К истории Декрета об отделении Церкви от государства
Для советской историографии обращение к церковной проблематике было обусловлено или чисто пропагандистскими задачами (работы такого рода, как правило, не представляют особого интереса), или же было связано с рассмотрением различных проблем истории государства. Разумеется, исследования по истории Русской Церкви осуществлялись не только в СССР, но и за рубежом. К тому же существовали и «неофициальные» исследователи, трудами которых было сохранено огромное количество документов и мемуарных свидетельств. Но они не определяли ситуацию, а скорее, работали на будущее1.
Необходимость исследовать собственно церковную историю, а не взаимоотношения Церкви с государством, осознавалась многими, и когда в начале 1990-х годов церковные историки получили доступ к закрытым прежде архивам, началась новая эпоха. При этом произошло заметное смещение акцентов. На смену прежнему официозу, видевшему в советском государстве несомненное благо, а в церковной организации – зло, постепенно пришла иная модель, в которой сохранялась прежняя сюжетная канва, но оценка событий становилась прямо противоположной. В качестве примера можно привести хотя бы обширную литературу, посвященную деятельности последнего российского монарха.
За последнее десятилетие было очень много сделано для уяснения позиции Церкви в ее взаимных отношениях с государством. При этом, на наш взгляд, появился определенный дисбаланс между анализом позиции Церкви и анализом позиции государства. Если позиции отдельных церковных группировок и иерархов анализируются с относительной полнотой, то описание государственной политики нередко приобретает несколько условный характер, уместный, скорее, в агиографической литературе, чем в исторических исследованиях. Большевистское государство описывается как абстрактный гонитель, наподобие египетского фараона, для объяснения образа действий которого книга Исход ограничивается лишь краткой формулой: «и ожесточилось сердце фараона» (Исх.7:22, 9:35). Такой подход является единственно возможным для Священной Истории. Но у нас иной предмет. Мы можем описывать лишь внутреннюю логику исторических событий. А инструментов для того, чтобы соотнести частные сюжеты с историей Спасения (что уже предмет богословия, а не истории), мы не имеем. Поэтому для историка пренебрежение внутренней логикой, которой следует каждая из противоборствующих сторон, недопустимо.
В этой связи нужно обратиться к документу, получившему в советской историографии название «Ленинского декрета об отделении церкви от государства». Документ входит в число ранних декретов советской власти и считается отправной точкой при описании эволюции политики большевиков по отношению к религиозным организациям. В советское время этот документ изучался очень активно2. При этом основным источником Декрета считалась относящаяся к 1905 г. статья В.И. Ленина «Социализм и религия». Таким образом, утверждалось, что религиозная политика большевиков была чем-то основательно продуманным.
Однако при чтении трудов советских историков возникает несколько странная картина. Позволим себе процитировать пассаж из вышедшей в 1925 г. книги Ивана Сухоплюева «Ленин о религии»: «Как только в печать проникли сведения о содержании проекта декрета Советской власти об отделении церкви от государства, как только стало известно об уничтожении бюджета культов и о национализации церковного и монастырского имущества, – контрреволюционное духовенство сплотилось для зашиты своих паразитических интересов»3. Далее рассказывается об известном обращении митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и резолюции В.И. Ленина об ускорении работы над декретом. Вследствие чего «комиссариат Юстиции, получив срочное задание от т. Ленина, ускорил окончательную отделку декрета»4. Такое повествование мы обнаруживаем во многих советских публикациях, посвященных истории Декрета. Из подобных текстов следует, что был какой-то проект Декрета, который попал в печать. Протест митрополита Вениамина против этого проекта стимулировал появление окончательной версии Декрета.
В действительности текст Декрета имел более длинную предысторию5. Полагаем, что историю этого документа следует вести от 27 ноября 1917 г., когда СНК рассмотрел письмо священника Михаила Галкина, в котором тот предлагал свои услуги новому правительству. Вести переговоры с прогрессивным священником СНК поручил П.И. Стучке и В.Д. Бонч-Бруевичу. Они должны были высказать «свое мнение о возможности привлечения свящ. Галкина к активной деятельности и на какой пост»6. К счастью для современных исследователей, В.Д. Бонч-Бруевич серьезно относился к своему личному архиву, и письмо Галкина сохранилось. Процитируем фрагмент этого пока не опубликованного документа: «Посылаю при настоящем свою статью <...> Эту статью прошу поместить на страницах органа, в котором Совет Народных Комиссаров признает более целесообразным поместить ее. Статью можно напечатать или под инициалами М.Г. или за моей полной подписью “Священник Мих. Галкин”, но в этом последнем случае только тогда, если призовете меня к работе в Ваших <нрзб.>, так как Вам должно быть понятно, что оставаться после напечатания этой статьи среди фанатической, почти языческой массы, мне не представляется более ни одного дня. Я живу с тяжелым камнем полного неверия в политику официальной церкви. Меня тянет к живой работе. Хочется строить, бороться, страдать, торжествовать, а я в своей рясе живой мертвец! И если Вы снимите с моей души эту безмерную тяжесть, снимите, как можно скорее, – я буду Вам безгранично благодарен.
Я предлагаю Вам:
1. Организовать комиссарство по делам культов
предпринять решительные шаги по осуществлению программы отделения церкви от государства, изложенные в 11 пунктах.
2. Прежде напечатания моей статьи занять обер-прокурорский дом на Литейном и опечатать все хранящиеся в нем дела, которые в противном случае постараются скрыть.
3. Реквизировать Петроградскую Синодальную типографию на Кабинетном, необходимую нам для работ по приготовлению бланков, книг и прочих работ по метрикации»7.
А заканчивается письмо двумя чрезвычайно характерными приписками: «1. Был бы очень рад, если бы можно было передать В.-Революционному Комитету об исправлении моего телефона 504–73. Мелкое дело, но приходится сидеть отрезанным от всего мира. 2. Автор хочет знать, будет ли он комиссаром или нет. Прошу ответа»8.
Статья, о которой говорит здесь Михаил Галкин, была напечатана в «Правде» 3 декабря 1917 г. под заглавием «Первые шаги по отделению церкви от государства»9. Подписана она инициалами «М.Г.» с указанием на то, что ее автор – священник. Эта статья оказалась первым опубликованным после Октябрьской революции проектом законодательного акта, регламентирующего церковно-государственные отношения. В галкинском проекте религия объявляется частным делом каждого человека. При этом «церковные и религиозные общины объявляются частными союзами, совершенно свободно управляющими своими делами». Преподавание Закона Божия в школе объявлялось необязательным, но не запрещалось. Достаточно подробно Галкин останавливается на вопросе регистрации актов гражданского состояния. Проект передает запись актов государству, а участие в церковных обрядах и таинствах объявляет частным делом. В связи с этим М. Галкин предлагал провозгласить существование в России вневероисповедного состояния, срочно издать декрет о введении института гражданского брака, узаконить совершение на всех кладбищах гражданских похорон и допустить сожжение трупов. Галкинский проект уравнивал священнослужителей всех исповеданий с остальными гражданами по отношению к денежным и натуральным повинностям. Специально оговаривалось, что это касается и воинской повинности. Предлагалось закрыть все кредиты на содержание Церкви и духовенства, а также начать работу по секуляризации церковного имущества. При этом Галкин специально оговаривал, что «митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты и протоиереи немедленно возвращают золото, серебро, бриллианты и другие драгоценности своих митр, клобуков, панагий, посохов и крестов в народную казну, опустевшую в годину величайших потрясений». Два последних пункта галкинского проекта выглядят довольно неожиданно. Десятый пункт рекомендовал духовенству носить рясы лишь в храмах, а в общественных местах появляться в обычной гражданской одежде. И наконец, согласно 11-му пункту, предлагалось с 7 января 1918 г. перейти на Григорианский календарь. Как известно, вопрос о введении Григорианского календаря первый раз обсуждался Совнаркомом 16 ноября, т. е. за 11 дней до того, как этот орган рассмотрел письмо Галкина. А Декрет о введении Григорианского календаря был принят 24 января. Знаменательно, что М. Галкин считал календарную реформу частью религиозной политики, в то время как СНК аргументировал необходимость этой реформы «установлением в России одинакового почти со всеми культурными народами счисления времени».
Через день после публикации в «Правде» несколько иная редакция галкинского проекта была напечатана в газете «Раннее утро», а затем (6 декабря) в газете «Утро России». Эти публикации создавали впечатление, что этот проект должен был лечь в основу закона.
Можно сказать, что положения галкинского проекта стали реализовываться почти сразу. 18 декабря 1917 г. СНК принял Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», признающий юридическую силу лишь за гражданским браком. На другой день, 19 декабря, был издан Декрет о расторжении брака. А 11/24 декабря СНК обсуждал вопрос об издании Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Для подготовки этого документа была образована комиссия, в которую вошли А.В. Луначарский, П.И. Стучка, П.А. Красиков, М.А. Рейснер и священник М. Галкин. В конце декабря подготовленный комиссией проект был опубликован в газетах.
К сожалению, материалов, позволяющих проследить деятельность этой комиссии, пока не обнаружено. Но, судя по косвенным данным, можно заключить, что вокруг деятельности комиссии шла напряженная борьба. По всей видимости, это было связано с тем, что с 12 декабря 1917 г. (т.е. на следующий день после принятия решения о создании комиссии по выработке Декрета) Наркомюст возглавил левый эсер И.З. Штейнберг. О борьбе внутри Наркомюста свидетельствуют некоторые публикации 1930-х годов, авторы которых писали о влиянии эсеровской фразеологии на текст Декрета «Об отделении церкви от государства». Приведем выдержку из брошюры уже упоминавшегося здесь Ив. Сухоплюева: «То обстоятельство, что наркомом юстиции РСФСР в то время был не большевик, а левый эсер И. Штейнберг, наложило соответствующий отпечаток на разрабатываемый комиссией М.А. Рейснера законопроект. Идеология и фразеология левых эсеров отразилась в 13-й статье декрета 1918 г.: “Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием”. В программе РСДРП 1903 г. нет и не могло быть никаких намеков на “народное достояние”. В ней говорилось о конфискации церковных и монастырских земель, об отделении Церкви от государства, но не о “народном достоянии”. Термин “народное достояние” проник в 13-ю ст. декрета не из программы большевиков, а из программы партии эсеров»10.
Эти рассуждения можно было бы списать на особенности риторики 30-х годов. Но документы свидетельствуют, что членам комиссии приходилось доказывать, что они не эсеры еще весной 1918 г. В том же архивном фонде сохранилось еще одно письмо Галкина, в котором тот просит В.Д. Бонч-Бруевича за свою родственницу Ксению Семеновну Филиппову. Проблема состояла в том, что К.С. Филиппова работала в Наркомюсте, когда эта организация находилась в Петрограде, однако в силу обстоятельств не успела переехать в Москву вместе с другими сотрудниками комиссариата. Хлопоча за свою родственницу, Галкину приходится специально оговариваться, что «ни у меня, ни у нее не было никаких точек соприкосновения до работы в коллегии по выработке церковного декрета с социалистами-революционерами»11. Цитированные выше строки были написаны 10–11 марта 1918 г., то есть задолго до эсеровского выступления 6 июля12. Эти два свидетельства позволяют сделать вывод о том, что вокруг группы, участвовавшей в подготовке Декрета об отделении Церкви от государства, происходила какая-то борьба, о содержании которой мы не можем сказать ничего конкретного.
Подписанию Декрета способствовали два события, которые хорошо известны историкам. Речь идет об обращении в СНК Петроградского митрополита Вениамина (Казанского) и о попытке Александры Коллонтай захватить здания, принадлежащие Александро-Невской Лавре. Эти события хорошо известны, и мы остановимся на них лишь вкратце. В начале января 1918 г. митрополит Вениамин (Казанский) обратился в СНК с просьбой не принимать направленного против Церкви Декрета. Послание священномученика Вениамина попало к В.И. Ленину, который снабдил его резолюцией: «Очень прошу коллегию при комиссариате юстиции поспешить с разработкой декрета об отделении церкви от государства». А 19 января Александра Коллонтай предприняла неудачную попытку захватить здания Александро-Невской Лавры. В своих воспоминаниях А. Коллонтай рассказывала, как Ленин, отчитывая ее, говорил о необходимости скорейшего подписания декрета13. 20 января он был подписан, а на следующий день опубликован.
