схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Преподобный Амвросий – старец оптинский

Часть 1

Содержание

Предисловие
Житие преподобного Амвросия Детство Жизнь Александра Гренкова до поступления в монастырь Причины, побудившие АЛександра Гренкова поступить в монастырь Начало монастырской жизни. Прохождение различных послушаний Жизнь в скиту Пострижение и служение в священном сане Начало старческого служения Внешний образ жизни старца Амвросия и его келейное правило Дары благодати Духовное окормление монашествующих и мирян Старец Амвросий и интеллигенция второй половины xix века Литературно-издательская деятельность оптиной пустыни при старце Амвросии Учреждение шамординской общины и заботы старца о ее благоустройстве Последние дни жизни и блаженная кончина старца Амвросия Наука о спасении Учение о спасении и достижении Царства Божия О покаянии О смирении О терпении в скорбях О молитве О страхе Божием О страстях и борьбе с ними О страсти блуда Страсть сребролюбия О монашестве Частные наставления мирянам Заключение Алфавит Духовный Богослужение Болезни Вера Гордость Грех Дерзость Добродетели Долги Жертва Богу Жизнь вечная Жизнь Духовная Жизнь. Как жить? Зависть Заповеди Искушения Келия Козни врага Крестное знамение Лицемерие Любовь Милостыня Мир душевный Молитва Молитва Иисусова Монашество Неверие Немощь человеческая Неосуждение Нечувствие Обещание Осуждение Пища Плач Правда Поведение внешнее Покаяние Поклоны Помощь Божия Помыслы Послушание Пост Похвала Правда Праздники Приметы Промысл Божий Простота Просфора Прощение обид Раздражительность Рассеянность Рассуждение Самолюбие Самомнение Самооправдание Самоукорение Сварливость Свобода в обращении Своеволие Скорби Св. Тайны Смирение Снисходительность Сны Совесть Спасение Страх Божий Терпение Тщеславие Уединение Уныние Царство небесное  

 
Он твердо верил, что все страдания мира, как бы ни были они сильны, жестоки и изощренны, не могут победить Божественной любви, в лучах которой тает и исчезает всякое страдание и уныние.
Схиархимандрит Иоанн
Предисловие
Имя великого Богоносного старца Амвросия стоит в одном ряду среди наиболее любимых и почитаемых народом святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского... Свеча его святости своим ярким пламенем освещала не только всю православную Россию, но ее яркий свет вышел далеко за пределы пространства и времени.
«Подвиг его любви к ближнему изумлял его современников и волнующе захватывал и восхищал души последующих поколений...
Этот подвижник, живший в маленькой келье, сумел раздвинуть ее стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далеких губерний – все знали смиренного прозорливого оптинского старца...
Имя старца Амвросия было известно далеко за пределами России. Знали его и Афон, и святой Иерусалим – весь православный Восток», – эти проникновенные слова схиархимандрита Иоанна (Маслова) как нельзя лучше отображают величие жизненного подвига преп. Амвросия Оптинского.
О преподобном написано множество книг – различными духовными лицами, духовными и светскими писателями, давними и новыми авторами. И все же книга схиархимандрита Иоанна – особенная. В чем же ее особенность? О великом духоносном старце XIX века пишет духоносный старец нашего времени, ученик великих Глинских старцев, который сам пришел в меру «мужа совершенна» и в полноте обладал благодатными дарами Святого Духа: духовного рассуждения, прозорливости, исцеления, благодатного утешения и самым главным – совершенством христианской любви, безстрастием и чистотой сердца. О благодатной силе его духовного рассуждения свидетельствует тот факт, что о. Иоанна еще молодым иноком благословили Глинские старцы писать ответы на письма, приходившие в их адрес. При чем великий старец Андроник, дерзновенный молитвенник за мир, перечитывая ответы будущего схимника, с восторгом восклицал: «Так и надо писать!» Так еще с юности на нем лежала печать особого духовного избранничества.
И главная особенность этой книги состоит в том, что схиархимандрит Иоанн как никто иной сумел проникнуть в духовный мир преподобного Амвросия, раскрыть красоту и глубину его святой личности. Об этой книге можно сказать ее же словами, но уже применительно к самому о. Иоанну: его слово горит огнем неотразимого благодатного убеждения, оно согревает теплотой любви каждое сердце; будучи чуждым холодности и внешней вычурности, оно дышит красотой христианского смирения, несет всем мир и радость.


Часть 1

Помощь в распознавании текстов