Мода на старину
В конце 50-х годов среди интеллигенции возникает мода на русскую историю. Сотрудники научно-исследовательских институтов отправляются в отпуск в северные деревни, фотографируют деревянные храмы и часовни. Городские квартиры украшаются прялками, вышитыми полотенцами, иконами... Б 60-е годы после публикаций эссе Владимира Солоухина «Письма из Русского музея» и «Черные доски» возникает массовая мода на коллекционирование икон141. Первоначально это увлечение не носило религиозного характера, но для многих интерес к истории стал поводом впервые прочитать Евангелия.
Епископ Афанасий застал лишь самое начало этого движения, однако чутко уловил его миссионерский потенциал. Прочитав в книге В. Солоухина «Владимирские просёлки» о том, в каком катастрофическом состоянии находится шедевр древнерусской архитектуры Георгиевский собор Юрьева-Польского, он написал специалисту по архитектуре Северо-восточной Руси Н.Н. Воронину письмо о необходимости включить собор в число памятников, подлежащих реставрации. Реставрацию храмов, хотя бы как архитектурных памятников, он считал безусловным благом. «Мне очень, очень хотелось бы <...>, – писал он протоиерею Иосифу Потапову, – поклониться святыням новгородским, усладиться созерцанием хотя бы с наружной стороны многих восстановленных и восстанавливаемых храмов, а вместе и поплакать слезами сердца об остающихся без службы церковной святых храмах, но вместе и утешиться. Пусть стоят хотя бы и закрытые храмы и своими крестами осеняют и охраняют Великий Новград, и область его, и всю Святорусскую землю... Нет службы в храмах новгородских, как и во многих других храмах!.. Сие за грехи наши!.. Но и в закрытых храмах совершается, непрерывно совершается служба Божия... совершается невидимо святыми Ангелами Божиими...»142
Ценитель и знаток древнерусской живописи, епископ Афанасий тем не менее не считал правильным помещать в издаваемых Патриархией календарях репродукции древних икон. «Нам нужны такие снимки. – писал он, – которые могли бы быть изъяты из Календаря и употреблены в качестве икон не только в домах, но, может быть, в некоторых случаях и в храмах. Поэтому здесь должны быть такие изображения, которые принесли бы верующим только утешение. И, например, не следует помещать лишь на огорчение православным снимок с древней Владимирской иконы в ее теперешнем виде, со всеми изъянами, лишь раскрытую, но не реставрированную. Наше издание не для археологов и искусствоведов. Поэтому лучше дать снимок с хорошей, хотя бы и только что написанной копии с древней Владимирской иконы»143.
Епископ Афанасий всячески приветствовал новые произведения духовной литературы. Так, прочитав составленное афонским архимандритом Софронием (Сахаровым) жизнеописание старца Силуана Афонского, он радовался тому, «что такими вещами теперь назидаются и наслаждаются»»144.
* * *
Эта мода имела и положительные, и отрицательные стороны. С одной стороны, коллекционеры спасли от уничтожения значительное число произведений церковного искусства, которые оставались в закрытых храмах и ожидали гибели. С другой, мода на старину вскоре сделала поиск икон прибыльным (хотя и незаконным) бизнесом. Случалось, что в северную деревню приезжала машина и энергичные молодые люди силой отнимали у старушек иконы, грузили их в машины и уезжали.
Молитва... с. 545.
Письма... с. 499.
Молитва... с. 485.