протоиерей Георгий Флоровский

(28.08.1893–11.08.1979)

«Быть христианином – значит быть греком»: протоиерей Георгий Флоровский Н.К. Гаврюшин

Анализ основных тезисов «неопатристического синтеза» и их применение в богословских исследованиях А. Пашков 0

Видные деятели русской эмиграции. Протоиерей Георгий Флоровский Антоний, митрополит Сурожский

Доступно зарегистрированным А.В. Черняев 0

Г.В. Флоровский. Восточные Отцы IV-го века протоиерей Василий Зеньковский 0

Доступно зарегистрированным Павел Гаврилюк 0

Переписка с протоиереем Георгием Флоровским архимандрит Софроний (Сахаров) 0

Персоналистическая концепция прот. Георгия Флоровского в контексте идей «Нового богословия» прот. Павел Хондзинский 0

Персоналистическая экклесиология прот. Сергия Булгакова, прот. Георгия Флоровского и В.Н. Лосского прот. Павел Хондзинский 0

Штрихи к портрету Г.В.Флоровского Н.К.Гаврюшин 0

Экклесиологический проект прот. Георгия Флоровского в контексте августинианской традиции прот. Павел Хондзинский 0

Апологетика

Догматическое богословие

История русской религиозной мысли

Нравственное богословие

Патрология

Письма

Сборники

Церковное искусство

Труды на иностранных языках

протоиерей Георгий Флоровский
протоиерей Георгий Флоровский

Религиозный мыслитель, богослов и историк. Автор многочисленных трудов по византийскому богословию IV—VIII вв., по истории русского религиозного сознания. Профессор Гарвардского и Принстонского университетов.

Биография

Родился 28 августа 1893 в г. Елизаветграде в семье протоиерея Василия Флоровского. В 1916 окончил историко-филологическое отделение Новороссийского университета (в Одессе). Занимался также историей философии и естественными науками (его экспериментальная работа по физиологии слюноотделения была одобрена И.П.Павловым и была опубликована в Записках Академии наук за 1917). В 1919 – приват-доцент кафедры философии и психологии.

В январе 1920 эмигрировал вместе с родителями в Болгарию, где участвовал в создании Русского религиозно-философского общества, жил сначала в Софии, а затем в Праге.

В эти годы Флоровский стал одним из основателей евразийского движения (вместе с Н.С.Трубецким, П.Н.Савицким, П.П.Сувчинским и др.), участвовал в евразийском сборнике-манифесте Исход к Востоку (1921). Принимал участие еще в двух евразийских сборниках – "На путях" (Берлин, 1922) и "Россия и латинство" (Берлин, 1923).

По-видимому, его объединяло с евразийством утверждение своеобразия российского пути развития, в корне отличающегося от западного, сугубо критическое отношение к западному типу рациональности, вообще к западной культуре, а также призыв базироваться на истинно православной вере и традициях. Но вместе с тем он не принимал некоторых специфически евразийских идей, например, о духовной близости русской и тюрко-степной культур, о превращении евразийства в стройную систему официальной российской идеологии, способной конкурировать с марксизмом и заменить его. Напечатав еще несколько статей в евразийских изданиях, Флоровский отходит от движения. Окончательная идеологизация, политизация и, как казалось, многим, пробольшевизм евразийства конца 20-годов сделали Флоровского одним из основательных критиков этого течения. Статья «Евразийский соблазн» (1928) считается одним из самых серьезных и тщательных критических анализов евразийской идеологии.

В 1922 году женился в Праге на К. И. Симоновой.

В 1923 защитил в Праге магистерскую диссертацию "Историческая философия Герцена". Преподавал в Высшем Коммерческом институте и на Русском юридическом факультете Карлова университета в Праге (1923-1926). Магистр Русской академической группы в Праге (1924). Член "Братства святой Софии", основанного в Праге прот. Сергием Булгаковым.

В 1923 году принимал участие в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в мест. Пшеров (Чехословакия).

Около 1926 году переехал во Францию. Профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1926-1939, 1947-1948), преподавал патрологию, догматическое и нравственное богословие. Лекционные курсы по истории патристики стали основой двухтомного исследования: "Восточные отцы IV в." (Париж, 1931) и "Византийские отцы V–VIII вв." (Париж, 1933).

В 1932 году принимает сан священника.

Член общества “Икона” в Париже. Доктор богословия "гонорис кауза" Университета св. Андрея в Эдинбурге (1937).

В годы Второй мировой войны Флоровский жил в Югославии. Только в 1946 г. он смог возвратиться в Париж.

В 1948–1955 – профессор (с 1951 – декан) Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке.

В 1954 г. избран президентом Национального совета церквей в США.

В 1956–1964 – возглавил кафедру истории Восточной церкви в Гарвардском университете.

В последние годы жизни преподавал в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения.

Член Содружества святого мученика Албания и преподобного Сергия. Видный участник экуменического движения, избирался в исполнительный комитет Всемирного совета церквей (1948).

Скончался 11 августа 1979 в Принстоне (США). Похоронен на кладбище церкви святого Владимира около г. Трентон (США).

Оценка деятельности

В основе богословской и философской позиции прот. Георгия Флоровского лежит идея «неопатристического синтеза», возвращения к учению Отцов Церкви. Такой путь, по его убеждению, предполагает восприятие и «синтез» метафизического содержания патристики с учетом современного философского опыта ("Вперед – к Отцам").

По словам Н. О. Лосского, «самый православный из современных русских философов», Флоровский внёс серьезный вклад в такие различные области, как литература, история философии, богословие, история русской религиозной мысли.

Известный деятель Православной Церкви в Америке протопресвитер Иоанн Мейендорф в предисловии к фундаментальному труду Флоровского "Пути русского богословия" отмечает, что хотя в области богословия Флоровский был блестящим самоучкой, не обладая формально богословской подготовкой, он не только погрузился в изучение отцов церкви, но и приобрёл известность как патролог. Его труд "Пути русского богословия" признавался многими как основной библиографический справочник по истории духовной культуры России. Эта книга выдержала многочисленные издания (экземпляры первого издания стали библиографической редкостью, так как тираж почти полностью погиб во время бомбардировки Белграда).

Мировоззрение Флоровского на протяжении всей его жизни эволюционировало в сторону все большей ортодоксальности традиционного православного богословия. Он активно полемизировал с "софиологической" трактовкой православия Владимира Соловьёва, священников Павла Флоренского и Сергия Булгакова.

Труды

  • Достоевский и Европа. - София, 1922. 40 с.
  • На путях: Утверждение eвразийцев: Кн. 2. - М., Берлин: Геликон, 1922. 352 с. (Один из авторов сборника).
  • Россия и латинство. - Берлин, 1923. 218 с. (Один из авторов сборника).
  • Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе. - Paris: УМСА-Press; Добро, 1929. 48 с.
  • Восточные Отцы IV века. - Париж, 1931. 240 с. (2-е издание (репринт) - Париж: УМСА-Press, 1990; 3-е издание (репринт) - М.: Паломник, 1992); 4-е изание - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 260 с.)
  • Византийские Отцы V-VIII вв.: Из чтений в Православном богословском институте в Париже. - Париж, 1933. 260 с. (2-е издание (репринт) - Париж: УМСА-Press, 1990; 3-е издание (репринт) - М.: Паломник, 1992).
  • Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве: Сборник статей. - Paris: YMCA-Press, 1935. 166 с. (Один из авторов сборника).
  • Пути русского богословия. - Париж, 1937. стр. 574. (2-е издание (репринт) - Париж: YMCA-Press, 1983; 3-е издание (репринт) - Вильнюс, 1991; 4-е издание (репринт) - Киев: Путь к истине, 1991) (Английский, французский (Les voies de la theologie russe. - Paris: Desclee de Brouwer, 1991. 314 p.) переводы).
  • Bible, Church, Tradition. - Belmont, 1972. 127 p.
  • Отцы первых веков. - Кировоград, 1993. 45 с.
  • Из прошлого русской мысли: Сборник статей. - М.: Аграф, 1998. 431 с.
  • Избранные богословские работы. - М.: Пробел, 2000. 318 с.