Монашество и трезвость
Предисловие
Известна картина весеннего ледохода. От таяния снега в лугах и в горах вода в реке поднимается, вздувает лед, с шумом ломает его и быстро несет вниз по течению, разбрасывая его кое-где по берегам. Случаются заторы льда, – тогда вода поднимается еще выше и далеко разливается по низким лугам. Вот тут не зевай ловить рыбу! Потревоженная шумом и движением льда, она мечется в мутной воде в разные стороны и легко заходит в расставленные сети и верши рыболовов.
В настоящее время мы переживаем подобный весенний ледоход. Вместе с «освободительным движением» явилась переоценка всех нравственных и религиозных понятий. Ища новых путей, люди заметались, как рыба в полую воду, и легко попадают в сети новаторов проповедников. Со стороны сектантства и раскола выступили усердные «ловцы человеков».
Видя, как успешно улавливают души православных, пастыри Церкви собрали миссионерский съезд в Киеве. Заикнулись на нем о привлечении к делу проповеди православного учения монашествующей братии. Одна откровенная фраза, нечаянно прокинутая на съезде, вызвала в газетах и журналах прошлого года целую литературу о монашеской жизни. Чего-чего тут не было сказано о современных монастырях!.. Пусть так. Пусть монахи обогатились, обленились и развратились. Но идеал монашеской жизни не умер! В принципе, в идее монашество ещё живёт! В семье не без урода. Позорные факты отдельных личностей нельзя распространять на десятки тысяч иноков.
В начале XVII века монастыри спасали Россию от внешних врагов. В настоящее время, в начале XX века, монашество должно опять спасти Россию от духовных врагов и внешнего проявления их – от пьянства и разврата. Именно теперь монахи особенно должны стоять на высоте иноческой чистоты и святости; теперь-то они должны показать нам добрый пример целомудренной, нравственной, трезвой жизни. В наше время недостаточно накормить и напоить голодного, посетить больного, утешить страждущего, обучить неграмотного, помолиться за несчастного.
Надо спасать погибающую душу, привести её в сознание нравственной жизни во Христе, поддержать её на настоящем пути к Царству Божию.
Добрый почин в этом смысле сделала Сергиева пустынь, близ г. С.-Петербург, в лице своего замечательного труженика – иеромонаха Павла. Он смело выступил на помощь слабым братьям во Христе и энергично потянул их из омута разврата и пьянства. Сначала им было открыто Сергиевское отделение Общества Трезвости, а в последнее время он основал Первую Российскую школу трезвости. Как удалось это сделать монаху? И почему именно монахам надо взяться за насаждение трезвой жизни в России? – это и составляет главный предмет предлагаемого очерка.
I
Три грехопадения патриархов – Добро и зло в вине – Нечестивая подмена – Рехавиты среди Израиля – Искушение вином – Общество трезвости в IX в. до Р. Х. – Влияние рехавитов на трезвость магометан.
Я поведу свою речь издалека – от Адама и Евы, которые за невоздержание были изгнаны из рая.
Были ещё два знаменательных грехопадения в истории человечества: при Ное и при Лоте. При внимательном рассмотрении можно подметить общие черты во всех трёх случаях невоздержания наших патриархов. У согрешившего Адама открылась нагота, которой он раньше не замечал. В двух других случаях, у пьяного Ноя открылась нагота сыну, а у пьяного Лота – дочерям1.
Во всех трёх случаях грехопадения первых патриархов главную роль играл сок плодов. В раю таинственное дерево, с которого сорваны запрещенные плоды, названо в Библии «познанием добра и зла». Обнажение же Ноя и Лота вызвано соком винограда. Виноградная лоза проявила тут магическое действие, подобно таинственному райскому дереву, открывшему наготу первых людей.
Действительно, перебродившийся сок винограда, или вино, имеет двойное действие на человека – и доброе, и злое. Или, по присловью: «вино на-двое растворено: на веселье и на горе». В наше время развития ужасного пьянства виноградную лозу вполне можно назвать древом познания добра и зла.
Библия свидетельствует, что в вине есть добро.
«Вино веселит сердце человека», – говорит вдохновенный Давид. «Вино полезно для жизни человека», – записал другой премудрый муж (Сир.31:31–33), – если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселье людям. Отрада сердцу и утешение душе – вино, умеренно употребляемое во время».
Вино, – по мысли священных писателей, – полезно и как лекарство от внутренних (1Тим.5:23) и наружных (Лк.10:34) болезней.
