Агапий Ланд(ос), инок Критский

Грешников спасение

Чудо 64
Страшное и великое чудо об исполнившем родительское послушание и о Божественной литургии

Во времена Феодосия Великого жил некий человек в Константинополе, добродетельный по образу жизни и очень богатый в юности. У него был единственный сын по имени Феофил. К старости этот человек совершенно обеднел, у него не осталось самого необходимого для тела. Он сказал сыну: «Ты видишь, чадо, что я безсилен и беден, и мне не на что жить. Я хочу попросить тебя исполнить одну волю, чтобы и я был спасен в старости моей, и ты бы удостоился за послушание небесного блаженства». Сын ответил: «Говори мне, отец, что повелишь, а я тебя всегда послушаюсь, как подобает». Старик говорит: «У блаженного Авраама был один сын по возвещению. Авраам пошел на гору заколоть его, и тот не сопротивлялся. Но он нес даже дрова, с радостью и охотно следуя за отцом. И не только он, но и многие другие слушались отцов. Так сделай и ты, сын, самый любимый, послушай мою заповедь. Я надеюсь на человеколюбивого Бога, что тебе не будет горько». Феофил отвечает ему: «Не хочешь ли ты меня умертвить?» – А он в ответ: «Да не будет, сын, чтобы я сделал столь великое беззаконие. Но одну заповедь мою сотвори. Я тебя продам в рабство, чтобы у меня были деньги на старость, и чтобы я не ходил просить милостыню. А милостивый Бог смилостивится над тобой ради твоей доброты, даст тебе безпредельное богатство в этом мире, а душу твою упокоит на лоне Авраама. И вторую мою заповедь храни до часа смерти. Какая бы у тебя ни была служба, куда бы тебя ни посылал твой хозяин, прежде иди на литургию, когда есть возможность, а затем, после отпуста в церкви, иди работать. Также держи великое благоговение к Пресвятой Деве. Если ты будешь поступать так, то Господь освободит тебя от великой и невыносимой бури». Сын ответил: «Что желаешь, отец, делай со мной».

На следующий день Юлиан продал сына князю и патрицию из дворца по имени Константин. Константин очень полюбил юношу за его великое послушание, целомудрие и смирение, а также за красоту лица, знание и образованность. Юноша всегда сопровождал его, сидел с ним за столом и усердно ему прислуживал. Однажды его хозяин пошел во дворец, но забыл скамандрий, то есть папку с документами. Он послал Феофила побыстрее бежать и принести ему папку. Юноша бежал, как мог, вскочил спешно в кабинет патриция и схватил скамандрий. В это время жена патриция лежала на кровати с одним из своих рабов. Юноша и не заметил их, потому что очень торопился. А они, несчастные, когда совершили грех, задумали против него пустое и суетное. Когда патриций пришел, жена ему сказала: «Ты для того купил раба, чтобы он приходил на мое ложе и блудил, безстыжий? Я не хотела звать на помощь, а нечестивейший взял мою честь. Неужто я из злосчастного рода, и ты меня презираешь? Ради моих родителей и спасения души, – если я завтра не увижу отрубленной головы этого наглеца и дерзкого раба, то не буду больше ни одного часа в твоем доме, но уйду и заберу свое приданое».

Когда патриций это услышал, то очень разгневался на своего раба и пообещал исполнить ее волю. На следующий день он встречался с наместником и сказал ему: «Завтра я пошлю тебе раба. Ты отруби ему голову, положи ее в сундук и пошли ее мне». Наместник ответил: «Я не могу совершать неправедный суд. Только если три человека будут письменно свидетельствовать, что он достоин смерти, то я его убью». Тогда патриций сказал пред лицом трех свидетелей: «Я купил молодого раба, а он овладел своей хозяйкой и спал с ней». Сказав это, он подписал смерть собственноручно; тогда наместник согласился его казнить.

Когда рассвело, патриций позвал невинного со словами: «Иди к наместнику и скажи ему, что я его приветствую, и он мне пусть шлет ответ». Добрый раб пошел. Он проходил мимо храма Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, где служили литургию и как раз читали Апостол. Тогда он вспомнил об отцовском совете и вошел в храм, и остался там до отпуста. А худой раб, который блудил с женой патриция, увидев, что наместник запаздывает прислать голову, сказал патрицию: «Давай я ее принесу». Патриций сказал ему: «Иди». Он помчался бегом, будто идет за драгоценным сокровищем, и, вбежав в дом наместника, поприветствовал его от имени патриция. А там стоял тайно убийца с острым мечом и тотчас отрубил рабу голову. Ее завернули и положили в ящик. Тут пришел верный раб и, поприветствовав наместника, получил ящик, не зная, что внутри.

Когда он пришел к патрицию, и его увидели, то все удивились, особенно хозяйка. Ведь его послали, чтобы ему отрубили голову, а он вернулся живым. Его спросили, что он принес, и он ответил: «Как ты возвестил, господин мой, я поприветствовал наместника, и тотчас он мне дал ту вещь, которую я тебе несу. Но я не знаю, что внутри». Они взяли ящик и там нашли голову развратника. А развратница задрожала и долго не могла ничего сказать. Затем, когда к ней вернулся рассудок, она поняла праведный Суд Божий. Боясь потерпеть подобное самой, она заплакала от всего сердца и вслух исповедовала свое беззаконие со словами: «Я, мой хозяин, несчастная, я – повод зла, и я боюсь пострадать по делам. Ибо нет ничего тайного, что – как сказал Господь – не станет явным. Я, господин, совершала лукавый грех с убитым рабом уже три с половиной года, а ты этого не знал. Этот юный раб чист от моих наветов, и греха он не совершал, но его неправедно осудила я, несчастная. Поэтому праведный Господь, любящий правосудие, воздал каждому по делам. Итак, хозяин мой, прости мне по щедротам Божиим, и я не буду больше грешить».

Все в страхе вне себя поняли случившееся и прославили человеколюбивого Господа, ибо Он никогда не даст погибнуть творящим волю Его. Тогда патриций попросил юношу рассказать все о себе, о своей жизни и о своих деяниях. Тот рассказал о прежнем благородстве своего отца, о его крайней бедности, о послушании, которое он исполнил, продавшись в рабство, чтобы накормить старика, и наставление, которое тот ему дал: ходить на священную литургию и прочее. Патриций, услышав это, принял его не как раба, но как родного сына. Он стал обедать и ночевать вместе с ним, и сделал его наследником всего имущества.

Поэтому и мы, возлюбленные, будем бояться судов Божиих и будем ходить в церковь, и стоять со страхом и трепетом до отпуста, как если бы мы видели чувственными очами Самого Господа Христа, Который будет нас судить в тот страшный день общего воскресения. Не будем выходить из храма, пока не кончилось богослужение. Да не дерзнет никто разговаривать в храме! Кто выходит из церкви без великой необходимости, или обсуждает телесные заботы, – тот подражает Иуде, который ушел с Вечери и предал Христа!



Источник: Перевод с греческого — А. Маркова Иллюстрации — святогорского инока Иоанна Врана

Комментарии для сайта Cackle