен­но­на­уч­ные вопросы, не только бес­плодны, но и душе­вредны. Люди, прак­ти­ку­ю­щие такое отно­ше­ние к Свя­щен­ному Писа­нию, не только не удо­вле­тво­рят своего любо­пыт­ства, но и прой­дут мимо тех биб­лей­ских смыс­лов, кото­рые им вполне доступны и необ­хо­димы для их спа­се­ния.
про­то­и­е­рей Алек­сий Еме­лья­нов, зав. кафед­рой биб­ле­и­стики ПСТГУ

***

В нашей куль­туре любое число вос­при­ни­ма­ется как точная фак­ти­че­ская инфор­ма­ция. Но в биб­лей­ские вре­мена числа могли иметь сугубо сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, прежде всего чти­лись 3, 7, 1, 40.
Если у Иакова было две­на­дцать сыно­вей, а от каж­дого, кроме Иосифа, про­изо­шло по одному колену, а от Иосифа сразу двое, Ефрем и Манас­сия, то это вроде бы дает нам число три­на­дцать. Сколько их было в каждый кон­крет­ный момент в реаль­но­сти, вообще ска­зать трудно: напри­мер, древ­ней­шая песнь Дефоры неожи­данно упо­ми­нает среди изра­иль­ских колен Махир (Суд.5:12) и Галаад (Суд.5:17), хотя не при­во­дит почти поло­вину назва­ний из «стан­дарт­ного списка». А в Новом Завете вре­мена неко­то­рые из север­ных колен уже совер­шенно точно пре­кра­тили свое само­сто­я­тель­ное суще­ство­ва­ние. Тем не менее, всюду в Библии мы читаем о «две­на­дцати коле­нах Изра­и­ле­вых», разу­ме­ется, потому, что число две­на­дцать сим­во­ли­зи­рует пол­ноту Божьего народа. Именно поэтому и апо­сто­лов было две­на­дцать, и число избран­ни­ков в книге Откро­ве­ния (Откр.7:4, 14:1, 21:17) — сто сорок четыре тысячи. т. е. две­на­дцать в квад­рате, умно­жен­ное на тысячу.
Другой пример с чис­лами — «три дня и три ночи», кото­рые Иисус провел во гробе, подобно про­року Ионе во чреве кита (Мф.12:40). На самом деле, если Он был погре­бен вече­ром в пят­ницу и вос­крес в ночь на вос­кре­се­ние, то провел он там не 72 часа, а при­мерно 30, по нашему счету — пол­торы ночи и один день. Однако по иудей­скому обычаю сутки начи­на­лись на закате, соот­вет­ственно, он провел в могиле пят­ницу, суб­боту и вос­кре­се­ние, даже если от пят­ницы и вос­кре­се­ния на этот срок при­шлось совсем немного — а такой срок и назы­ва­ется «три дня и три ночи». Кстати, при таком спо­собе отме­рять время прав­ле­ние царя, кото­рое нача­лось в конце одного года и заняло всего лишь несколько меся­цев, будет обо­зна­чено как «два года», потому что и в том, и в другом году этот царь дей­стви­тельно правил.
На многих иконах можно уви­деть, как один и тот же пер­со­наж изоб­ра­жен дважды или даже трижды. Напри­мер, икона Пре­об­ра­же­ния пока­зы­вает Христа и апо­сто­лов на горе, но в то же время с левой сто­роны может быть изоб­ра­жен их подъем на эту гору, а с правой сто­роны — спуск. Таким обра­зом, в едином изоб­ра­зи­тель­ном про­стран­стве при­сут­ствуют сразу три сцены, и между ними не про­ве­дена ника­кая гра­ница. Зри­тель должен сам дога­даться, что все про­ис­хо­дя­щее раз­во­ра­чи­ва­ется во вре­мени, что здесь перед нами три момента повест­во­ва­ния, а не три группы людей. Нечто подоб­ное обна­ру­жи­ва­ется и на ближ­не­во­сточ­ных релье­фах: напри­мер, асси­рий­ский царь изоб­ра­жен сто­я­щим в полный рост и рядом — в молит­вен­ной позе.
проф. Андрей Дес­ниц­кий

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки