Мученичество святого апостола Андрея
154После того как Андрей говорил это братьям всю ночь и молился, а все вместе ликовали и утверждались в Господе, затем утром Эгеат, вызвав Андрея из тюрьмы, говорит ему: «Приблизился конец твоего дела, чуждый человек, противник нынешней жизни, враг моего жилища и осквернитель всего моего дома. Ведь что заставило тебя прийти в чужие места и развратить жену, ранее полностью угождавшую мне и не радовавшуюся никому другому? Убежденная этим, она теперь, как я узнал от нее, радуется тебе и твоему Богу. Так вкуси же и моих даров». И приказал он бичевать его семью бичами, а затем послал его на распятие, велев палачам оставить его колени неперебитыми, чтобы, как он думал, наказать того еще сильнее.
И это стало всем известно, ведь по всем Патрам разнесся слух, что нечестивый Эгеат распинает праведного и имеющего Бога чужеземца, который не сделал ничего недостойного. И все до одного вознегодовали.
Когда же палачи привели его на место, желая довести приказанное им до конца, Стратокл, узнав о случившемся, несется бегом и видит, что палачи силой тащат блаженного, словно некоего злодея. Не пощадил их он, но, нанеся каждому удары и разорвав их хитониски сверху донизу, вырвал у них блаженного Андрея с такими словами: «И за это поблагодарите блаженного, наставившего меня и научившего сдерживать сильный гнев. Потому что иначе я вам показал бы, что может Стратокл, а что мерзкий Эгеат. Но мы научились сносить все причиняемое нам». Взяв апостола за руку, он пошел вместе с ним к тому прибрежному месту, где тому должно было быть казненным.
А воины пошли и предстали перед Эгеатом, разъяснив тому все случившееся. И тот ответил им: «Взяв другие одежды, ступайте туда, где вам велено выполнить приказ. Всякий раз, когда вы встретите отпор от друзей осужденного, слушайтесь <приказа>, однако Стратоклу вообще даже не показывайтесь, насколько возможно, но и ни в чем не противоречьте ему, если он о чем-то вас попросит. Ведь я знаю благородство его души: оно такое, что вряд ли он и меня пощадит, если разъярится». Они так и сделали, как сказал им Эгеат.
А Стратокл, идучи вместе с апостолом, шедшим навстречу своему жребию, сердился, негодуя на Эгеата, понося его, пусть и тихо.
Но Андрей обратился к нему: «Чадо мое Стратокл, я хочу, чтобы ты впредь стяжал спокойный ум и не ждал, пока тебя вразумит другой, но сам по себе достигал этого и ни внутренне не обращал внимания на кажущиеся тяготы, ни внешне не вспыхивал. Ведь рабу Иисуса следует быть достойным Иисуса. Скажу я и кое-что другое тебе и идущим вместе со мной братьям в отношении враждебных нам людей. Если не убиты животные, то бесовская природа, пока не получит кровавой пищи и не добудет так свежатины, слаба и превращается в ничто, вся омертвев. Если же получает она, чего хочет, то и укрепляется, и расширяется, и воскресает, возрастая от того, чем наслаждается. Нечто такое, чадо, случается и с внешними людьми, которые мертвеют, если мы прикасаемся к тому, к чему они стремятся. Но и в нас противоположный человек всякий раз, когда отважится на что-то и не обретет ожидаемого, бьется и полностью падает на землю, омертвев из-за того, что не исполнил своего намерения. Поэтому будем, чадо, постоянно держать его перед глазами, как бы, когда мы задремлем, он, войдя, как враг, не прирезал нас155.
Но тут и конец слову. Ибо я полагаю, что вот место, куда мы за разговорами прибыли. Ведь знак о том, что это то самое место, дает мне вбитый крест».
И оставив всех, Андрей подходит ко кресту и говорит ему громким голосом: «Радуйся, о крест, и воистину радуйся. Я уверен, что и сильно уставшего упокоишь ты, вбитый и ждущий меня. Пришел я к тебе, который знает меня. Ведаю я таинство, ради которого ты и вбит. Так что, чистый, светлый и весь [полный] жизни и сияния крест, прими меня, сильно утомленного».
После этих слов блаженнейший, стоя на земле и пристально взирая на крест, поднялся на него и велел братьям, чтобы подошли палачи и исполнили то, что им приказано, ведь те стояли поодаль. А те, подойдя, лишь привязали его за ступни и за подмышки, не перебивая ему коленей, так как получили такой приказ от проконсула. Ведь тот хотел, чтобы казненный помучился и чтобы ночью его сожрали псы.