Главное же в вине – его таинственное значение в Евхаристии. Священная чаша вина, претворявшегося в спасительную кровь Господню, так необходима и так непостижимо велика в деле спасения людей! Недаром Иисус Христос называет Себя истинной виноградной лозой, а Своих учеников – ветвями её.
Но та же Библия говорит о вине, как о зле.
– У кого вой? – спрашивает мудрый царь Соломон, – у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причин? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином.
У нашего народа сложилась поговорка: «Без вина одно горе, с вином – старое одно да новых два: и пьян, и бить».
Русский человек наливается, собственно, не виноградным вином, а своей сивухой – «зелёного змея». В самом деле, сколько людей обольстило вино, как змей-искуситель Еву!
– Не смотри на вино, – предупреждает премудрый царь, – как оно краснеет, как оно искрится в чаше: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твоё заговорит развратное.
И в Ветхом Завете пророки, и в Новом апостолы настойчиво удерживают слабых людей от пьянства.
«Горе тем, – говорят они, – которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток (Ис.5:11–22)! Всякий увлекающийся им неразумен» (Притч.20:1). Но самое ужасное это то, что пьяницы Царства Божия не наследуют (1Кор.6:10).
Итак, через вино, претворившееся в святой чаше Евхаристии в Кровь Христову, мы входим в Царство Божие; через вино же, выпиваемое в кабаке, можем и закрыть для себя доступ в это Царство.
Но если виноградное «вино бывает глумливо», – как в поступке пьяного Хама, – то упоминаемая в Библии «сикера, – или наша сивуха, – буйна» (Притч.20:1).
У русского народа произошла нечестивая подмена: виноградное вино заменили картофельной водкой, а оливковое масло для лампад – минеральным «гарным» маслом. Всё то добро, которое связано с виноградным вином, мы относим к нашей сивушной водке. Если разрешалось, например, по уставу преподобных отцов Греции, выпить немного «вина» за обедом, то мы, русские, заменяем его большой красовулею водки.
Не про нас ли, русских, пророчествовал Моисей, говоря за полторы тысячи лет до пришествия Господня:
«Виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их – ягоды ядовитые, грозди их горькие; вино их – яд драконов и гибельная отрава аспидов».
Сколько горя в нашем народе от гибельной водки, от этого огненного яда змеи! До чего опустился русский человек, если он говорит про себя: «В кабаке родился, в вине крестился!» Потопил он в водке и силы свои, и здоровье, и совесть, и честь, и богатство.
***
В глубокой древности есть прекрасный пример воздержания от вина целого племени среди израильского народа.
В пустынях Аравии и Синайского полуострова, среди Мадианитян, Амаликитян и других многочисленных потомков Авраама, кочевало небольшое племя Кененян (Суд.4:11). С одним из родоначальников его, священником Иофором, породнился вождь Израиля, пророк Моисей, когда он убежал из Египта в Синайскую пустыню. Другого родоначальника племени, опытного кочевника Ховава, Моисей пригласил в качестве проводника израильского народа в его сорокалетнем странствовании по пустыням.
– Ты будешь для нас глазом, – говорил ему Моисей. – Не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаться станом в пустыне.
Потомки Ховава вошли вместе с Израилем в Ханаанскую землю и расположились в пределах Иудина колена со своими палатками и стадами.
В IX веке до Р. Хр. старейшина этого племени кененян Ионадав, сын Рехава, пользовался большим уважением среди израильского народа. Суровый шейх видел ужасное пьянство и разврат Самарии и был свидетелем того страшного нечестия в ней, которое приняло невероятные размеры в царствование Ахава и сыновей его, несмотря на непрестанные угрозы пророков. Час возмездия скоро наступил. Самому Ионадаву пришлось сопровождать грозного карателя Иуя, залившего кровью столицу Израильского царства. Но этот страшный Божий суд не образумил самарян от дальнейшего нечестивого образа жизни. Печальная история Израильского царства вскоре закончилась полным его разгромом со стороны ассириян.
Распутная жизнь самарян произвела на жителя пустыни Ионадава глубокое впечатление. Чтобы оградить своих потомков от подобного падения, он строго заповедал им не покидать суровой пустыни и жить в ней просто, как жили отцы их; они не должны были строить домов, сеять на полях хлеб и разводить виноградники, чтобы не привязаться к городской жизни.
– Живите, – говорил Ионадав, сын Рехава, – в шатрах во все дни жизни вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы являетесь странниками.
А главное:
– Не пейте вина, ни вы, ни жены ваши, ни сыновья ваши, ни дочери ваши, вовек».
Дети оказались достойными своего сурового отца, и, кочуя среди других племен, они держались отдельно, обособленно, представляя собою в своем роде общество трезвости. Долгое время они вели жизнь самую простую, без роскоши, без всяких излишеств, без вина и городских соблазнов.
Прошло триста лет примерного воздержания потомков Ионадава, или рехавитов, как их называют по имени отца Ионадава. Вдруг нагрянул на Иудейскую землю вавилонский царь Навуходоносор. Пришлось и рехавитам со своими палатками перебраться из пустыни в город Иерусалим и укрыться за его стенами. Но и тут они показали пример строгого воздержания от вина.
Иерусалиму в это время грозила участь Самарии. Каждый день пророки энергично предупреждали народ о надвигающейся грозе, но он не слушал их. Распутство во всех его видах овладело не только простонародьем, но и князьями, и священниками.
Оплакивая заранее судьбу Иерусалима, пророк Иеремия много лет боролся с греховностью его жителей и призывал их исправить свою жизнь. Но ему не внимали. Иеремия один, как скала среди бушующего моря, выдерживал яростный натиск свирепых волн народной бури. Он искал вокруг себя помощи, искал примера, на который мог бы опереться, но его не было среди дома Израилева. «Мужи Иуды и все жители Иерусалима делали только зло пред очами Господа, только прогневляли Его делами рук своих» (Иер.32).
Пророк беспомощно озирается по верхам избранного народа, но никого не находит там: все властители его, князья и священники, лживы и лицемерны (Иер.6:13; 8:10).
Но вот Господь указывает Иеремии на иноплеменников, на дом Рехава.
– Поговори с ними, – говорит ему Господь, – и дай им пить вина.
Пророк собирает в Дом Господень всех рехавитов – все древнее «общество трезвости» – и, в виду представителей народа, наливает им вина.
– Пейте вино! – властно приказывает Иеремия сынам дома Рехава.
Избранные жители Иерусалима с нетерпеливым любопытством ожидают, что будет дальше. Приказание пророка Божия в самом Доме Господнем, при такой исключительной обстановке, казалось бы, должно сильно подействовать на детей пустыни. Но они спокойно и твердо ответили ему:
– Мы вина не пьем. Мы послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, – нам, и женам нашим, и сыновым нашим, и дочерям нашим. И во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш.
Вероятно, сам пророк Иеремия не ожидал такого ответа. Как они смеют отвергать предложение пророка Божия! Что это за измышление человеческое – идти в разрез всему миру и не пить вина?! Что за дикие правила, данные триста лет тому назад некультурным человеком?! Что это за самовольное общество воздержания?!
Но Господь судил иначе. Он сказал пророку Иеремии:
– Иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмёте из этого наставления для себя, чтобы слушаться слов Моих?» – говорит Господь. – «Слова Ионадава, сына Рехавова, который завещал сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня, потому что слушаются завещания отца». А Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра и говорил: обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте поведение ваше; но вы не приклонили уха своего и не послушались Меня. Посему Я наведу на Иудею и на всех жителей Иерусалима всё то зло, которое Я изрёк на них.
А относительно «общества трезвости» рехавитов пророк Иеремия сказал:
– Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его, не отнимется у Ионадава, сына Рехавова муж, предстоящий пред Лицом Моим во все дни.
Этими словами Господь как бы утвердил общество трезвости, подписался под ним и поставил его в пример народу израильскому.
Некоторые путешественники свидетельствуют, что и в настоящее время можно ещё встретить в Аравии рехавитов. Прекрасный пример их воздержания от вина, вероятно, имел большое влияние и на другие кочевые племена потомков Авраама. Как известно, многие аравийские обычаи, происхождение которых теряется в глубине времён, узаконены Магометом и впоследствии занесены в Коран. Весьма вероятно, что распространённое рехавитами воздержание от вина среди арабов Магомет также узаконил и тем удержал до сих пор от пьянства громадную часть человечества.
Таково влияние этого древнего маленького общества трезвости!
II
Монахи – новозаветные назореи. – Их обет воздержания. – Дети – проповедники идей трезвости. – Деятельность монаха Сергиевой пустыни. – Монашество и пьянство. – Сколько погибает хлеба из-за водки. – Решительные меры для борьбы с пьянством.
