Агапий Ланд(ос), инок Критский

Грешников спасение

Глава 36
Об опасностях суеты и кратковременности мирских почестей

Для меня слишком почтены друзья Твои, о Бог, весьма властны их начальства, – то есть Твои друзья в великой чести и сильны своей властью. Если ты желаешь чести, о человек, то будь другом Бога. Тот, у кого Господь – Друг, тот удостаивается великой чести и нетленного венца.

Это твое великое невежество, что ты прилагаешь столько усилий, так расходуешься, чтобы приобрести временную, скоро проходящую честь. Те, кто были друзьями Бога, те и сегодня почитаются и прославляются песнопениями. Ту славу, которую имеют святые, они получили, не гоняясь за ней, но ненавидя ее и убегая, сколь было сил. Если ты желаешь быть почтенен, то смирись и презирай себя. Если ты стремишься, чтобы тебя знал весь мир, то потерпи стать всем неизвестным – ибо чем больше ты вожделеешь чести и ищешь ее, тем более она удаляется и убегает от тебя, как твоя тень, которую ты никогда не можешь настигнуть. Подумай, что ты – земля и прах, не желай суетной славы, За ней гонятся невежественные слепцы. Не желая чести, ты будешь удостоен ее за добровольное презрение к ней. Царь Славы в день Своего величайшего прославления восседал на смиренном ослике, а в день Своей славной победы был на Кресте, презираемый и осужденный на смерть.

Честь мира – это ложное благополучие, полное смятений. Неразумен тот, кто к ней стремится, ибо тогда он попадает в плен и мучение. А когда презирает почести, то ведет безбурную жизнь и жительство. Если ты стремишься, о человек. приобрести какую-то достойную и драгоценную вещь, – приобрети Господа, Который владеет всем. Если Он будет у тебя в сердце, ты овладеешь гораздо большим, чем мог пожелать. Тебе дана от Творца жажда небесных, а не земных вещей. Будь другом Бога, наследником славы и подражателем Его благости – это и есть Его святое возвещение, влекущее нас презирать все тленное и земное, но желать только того, что на Небесах. Самое трудное и самое доблестное – укротить плоть и победить страсти, – так же, как и изгнать демонов.

Тщеславные хвастаются безполезным богатством, достоинством и благородством тленной плоти. Они презирают и топчут смиренных, но сгниют, загубив и свою славу, ибо невозможно, чтобы один и тот же человек был прославлен и на земле, и на небе. О, безумные любители мира, вы дерзаете идти в Небесное Царствие вместе со своими наслаждениями и богатством! Неужели вы не слышите, что говорит о вас Господь? Легче пройти сквозь игольные уши верблюду, чем вам так войти в рай, – изнеженым и исполняющим все свои желания. Плачьте и рыдайте, что вы притесняете неимущих и презираете бедных, потому что вы вплетены в напрасное богатство мира. Вы не ведаете краткости времени и не знаете. не сегодня ли ваш последний день, когда вас бросят в безрадостный ад, где достанется жестокое мучение?

Где все страны и славные города, которые были в мире в языческие времена? Великий и надменный Вавилон, который хвалился и говорил, что он – царица всех городов, и не овдовеет, и никогда не будет знать плача, разве он не был весь сожжен и не завершил свое существование среди эпидемий, голода, жажды и полной смерти? Где та прославленная и известная Троя, которая имела столько богатства и могущества, что ее стена тянулась на 300 миль, – а теперь не видно и ее оснований? Где те 100 городов, славных и знаменитых, бывших в то время на нашем Крите? – где Гортина, Кносс и другие? Теперь осталось не больше четырех. Чем они стали? Почему они не видны сегодня? Они ведь процветали в своем благополучии, а теперь совершенно исчезли.

Думай о неизбежном конце, который ждет все почести и славу мира, и будешь их презирать. Ты разве не видел, как на базарах воздвигают роскошные шатры, украшенные золотом, драгоценностями и многим другим? Но праздник кончается, и все богатства забирают те, кто ими владел. Таков и ты, несчастный человек: ты кажешься великим и сильным, славным в высшей степени, ты сидишь на многоценном троне,– но в действительности вся твоя слава держится и существует на миг праздника краткой твоей жизни. Тебе поклоняются люди, хотя ты – как смиренная и попираемая земля, украшенная данными в долг вещами.

Поистине, ты в долг получил то, что расходуешь, и у тебя нет своих вещей. И ты не можешь забрать эти вещи с собой после смерти. Чужой является красующаяся на тебе одежда, ты кажешься благовидным, чтобы удивить мир. в котором и остается все твое богатство. Куда пойдет твое богатство в конце праздника, когда тобой будет владеть смерть? – жизнь заберет благовидность, а мир – честь, одолженную тебе. Тогда ты будешь беден, отделен от почестей, богатства и красоты. Тебя положат в безобразную и мрачную могилу. Мы знали многих царей, богатых воевод и князей. Они облачались в пурпур и виссон, в златотканые одежды, ходили в такой почести, что многие им молились и кланялись почти как богам. Но их похоронили в могилах без какой-то достойной чести. Поэтому говорит пророк: Я видел нечестивого превозносящегося и высящегося, как кедры Ливана, и он прошел, и вот его нет, и я искал его, но не нашлось его место. Вчера великие были почитаемы, а сегодня исчезли. Вчера всякий зависел от них, а сегодня они ушли, и унесся ветер их суеты. Быстро кончился день праздника, и честь их обратилась в ничто. Блажен был бы час, если бы любители мира уразумели, что со смертью они лишаются чести и богатства, – но они упрямо идут прежним путем, завершая немногие дни в плотских наслаждениях, чтобы быть караемыми вечно.