Особенностью этого Декрета является хаотичность и случайность его положений. Говоря об этом документе, хочется использовать характеристику, которую протоиерей Георгий Флоровский дал «Духовному регламенту»: «По форме и по изложению “Регламент” менее всего регламент. Это “рассуждение”, а не уложение. И в этом именно его исторический смысл, и сила. Это скорее объяснительная записка к закону, нежели самый закон. Но для Петровской эпохи вообще характерно, что под образом законов публиковались идеологические программы»14. Лозунговый характер первых декретов советской власти осознавали и их авторы. В 1919 г. В.И. Ленин называл первые декреты «инструкциями, зовущими к массовому практическому делу»15. Т.е. уже тогда ощущалась зыбкость границ между лозунгом и законодательным актом. Поэтому весной 1918 г, никого не удивило, что «Декрет об отделении церкви от государства» не отличался систематичностью изложения. Лишь последующие законодательные акты постепенно превратили эту декларацию в юридический документ. Не случайно в 1920-е годы неоднократно издавались брошюры, в которых текст Декрета печатался вместе с комментирующими его подзаконными актами. Эти акты придали силу закона практически всем положениям, высказанным священником М. Галкиным в статье 1917 г.
Большевистский Декрет был не единственной попыткой регламентации церковно-государственных отношений в новой России. Иная модель была разработана Поместным Собором в определении «О правовом положении Православной Российской Церкви». В отличие от других определений Собора этот документ не имел характера самостоятельного акта. Это был лишь проект, который Собор собирался предложить Учредительному собранию. Таким образом, Поместный Собор, бывший в то время единственным законно избранным общественным институтом, не считал себя вправе непосредственно диктовать государству нормы церковно-государственных отношений, а откладывал это решение вплоть до созыва Учредительного собрания.
Кравецкий А.Г., к. ф. п. (ИРЯ РАН, Москва)
* * *
Например, работы М.Е. Губонина обрели читателя лишь в постсоветское время, когда автора уже не было в живых.
См., например: Персиц, М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР. М., 1958; К истории отделения церкви от государства и школы от церкви в СССР. Документы и материалы / Публикация М.М. Персица // Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей. Вып. V. М., 1958; Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма. М.–Л., 1961.
Сухоплюев Ив. Ленин о религии. Николаев, 1925. С. 36.
Там же.
См.: Кравецкий А.Г. К истории появления «Декрета об отделении церкви от государства» // Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Первая сессия / Сост. А.Г. Кравецкий, А.А. Плетнева, Гизела-Афанасия Шредер, Гюнтер Шульц. М., 2002. С. 424–435.
Цит. по: Кравецкий А.Г. Указ. соч. С. 430.
НИОР РГБ. Ф. 369 (В.Д. Бонч-Бруевич). Оп. 2. Карт. 256. № 33. Л. 1–1 об.
Приписка синим карандашом другим почерком.
Перепечатана в: Кравецкий А.Г. Указ. соч. С. 425–429.
Сухоплюев Ив. Ленин и декрет об отделении церкви от государства // Воинствующий атеизм. Ежемесячный научно-политический журнал. М.–Л., 1931. № 5. С. 58.
НИОР РГБ. Ф, 369. Оп, 2. Карт. 256. № 33. Л. 2.
Впрочем, не исключено, что вопрос об участии эсеров в органах государственного управления приобрел актуальность в связи с подписанием 3 марта 1918 г. Брестского мира.
Коллонтай А.М. По социальным делам у монахов//Дон (Ростов-на-Дону). 1966. № 4. С. 131.
Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Париж, 1983. С, 84.
Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1963. Т. 38. С. 199.