Стоявшие кругом братья, чье число невозможно исчислить, так много их было, увидев, что те отошли и не сделали с блаженным ничего того, что обычно претерпевают распинаемые, понадеялись снова услышать что-либо от него, ведь и вися, он покачивал головой и улыбался. Стратокл спросил его: «Чему ты улыбаешься, раб Божий Андрей? Разве твой смех не заставляет нас страдать и плакать, что мы лишаемся тебя?» Блаженный Андрей ответил ему: «Как не смеяться мне, дитя мое Стратокл, над напрасными уловками Эгеата, которыми он думает наказать нас? Ведь он все еще не понял, что мы чужды ему и его ухищрениям. Не хочет он слушать. А ведь если бы он захотел, то услышал бы, что человек Иисусов не подвержен наказанию, так как уже известен Ему».
Сказав это, он обратил ко всем общее слово, ведь сбежался народ, негодуя на несправедливый приговор Эгеата: «Мужи, стоящие рядом со мной, женщины, дети, старцы, рабы, свободные и все прочие, кто хочет послушать! Если вы полагаете концом привременной жизни смерть, то уходите уже сейчас отсюда. И если вы считаете соединение души и тела самой душой, так что после их разлучения ничего не существует, то вы мыслите, как звери, и вас необходимо причислить к диким зверям. И если вы любите здешние наслаждения и всячески к ним стремитесь, получая от них только выгоду, то вы подобны разбойникам. И если вы думаете, что вы сами – лишь это видимое, а кроме этого ничего нет, то вы рабы незнания и невежества. И если вы полагаете, что этот ночной свет только и существует, а кроме этого ничего, то вы сородичи этой ночи. И если вы считаете, что эта ваша земная пища придает вес телу и силу составу крови, то земные и вы сами. И если вы, обладая этим убогим телом, думаете, что счастливы, то вы действительно несчастны. И если ваши внешние успехи делают вас блаженными, то вы действительно весьма достойны жалости156. И если остальные ваши богатства порабощают вас себе, то пусть вас обличит их преходящесть.
Ведь что пользы вам, которые приобрели внешнее, а себя самих – нет? Или какая вам выгода от внешнего рода, когда ваша душа продана в плен страстям?157 Или какая вообще может быть забота о внешнем, когда вы сами так пренебрегаете тем, чем вы являетесь? Но измените, прошу я всех вас, свою жизнь – тягостную, напрасную, безумную, кичливую, пустую, бренную, преходящую, подругу удовольствий, рабыню времени, дитя пьянства, приживалку распутства, спутницу сребролюбия, зачинщицу коварства, союзницу убийств, сторонницу вражды, предводительницу вожделения, начальницу прелюбодеяний, посредницу ревности, устроительницу убийств. Пожалуйста, оставьте всю эту свою жизнь, собравшиеся здесь ради меня, и поспешите постичь мою душу, которая устремляется к тому, что превыше времени, превыше закона, превыше слова, превыше тела, превыше удовольствий, горьких, нечестивых и полных всяких тягот. Увидьте же теперь и сами то, о чем я говорю, душевными очами; последуйте за устроенной мною дружбой; познайте наши труды, о которых я сейчас беседую с вами; возьмите в залог мой ум; приобщитесь к новому для вас общению; подчинитесь моим вожжам; очистите свой слух, чтобы услышать, что я говорю; и, короче говоря, избегите всего преходящего, а со мной и теперь поспешите.
Но и теперь, я знаю, вы не глухи к моим словам158. Так что потихоньку мужи отваживаются на познание159 нашего Бога. Я ухожу, чтобы приготовить там путь для согласных со мной и ставших совершенными через чистую веру и любовь к нему, успокаивая огонь, прогоняя мрак, туша печь, умерщвляя червя, отсекая угрозу, затыкая рот бесам, сковывая и разрушая начальственные силы, овладевая властями, ниспровергая дьявола, отражая сатану, наказывая злобу. А у тех, кто пришел не с любовью к Богу, но с лицемерием, ради бесплодных удовольствий предался шарлатанству, безверию и прочему невежеству и решил, что нет ничего другого после разрушения здешнего, все это отлетает, уходит, уносится, улетает, убегает, враждует, владеет, правит, наказывает, опаляет, напоминает, гонит и наступает, а также жжет, мучит и не отступает, не уступает, но и радуется, ликует, улыбается, смеется, успокаивается и наслаждается всем подобным, ввергая в это вот тех, кто не поверил в моего Бога. Так что выбирайте, мужи, из двух, что хотите, ведь вам предоставлено это».