В Библии есть и другие примеры узаконенного Богом воздержания от вина. Ещё пророк Моисей написал устав о назореях, то есть о людях, давших обет полного воздержания от всего, что делается из винограда, «от зерен до кожи». Этот обет Господь связал с другим постановлением – не стричь волос на голове.
Библейские примеры назорейства и вообще воздержания показывают нам, что люди без вина не только не слабеют, а, напротив, поражают своей телесной силой, как Самсон. Некоторые назореи, как пророк Самуил или Иоанн Предтеча, «от чрева матери» были избранными сосудами Духа Святого, носителями особенной благодати Божией.
Назорейство существовало и во времена апостолов (Деян.21:23). В наше же время назорейство, можно сказать, перешло у христиан в монашество. Монахи православной церкви, как ветхозаветные назореи, посвящающие себя Богу, дают обет воздержания от пищи и питья, не стригут волос на голове и вообще своей простой, суровой жизнью в изолированных монастырях до некоторой степени отвечают или пустынной жизни Иоанна Предтечи, или непрестанному пребыванию при святилище отрока Самуила.
История монашества показывает, что истинных отшельников-монахов Господь наделяет высокими дарованиями. До сих пор мы находим в монашеских обителях и пророков, и прозорливцев. Остается пожелать, чтобы в настоящее тяжелое время, когда русский народ глубоко погряз в пьянстве и распутстве, многочисленные полки иноков, носящих обеты новозаветного назорейства, решительно выступили на борьбу с алкоголем. Пусть они, как рехавиты времён Иеремии, покажут добрый пример полного воздержания от вина и сикеры и увлекут за собой на трезвую жизнь весь богобоязненный русский народ.
До сих пор с развитием пьянства на Руси боролись священники и светские лица. Но зло так сильно развилось, особенно в фабричном районе г. С.-Петербурга, что на борьбу с ним выступил, наконец, и пустынножитель-монах.
На днях на первой странице «Нового Времени» читаю объявление:
«Близ С.-Петербург, у обители пр. Сергия, в 1904 году было открыто Сергиевское отделение Ал.-Невского общ. трезвости. За все время существования этого отделения задачи его постепенно расширялись, и потому явилась необходимость его преобразовать в самостоятельное общество. По благословению сиб. митрополита Антония. 8 сентября 1908 года Сергиевское отделение утверждено обществом, под именем: «Первая Российская Сергиевская школа трезвости»… Общество имеет одноклассную церковно-приходскую школу для детей обоего пола»…
Я не выписываю всего пространного объявления о вновь открывшемся обществе. Постараюсь рассказать о новом деле так, как оно постепенно развивалось и крепло на моих глазах в продолжение четырех лет.
В 1903 году в Сергиевой пустыни (по Балтийской жел. дороге) келарем монастыря был молодой иеродиакон о. Павел (Горшков). На него обратил внимание покойный основатель Александро-Невского общества трезвости, известный о. А. В. Рождественский, и сделал его одним из видных деятельных своих помощников. 27 августа 1904 года при монастыре было положено начало Сергиевского общества трезвости, руководителем которого был поставлен о. Павел, только что посвященный в сан иеромонаха. Практика подсказывала ему, что идею трезвости надо насаждать в людях с малых лет, со школьной скамьи. Легче предупреждать пьянство, чем искоренять его. Большую надежду о. Павел возлагал на школьных детей в деле распространения идей трезвости среди взрослых. Дети, при своей подвижности и общительности, без предвзятого умысла будут передавать своим родным только что услышанные ими беседы о вреде пьянства и курения табака, будут рассказывать о виденных ими поучительных картинах, о добрых и худых примерах. Взрослые обыкновенно очень охотно слушают своих детей и, конечно, волей-неволей подчиняются их бессознательной пропаганде. Главное же – сами дети становятся в оборонительное положение против пьянства, курения, разврата и всяких других пагубных страстей. О. Павел задумал основать такую школу трезвости для детей обоего пола около своего монастыря. Вот тут-то и становится крайне интересным монах, можно сказать, поставивший себе целью искоренять пьянство. Средств у него нет никаких. Сам же он человек несвободный: связан монашескими обетами, связан послушанием, исполнением требований. Много стоило о. Павлу хлопот, труда и нравственных мук, чтобы сочетать своё монашеское положение с новой деятельностью вне монастыря.