Посмотри, любитель мира, что особенного тебе дают твои почести, какую пользу ты от них получаешь? Истинный раб Божий не стремится к временной славе, ибо она суетна и непостоянна. Он гораздо более востекает к чести Господа, весьма отличной от его собственной! Не ищи почестей мирских, если ты желаешь вкушать небесные. Не будь, как малое дитя, которому уголек лучше золота, а палка, на которой он скачет, лучше дорогого коня. Богатство мира и честь – тень и призраки в сравнении с небесными благами, как мы ниже напишем более отчетливо.

Если бы ты знал, в каких опасностях находятся видные, почитаемые в мире люди, ты бы презирал с доброй охотой весь этот дым и призраки суетных почестей. Прародитель Адам был в раю, в великой и несравненной славе, но согрешил более всего, потому что преступил Божественное веление. А скорбный и многострадальный Иов, мучимый многими страданиями, не сказал неподобающего слова во всех окружавших его искушениях. Отсюда ты можешь понять. какая опасность заключена в мирских достоинствах, и сколь надежны смирение и простота. Те, кто имеют высокое положение, находятся в опасности падения. А те, кто стоят внизу, на твердой земле, этого не боятся. Так и те, кто на вершине почестей, те могут сорваться в погибель мучений, а смиренные и простые спасутся.

Лень бездеятельности, мать многих великих грехов, более овладевает большими и славными века сего, чем бедными. Богатые тратят свою жизнь на праздность, на мечты и игры, они едят и пьют в довольстве собой, и грешат более, чем бедные, которые зарабатывают трудом и потом на пропитание.

Летом ты часто видишь страшные молнии, слышишь великие раскаты грома, смотришь на черные облака, – а вскоре после сильного проливного дождя весь страх исчезает, и перед тобой голубое небо, и мир сияет, как прежде. Уже нет никакого знака, что пронеслось великое смятение и страх, только осталось немного грязи, да и то ее истирают люди. О, краткая почесть временного мира! Скольких великих князей. ходивших по площадям, сопровождаемых множеством рабов и воинов. мы знали. Их не вмещали улицы и дороги, и всякий удивлялся их славе и дерзновению. А кто о них вспоминает сегодня? Пришла смерть, и они исчезли в два дня. Все их дерзновение, слава, богатство, величие – все окончилось небольшой горсткой праха, и ничего не видно, только земля и черви, которые едят их сладостную и благородную плоть, а живые наступают на их могилы. Быстро прошла вся их суетная жизнь; и ничего не осталось от них, только немного не имеющего цены праха земли Хорошо говорит царь и пророк: Как образ ходит человек, – как изображение, у которого нет никакого собственного существования. Так и мирская суета случайна, есть отпечаток жития. Все его почести и достоинства – лишенные существования образы. Ты видишь, как на клочке бумаги изображены крепости, царства, море, реки, горы, деревья и другие подобные вещи, – а прольешь на бумагу чуть-чуть воды, и все расползется, и изображение будет разрушено. Мир это быстро исчезающий рисунок. Что есть сердце гордого человека, как не шар, который изображает весь мир, – но за мгновение он преходит, и любая малая беда лишает жизни и разрушает его?! Не ищи, о человек, нарисованного богатства и несуществующей чести, но думай о приобретении того, что время не может истребить, а старость разрушить.

О, заблуждающиеся любители мира! Чтобы приобрести призрак и знак временной чести, вы трудитесь днем и ночью и мучаетесь. Вы бросаете свои дома, детей, попадаете в великие опасности. Часто теряете свое имущество и саму жизнь. О ваше безумие, о ваше нерадение. Высшая честь христианина, его гордость – это распятый Христос. А слава наша – претерпеть скорби, гонения, безчестье и презрение ради любви к Нему. А мы, безчувственные, гонимся за временными почестями, наслаждениями, за всяким плотским сладострастием. Истинная честь- добродетель. Она не есть дарование земных царей, она не покупается за деньги, а приобретается простотой и смирением. Когда начинают почитать деньги, она исчезает, и случается падение. А ты должен думать только о той чести, которая обретается в добродетели; другие мирские почести, которых желают безумцы, ты должен ненавидеть, мысля, что твое тело станет прахом, и его будут есть черви.

Павлин прекраснее всех птиц. Своим благообразием он гордится, распускает перья хвоста колесом, кичится. А затем он смотрит на ноги, что они черные и безобразные, и вновь со смирением собирает свои перья. Когда к тебе приходит, о человек, веяние тщеславия, когда ты хочешь надуться, тебе кажется, что ты лучше других, потому что тебя хвалят и чтут, – подумай о ногах, то есть о плоти, что она возникла из попираемой земли, в которую ты потом опять возвратишься, – и так ты смиришься. Ты должен благодарить. когда презираем ради Христа, чтобы быть прославленным вместе с Ним в Царствии Его Небесном, его же да будет всем нам достичь.



Источник:

Перевод с греческого — А. Маркова Иллюстрации — святогорского инока Иоанна Врана

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс