святитель Афанасий Великий

Послание к Руфиниану

Собор епископов «сошедшихся от внешних стран», упомянутый в послании Св. Афанасия, состоялся под его председательством в Александрии в 362 г. Кроме догматических определений, направленных против арианства, он остановился на вопросе о приеме в Церковь тех, кто поддался принуждению присоединиться к арианам в царствование Императора Валента. Собор снисходительно отнесся к тем, кто внешне уступив арианам, на деле не были таковыми. Послание св. Афанасия к Руфиниану трижды читалось на Седьмом Вселенском Соборе.

 

Сыну и вожделеннейшему сослужителю, господину Руфиниану, Афанасий, о Господе радоваться.

Ты пишешь к отцу, как прилично сыну возлюбленному. Приближившегося убо чрез писание обнял я тебя, вожделеннейший мне более всех Руфиниане. Мог бы и я тебе, как сыну, писать и в начале, и в середине, и под конец, но удержался, да не по письмам познается общение и свидетельство. Ибо ты – мое послание, по реченному в Писании (2Кор 3.2), знаемое и читаемое в сердце. Так будучи расположен (верь мне, ей верь), приглашаю и убеждаю тебя писать. Ибо делая это, не мало, но много меня утешаешь. Поскольку же благолюбиво и церковно (как и прилично твоему благочестию) вопрошал ты о увлеченных нуждою, но не развращенных зловерием, и желал, чтобы я написал к тебе, что положено о них на Соборах и повсюду, то знай, господине мой вожделеннейший, что в начале, по прекращении бывшего насилия (угнетение от ариан), был Собор епископов, сошедшихся от внешних стран, был также и у сослужителей, обитающих в Элладе, равным образом и у находящихся в Испании и в Галлии; и постановлено, как здесь, так и всюду, чтобы падшим и бывшим предстателями нечестия (нечестие – арианство; падшие – те, которые отступили к обращению с арианами; предстатели нечестия – совратившиеся и привлекавшие к арианству), являть снисхождение кающимся, но не давать им места в клире; а не бывшим самовластными делателями нечестия, но увлеченным нуждою и насилием, давать прощение, и иметь им место в клире, особенно тогда, когда они принесли достойное веры оправдание, и это учинено, по-видимому, с неким благоусмотрением. Ибо таковые утверждали, что они не совращались в нечестие, но дабы некоторые, соделавшись нечестивейшими, не расстроили церквей, почли за лучшее уступить насилию и понести бремя, нежели погубить народ. Говоря это, они, и по нашему мнению, говорили достойное приятия, ибо в извинение себя представляли и Аарона, Моисеева брата, который уступил в пустыне преступному требованию народа, но имел извинение в намерении, дабы народ не возвратился в Египет и не остался в идолослужении. Ибо представлялось вероятным, что пребывая в пустыне, он может отойти от нечестия, но, войдя в Египет, усилит и возрастит в себе нечестие. По сей причине разрешено допускать таковых в клир, так как прельщенным и насилие претерпевшим дается прощение. Сие объявляю и твоему благоговению, и уповаю, что и твое благочестие примет постановленное и не осудит снисхождения согласившихся так. Удостой же прочитать это и пред священством, и пред народом, тебе подчиненным, дабы и они, зная это, не сетовали, когда ты так расположен к таковым. Ибо не было бы прилично мне писать тогда, как твое благоговение может и наше к ним благорасположение возвестить им, и все недостающее восполнить. Благодарение Господу, исполнившему тебя всяким словом и всяким ведением. Кающиеся же явно да предают анафеме именно Евдоксиево и Евзоиево зловерие. Ибо сии, богохульно именуя Слово Божие творением, обнаружили себя защитниками Ариевой ереси; да исповедуют же веру, в Никее от Отцов исповеданную, и никакого иного Собора не предпочитают этому Собору. Приветствуй сущее с тобою братство, а сущее с нами о Господе приветствует тебя.

Вам может быть интересно:

1. Послание к подвизающимся в иноческой жизни святитель Афанасий Великий 2,3K 

2. Послание к пресвитеру Палладию святитель Афанасий Великий 1,9K 

3. Послание к инокам святитель Афанасий Великий 2,3K 

4. Послание к Максиму философу святитель Афанасий Великий 2,1K 

5. Письмо LVII императору Евгению святитель Амвросий Медиоланский 2,5K 

6. Послания Валентиану против восстановления алтаря Победе святитель Амвросий Медиоланский 2,4K 

7. Письмо 215А. К Валентину Адруметскому третье блаженный Аврелий Августин 2K 

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Геннадий – имя двух патриархов константинопольских профессор Александр Павлович Лопухин 101,6K 

9. Книга пророка Иеремии – Глава 21 преподобный Ефрем Сирин 36,6K 

10. Письмо 215. К Валентину и [подвизающимся] вместе с ним монахам адруметским блаженный Аврелий Августин 2,4K 

11. Рассуждение в четвертый день празднеств блаженный Аврелий Августин 2,5K 

12. Толкование на пророка Иеремию – Глава 10 блаженный Феодорит Кирский 33K 

13. Толкование на пророка Иеремию – Глава 11 блаженный Феодорит Кирский 33K 

14. Книга пророка Иеремии – Глава 11 преподобный Ефрем Сирин 36,6K 

15. Слово утешительное на смерть императора Валентиниана Младшего святитель Амвросий Медиоланский 2,4K 

16. Письмо 217. К Виталию Карфагенскому блаженный Аврелий Августин 13,4K 

17. Книга пророка Иеремии – Глава 21 профессор Павел Александрович Юнгеров 33,9K 

18. Толкование на пророка Иезекииля – Глава 15 блаженный Феодорит Кирский 32,1K 

19. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI – Иаков едесский профессор Александр Павлович Лопухин 56,9K 

20. Слово обличительное по случаю затмения Луны святитель Амвросий Медиоланский 2,3K 

Комментарии для сайта Cackle