А толпа, услышав сказанное Андреем и неким образом плененная им, не уходила с этого места. И блаженный все продолжал говорить больше того, что сказал, и это было такое, что слушатели могли воспринять. Три дня и три ночи обращался он к ним, и никто, нисколько не устав, не удалялся от него. Когда же и на четвертый день они увидели его мужество, непреклонность его мысли, обилие слов, полезность его увещания, стойкость его души, мудрость его духа, твердость его ума и чистоту рассудка, то, вознегодовав на Эгеата, все до одного устремились к трибуналу и ему, сидевшему там, стали кричать: «Что это за приговор твой, проконсул? Плохо ты судил, несправедливо приговорил! Нечестив твой суд! Чем провинился этот муж? Чего плохого он сделал? Город взволновался. Всех нас ты огорчаешь, всех нас обижаешь. Не предавай цезарева города. Даруй ахейцам мужа праведного, даруй нам мужа, чтущего Бога. Не убивай мужа божественного, не умерщвляй мужа благочестивого. Четыре дня провисев, он еще жив; ничего не вкусив, нас насыщает своими словами. Сними мужа, и мы все успокоимcя; отпусти целомудренного, и все Патры праведны; освободи разумного, и вся Ахайя будет помилована».
Когда же Эгеат сначала не послушался, давая толпе рукой знак удалиться от трибунала, они, исполнившись гнева, стали покушаться как-то на него, будучи числом около двух тысяч. Увидев, что они некоторым образом пришли в безумие, проконсул, испугавшись, как бы не испытать чего-то худшего, встав с трибунала, пошел вместе с ними, пообещав отпустить блаженного Андрея.
Итак, примчались к апостолу, возвещая ему это и то, по какой причине тот идет на место. И вот, когда толпа ликовала, что освободят блаженного Андрея, когда уже прибыл проконсул и все братья вместе с Максимиллой, Андрей, услышав это, сказал:
«О, великая невосприимчивость наученных мною! О, быстрый туман, покрывший у нас все после множества таинств! О, сколько сказав доныне, не убедили мы своих людей! О, сколько было сделано, чтобы избежать нам земного160! Что это за великая любовь к плоти?! Или что это за великая привязанность к нему?161 Вы снова просите меня задержаться в преходящем?! Если бы вы знали, что я избавился от пут, а привязался к самому себе, то и вы сами поспешили бы избавиться от многого, привязаться же к единому162. Так что мне сказать? Ведь то, что я говорю, уверен, и случится, ибо и вас я привязал к себе, и себя самого, освободив, избавлю от всего, соединившись с Тем, Кто стал ради всех и Кто есть превыше всех.
Но поскольку подходит ко мне теперь Эгеат, то молча удержу я своих чад. Но то, что мне должно сказать ему, пообещавшему освободить меня, то я скажу. Зачем снова ты к нам, Эгеат, зачем, чуждый нам, приходишь к нам? Что измыслить? Что предложить? Сказать ли что? Освободить нас приходишь ты, раскаявшись? Даже если ты действительно раскаешься, Эгеат, не уступлю я тебе. Даже если все свое ты пообещаешь, не отступлюсь я от себя. Даже если назовешь себя моим, не поверю тебе. Освободишь ли ты, проконсул, связанного? Освободишь ли убежавшего? Освободишь ли избавленного? Освободишь ли узнанного Родственником, помилованного, полюбленного Им, враждебного тебе, чуждого, лишь явившегося тебе? Есть у меня Тот, с Кем я буду вечно; есть Тот, с Кем буду жить в бесконечные веки. К Нему я ухожу, к Нему направляюсь, Который и на тебя указал мне, сказав: «Познай Эгеата и его дары. Пусть не пугает тебя этот ужасный, и пусть не думает завладеть тобой, который является моим. Враг он тебе: осквернитель, обманщик, развратник, клеветник, безумец, сумасшедший, шарлатан, убийца, гордец, льстец, обманщик, ужасный, гневливый, несострадательный и расцвеченный всей своей материальной оболочкой». Поэтому, познав тебя благодаря Обратившемуся ко мне, я удаляюсь от тебя. Я уверен, что сокрушаешься ты и опечалился, † о тот, кого я называю проконсулом, ибо я убежал к Тому, Кто выше его. † Поэтому ты будешь и плакать, и биться, и стонать, и печалиться, и отчаиваться, и сокрушаться, и скорбеть, и действовать вместе со своим сородичем морем, которое и теперь, как видишь, гневно бушует, потому что я избавился от вас. † Что ваш я, милость благодаря мне, † сладостное, праведное, истинное, приятное, говорящее и все, чем ты думаешь украситься благодаря мне».
Услышав это, проконсул застыл в изумлении, придя в некоторое исступление. Снова взглянув на него, Андрей сказал: «Но теперь ты стал так, что видно, враг всем нам Эгеат, как ты спокоен, тих и не в силах ни на что, к чему стремишься. А я и мои сородичи направляемся к нашему, оставляя тебя быть тем, чем ты являешься, и тем, что ты сам не знаешь о себе».
И когда снова тот дерзнул приблизиться к дереву, чтобы освободить Андрея, так как весь город возмущался против него, апостол Андрей громко сказал: «Привязанного к Твоему древу Андрея не попусти обратно отвязать, Владыка. Находящегося на Твоем таинстве, не отдавай меня бесстыдному дьяволу, Иисусе. Подвешенного на Твоем даре, пусть не отвяжет меня Твой враг, Отче. Познавшего Твое величие пусть малый больше не смирит. Но сам меня, Христе, Которого я возжелал, Которого возлюбил, Которого знаю, Которого имею, Которого люблю, Которому принадлежу, прими меня, чтобы благодаря моему уходу к Тебе случилось соединение множества моих сородичей, дабы они упокоились в твоем величии».
И сказав это и прославив еще больше Господа, он предал дух во время своего благодарения.
И вот мы плакали163, и все скорбели из-за расставания с ним. А после исхода блаженного апостола Максимилла вместе со Стратоклом, нисколько вообще не заботясь об окружающих, сама подошла, отвязала останки блаженного и с наступлением вечера, совершив все необходимые приготовления, погребла.
Рассталась она с Эгеатом из-за его зверской души и беззаконного поведения, так что больше не возвращалась к нему, как он лицемерно к ней ни обращался, но, избрав жизнь достойную и уединенную и обратившись к любви ко Христу, в блаженстве пребывала вместе с братьями. Эгеат, долго уговаривая ее и обещая сделать ее хозяйкой своего имущества, но не сумев убедить ее, ночью встал и, тайно от всех своих людей сбросившись с большой высоты, умер.
А Стратокл, который был Эгеату братом по плоти, не захотел прикасаться к оставленному тем состоянию (ведь и бездетным умер несчастный)164, сказав: «Твое, Эгеат, пусть отправляется с тобой. А мне Иисус пусть будет другом, и я – Ему165. Велико же множество внешних и внутренних зол, отвратительных мне, – ему я предпочитаю то, что мое собственное, и отвергаю все противное».
Где-то здесь я закончил бы свои блаженные рассказы и о делах, и о таинствах, которые трудно выразимы, чтобы не сказать невыразимы. Поставим здесь точку. И я молюсь, во-первых, за себя самого, чтобы мне услышать сказанное, как это было сказано и явно, равно как и неявно, но доступно для понимания, а затем и за всех, наставленных сказанным, чтобы у них всегда было единение, ибо Бог открывает уши слушающим, дабы постижимы были все Его дары166 в Христе Иисусе, Господе нашем, вместе с Которым Отцу слава и держава со Всесвятым, Благим и Животворящим Духом, теперь, всегда и во веки веков. Аминь.
* * *
Примечания
Дальнейший текст реконструирован по HSCOPQNLarm, причем каждый из источников (кроме HS) имеет лакуны.
В Армянском мученичестве 11–15 (Leloir 1986, 239–242) здесь имеется еще большое окончание речи Андрея, вероятно, оригинальное.
Приер (Prieur 1989, 526) переводит иначе: «уповают в познании».
.
В Армянском мученичестве 31 здесь вставка в проповедь Андрея, вероятно оригинальная.
Эта фраза говорит о том, что АА были написаны от лица свидетеля событий.
Ср. Leges XII tabularum V, 4.
Ср. Учение Сильвана (NHC VII, 4. P. 90, 98, 110); Григорий Нисский. Жизнь Моисея 320.
Здесь, вероятно, заканчивались оригинальные АА.