Сначала он нанял небольшой дом в Сергиевской слободе и устроил в нем маленькую школу. Его настойчивость и энергия увлекла нескольких влиятельных лиц в С.-Петербурге. Одни предложили ему материальную помощь, другие – своё содействие и ходатайство при хлопотах в казенных учреждениях. Местное сельское общество отвело даром участок земли, министерство финансов отпустило на школу 2500 рублей, из Училищного Совета при Св. Синоде выдали 3000 рублей, а попечитель школы Ив. Ив. Баранов пожертвовал 4000 руб. Были ещё и другие пожертвования, которые дали возможность о. Павлу приступить к постройке специального «Дома трезвости» в три этажа. Внизу устроены мастерские (переплетная, столярная, слесарная, портняжная и сапожная), а вверху – школа, библиотека и помещение заведующей хозяйством и учительнице.
Школа выстроена. Но ведь надо обеспечить её существование. Сегодня, при о. Павле, при внимании благотворителей к новому делу, школа живёт и процветает, – а завтра, когда о. Павла не будет, когда интерес к новому делу остынет. Новые заботы, новые хлопоты. О. Павел придумал выстроить на станции «Сергиево» доходный дом. Министерство финансов опять пришло ему на помощь и отпустило 3 тысячи рублей через генерала И. И. Новицкого на постройку. План составил архитектор П. П. Козлов. Подрядчик С. П. Белоруков взял на себя все плотничные работы безвозмездно. Жертвователями были Ив. Ив. Баранов, А. А. Почкин и др. Один Ив. Ив. Баранов дал около 3 тысяч рублей.
22-го июля 1908 года состоялось освящение доходного дома. Сейчас же явились жильцы и быстро заняли четыре квартиры.
Изумительная энергия о. Павла обратила на себя внимание американца В. С. Смита. Он предложил ему свою помощь – и дело школы трезвости закипело удвоенным темпом. Вскоре созрела мысль учредить независимое Общество. На праздник Рождества Богородицы Сергиевское отделение Общества Трезвости стало самостоятельным обществом под названием: «Первая Российская Сергиевская школа трезвости».
Школа не сузила своей программы. Все учреждения для борьбы с пьянством (бесплатная столовая, мастерские, библиотека, праздничные собрания для назидательных бесед и пр.) продолжают функционировать. И, сколько мне известно, замыслы о. Павла – не дела, а, напротив, расширять его.
Но, возражать мне, монашеское ли дело заниматься искоренением пьянства и насаждением трезвой жизни? По обету монахи должны вести трезвую, целомудренную жизнь, а до мирских людей какое им дело?! Монаху не приличествует вращаться в омуте разных страстей. Он должен проводить свое время в уединении и в непрестанном подвиге молитвы…
Отчасти с этим возражением можно согласиться. К сожалению, в настоящее время сами монахи на Руси пользуются плохою славою среди народа. Тех, которые должны показать пример воздержания и целомудрия, тех теперь укоряют в пьянстве и распутстве. Но если монахи дружно выступят на борьбу с алкоголем, то тем самым они могут восстановить свою репутацию преподобных и благословенных, «земных ангелов и небесных человеков».
Чтобы случайно не соблазнить меньшего брата своего, апостол Павел совершенно отказался от мяса. «Не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего», – говорит он. Пусть же и наши иноки, чтобы не соблазнять русского народа, воскликнуть: «Не будем пить водки вовек!» Пусть они с себя начнут вести борьбу с алкоголем и тем подадут добрый пример несчастному народу, погибающему в пьянстве. Пусть каждый монастырь, каждая иноческая обитель, каждая пустынь представляет собой строгое Общество трезвости, с воздержанием главным образом от спиртных напитков. Тогда потечет к ним пьяная Русь многочисленными дорогами записываться в число борцов с страшным Зеленым Змием народных сказаний. Тогда от алтарей святых церквей понесутся к небу горячие молитвы изстрадавшегося от пьянства народа. И – кто знает? – может быть, вот эти слезные молитвы измученных жён и матерей, отчаянные молитвы слабых мужей и сыновей привлекут милость Бога на русскую землю, и Он спасет её от окончательной гибели.
Вот теперь идет стон чуть ли не по всей русской земле от неурожая, голода, безработицы, грабежей и всякого насилия. В конец обеднели – ни хлеба, ни денег, ни земли. Но спросите: а сколько миллионов рублей пропивается каждый год? Сколько миллионов пудов издерживается хлеба и картофеля для выгонки спирта? Подсчитайте, сколько лучшей земли занято под хлебное зерно для винокуренных заводов! Смеем ли мы после этого подымать свое лицо к небу и жаловаться на неурожай и частые голодовки?..
Случилось мне взглянуть в отчет акцизного ведомства 1903 г. Оказывается, площадь пахотной земли, состоящей при винокуренных заводах, тогда составляла 2 075 827 десятин! Слишком два миллиона! Целое государство! Количество припасов, употребляемых на винокурение (рожь, кукуруза, просо, овес, пшеница, ячмень, картофель и др.) – 146 710 000 пудов! Были годы, когда расходовали и 156 000 000 пудов, не считая 10 миллионов пудов ячменя на выварку пива. Ежегодно потребляется более 70 миллионов ведер водки, 54 млн ведер пива!..
Мыслим ли был бы в России голод, если бы всю эту массу хлеба раздать народу в голодающих губерниях?! Вот теперь разрешается аграрный вопрос. Но подумайте, сколько бы бедняков можно было обогатить раздачей этих миллионов десятин земли, занятых хлебом для водки!
Но худшее горе в том, что в голодающих губерниях, получивших в помощь на миллионы рублей дарового казенного хлеба, значительно увеличилось потребление водки. В тяжёлый 1906 год выпито было не только не меньше, чем в предыдущие годы, а значительно более2. Обнищавший народ пропивает и даром полученный хлеб. Но это уж не хлеб он пропивает, а душу свою.
Пьянство развилось на Руси до такой степени, что приходится прибегать к исключительным средствам, чтобы окончательно не погиб народ. Приходится устанавливать особые меры, чтобы приучить народ к воздержанию от вина, водки и всяких спиртных напитков.
Для слабых, безвольных людей, падких до алкоголя, конечно, нужны лечебницы, где бы они пользовались врачебными средствами, а главное – были бы изолированы от спиртных напитков: вина, водки, пива, мёду и др. Нужны и такие Общества, которые поддержали бы своего собрата-сочлена и увлекли бы его внимание на воздержную, нравственную жизнь, заповеданную нам апостолами Христа.
– Пусть так, – говорят некоторые противники абсолютного воздержания от алкоголя, – для больных нужна больничная диета. Но зачем такая строгость в Обществах трезвости? Зачем налагается безусловное воздержание от всего спиртного на всех членов Общества? Этого не требуют и законодатели нравственности.
Правда, Библия не требует абсолютного воздержания от алкоголя, но для борьбы с соблазнами предлагает решительные меры: «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; и если правая рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя». Так и для борьбы с пьянством надо употребить крайние меры, чтобы окончательно победить его.
Мы переживаем теперь такое время, когда зло настолько крепко вошло в кровь и плоть народа, что оно почти и не замечается. Люди, погрузившись во тьму, потеряли чувство различения: очень часто зло, как кумир, воздвигается на пьедестал. Вот тут-то не утратившим ещё в душе своей образа Божия и надо как можно ярче проявить добро. Среди всеобщего пьянства, распутства и одичания надо проявить особенное воздержание, особенную трезвость.
Недавно в Нижегородской губернии сами крестьяне мне жаловались, что пьянство с введением монополии не уменьшилось. Напротив, в деревнях и в сёлах чуть ли не в каждой избе открылся тайный шинок, то есть незаконная продажа водки. Полиция об этом знает, но смотрит на продавцов сквозь пальцы.
– Мужики, – рассказывают, – почти все поголовно спились. Бабы ещё воюют с водкой; но они бессильны: не имеют права голоса на сходках. Дай сейчас баб голос на мирской сходке – многие бы кабаки были прикрыты! Лет через пять-десять поздно будет, потому что тогда и бабы будут пить все поголовно. И теперь уже многие начинают втягиваться. Надо спешить бороться с заразой.
Надо усилить, – скажу я, – призыв к трезвости по святым местам, куда с такою любовью ходит наш благочестивый народ. И прежде всего, иноки многочисленных православных монастырей, будучи сами хранителями обета воздержания, по примеру иеромонаха Сергиевской пустыни отца Павла должны взяться за искоренение пьянства среди русского народа.
Всем теперь ясно стало, что спасти Россию может только чудо. А это чудо должны вызвать от Бога прежде всего наши предстоятели пред Ним, наши современные назореи-монахи, посвятившие себя и всю свою жизнь Богу.
* * *
Примечания
В 1905 г. валовой доход от водки 605000000 р., а в 1906 г. он более на 65 миллионов рублей.
